Опыт Деятельности Государственной Думы в начале 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2012 в 22:03, реферат

Описание работы

Кадеты рассчитывали стать парламентской партией. Проблема заключалась в том, что в России не было парламента. Только в августе 1905 г. было объявлено о созыве законосовещательной думы, которая Манифестом 17 октября 1905 г. была превращена в законодательную. Кадеты принимали активное участие в выборах в Думу. Кадетам удалось провести в Думу 179 своих кандидатов из 478. Они оказались самой многочисленной фракцией и поделили между собой большинство думских постов.

Файлы: 1 файл

Опыт Деятельности Государственной Думы в начале 20 века.doc

— 53.50 Кб (Скачать файл)


Опыт Деятельности Государственной Думы в начале 20 века

I Государственная Дума

Кадеты рассчитывали стать парламентской партией. Проблема заключалась в том, что в России не было парламента. Только в августе 1905 г. было объявлено о созыве законосовещательной думы, которая Манифестом 17 октября 1905 г. была превращена в законодательную. Кадеты принимали активное участие в выборах в Думу. Кадетам удалось провести в Думу 179 своих кандидатов из 478. Они оказались самой многочисленной фракцией и поделили между собой большинство думских постов.

Председателем I Думы был избран член ЦК кадетской партии С.А. Муромцев. Накануне открытия заседаний I Государственной думы в апреле 1906 г. собрался третий съезд кадетской партии, на котором обсуждалась тактика партии. Ряд делегатов съезда требовал, что избранные в думу депутаты должны «идти до конца, без компромиссов», игнорировать правительство и Государственный Совет, провести кадетскую общеполитическую программу в форме «ультиматума». Весь расчет был на всенародную поддержку. Родичев говорил на съезде: «Дума разогнана быть не может; с нами голос народа». Милюков занимал иную позицию. Отвечая недавним союзникам слева и товарищам по партии, которые грозили власти стихийный народный бунт, Милюков говорил: «Как ни непрочна на первых порах ткань конституционного правосознания, – эту ткань мы хотим укреплять, а не возвращаться вспять к стихийной силе Ахеронта».

Государственная дума вошла в жесткое противостояние с правительством. Выступая с резкой критикой правительства, кадеты вместе с тем настойчиво искали пути к соглашению с ним. Некоторые царедворцы пытались нащупать точки соприкосновения с либералами. В частности такую инициативу проявил бывший заведующий полицией империи Д.Ф. Трепов, который после ухода из министерства внутренних дел был назначен дворцовым комендантом – должность чрезвычайно важную в российской иерархии власти благодаря постоянному доступу к императору. В июне 1906 г. Трепов тайно встречался с Милюковым в отдельном кабинете модного ресторана Кюба. Лидер кадетов изложил требования своей партии: «Пересмотр основных законов, новая конституция, созданная учредительной властью Думы, но с «одобрения государя», отмена Государственного совета – вся эта государственная казуистика вовсе не приводила в священный ужас генерала, чуждого законоведению». Был даже составлен список кандидатов в министры во главе с премьером Муромцевым и министром внутренних дел Милюковым.

Однако большинство правящей элиты было решительно против рискованных экспериментов с ответственным министерством. И.Л. Горемыкин настаивал на разгоне выборного учреждения, гарантируя спокойствие населения. Утром 9 июля 1906 г. депутаты, явившиеся в Таврический дворец, прочитали вывешенный на крепко запертых дверях манифест о том, что Государственной дума распущена, поскольку они «уклонились в не принадлежащую им область». Дума, избранная на 5 лет, просуществовала всего 72 дня. Первый в российской истории парламентский опыт окончился полной неудачей.

   II Государственная Дума

Часть депутатов Думы, в основном кадеты и трудовики, решили не подчиняться указу. Они собрались в Выборге, на территории Великого княжества Финляндского, вне досягаемости русской полиции. Муромцев открыл совещание словами: «Заседание Думы продолжается». Депутаты приняли воззвание, в котором население России призывалось оказывать пассивное сопротивление: не платить налогов и не давать рекрутов правительству. Эти способы воздействия на правительство являлись заведомо неэффективными. Призыв к пассивному сопротивлению по существу так и остался словесной угрозой. Единственным результатом Выборгского воззвания стало привлечение к судебной ответственности подписавших его депутатов, в том числе 120 кадетов.

