Правовое положение дворянства в Российской Империи в XVIII- нач. XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2010 в 11:57, Не определен

Описание работы

Актуальность работы. В наше время вопрос судьбы российского дворянства вновь оказался в центре общественного внимания. На современном этапе исторического развития Россия находится на пути становления гражданского общества. Его формирование невозможно без осуществления системы преобразований. Процесс адаптации к изменившейся реальности предполагает налаживание эффективного взаимодействия с окружающей средой на экономическом, политическом и социальном уровнях. В связи с этим, объектом исследования общественных наук являются формы поведения различных социальных групп, способы их взаимодействия в переходные эпохи. Успешное решение поставленных проблем невозможно без использования исторических данных

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)

     Конкретным проявлением последствий принятия Манифеста стал отток дворян со службы, отмечаемый некоторыми исследователями в течение первых лет его действия.

     Екатерина II при своем воцарении в том  же году подтвердила эти дворянские вольности. Отмена обязательности дворянской службы стала возможной в связи и с тем, что ко второй половине XVIII в. основные внешнеполитические задачи (выход к морю, освоение Юга России и т.д.) были уже решены, и больше не требовалось крайнего напряжения сил общества.

     Манифест 7 ноября 1775 г. («Учреждения для управления губерний Всероссийския Империи»), подписанный Екатериной Великой, был направлен на устранение недостатков существующего областного управления.

     Россия  была разделена на 50 губерний под  управлением губернатора, иногда во главе 2-3 губерний ставился генерал-губернатор или наместник с обширными полномочиями (ст.2). Становясь привилегированным и обособленным сословием, дворянство не имело еще сословной организации, а с уничтожением обязательной службы могло потерять и служебную организацию. Учреждения 1775 г., давая дворянству самоуправление, этим самым давали ему внутреннюю организацию. Для избрания должностных лиц дворяне должны были съезжаться всем уездом через каждые три года и выбирали себе уездного предводителя, капитана-исправника и заседателей в различные учреждения (ст.64). Дворянство каждого уезда становилось целым сплоченным обществом и через своих представителей управляло всеми делами уезда; и полиция, и администрация находились в руках дворянского учреждения (нижний земский суд cт.22).

     По  своему сословному положению дворяне становились с 1775г. не только землевладельцами уезда, но и его администраторами. В то же время в тех учреждениях 1775 г., состав которых был бюрократическим или наполовину, или совсем, громадное число чиновников принадлежало к дворянству; поэтому можно сказать, что не только уездное, но и губернское управление вообще сосредоточивалось в дворянских руках. Дворянство же из своих рядов давно уже поставляло, главных деятелей и в центральные учреждения. С упадком старой аристократии дворяне стали ближайшими помощниками верховной власти в деле управления и наполняли все высшие учреждения в качестве коронных чиновников.

     Таким образом, с 1775г. вся Россия от высших до низших ступеней управления (кроме  разве городовых магистратов) стала управляться дворянством: вверху они действовали в виде бюрократии, внизу - в качестве представителей дворянских самоуправляющихся обществ. Такое значение для дворянства имели реформы 1775г., они дали ему сословную организацию и первенствующее административное значение в стране.

     Следующим документом, завершившим длительный процесс законодательного оформления привилегий дворянства, стала Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства, изданная императрицей Екатериной II 21 апреля 1785 года. 
Принятие Грамоты было вызвано необходимостью консолидации дворянства и укрепления позиций помещиков в условиях назревающего кризиса феодальных отношений.

     Здесь уже начала сословного самоуправления рассматриваются как сословные привилегии, наряду со всеми теми правами и льготами, какие дворяне имели раньше.

     «Жалованная грамота» явилась не новым, по существу, законом о дворянстве, систематическим изложением ранее существовавших прав и преимуществ дворян с некоторыми прибавлениями. Главной новостью было признание дворянства уже не одного уезда, но и целой губернии за отдельное общество с характером юридического лица.

     Дворяне желали консолидироваться, обособиться  от остальных сословий. Идея «Дворянского Корпуса» как чего-то изолированного уже вполне созрела и проникла в сознание дворянских масс.

     Дворянские наказы не ограничивались одними требованиями общего характера, они определяли также и состав дворянского корпуса, и те права и преимущества, которыми они желали отделиться от остальных людей подлого рода. В стремлении к обособлению дворян должны были враждебно отнестись к «Табели о рангах» Петра I, которая доводила мысль о преимуществе службы перед родом. Многие дворянские наказы и хлопочут, чтобы дворянство давалось только через пожалование самим государем; мало того, некоторые наказы просят исключить из числа дворян тех, кто попал в него по чину. Но большинство наказов не шло так далеко: большинство просило только исключить из дворянского сословия тех лиц, которые, не имея дворянских дипломов и не представляя никаких доказательств своего дворянского происхождения, продолжали состоять в числе дворян. В старину и при Петре было несколько низших разрядов служилого сословия, которые оставались на каком-то межеумочном положении; некоторые из них попадали в подушный оклад, некоторые – нет, но и не зачислялись в ряды благородного шляхетства, хотя по старой памяти и продолжали называться дворянами. Так вот теперь их старшие братья не захотели иметь их в своей среде. Некоторые наказы предлагали установить особую категорию выслужившихся дворян, категорию помещиков.

