Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2017 в 17:26, курсовая работа
Целью курсовой работы, является рассмотрение современного состояния государственного регулирования экономики в США, определение роли государственного регулирования в обществе, на современном этапе развития.
Задачи, решаемые в курсовой работе:
-рассмотреть цели и объекты государственного регулирования экономики США;
-охарактеризовать органы и инструменты государственного регулирования экономики США;
-проанализировать методы ценового регулирования в США;
-исследовать роль государственного заказа в системе государственного регулирования США.
Как правило, механизмы установления цен при таком подходе ориентируют компанию на относительно стабильный уровень цен или доходов. Наибольшее распространение получил механизм фиксирования предельного уровня цен (price cap).
Рассмотрим практику регулирования цен на примере естественных монополий, а именно оказания телекоммуникационных услуг.
В Великобритании со второй половины 80-х годов, после серии приватизаций компаний - естественных монополий стала применяться практика регулирования тарифов при отсутствии жестких ограничений на норму прибыли. В конце десятилетия такая практика стала завоевывать признание и в США. С 1989 г. на базе этого принципа Федеральная комиссия по связи (ФКС) регулирует тарифы услуг дальней связи «Америкэн телефон энд телеграф» (АТ&Т) (табл. 1).7
Таблица 1 – Виды государственного регулирования рынка телекоммуникационных услуг в США
Вид регулирования |
Преимущества |
Недостатки |
Регулирование по норме прибыли |
Объективность и понятность критерия; стабильность нормы прибыли; снижение инвестиционных рисков |
Высокие издержки ре-гулирования; мотивация к наращиванию ка-питала/себестоимости |
Мотивационное регулирование |
Создание мотивации к сниже-нию издержек; простота и низкие издержки регулирования; регулируемая компания имеет возможность проводить гибкую ценовую политику |
Высокий риск колеба-ния нормы прибыли; риск недоинвести-рования |
Необходимо отметить, что в последнее время мотивационное регулирование получает все более широкое распространение. Так, по данным ОЭСР, в 1998 г. для регулирования тарифов на услуги дальней связи конечным пользователям этот подход применяли 18 стран - ее участниц, в трех странах регулирование осуществлялось по принципу «издержки плюс прибыль», а в четырех странах принципы установления цен четко не регламентированы.
В США применяется несколько иной подход к финансированию социальных обязательств. До принятия нового Закона о телекоммуникациях, вступившего в действие 8 февраля 1996 г., в США действовал целый ряд прямых и косвенных механизмов.
Прямые механизмы
оказывали целенаправленную
Ретрансляция услуг связи (Tele-communication relay service, TRS) - специальная возможность для лиц с дефектами слуха и речи при пользовании телефонной связью.
Фонды «универсальных услуг» (федеральные и штатов) - поддержка местных операторов связи с высоким уровнем издержек.
«Дайал эквипмент минитц» (Dial equipment minutes, DEM) - сокращение тарифов на звонки внутри штата небольших местных операторов (менее 50 тыс. линий) посредством отнесения большей части издержек коммутации на местном уровне в юрисдикцию межштатного уровня.
Долгосрочная поддержка (Long term support) - поддержка местных операторов связи с высокими издержками в расчете на одну линию. Сокращает мотивацию операторов дальней связи дифференцировать тарифы, позволяя местным операторам с высокими издержками устанавливать общую плату за линию, равную общенациональной средней плате, устанавливаемой в соответствии с утвержденным планом price cap.
Займы сельским операторам связи (Rural Utilities Service Loans) - поддержка бюджетов развития сети сельских операторов связи.
Косвенные
механизмы в американской
Косвенные
механизмы поддержки создавали
сложную систему перекрестного
субсидирования, где далеко не
всегда однозначно можно
В
ряде случаев были замечены
аномалии, в частности, бедный городской
житель мог субсидировать
В
новом законе список целевых
программ поддержки был
Новый
подход к поддержке
В настоящее время сбор и распределение средств в федеральный фонд универсальных услуг (Universal Service Fund) происходят ежеквартально. В финансировании принимают участие практически все операторы связи, взнос которых, рассчитанный по соответствующей методологии, составляет более 10 тыс. долл.
Критерием взносов по всем программам является уровень дохода. Все программы объединены в три группы, и каждая группа финансируется независимо от другой: первая группа включает поддержку низкодоходных категорий потребителей и оказание услуг с высокими издержками; вторая группа связана с поддержкой школ, библиотек и сельских медицинских учреждений; и, наконец, третья группа обеспечивает TRS.
Группы имеют собственную базу для определения степени участия во взносах каждого из операторов: для первой группы используется доход от предоставления услуг дальней связи (международной и между штатами) конечным пользователям; для второй группы применяется доход от предоставления услуг связи конечным пользователям всех юрисдикций; для третьей группы в основу положен валовой доход от предоставления услуг связи между штатами.
Каждый квартал
операторы связи направляют в
организацию, управляющую фондом, информацию
о своих доходах за предыдущее
полугодие с разбивкой по
В результате
определяется и официально
Таким образом, путем ценовой политики государство оказывает поддержку производителям социально значимых услуг и ограничивает монополистов.
Одной из задач государства в закупочной политике является стимулирование научно-исследовательской деятельности, что позволяет опосредованно увеличивать предложение инновационных товаров безотносительно к объему спроса на них. В целом государство, увеличивая расходы на закупки, создает дополнительный спрос на инновационные товары и услуги, что в свою очередь вызывает рост валового внутреннего продукта8. В этом плане показателен опыт США.
