Понятие и основные этапы развития Романо – Германской правовой семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2017 в 01:40, курсовая работа

Описание работы

Право нельзя воспринимать, как одно единое целое, взятое для всех развитых государств, так как в каждой стране оно развивалось с учетом традиций, климатических условий, религии и т.д. Другими словами, каждое государство развивает и прогрессирует свое право, но с целью защитить и укрепить свои национальные интересы. И именно поэтому, право неодинаково, хотя и стремиться к одинаковым принципам и ценностям: равенства, свободы, законности и справедливости. При этом стремление и развитие права в различных странах определяется в рамках той, или иной правовой семьи. Получается, что исторически сложившиеся правила: кодификации, правосудия и нормотворческой деятельности; действуют в каждом государстве согласно традиционным устремлениям и отношению права к той, или иной правовой семье. Это не означает, что в государствах одной правовой семьи все досконально одинаково, свои различия и особенности действуют и внутри каждой правовой семьи.

Файлы: 1 файл

Романо германская правовая семья.docx

— 71.75 Кб (Скачать файл)

Получалось, что право изучалось не просто, как самостоятельная обособленная наука, а во взаимодействии с философией. Право основывалось на моральных ценностях, оно не считало своей целью некую узкую и прагматичную, его целью было более широкое понимание некой «моральной справедливости».

«Изучение права, утверждалось в тот период, не ставит цель показать, например, какое решение вынесут суды по тому или иному делу. Право учит судей, как, руководствуясь его положениями, они должны решать тот или иной вопрос. Право устанавливает нормы, которыми должны руководствоваться судьи в их профессиональной и общественной деятельности. Преподавание права, делался общий вывод, "похоже на преподавание морали, при котором не ограничиваются только изложением повседневных правил поведения, а заботятся и о том, чтобы преподать общий урок" и указать, как следует жить дальше».16

Нужно учитывать, что наряду с правом «университетским» большое внимание уделялось также каноническому праву. Оно состояло из решений церквей и соборов, неких постановлений и иных решений исходивших из-под иерархии папы римского. В основном, они затрагивали внутреннюю жизнь церковных организаций, а позже и некоторые аспекты брачно-имущественных отношений. Каноническое право даже получило свою кодификацию. Одним из самых известных таких актов был «Свод канонического права».

И если раньше право считалось основополагающим именно церковных канонов, то теперь оно действовало согласно человеческому разуму и логике. Конец критике со стороны церкви в сторону развития права положил Фома Аквинский:

«Фома Аквинский в начале XIII века положил конец этой критике. Его труды, использующие труды Аристотеля и показывающие, что дохристианская философия, основывавшаяся на разуме, в значительной степени соответствовала божественному закону, способствовали "изгнанию чертей" из римского права.

Творчество Фомы Аквинского знаменовало окончательный отказ от всяких попыток построить гражданское общество по апостолическому образцу, основанному на милосердии.

С трудами Фомы Аквинского исчезло последнее препятствие на пути возрождения изучения римского права».17

Говоря о каноническом праве, нельзя не вспомнить такой его печальный институт, как институт «инквизиции», преследовавший еретиков и безбожников. Однако, фактически это держало население на контроле и имело огромную власть среди различных слоев населения.

Особенно развитым институт инквизиции был в Испании, где католическая церковь наиболее плотно и жестоко взаимодействовала с населением. Как писал исследователь истории инквизиции, доктор канонического права, бывший главный секретарь испанской инквизиции X. Льоренте:

«Нигде инквизиция недостигла такого расцвета, как в Испании. Нигде она не пустила таких глубоких корней, как в этой стране, путанной со всех сторон церковной паутиной. Своей чудовищной кровожадностью, таинственностью, которой она окружала все свое судопроизводство, произвольностью своих решений, "утонченным сладострастием своих пыточных приемов", "расчетливой жестокостью своих застенков" инквизиция нагоняла на людей панический страх, держала в оцепенении все общество»18

«Однако, стремление права, основанное на развитии нравственности, одержало победу. Теперь право начинает развиваться как нечто рациональное, и это новое течение получило название теория, или доктрина естественного права. Этот период развития наступил в XVII-XVIII вв. В этот период происходит некая трансформация отношения к праву, теперь римское право начинает применяться там, где это уместно и в мере, которая не противоречила бы разуму.

