Правовое положение дворянства в Российской Империи в XVIII- нач. XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2010 в 11:57, Не определен

Описание работы

Актуальность работы. В наше время вопрос судьбы российского дворянства вновь оказался в центре общественного внимания. На современном этапе исторического развития Россия находится на пути становления гражданского общества. Его формирование невозможно без осуществления системы преобразований. Процесс адаптации к изменившейся реальности предполагает налаживание эффективного взаимодействия с окружающей средой на экономическом, политическом и социальном уровнях. В связи с этим, объектом исследования общественных наук являются формы поведения различных социальных групп, способы их взаимодействия в переходные эпохи. Успешное решение поставленных проблем невозможно без использования исторических данных

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)

     До  Петра I феодальное сословие подразделялось на ряд социальных групп, пользовавшихся неодинаковыми правами и привилегиями: бояре, дворяне, дети боярские, окольничие и т.д. Неравноправное их положение неоднократно приводило к взаимному столкновению между ними, что ослабляло господствующий класс. Это обстоятельство побудило Петра объединить все социальные группы феодалов в одно сословие, использовав заимствованный польский термин «шляхетство». Но термин «шляхетство» не прижился и затем в обиход стал возвращаться поднятый на новый уровень термин «дворянство». Юридическими актами, определившими правовое положение дворянства, были: Указ о единонаследии (23 марта 1714 г.) и Табель о рангах (1722 г.)

     Дворянство  имело ряд почетных прав и привилегий. Оно получало высокие чины по службе скорее и раньше, чем лица, принадлежащие к другим сословиям, освобождались от податей, рекрутской повинности и т.д. Но, необходимо отметить, что в период властвования Петра I дворянство можно назвать привилегированным сословием с одной оговоркой: все его привилегии оборачивались обязанностью для всех дворян находиться на государственной службе.11 Петр создал регулярное войско из гвардейских и армейских полков. Служба в полках для шляхетства была обязательной и бессрочной, как и раньше, но в отличие от прошлого — постоянной, по крайней мере, до окончания Северной войны. Служба начиналась с 15 лет и непременно рядовым. В 1714 г. было запрещено производить в офицеры "из дворянских пород, которые не служили солдатами гвардии и не знают с фундамента солдатского дела"12. Вместе с тем усилены наказания для уклоняющихся от службы: у них отбирались имущества, и они подвергались шельмованию. Кроме обязанности службы, на дворян была возложена обязанность учиться, дома или за границей, цифири, геометрии, навигацкой науке и проч. Не обучившимся этим основным наукам было запрещено вступать в брак.

     В итоге значительное количество дворян больше страдало от своей родовитости, нежели получало от этого выгоду. 

     Правовой  статус дворянства был существенно изменен принятием Указа о единонаследии 1714 г. Этот акт имел несколько последствий:

     во-первых, юридическое слияние таких форм земельной собственности, как вотчина и поместье, привело к возникновению единого понятия "недвижимая собственность". На ее основе произошла консолидация сословия;

     во-вторых, установление института майората - наследования недвижимости только одним старшим сыном, не свойственно русскому праву. Целью было сохранение от раздробления земельной дворянской собственности. Реализация нового принципа приводила, однако, к появлению значительных групп безземельного дворянства, вынужденного устраиваться на службу по военной или по гражданской линии.

     Логическим  продолжением Указа о единонаследии  стала Табель о рангах (1722г.). Вместо прежней службы по отечеству соответственно правилам местничества  «Табелью о рангах» положено начало выслуги и личного дворянства каждого служащего. Сформулированная Табелью о рангах новая система чинов и должностей юридически оформила статус правящего класса. Закон 1722 г. состоял из расписания новых чинов по 14 классам или рангам и из 19 пояснительных пунктов к этому расписанию. Петровской Табелью о рангах было введено разделение дворянства на потомственное и личное. Потомственное дворянство передавалось по наследству от отца и приобреталось: «по рождению» (по происхождению), в результате «монаршей милости» и «пожалования российского ордена», а также «по выслуге» (с 14-го ранга для военных чинов и с 8-го для гражданских). Благодаря Табели о рангах человек незнатного происхождения, выделившийся заслугами перед Отечеством на поле боя или же на гражданской службе, мог получить дворянство - личное или даже потомственное.

     Для военных чинов потомственное  дворянство обеспечивалось с 12-го класса. В Табели говорилось: «Воинским чинам, которые дослужатся до обер офицерства не из дворян, то когда кто получит вышеписанной чин, оной суть дворянин, и его дети, которые родятца в обор офицерстве, а ежели не будет в то время детей, а есть прежде, и отец будет бит челом, тогда дворянство давать и тем, толко одному сыну, о котором отец будет просить. Протчие же чины, как гражданские, так и придворные, которые в рангах не из дворян, оных дети не суть дворяна» (ст.15).

