Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2010 в 21:02, Не определен
Сделки играют большую роль в хозяйственной жизни. О значении сделок можно судить уже потому, что все участники гражданского оборота осуществляют "Жизнь в праве" главным образом путем совершения различных сделок. Так, физические лица ежедневно заключают сделки, на основе которых им продают товары, оказывают услуги, выполняют работы. И продолжается это в течение всей жизни человека - от рождения (имеется в виду, что до определенного возраста от имени малолетнего действуют его родители и опекуны) до самой смерти (достаточно указать на завещание, справедливо именуемое "последней волей").
В судебной практике часто встречаются дела о признании сделки недействительной по ст.178 ГК. Приведу пример.32
Гражданка В. обратилась с иском в суд о признании договора дарения квартиры недействительным. Истица В. указала, что сын уговорил ее пойти в нотариальную контору и "решить вопрос с квартирой". Сын ввел ее в заблуждение, т.к. В. хотела сделать завещание на двух сыновей. В нотариальной конторе ей ничего не разъяснили, и она по неграмотности поставила под ним свою подпись. Данные факты нашли подтверждение, и суд признал договор недействительным по ст.178 ГК.
Ст.179
ГК предусматривает
Данные сделки имеют два общих момента, которые позволяют объединить их в одну статью:
1)
Потерпевшая сторона в
2) Волеизявление потерпевшего не соответствует его воле, т.к. при иных обстоятельствах сделка совершена не была бы вовсе или совершена на других условиях.
Правила ст.179 применяются как к гражданам, так и к юридическим лицам. Кроме того, следует отметить, что обман, угроза, насилие могут исходить не только от стороны сделки, но и от других лиц, действующих в её интересах. При заключении сделки под влиянием обмана на решение потерпевшего воздействует неправильное представление, которое исключает возможность надлежащего формирования воли субъекта. Под влиянием обмана складывается ошибочное намерение, принимается неправильное решение, возникает порок воли, приводящий к ошибочному волеизъявлению, Обман может относиться к любому элементу сделки, в том числе и к мотивам её заключения. Но необходимо чтобы его влияние было существенным для Формирования воли.
Как указывалось выше, при обмане, присоединяется ещё одно обстоятельство, а именно: умышленное, намеренное создание ложных представлений у контрагента или умышленное, намеренное использование уже имеющегося у него ложного представления в целях побуждения его к совершению сделки, которую он без обмана не совершил бы. Обман может выражаться как в форме действия, так и в форме бездействия.
Недействительной является сделка, которая совершена под влиянием угрозы.
Угроза - психическое воздействие на волю лица посредством заявлений о причинении ему или его близким физического или морального вреда, если он не совершит сделку. Угроза воздействует на психику субъекта. И воздействие происходит не столько на сознание, сколько непосредственно на волю путём применения психического принуждения: под влиянием страха субъект выражает свою волю, выбирая меньшее из двух зол. Неправильно говорить, что при угрозе отсутствует воля и имеется голое волеизъявление, вообще не выражающее внутренней воли,
При угрозе, как и при насилии, принуждение действует на психику субъекта. Субъект принимает решение, не соответствующее его истинным намерениям. Но угроза отличается от насилия по следующим признакам:
а) угроза - это не реализованное в действительности намерение причинить вред;
б) Угроза может выражаться как в возможности совершения правомерных действий (сообщение о преступной деятельности лица, наложение ареста на имущество), так и в возможности совершения неправомерных действий (причинение вреда жизни и здоровью, повреждение или уничтожение личного имущества).
Помимо всего этого, следует отметить, что для признания сделки недействительной вследствие угрозы необходимо, чтобы угроза была реальной, исполнимой и значимой. Эти моменты устанавливаются судом с учётом всех обстоятельств дела.
Уголовный
кодекс РФ 1996 года впервые предусмотрел
уголовную ответственность за принуждение
к совершению сделки или отказу от ее совершения.
Ст. 179 УК РФ устанавливает ответственность
за принуждение к совершению сделки или
отказу от её совершения под угрозой применения
насилия, уничтожения или повреждения
чужого имущества, а равно распространения
сведений, которые могут причинить существенный
вред правам и законным интересам потерпевшего
или его близких. Таким образом, помимо
того, что сделка: совершённая под влиянием
обмана, насилия, угрозы, может быть признана
недействительной по иску потерпевшего,
угроза применения насилия, уничтожения
или повреждения имущества потерпевшего,
а также фактическое применение насилия
влекут уголовную ответственность по
ст. 179 УК РФ. Данное преступление совершается
умышленно, т.е. лицо принуждает потерпевшего
к совершению сделки или к отказу от её
совершения, желает достигнуть этого,
сознательно прибегая к действиям, указанным
в ст. 179 УК.