Здесь можно выделить начало третьего периода, который был обусловлен новым подходом и иным отношением к Романо-Германскому праву.

Таким образом, для школы естественного права характерен не отказ от римского права, а новый, более прогрессивный подход к его применению и толкованию. Она отрицательно относилась к действовавшим в Италии, Испании и Португалии нормам, предписывавшим в обязательном порядке следовать "общему мнению сведущих", и, наоборот, поддерживала позицию тех стран, в которых, как во Франции, римское право действовало лишь в той мере, в какой оно выступало как "писаный разум"».19

В этот период повышается значение позитивного права, по мере накопления законодательства появилась возможность кодификации.

Кодификация, в свою очередь, привела в порядок действующее законодательство, отказавшись от правового архаизма. Она помогла избежать дробления права, разношерстности обычаев, упраздняла пробелы между практикой и теорией.

Кодификация послужила неким символом завершения формирования романо-германского права.

«К середине XVI в. королевских ордонансов накопилось так много, что Генеральные штаты неоднократно требовали от короля их кодификации с целью устранения путаницы и противоречий в законодательстве. В связи с этим известным юристом Бриссоном была подготовлена обширная компиляция, составленная на основе действующего королевского законодательства. Эта компиляция, известная под названием Кодекс Генриха III, была опубликована в 1587 году как частное произведение, но пользовалась большим авторитетом в судах. Во второй половине XVII и в XVIII в., особенно при короле Людовике XIV, кодификационные работы поднимаются на более высокую ступень».20

«Во многих странах, в этот период, происходит систематизация законодательства с последующими принятиями кодексов.

«Так, во Франции (1804 г.), в Германии (1896 г.), Швейцарии (1881-1907 гг.) идругих странах первоначально были приняты гражданские кодексы. В последующем - уголовные,уголовно-процессуальные и другие аналогичные им нормативно-правовые акты».21

Сейчас, кодексы, наряду с законами, являются основными источниками романо-германской правовой семьи. При этом нужно учитывать, что конституция и конституционные законы не идут в шаг с ними, так как сами по себе они являются неприкасаемыми, они имеют высшую юридическую силу для стран, входящих в романо-германскую правовую семью.

Если рассмотреть отдельно Германию, то многие кодексы, принятые ещё в XIX веке до сих пор действуют. Также, В Германии действуют некоторые акты, принятые ещё в Веймарской Республике.

Нельзя не отметить, что развитие естественного права привело к некому разграничению между публичным и частным правом.

«Вопросы публичного права стали занимать юристов со значительным успехом в области уголовного права, со средним - в области административного права и с весьма посредственным - в области конституционного права. Тем не менее после XVIII века сложилось здание публичного права, которое по всем параметрам близко к традиционному частному праву».22

Таким образом, школа естественного права добилась признания того, что право должно не просто затрагивать, но прямо регулировать отношения между администрацией и частными лицами, между управляющими и управленцами.

Нужно также заметить, что были и отрицательные моменты в казалось-бы идеальном развитии романо-германского права через школу естественного права. Речь идет о том, что с кодификацией, университеты начали утрачивать свою изначальную задачу изучения права. Фактически, восстанавливалась эпоха глоссаторов, право начиналось просто комментироваться. Начали исчезать стремления: к справедливости права, его моральной ценности.

«Отказавшись от практического духа постглоссаторов и от смелости пандектистов, профессора права вернулись к школе глоссаторов, занявшись комментированием новых кодексов. Таким образом, кодексы вопреки идее, которая вдохновляла их создание, вызвали к жизни юридический позитивизм, усиленный национализмом. Отныне юристы стали считать правом их национальное право. Они занялись своими кодексами и перестали видеть, что право - норма общественного поведения по своему существу является наднациональным.»23

Фактически, кодификация повлекла за собой юридическую национализацию. Теперь право развивалось только в интересах своего государства. Однако, это не означает полного изгоя каждой европейской страны. Многие кодексы служили примером для издания схожих норм другими государствами. Это доказывает всю родственность Романо-Германской правовой семьи.

Сейчас, печальная тенденция уходит, снова возникает понимание, что первенство в науке юриспруденции занимает правовая доктрина, а само право нельзя воспринимать, как сугубо материальное, или наоборот теоретическое.

