Основные школы геополитики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2011 в 13:41, контрольная работа

Описание работы

Геополитика, по мнению энциклопедии Britannica, служит определению национальной политики с учетом факторов воздействия на нее естественной среды.

Содержание работы

Введение ................................................................................................................. 3
1. Американская школа геополитики .................................................................. 4
2. Европейская школа геополитики ..................................................................... 9
3. Современная российская геополитическая школа ....................................... 13
Заключение ........................................................................................................... 19
Список использованной литературы ................................................................. 20

Файлы: 1 файл

Геополитика.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

     В поисках разрешения противоречий британский геополитик Питер Тейлор пришел к выводу о необходимости выработки нового принципа пространственного отображения мира наряду с традиционным географическим. Разработанная им матрица связей между городами является конкретизацией идей Кастельса. В своих исследованиях («Путь современного мира от мировой гегемонии к безысходному положению», 1996) Тейлор опирается на теории «мир-системы» И. Валерстайна. Он оперирует понятиями «ядро», «периферия» и «полупериферия». Критериями отнесения той или иной страны к ядру или периферии мировой системы выступает ее подключенноетъ к мировым социально-экономическим и политическим процессам и интенсивность их протекания в данной стране. Страна, занимающая центральное место и использующая все выгоды своего положения, становится гегемоном5. Гегемония развивается по определенным закономерностям, образуя цикл из трех периодов: формирование, укрепление, угасание. Угасание неизбежно, так как конкуренты могут использовать все технические и производственные достижения лидера. С точки зрения Тейлора, циклы гегемонии обладают следующими особенностями: процесс передачи лидерства, как правило, имеет мирный характер, поскольку восходящая гегемония обычно вступает в коалицию с угасающей гегемонией в качестве младшего партнера; системное господство страны-гегемона предполагает создание мировой сетевой инфраструктуры; утверждение гегемонии, как правило, связано с завершением тридцатилетнего цикла мировых войн, приводивших к изменению баланса сил в мире.

     Другим  типом господства, по Тейлору, является формальный или неформальный империализм, под которым он понимает «отношения господства-подчинения» между странами ядра и периферии. Формальный империализм предполагает юрисдикцию над периферийной страной, неформальный — только неформальный контроль потоков и инфраструктуры.

     Французский демограф и геополитик Жан-Клод Шенэ в статье «Демография и стратегия: закат Запада» демонстрирует роль демографической составляющей в современной геополитике, определяя демографию как «политическую арифметику» или «судьбу нации». С 1700 по 1995 г. численность населения Северной и Южной Америки, Сибири и Океании возросла с 22 до 900 млн человек.

     Двадцатый век в соответствии с предсказаниями А. де Токвиля стал веком периферийных по отношению к Старому Свету  регионов: Америки и России. Их выход на мировую геополитическую арену был во многом обусловлен демографическим взрывом. Население США увеличилось с 1 млн (1750) до 265 млн человек (1995). Число жителей России за 200 лет (1700-1900) увеличилось в 5 раз и достигло 100 млн человек. При этом рождаемость в России в начале XX в. была наивысшей в мире.

     Однако  с конца XIX в. в Западной Европе отмечается неуклонный спад рождаемости и замедление прироста населения, в то время как в начале XX в. начался демографический подъем в странах третьего мира. Численность населения Европы в 1995 г. равнялась лишь 20% от мировой, а в 2030 г. она, вероятно, составит уже менее 10%. Это не может не отразиться на международных отношениях. Период европейского господства, делает вывод Ж.-К. Шенэ, заканчивается. Упадок Запада, делает вывод Шенэ, не имеет фатального характера. У западной цивилизации есть немало возможностей преодолеть негативные геополитические тенденции. Среди этих возможностей он выделяет три основных:

  1. Подъем рождаемости. Особую тревогу среди западноевропейских 
    стран вызывает состояние рождаемости в странах Средиземноморья (Италия, Испания), в которых смертность превышает рождаемость в 2-3 раза.
  2. Трансатлантическое и транссредиземноморское сотрудничество. Европа может компенсировать свои недостатки путем 
    укрепления связей со своим историческим продолжением на 
    американской стороне Атлантики, более конкурентноспособной, чем Европа. Второй возможностью выжить в борьбе цивилизаций Шенэ называет сотрудничество со странами Ближнего Востока и Северной Африки.
  3. Выработка новой реалистической и созидательной идеологии. 
    Крах марксизма не означает безупречность либерализма, который тоже имеет слабые стороны. Наиболее подходящей для Европы Шенэ считает шведскую или немецкую модель общества, которая, по его мнению, оптимально примиряет требования свободы и равенства. Между избыточной ролью государства (социализм) и его недостаточной ролью (либерализм) существует оптимальное для современной Европы общественное устройство — социальный либерализм.