Для признания недействительной кабальной сделки необходимо наличие одновременно двух признаков:
1) нахождение лица, совершающего сделку, в тяжелых обстоятельствах;
2)
лицо совершает сделку
По протесту заместителя Председателя Верховного Суда России Ростовский областной суд признал недействительной сделку по обмену трехкомнатной квартиры, нанимателем которой была гр-ка Ш., на однокомнатную квартиру в том же доме, где проживала семья Т. из трех человек, по следующим обстоятельствам: обмен состоялся в июне, а в августе Ш. обратилась в суд с иском о признании обмена недействительным, указав, что совершила его вследствие стечения тяжелых обстоятельств: в мае после тяжелой болезни умер ее муж, она тяжело переживала его смерть, в связи с чем была доставлена в больницу с острым нарушением мозгового кровообращения, а затем проходила амбулаторное лечение.
По словам Ш., воспользовавшись этим обстоятельством, Т. и ее муж склонили ее написать заявление об обмене квартиры. Оформление обменных документов, прописку и переезд осуществил без ее участия муж Т.
Удовлетворяя иск, суд указал, что обмен на крайне невыгодных для Ш. условиях был совершен вследствие стечения тяжелых обстоятельств, когда волю гражданина, хотя она и соответствует его действию, нельзя рассматривать как свободно сложившуюся, поскольку она формируется под влиянием этих обстоятельств.
Недействительность сделок вследствие порока формы сделки зависит от того, какая форма законом или соглашением сторон для совершения той или иной сделки установлена. Естественно, что не возможно представить не соблюдешь устной формы сделки. Закон связывает недействительность только с письменной формой сделки. Несоблюдение простой письменной формы влечет недействительность сделки только в случаях, специально указанных в законе (ст.339 ГК) или в соглашении сторон. Несоблюдение же требуемой законом нотариальной формы, а также государственной регистрации сделки всегда влечет ее недействительность. Такая сделка является ничтожной. Однако для некоторых случаев предусмотрена возможность избежать недействительности указанных сделок (п.2 ст.165 ГК). Применительно к нарушению требования о форме имеется в виду ситуация, когда сделка к моменту возникновения вопроса о ее недействительности исполнена (работа выполнена), но сторона, исполнившая сделку, обращается в суд за защитой своих интересов. В данном случае суд может удовлетворить иск, признав сделку действительной. Такое решение освобождает сторон от нотариального удостоверения сделки.
В отношении сделок, в которых одна из сторон уклоняется от государственной регистрации решение суда создает обязанность произвести регистрацию соответствующему органу, но при условии, что сделка совершена в надлежащей форме.
Вместе с признанием действительной незаверенной у нотариуса сделки или вынесения решения, обязывающего зарегистрировать сделку, на сторону, необоснованно уклонившуюся от нотариального удостоверения или государственной регистрации, может быть возложена обязанность возместить причиненные другой стороне убытки.
Сделки с пороками содержания признаются недействительными вследствие расхождения условий сделки с требованиями закона и иных правовых актов.
Среди
отдельных составов недействительных
сделок с пороками содержания следует
назвать сделки, совершаемые с целью, заведомо
противной основам правопорядка и нравственности
(ст. 169 ГК), а также мнимые и притворные
сделки (ст.
170 ГК). Сделки, совершаемые
с целью, заведомо противной основам правопорядка
и нравственности, представляют собой
квалифицированный состав недействительной
сделки, не соответствующей требованиям
закона. Иными словами, к составу недействительной
сделки с пороком содержания добавляется
квалифицирующий субъективный момент
- цель. Следовательно, при установлении
факта нарушения требований закона, в
условиях сделки, такая сделка признается
недействительной, но если при этом сделка
была совершена с целью, заведомо противной
основам правопорядка и нравственности,
то наступают более жесткие последствия,
предусмотренные законом, - взыскание
всего полученного в доход государства.
На первый взгляд, состав, предусмотренный
ст. 169 ГК, имеет самостоятельный характер
и не требует условия несоответствия сделки
требованиям закона, достаточно лишь установить
наличие противоправной цели, и сделка
недействительна со всеми вытекающими
последствиями. Однако это не так. Гражданское
право не имеет целью устанавливать меры
ответственности за нарушение основ правопорядка
и нравственных устоев общества. Это задачи
иных отраслей права. И если заключенная
сделка покупки оружия с соблюдением всех
предусмотренных законом процедур совершена
с целью убийства, то меры гражданского
законодательства не в состоянии предотвратить
это деяние или наказать виновного. В данном
случае эта цель находится за пределами
сделки по приобретению оружия. Законное
приобретение оружия - действительная
сделка, использование же этого оружия
для убийства - состав уголовного преступления.