 

Глава 2. Особенности Романо-германкой правовой семьи

 

Постепенно сформировавшись, романо-германская правовая семья впитала в себя несколько присущих ей, и отличающих её, признаков и особенностей.

Одним из основных признаков романо-германского права, является деление права на частное и публичное. Данное деление появилось ещё в Римской империи, однако это деление сохранила романо-германская правовая семья.

Публичное и частное право не существуют друг без друга. Здесь проявляется одна из основополагающих задач романо-германского права. Задача эта состоит в том, чтобы не допустить перевеса частного права над публичным или публичного над частным. В обоих случаях, право начинает искажаться и поглощать другую правовую сторону, что естественно отодвигает в сторону интересы либо общества, либо отдельных граждан государств.

«Следует подчеркнуть, что особенности романо-германской правовой семьи в полной мере обнаруживаются в сфере частного права. В области публичного права ее специфика проявляется значительно слабее. В странах романо-германской правовой семьи основой правовой системы выступает частное (Гражданское) право. По этой причине юристы Англии и США нередко называют страны романо-германской правовой семьи странами гражданского права.

Одно из значительных отличий публичного права от частного состоит в том, что большая часть частного права кодифицирована, тогда как публичное право состоит в основном из конституционных и иных законов, не носящих характера кодификации».24

Следующей особенностью является строгая классификация по отраслям.

«Система права подразделяется на отрасли, среди которых базовыми являются конституционное, административное, гражданское, уголовное право, а также гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное».25

В рамках каждой отрасли развиваются подотрасли права, а также правовые институты.

«Так, конституционное право включает в себя подотрасли прав и свобод граждан, избирательного права, федерального права, власти и государственных органов, институты прямой демократии».26

В связи с этим, все законодательство начинает делиться на отрасли. Отдельные отрасли находят свое отображение в конституциях разных стран. Особенно это характерно, для стран с федеративными конституциями, где происходит разграничение компетенции между федеральной властью и её субъектами.

Например, ст. 34 Конституции Парламент вправе принимать лишь те законы, которые касаются прав и основных гарантий, предоставленных гражданам; обязанностей, накладываемых в целях национальной обороны лично на граждан, режима действия их имущества, правоспособности граждан и т.д.27

Другой особенностью является то, что для континентальной системы права характерна иерархия законодательных источников. Верховенствует среди них конституция, которая закрепляет основные права, свободы и обязанности субъектов права; политический, экономический и социальный строй государства; развитие законодательства, его основные черты и прочее.

Например в статье 54 Конституции Франции прямо указывается, что именно конституция является верховенствующей и любые международные договора должны ей соответствовать.

«Если Конституционный совет по запросу Президента Республики, Премьер-министра или председателя одной из палат либо 60 депутатов или 60 сенаторов заявит, что какое-либо международное обязательство содержит положение, противоречащее Конституции, то разрешение на ратификацию или одобрение этого международного обязательства может быть дано только после пересмотра Конституции».28

Первоначальное место, среди источников права, занимает закон. Именно на закон идет ориентир всей правовой и судебной системы романо-германского права. Основным принципом романо-германского права, является именно верховенство закона. В каждой стране существуют свои высшие законы. Для Франции, это акты президента, для России это конституционные и федеральные законы.

«Следует отметить и еще одно положение. Нормы в том виде, как они сформулированы законодателем и доктриной, недостаточны для того, чтобы дать всестороннее представление о содержании права в странах романо-германской правовой семьи. Далеко не все, что находится ниже законодательного уровня, может быть отнесено к "фактической сфере"».29

Другой особенностью является систематизация законодательства.

«В Швейцарии систематическое собрание федерального законодательства включает законы и подзаконные акты, а также постановления федерального суда, имеющие общенормативный характер. В собрании материал расположен по 19 разделам национального законодательства и раздела о международных соглашениях. Законом 1986 г. Установлено, что обновляемое собрание законодательства строится по предметному принципу и включает и конституции кантонов, и международные соглашения. Во Франции кодексы выступают формой систематизации законодательства и включают в себя часть других актов, относящихся к соответствующей теме.

Информация о работе Понятие и основные этапы развития Романо – Германской правовой семьи