     Порядок чинопроизводства был задуман Петром I с таким расчетом, чтобы дать возможность выдвинуться людям, возможно, и незнатным, но благодаря личным заслугам, образованию, службе Отечеству. И, наоборот, по замыслу Петра I, не должны были получать чины вне очереди неслужившие знатные сынки.

     Петр I зафиксировал в «Табели о рангах»: «Надлежит дворянских детей в колегиах производить снизу: а имянно, перво в колегии юнкары, ежели ученые, и освидетелствованы от колегии, и в Сенате представлены, и патенты получили. А которые не учились, а нужды ради и за оскудением ученых приняты, тех перво в титулярные колегии юнкары писать, и быть им те годы без рангов, которым нет рангов до действителнаго колегеи юнкарства… Карпоралские и сержантские лета зачитать тем, которые учились и выучились подлинно, что коллежским правлениям надлежит» (ст.14).

     В связи с особенностями чинопроизводства в первой половине XVIII в. типичной для  офицерского корпуса фигурой  стал дворянин, обязанный служить  пожизненно, поступающий на службу рядовым, затем получавший унтер-офицерский чин и, наконец, производимый в офицеры. До трети офицеров производилось из нижних чинов гвардии, весь личный состав полков которой долгое время состоял из дворян. Значительное число офицеров производилось из солдат недворянского происхождения (в начале 1720-х годов недворянское происхождение имели до трети офицеров)13.

     Потомственное дворянство передавалось жене, детям  и дальним потомкам по мужской  линии. Дочери, вышедшие замуж, приобретали  сословный статус мужа (если он был  выше). До 1874г. из детей, родившихся до получения потомственного дворянства, статус отца получал только один сын, остальные записывались в «почетные граждане» (1832г.), после 1874г. – все.

     И в XVII в., и в начале XVIII в., когда  дворянство отличалось от прочих классов  только обязанностью службы и условным правом личного землевладения, дворяне не дорожили своим положением и скрывались от службы переходом в низший класс, даже в холопы. В свою очередь, и правительство, нуждаясь в служебных силах, легко принимало, или, как тогда выражались, «верстало» различных людей в дворянство. Петр своей Табелью о рангах открыл широкий доступ в ряды дворян всем людям, дослужившимся до обер-офицерского чина. Но только люди, дослужившиеся до первых восьми рангов или чинов, причислялись к «лучшему», «старшему», т.е. потомственному дворянству; прочие состояли в дворянстве личном. С течением времени чем лучше становилось положение дворянства и чем более знакомились дворяне с западноевропейскими правами и понятиями, тем более в дворянстве формировалось чувство сословной чести. Явилось понятие о том, что прилично и что неприлично дворянину.

     В целом, Петровская «Табель», определяя  место в иерархии государственной  службы, в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым  людям из низших сословий. «Дабы  тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать» - гласила одна из описательных статей закона14.

     Однако  по мере утверждения «Табели» в государственном  устройстве чин все больше и больше становился объектом почитания, тормозившего любые демократические процессы в стране.

     Таким образом, Табель о рангах стала документом, существенно регламентирующим жизнь общества в течение последующих двух веков. Разумеется, петровская «Табель о рангах» не оставалась неизменной в течение 195 лет существования, а менялась в течение почти двух веков в результате основных реформ. 

1.2 Привилегии дворянству при Елизавете 

     Начало  расцвета дворянства приходилось на царствование Елизаветы Петровны. Обязанная своим восшествием на престол дворянству Елизавета невольно должна была действовать на благо этого класса, и мероприятия правительства естественно должны были проникнуться дворянскими тенденциями. Государственная служба при Елизавете Петровне все в большей степени становилась дворянской привилегией (но вместе с тем и обязанностью).

     Свое  правление Елизавета начала с  того, что осыпала милостями гвардию. Лица, стоявшие у власти и вышедшие в большинстве случаев из среды  дворянства, не пропускали случая, чтобы  не сделать чего-либо в интересах  своего сословия. Таким образом, в  1746 г., по случаю производства новой ревизии, издан был указ, запрещающий разночинцам, состоявшим в подушном окладе, приобретать земли, населенные крестьянами, а равно и крестьян без земли. Указ Елизаветы запрещал, кому бы то ни было, кроме дворян, покупать «людей и крестьян без земель и с землями»15.

     Землевладение и душевладение начинало становиться  исключительным правом дворян. Это  было дальнейшим расширением мероприятий  московского правительства, которое  стремилось к сосредоточению в руках  служилого сословия земель и людей. Межевой инструкцией 1754 г. и указом 1758 г. было подтверждено это запрещение и предписано, чтобы лица, не имеющие права владеть населенными землями, продали их в определенный срок. Таким образом, одно дворянство могло иметь крестьян и «недвижимые имения» (термин, сменивший в законодательстве старые слова — вотчина и поместье). Это старое право, будучи присвоено одному сословию, превращалось теперь в сословную привилегию, резкой чертой отделяло привилегированного дворянина от людей низших классов. Даровав эту привилегию дворянству, правительство Елизаветы, естественно, стало заботиться, чтобы привилегированным положением пользовались лица только по праву и заслуженно. Отсюда ряд правительственных забот о том, чтобы определить яснее и замкнуть дворянский класс.