     Ярославское дворянство, представителем которого был известный князь М.М. Щербатов20, просило, «чтобы дворяне по степени знатности рассортированы были по 6 реестрам: князья, графы, бароны, дворяне иностранного происхождения, пожалованные дворяне и чиновники»21; кроме того, ярославские дворяне просили «расписать всех дворян по городам, учредить ежегодные дворянские собрания и завести дворянские книги»22. Высоко ценя свое благородство, дворяне добивались, чтобы оно отнималось не иначе, как по суду за неблаговидные поступки для дворян.

     «Проект прав благородных» предлагал лишить дворянства за измену, воровство, подлог, нарушение клятвы и др. Затем с  точки зрения своего благородства дворяне добивались освобождения от телесных наказаний, пыток и смертной казни; некоторые наказы прибавляли сюда и конфискацию имущества.

     В области имущественных прав дворяне  добивались исключительного права  на владение населенными имениями. Надо сказать, что это их право  подтверждалось ещё при императрицах Анне и Елизавете, но на практике плохо исполнялось; жизнь была сильнее дворянских тенденций; теперь дворяне и просили категорически запретить всем недворянам владеть землями с крепостным населением. Дворяне хлопочут об отмене стеснительного указа Петра Великого о руде23, просят разрешить им приобретать дома в городах, беспошлинно курить вино для домашнего употребления, брать откупы и подряды и продавать продукты своих земель. Затем дворяне хлопочут об уничтожении мелких, но докучливых сборов с бань, мельниц, пасек, просят об освобождении их домов от военного постоя и т. п.

     Все сословные домогательства дворян были приняты Екатериной и нашли себе почти полное удовлетворение в Жалованной грамоте дворянству 1785 г. В одном только Екатерина не выполнила желания дворян - она не замкнула дворянского сословия, осталась на точке зрения петровского законодательства, что дворянство приобретается службой и трудами, престолу российскому полезными. Но все же Екатерина признала и тот принцип давности, который выдвигался в наказах.

     Первая  статья жалованной Грамоты гласила: «Дворянское звание есть следствие, истекающее от качеств и добродетелей, приобретенных древними мужами, от заслуг, обращающих род в достоинство  и приобретающих потомству своему нарицание благородных».

     Как логическое последствие этого общего положения, жалованная грамота, говорила, что дворянин, женясь на недворянке, сообщает свое звание ей и детям, и что дворянское достоинство неотъемлемо – что дворянин теряет его не иначе, как по суду за те преступления, за которые следует телесное наказание и лишение чести, и не иначе, как с конфирмацией государя (ст.13). Раз дворянское звание в таком смысле неотъемлемо, то «Жалованная Грамота» признает, что дворянка, выйдя замуж за недворянина, не теряет своего звания, но не сообщает его ни мужу, ни детям (ст.7). Дворянин, покамест он остается дворянином, не может быть подвергнут телесному наказанию (ст.15) или лишению чести без суда (ст.9) , должен быть судим равными себе (ст.12) и лично должен быть освобожден от всех податей (ст.36). Таковы права дворянства, вытекающие из самого понятия благородства.

     Екатерина утвердила также за дворянами все те права и преимущества, которые были им дарованы её предшественниками. Дворяне вольны служить и вольны просить об отставке (ст.8), они имеют право вступать на службу к дружественным заграничным государям, но при нужде государства каждый дворянин по первому требованию самодержавной власти должен служить, не щадя ничего, даже живота своего (ст.20).

     Затем Екатерина подтвердила право  дворян свободного распоряжения благоприобретенными именьями и установила, что наследственные имения не подлежат конфискации, а переходят по наследству к наследникам (ст.22). Затем дворянам было даровано право торговать оптом плодами своей земли без платежа тех налогов, которые падали на купцов (ст.27); открывать заводы, ярмарки (ст.28,29) и подлежать городовому праву (ст.31), если бы они пожелали им воспользоваться. Исполняя желания дворян, Грамота подтвердила их права на недра земли (ст.33). Кроме того, был снят с дворянских лесов целый ряд ограничений (ст.34), которые лежали на них по указам Петра I, запрещавшего в целях сбережения мачтового леса рубить дубы и сосны известной величины. Помещичьи дома в деревнях освобождались от постоя (ст.35).