Разогнав Думу первого созыва, высшая власть не решилась ликвидировать этот выборный институт. Правительство П.А. Столыпина, сменившего Горемыкина, назначило новые выборы. Для кадетов они стали нелегким испытанием. С одной стороны, на них обрушились репрессии, изъявшие из их рядов более сотни популярных депутатов, обвиненных в подписании Выборгского воззвания. С другой стороны, кадетская партия потеряла роль основной оппозиционной партии, потому что во вторых выборах приняли участие эсеры и социал-демократы. В результате острой конкуренции со стороны левых партий кадеты потеряли на выборах 80 депутатских мест. Тем не менее они сохранили за собой доминирующее положение во II Государственной Думе. Председателем Думы был избран член ЦК кадетов Фёдор Александрович Головин.(7)

Тактика кадетской фракции во II Государственной думе сводилась к «бережению Думы». Они прекратили злоупотреблять запросами и сдерживали запросный ажиотаж левых фракций. В результате во II Думу было внесено всего 36 запросов – в десять раз меньше по сравнению с I Думой. Всю зиму кадетские юристы работали над тем, чтобы сделать свои законопроекты более приемлемыми для правительства. Но у правительства Столыпина имелась собственная программа преобразований, главным звеном которого являлась аграрная реформа. Большинство в кадетском руководстве считало пагубными для России и цели столыпинской реформы, и насильственные методы ее реализации. Поэтому кадеты во II Думе отвергли правительственное аграрное законодательство, сохраняли довольно резкий оппозиционный тон при обсуждении других мероприятий царизма, в том числе военно-полевой юстиции. Кадетский оратор Родичев бросил в лицо первому министру фразу о «столыпинских галстуках» и жестом показал затянутую вокруг шеи веревочную петлю. Столыпин вызвал его на дуэль, получил извинение, но с тех пор эти слова стали крылатыми.

Не добившись одобрения своей аграрной реформы, Столыпин взял курс на роспуск Думы и изменение избирательного закона. Кадеты до последней минуты пытались спасти Думу. Поздно вечером на дачу Столыпина, где проходило заседание Совета министров, была направлена кадетская делегация в составе Булгакова, Маклакова, Струве и Челнокова. По словам Маклакова, премьер-министр был непреклонен: «Разговор об обоснованности обвинения он сразу же оборвал. Не допускал он и мысли об отсрочке для изучения дела: «пока мы с вами здесь разговариваем, социал-демократы бегают по фабрикам, подстрекают рабочих». Маклаков вспоминал, что после пустых споров Столыпин, как будто перестал притворяться, и откровенно сказал: «Есть вопрос, в котором мы с вами все равно согласиться не можем. Это – аграрный. На нем конфликт неизбежен. А тогда к чему же тянуть?» Министру финансов В.Н. Коковцову запомнился пренебрежительный жест Столыпина, вернувшегося после переговоров на заседание: «Ну, с этими господами не столкуешься!». Утром 3 июня 1907 г. Государственная дума была распущена. Одновременно было введено новое Положение о выборах. Тактика «бережения Думы» не сработала.

III Государственная Дума

Вслед за указом о роспуске II Думы последовал указ об утверждении нового Положения о выборах в Государственную Думу.

На первых же заседаниях III Думы, открывшей свою работу 1 ноября 1907, образовалось правооктябристское большинство, которое составляло почти 2/3, или 300 членов. Поскольку черносотенцы были против Манифеста 17 октября, по ряду вопросов между ними и октябристами возникали расхождения, и тогда октябристы находили поддержку у прогрессистов и сильно поправевших кадетов. Так сложилось второе думское большинство, октябристско-кадетское, составлявшее около 3/5 состава Думы (262 члена).