В отличие от стран Европы, где всегда был развит государственный сектор, в США весь промышленный потенциал традиционно сосредоточивался в частном секторе. Эта особенность отразилась и на системе государственного заказа: обеспечение национальных потребностей в товарах и услугах всегда шло с учетом интересов собственников и было построено на рыночных принципах.
На этих столпах разрабатывалось и соответствующее законодательство, которое постоянно совершенствовалось. Нужда в этом проявлялась по мере роста объема закупок. Приведем лишь несколько цифр. В 1930 году совокупный ежегодный объем госзакупок исчислялся суммой 8,5 млрд долларов (из них 1,3 млрд - закупки федерального правительства). В 1950-х их было совершено уже на 37,9 млрд долларов (федеральных – на 18,4 миллиарда), в 1970 на 220 и 96 млрд долларов соответственно. А в 1995-м объем заказа достиг уже 1,5 трлн долларов, из которых до 500 млрд долларов приходилось на федеральные закупки и до 1 трлн долларов — на закупки, которые проводились правительственными органами штатов и другими территориальными образованиями. При этом – стоит обратить внимание – 80% от общего федерального объема составляли закупки Министерства обороны США9.
Принципы этой
политики обозначились в известном законе
«Покупай американское». Он был направлен
на поддержку национальной промышленности
и хотя не запрещал закупки иностранных
товаров (за редким исключением «критически
важных»), но обязывал госорганы приобретать
товары, произведенные в трудоизбыточных
районах США. Таким образом, через систему
закупок решалось множество социальных
проблем.
Эта закономерность проявляется и в современной
Америке, где установлены преференции
для малого бизнеса и предприятий, находящихся
в собственности представителей этнических
меньшинств. А в некоторых штатах контракты
на поставки отдельных товаров (например,
номерных знаков для автомашин) должны
заключаться только с теми подрядчиками,
которые входят в Промышленную корпорацию
федеральных тюрем.
Таким образом, опыт США в закупках можно представить как постоянный поиск баланса требований, соответствующих условиям момента. Он подтверждает, что вряд ли возможно создать универсальный и пригодный на все времена механизм регулирования. Неизменными должны оставаться лишь принципы, на которых строится система: справедливость в обеспечении доступа всех поставщиков к госзаказам, прозрачность процедур, экономичность процесса закупок, эффективность расходования бюджетных средств, строгая отчетность ответственных за закупки лиц.
Механизм госзакупок в США, который действует до сих пор, сложился еще в 1984 году. Тогда был принят Свод законодательных и подзаконных актов, которые именуются «Правила FAR» (Правила закупок для федеральных нужд). Ими определены принципы политики в области закупок, изложены подробные требования в отношении порядка и процедур, которым должны следовать все федеральные органы при размещении заказов и проведении закупок. Здесь более тысячи страниц - 53 раздела, каждый из которых посвящен отдельному аспекту государственных закупок.
Первые шесть рассматривают общие вопросы заключения государственных контрактов, следующие шесть посвящены планированию закупок. Далее можно узнать об упрощенных процедурах заключения мелких и крупных контрактов. В последующих разделах рассматриваются вопросы трудового права при выполнении госзаказов, правила и процедуры контроля за их исполнением, типовые статьи и формы10.
Этим сводом пользуется и Министерство обороны США (МО), которое пополнило действующие правила специальным документом под названием «Правила DFARS» (Правила закупок для нужд обороны), содержащие некоторые дополнительные требования, применимые только к оборонным заказам и закупкам. Эти Правила не самостоятельны, так как используются только в сочетании с «Правилами FAR».
Они тоже содержат
более тысячи страниц и включают как собственные
разделы министерства, так и те, которые
соотносятся с «Правилами FAR».
Эти Правила гибкие. В специальных папках
размещаются принимаемые изменения и
дополнения. Они рассылаются по подписке,
а утратившие силу разделы и параграфы
изымаются. Новым подписчикам рассылается
базовый набор действующих на данный момент
Правил и дальнейшие их изменения. Правила
закупок, в том числе по линии МО, общедоступны,
получателями могут быть как правительственные,
так и частные учреждения, которые регулярно
участвуют в выполнении госзаказов11.
Наблюдение за исполнением Правил возложено на Управление федеральной закупочной политики (УФЗП) еще в 1974 году. Кстати, поначалу его работа протекала в обстановке противоречий, прежде всего с МО, которое критиковало чиновников за бюрократизм, но приобретенный опыт позволил в 1988 году создать уже межведомственный Совет по регулированию федеральных закупок (FARC), на который была возложена разработка согласованной государственной политики в данной области.
В соответствии
с местной юридической традицией очень
важно, какие органы имеют право заключать
контракты от имени американского государства,
а какие не имеют. Права на госзакупки
здесь всегда устанавливались законом,
а круг ведомств, которые могли закупать
товары и услуги для собственных нужд
непосредственно на рынке, был всегда
ограничен. Некогда право заключать государственные
контракты предоставлялось исключительно
Министерству финансов США, однако чаще
всего этим правом обладали также и оборонные
министерства.
В настоящее время по действующему законодательству
на федеральном уровне таким правом обладают
МО США, Национальное агентство по аэронавтике
и исследованию космического пространства
(НАСА), Агентство по НИОКР в энергетике
(ядерная программа США) и Администрация
общих услуг - организация, осуществляющая
закупки для всех остальных ведомств страны.
Информация о работе Государственное регулирование экономики США