     Вняв  желанию дворян составить особый «корпус», «Жалованная Грамота» предоставляла дворянам собираться в той губернии, где они жительство имеют, и составлять дворянские общества (ст.37). Созывались дворяне генерал-губернатором через каждые 3 года для выборов разных должностных лиц и для выслушивания предложений и требований генерал-губернатора и губернатора (ст.38). На предложения генерал-губернатора дворяне имеют право чинить пристойные ответы о добре и пользе общественной. Но, кроме этого пассивного права, дворяне через депутатов имеют право подавать жалобы в Сенат и непосредственно государю, делать представления об общих государственных нуждах (ст.48). Дворянство каждой губернии имеет право иметь свой дом (ст.50), архив (ст.51), свою печать (ст.52), своего секретаря (ст.53) и своими добровольными вкладами составлять особую казну (ст.54).

     Желая если не замкнуть, то ясной чертой отделить дворянство от остальных классов, Екатерина  разрешила дворянам иметь в каждом уезде свою родословную книгу и на предмет ведения её выбирать одного депутата (ст.66,67). Этот депутат вместе с предводителем дворянства должен иметь попечение о составлении и пополнении дворянской родословной книги. В нее должно записывать дворян, которые имеют недвижимость в уезде и могут доказать свое право на дворянское звание (ст.68). Родословная книга должна была состоять из 6 частей (ст.76).

     В первую часть вносятся действительные дворяне, то есть те, кто пожалован  в дворяне благодаря гербу, печати и чей род существует более 100 лет (ст.77).

     Во  вторую часть заносятся те дворяне  и их потомки, которые во Франции назывались «дворянством шпаги» (noblesse d’epole), то есть потомки обер-офицеров, возведенных в дворяне по «Табели о рангах» Петра I (ст.78).

     Третья  часть вмещает в себя те фамилии, которые во Франции назывались nobless de robe, то есть потомство чиновников, попавших в дворянство по «Табели о рангах» Петра Великого (ст.79).

     В четвертую часть записывались иностранные  дворянские роды, переехавшие на службу в Россию (ст.80).

     Пятая часть обнимала собой титулованные дворянские роды – князей, графов, баронов (ст.81).

     В шестую часть, самую почетную, попадали древние, самые благородные дворянские роды, которые вели свое родословное  дерево с XVII и даже XVI столетия. Так  удовлетворила Екатерина желание  дворянства иметь в своей среде  известную дифференциацию (ст.82).

     Все внесенные в родословную книгу  получали право присутствовать на дворянских собраниях, а правом голоса пользовались лишь те, кто достиг 25-летнего возраста, имел свою деревню и дослужился до обер-офицерского чина. Тот, кто не удовлетворял этим условиям, тот мог только присутствовать, но ни активным, ни пассивным избирательным правом не пользовался. Пассивным избирательным правом пользовались те, кто имел со своих деревень дохода на менее 100 руб.

     «Жалованная Грамота дворянству» 1785г. была кульминационным пунктом, который завершил консолидацию и социально-политическое возвышение дворянства. Дворянство сделалось теперь свободным общественным классом, классом привилегированным, который обставлен рядом гарантий по отношению к верховной власти и её представителям.

     В ходе работы важно отметить, что Грамота закрепляла важные юридические гарантии (права) и преимущества дворянского сословия:

  1. Личные права: право на дворянское достоинство, право на защиту чести, личности и жизни, освобождение от податей, повинностей и телесных наказаний, от обязательной государственной службы и др.
  2. Имущественные права: полное и неограниченное право собственности на приобретение, использование и наследование любого вида имущества. Устанавливалось исключительное право дворян покупать деревни и владеть землей и крестьянами, дворяне имели право открывать промышленные предприятия (строить фабрики и заводы) в своих имениях, разрабатывать полезные ископаемые на своей земле, торговать продукцией своих угодий оптом, приобретать дома в городах и вести морскую торговлю.
  3. Грамота закрепляла привилегию дворян в отношении правосудия: личные и имущественные права дворянства могли быть ограничены или ликвидированы только по решению суда: дворянина мог судить только равные ему сословный суд, решения других судов для него не имели значения. Приговор суда по делу любого дворянина обязательно подлежал рассмотрению в Сенате, причем обвинительный приговор вступал в законную силу только после его утверждения императрицей, которая по своему желанию могла освободить дворянина от наказания независимо от тяжести совершенного им преступления (ст.13). 
    Рассматриваемый документ впервые устанавливал срок давности для рассмотрения уголовных дел дворян (10 лет), который не зависел от тяжести совершенного преступления (ст.14).
  4. С 1771 г. исключительное право служить по гражданскому ведомству, в чиновничьем аппарате (после запрета принимать на службу лиц податных сословий), а с 1798 г. формировать офицерский корпус в армии.
  5. Политические корпоративные права: право созывать и участвовать в провинциальных съездах, составлять особые дворянские общества, избирать свои представительные органы, свой сословный суд, иметь титул «благородства», который мог быть отнят только по суду «равных» или по решению царя.

Информация о работе Правовое положение дворянства в Российской Империи в XVIII- нач. XX века