Наличие этого большинства определяло характер деятельности III Думы, обеспечивало ее работоспособность. Образовалась особая группа прогрессистов (вначале 24 депутата, потом численность группы дошла до 36), позже на базе группы возникла Прогрессивная партия (1912–1917), занимавшая промежуточное положение между кадетами и октябристами. Лидерами прогрессистов были В.П. и П.П.Рябушинские. Радикально настроенные фракции – 14 трудовиков и 15 социал-демократов – держались особняком, но серьезно повлиять на ход думской деятельности они не могли.

Деятельность III Государственной думы связана с именем председателя Совета министров П.А. Столыпина. Именно он создал такой механизм выборов, благодаря которому основные политические силы получили примерно равное количество голосов, и III Государственная дума проработала весь положенный ей срок, принимая решения не в угоду отдельных группировок, а во благо всего общества.

По новому избирательному закону право участвовать в выборах получило не более 15 % населения, при этом количество выборщиков от крестьян сокращалось вдвое, а от помещиков и крупной буржуазии - увеличивалось.

В III Государственной думе в центре оказалась фракция октябристов: её устраивала политика правительства, и от позиции её депутатов во многом зависела судьба принимаемых решений. При голосовании правительственных проектов фракция октябристов голосовала вместе с фракциями правых и националистов, а при голосовании проектов реформ буржуазного характера октябристы блокировались с кадетами и примыкавшими к ним фракциям. Так в III Государственной думе сложился своеобразный механизм парламентского октябристского маятника, позволявший правительству П.А. Столыпина проводить нужную ему линию, лавируя между правыми и левыми. Председателями III Государственной думы были: Н.А. Хомяков (до марта 1910 г.), А.И. Гучков (март 1910 - март 1911 г.), М.В. Родзянко (март 1911 г. - 9 июня 1912 г. - до конца полномочий).

Время работы III Думы представляло собой период поисков компромисса между правительством и депутатами, между традиционными методами управления и новыми условиями политической жизни. За всё время работы Дума обсудила и приняла 2432 законодательных акта. Они затрагивали различные стороны экономической и общественной жизни государства, но главным вопросом по-прежнему оставался аграрный. Значительное внимание депутаты Думы уделяли рабочему и национальному вопросам, подробно обсуждалась политика правительства при ежегодном рассмотрении государственного бюджета. Страна узнавала о работе Думы из газет и журналов, в которых печатались стенографические отчеты. Депутаты вносили запросы правительству по поводу каких-либо чрезвычайных происшествиях. В таком случае тот или иной министр обязан был явиться в Думу и ответить на запрос. Публикация запроса и ответа на него в печати давала возможность читателям понять, насколько законны и выгодны были действия администрации. Широкую известность прибрели имена тех депутатов, которые чаще других поднимались на думскую трибуну. Дума утверждала государственный бюджет, но важнейшие рычаги власти по-прежнему оставались в руках царя.

Издание нового избирательного закона было грубым нарушением манифеста от 17 октября 1905 г. и Основных государственных законов 1906 г., согласно которым царь не имел права без одобрения Думы и Государственного Совета вносить изменения ни в Основные государственные законы, ни в постановление о выборах в Совет или в Думу.

Этот акт внес существенные изменения в избирательное право подданных Российской Империи. Механизм выборов был таков, что в результате выборов усиливалось чудовищное неравенство между представительством имущих и неимущих слоев населения: один голос помещика равнялся 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих. Всего активным избирательным правом пользовалось лишь 15% населения Российской Империи.

В 28 из 50 губерний европейской части России помещики обладали в избирательных собраниях абсолютным большинством голосов и могли провести своих депутатов в Думу. В остальных 22 губерниях для этого потребовалась помощь представителей крупной буржуазии. На тех территориях (Средняя Азия, Закавказье, Польша), где, по мнению Николая II, «население не достигло достаточного развития гражданственности», выборы в Думу были временно приостановлены, либо существенно (на две трети) сокращено количество мандатов. Таким образом, Государственная Дума окончательно утратила характер представительного органа власти.