     Создавая  привилегии дворянству, правительство  естественно должно было стремиться к тому, чтобы точнее определить границы дворянского сословия. Было постановлено, что лица, прошедшие  в обер-офицеры, не могут считаться  потомственными дворянами, а дети их совсем не считаются дворянами.

     В 1730 г. Верховный тайный совет обещал шляхетству «содержать его в надлежащем почтении и консидерации, как и  в прочих европейских государствах»16. При Елизавете это обещание до некоторой степени переходило в дело. Рядом с созданием сословной привилегии идет забота отделить дворянство от остальных низших слоев населения путем его обособления, недопущением в дворянство демократических элементов. Таким пришлым элементом было дворянство личное, т.е. те люди, которые своей службой приобрели личные права дворянства. Указами Елизаветы это личное дворянство лишено было права покупать людей и земли.

     Сенат в 1758 и 1760 гг. постановил о личных дворянах: «Так как дети их не дворяне, то не могут  иметь и покупать деревни»; «недворяне, произведенные по статской службе в обер-офицеры, не могут считаться во дворянстве и не могут иметь за собою деревень»17. Так пресекалась возможность для личного дворянства пользоваться льготами потомственного дворянского класса. Дворяне по роду становились отдельно от дворян по службе. Но из среды дворянства, пользовавшегося всеми правами и льготами, правительство стремилось вывести всех тех людей, дворянское происхождение которых было сомнительно. Дворянином стали считать только того, кто мог доказать свое дворянство. С 1756г. рядом постановлений Сенат определил, что в дворянские списки могут быть вносимы только лица, доказавшие свое дворянское происхождение. При этом определен был и самый порядок такого доказательства.

     Так появилась на Руси сословная категория личных дворян, отделенных от дворян потомственных. За это время много лиц вошло в дворянскую среду, но согласно новому уставу они не принадлежали к дворянству. Вследствие этого в 1756 г. Сенат определил, что в дворянские списки могут быть записаны только те лица, которые доказали свое дворянское происхождение; определен был и порядок доказательства.

     Наделяя дворянства правами землевладения  и душевладения, правительство Елизаветы  принимало меры и к обеспечению  фактического пользования этими правами. Указом от 13 мая 175418 года учрежден был государственный заемный банк, чтобы дворяне могли под залог доставать деньги с меньшими процентами.

     Заботясь  об обеспечении дворян землями и  крепостными душами, правительство  шло навстречу и стремлениям дворян расширить свои права над крестьянским населением. Право передачи крестьян было расширено: в 1760 г. помещику дано было право ссылать неисправных крестьян в Сибирь, причем правительство считало каждого сосланного как бы за рекрута, данного помещиком в казну; наконец, крестьяне были лишены права входить в денежные обязательства без позволения своих владельцев. Владельцы получили, таким образом, широкие права над личностью и имуществом своих крестьян. Дворянин являлся перед правительством не только владельцем земли, населенной крестьянами, но собственником крестьян, податной и полицейской властью над ними.

     Всеми указанными мерами времени Елизаветы  дворянство из класса, отличительным  признаком которого служили государственные  повинности, стало превращаться в класс, отличием которого делались особые исключительные права: владение землей и людьми. Иначе говоря, дворянство становилось привилегированным сословием в государстве, наследственным и замкнутым.  

     1.3 «Золотой век»  дворянства при  Екатерине II 

     В 1762г. на короткое время задержавшийся  на престоле Петр III издал важнейший документ, регламентирующий правовое положение дворянства в России – Манифест о вольности дворянства от 18 февраля 1762 г. Указанный документ был принят с целью удовлетворения требований дворянства, считавшего себя ущемленным, поскольку оно обязывалось нести службу государству. Манифест освободил дворян от этой обязанности.

     Преамбула Манифеста содержала перечисление обязанностей дворянства, существовавших до принятия документа, а также санкции за отказ от их исполнения. В нем говорилось, что дворяне являются "главным в государстве членом"19 и подразделяются на потомственных и личных. Основным источником доходов, а, следовательно, и благополучия дворянства в рассматриваемый период являлась эксплуатация крестьян, а также жалованье за военную и гражданскую службу. Согласно ст. 2 Манифеста, всем гражданским служащим, безупречно прослужившим в последней должности более года, при увольнении полагался один ранг. Любой дворянин по своему желанию мог перейти с гражданской службы на военную, и, наоборот, а также переехать на службу за границу, что раньше считалось изменой, или вернуться на родину и занять вакантную должность без понижения в чине (ст.ст. 3-5).

Информация о работе Правовое положение дворянства в Российской Империи в XVIII- нач. XX века