В данном квалифицированном составе недействительных
сделок довольно часто гражданский закон
пересекается с составами различных уголовных
преступлений и административных проступков.
Роль гражданского закона и, в частности,
ст. 169 ГК - устранение неблагоприятных
имущественных последствий такого рода
действий. Карательные санкции к одной
или к обеим сторонам могут быть применены
при наличии следующих условий. Во-первых,
карательные санкции применяются при
наличии умысла хотя бы у одной из сторон.
Во-вторых, для применения карательных
санкций достаточно, чтобы хотя бы одна
из сторон произвела исполнение или, во
всяком случае, приступила к исполнению
по такой сделке.
В-третьих, карательные санкции применяются
к стороне, умышленно совершившей такую
сделку, причем независимо от того, произвела
ли она сама исполнение или ограничилась
принятием исполнения от другой стороны.
С учетом всех этих обстоятельств в доход
государства будет взыскано либо все полученное
по сделке, либо все причитавшееся в возмещение
полученного, либо, наконец, и то и другое.
Так, если с умыслом действовали обе стороны,
но одна из сторон исполнение произвела,
а другая не произвела, то со стороны, получившей
исполнение по сделке, будет взыскано
в доход государства как все ею полученное,
так и все, что она сама должна была исполнить
по сделке.
Мнимые
и притворные сделки - сделки с отсутствием
основания, т.е. того типового юридического
результата, который должен был бы иметь
место в действительной сделке. Мнимая
сделка совершается лишь для вида, без
намерения создать соответствующие ей
правовые последствия. Подобные сделки,
как правило, совершаются с целью создать
видимость правовых последствий, не желая
их наступления в действительности. Например,
пытаясь избежать конфискации имущества,
гражданин оформляет договор дарения
на имя своего родственника. Гражданин
действительного желания передать право
собственности не имеет, он заинтересован
в создании видимости перехода права собственности
для следственных и судебных органов.
Мнимые сделки ничтожны. Несколько иначе
выглядит притворная сделка. В ней также
отсутствует основание - стороны стремятся
достигнуть отнюдь не того правового результата,
который должен возникнуть из совершаемой
сделки. В этой ситуации имеются две сделки:
одна притворная, а другая та, которую
стороны действительно имели в виду. Таким
образом, притворная сделка как бы прикрывает
своей формой истинную сделку. Поскольку
притворная сделка не имеет основания,
она недействительна. Однако притворные
сделки не всегда возникают вследствие
неблаговидных действий, нередко граждане
просто не понимают, какую сделку им следовало
бы совершить, либо не проводят различия,
скажем, между куплей-продажей и имущественным
наймом. Закон предоставляет возможность
исправить подобные ошибки: признавая
притворную сделку недействительной,
предлагается применить к сделке, которую
стороны действительно имели в виду, относящиеся
к ней правила закона. Если прикрываемая
сделка не противоречит требованиям закона
и иных правовых актов, то она действительна
и порождает соответствующие права и обязанности,
если же имеется правонарушение, то она
признается недействительной.
Совершение сделки, имеющей порок какого-либо из элементов ее состава, не может породить юридических последствий. Однако в силу наличия внешней формы заключенной сделки факт ее недействительности нуждается в констатации либо в указании на наличие порока, делающего сделку недействительной. Недействительные сделки различаются в зависимости от того, требуется ли для ее признания недействительной решение суда, либо сделка является недействительной независимо от такого решения. Первые сделки именуются оспоримыми, вторые - ничтожными (ст. 166 ГК). К какой из групп отнести ту или иную недействительную сделку - определяется законом. Так, ГК (ст. 168) установил, что все сделки по общему правилу являются ничтожными, а оспоримыми только в случаях, прямо предусмотренных законом. Оспоримость сделки означает доказывание какого-либо факта, имеющего значение для действительности сделки. В основном подлежат доказыванию вопросы, связанные с наличием воли и правильным ее отражением в волеизъявлении, либо наличие или отсутствие согласия опекуна или попечителя на совершение сделки. Оспоримой сделка может быть признана только судом, и до вьмесения судебного решения никто, в том числе и никакой государственный орган не вправе объявлять оспоримую сделку недействительной. Если иск о признании оспоримой сделки не предъявлен в течение установленного законом срока исковой давности, то сделка считается действительной. Иной характер имеют ничтожные сделки. Ничтожная сделка недействительна изначально, ее порок настолько серьезен, что не требует установления этого факта судебным либо иным органом. Поэтому при установлении порочности какого-либо из элементов ничтожной сделки любой орган, гражданин или организация вправе потребовать применения последствий недействительности ничтожной сделки.