IV Государственная дума             

Заседания IV Думы открылись 15 ноября 1912. Председателем ее был октябрист Михаил Родзянко. Товарищами председателя Думы были князь Владимир Михайлович Волконский и князь Дмитрий Дмитриевич Урусов. Секретарем Государственной Думы — Иван Иванович Дмитрюков. Товарищами секретаря Николай Николаевич Львов , Николай Иванович Антонов, Виктор Парфеньевич Басаков, Гайса Хамидуллович Еникеев, Александр Дмитриевич Зарин, Василий Павлович Шеин.

Основными фракциями IV Государственной Думы являлись: правые и националисты (157 мест), октябристы (98), прогрессисты (48), кадеты (59), которые по-прежнему составляли два думских большинства (в зависимости от того, с кем в этом момент блокировались октябристы: октябристско-кадетское или октябристско-правое).

5 декабря 1912 года с декларацией правительства выступил В.Н. Коковцов, который дал высокую оценку деятельности 3-й Государственной думы. Правительство пошло по пути внесения в Государственную думу незначительных законопроектов , в то же время широко практикуя внедумское законодательство.

В середине февраля на обсуждение думцев были поставлены два кадетских законопроекта — о неприкосновенности личности и о печати — о “вечных вопросах”, которые ставились во всех предыдущих думах.

Оба законопроекта обсуждали вяло и долго. Один из депутатов возмутился: каждая минута думского говорения стоит 105 рублей. Законопроекты были переданы на рассмотрение в комиссию. По опыту предыдущих дум все знали: практически это означало “похороны по первому разряду”.

На трех заседаниях обсуждались законодательные предположения кадетов о свободе совести и о союзах. Практически без прений, при очень вялых возражениях крайних правых оба проекта тоже были отправлены в комиссии.

Кадетский законопроект о собраниях был раскритикован и справа и слева с едкими упреками разработчикам в незнании законодательной техники и в юридической безграмотности. Кадетам было горько и обидно — в их фракции состояли известные всей России юристы, к тому же с опытом законотворчества, какого больше никто в стране не имел. Снова — “похороны по первому разряду”.

Наибольшее значение в Думе, как и в западных парламентах, придавалось обсуждению бюджета. Тут депутаты могли пустить в ход главное оружие всех парламентов — деньги.

После общих бюджетных прений с критикой правительства и справа, и слева, и из центра, заявлениями “трудовиков” и социал-демократов о намерении голосовать против бюджета в целом настал апофеоз парламентаризма: борьба с правительством по каждой смете.

Кадеты вносят проект резолюции, заключительная часть которой гласит: “Государственная Дума признает политику правительства антипатриотичной и антигосударственной и отвергает смету Министерства внутренних дел”. Пресса ахнула, читающая Россия замерла. Резолюция не прошла.

При обсуждении сметы Министерства юстиции кадеты объявили, что будут голосовать против параграфов сметы, определявших финансирование центральных органов министерства и центральных учреждений тюремного ведомства. Резолюция не прошла.

Прения по смете Министерства народного просвещения были самыми продолжительными. За что только это ведомство ни обличали депутаты — и правые, и националисты, и октябристы, и “трудовики”. Резолюция кадетов против ассигнований центральных учреждений министерства не прошла...

Газета “Речь”: “По фактическим результатам сессия была совершенно бесплодной. В Думе — уныние, нет кворума, около 200 депутатов под разными предлогами в отпуске”.

Столкнуть корабль с мели, раскачать его справа налево и слева направо не удалось.

3 сентября 1915 после принятия Думой выделенных правительством кредитов на войну ее распустили на каникулы. Вновь Дума собралась только в феврале 1916. 16 декабря 1916 была вновь распущена. Возобновила деятельность 14 февраля 1917 в канун февральского отречения Николая II. 25 февраля 1917 была опять распущена и больше официально не собиралась, но формально и фактически существовала. Четвертая Дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства, при котором она фактически работала в форме "частных совещаний". 6 октября 1917 Временное правительство постановило распустить Думу в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание.

Информация о работе  Опыт Деятельности Государственной Думы в начале 20 века