     3. Современная российская  геополитическая  школа 

     В современной российской геополитике  просматриваются три течения:

  • радикально-правонационалистическое;
  • радикалъно-левопатриотическое,;
  • умеренно-центристское.

     К правонационалистическому направлению  российской геополитики принадлежит Александр Гельевич Дугин (р. 1962).

     Большое значение Дугин придает развитию неоевразийской теории и организации неоевразийского движения. Он объясняет появление теории неоевразийства в 1980-х гг. кризисом коммунистической идеологии и советской политической системы, необходимостью дать альтернативу увлечению западными моделями социально-политического устройства общества6. Важным акцентом социально-философской концепции неоевразийства в отличие от евразийской критики Европы и романо-германской культуры считается сосредоточение на критике англосаксонского мира, и в частности — на критике США. При этом Запад подразделяется на агрессивных, экспансионистски настроенных «атлантистов» (США и Великобритания) и нейтральную, способную к сотрудничеству континентальную (романо-германскую) Европу. Поэтому термин «романо-германский мир», означавший в, классическом евразийстве агрессивный, антиевразийский Запад, в неоевразийстве не употребляется.7. Политическая платформа евразийского движения, как понимает ее Дугин, включает следующие понятия:

      идеократия, понимаемая как обязанность каждого гражданина и государства в целом служить высшей духовной цели. «Высшей духовной целью», «идеей-правительницей», т. е. единственной идеологией, которая будет иметь государственный характер, должно стать евразийство»;

  • евразийский отбор, который вытекает из особых «ландшафтных условий» Евразии и требует особой этики, включающей такие качества, как: коллективная ответственность, бескорыстие, взаимопомощь, аскетизм, воля, выносливость, беспрекословное подчинение начальству;
  • демотия (в отличие от западной, греко-английской демократии, 
    сложившейся в других условиях) не должна копировать нормы 
    либеральной демократии, что «невозможно и вредно», а идти путем соучастия во власти через систему земских советов, уездных и национальных представительств, общинного самоуправления и крестьянского «мира». Демотия не исключает иерархии, она сочетается с «евразийским авторитаризмом». В развитии геополитической теории Дугин от классической традиции идет не к современному видению мира, а к доклассическому, к предыстории геополитической мысли.

     Другой  характерной фигурой правонационалистического направления российской геополитики является Владимир Вольфович Жириновский — известный российский политик, доктор философских наук, автор целого ряда работ по вопросам внутренней и внешней политики, истории и геополитики, в том числе книг: «О судьбах России» (М., 1993), «Последний бросок на юг» (М., 1994), «Последний вагон на Север» (М., 1995), «Обыкновенный мондиализм» (М., 1998), «Геополитика и русский вопрос» (М., 1998).

     Последняя книга включает все основные геополитические  произведения Жириновского. Центральное место среди них занимают «Заметки по геополитике». В этой работе дается обзор основных геополитических теорий немецкой, английской, американской школ и формулируются три основных аспекта геополитики:

  1. военно-стратегический и политический (он же традиционный);
  2. экономический, под которым Жириновский понимает в первую 
    очередь экономическую безопасность;
  3. культурно-исторический, интерпретирующий цивилизационные 
    конфликты.

     Оригинальным  и реализующим практический интерес  применения геополитического анализа к определению геополитического положения страны представляется раздел «Россия на геополитической карте мира».

     В работе В. В. Жириновского «Последний бросок на юг» хорошо просматриваются его  устремления и идеал геополитического раздела мира, который весьма напоминает панидеи Хаусхофера. По Жириновскому, мир должен быть разделен на регионы с примыкающими к ним зонами влияния8. Каждый из регионов (мировых держав) может, по версии Жириновского, использовать «свою зону влияния» для пополнения ресурсов, для обустройства геополитических «буферов» и лимитрофных кордонов, но не имеет права вмешиваться в дела других мировых держав и контролируемые ими зоны влияния. В этом и состоит новый мировой порядок.

     Характерным представителем левопатриотического  направления российской геополитики выступает Геннадий Андреевич Зюганов. Г.А. Зюганов — известный российский политик, лидер одной из крупнейших партий страны, доктор философских наук, автор более 150 работ по проблемам философии, идеологии, внутренней и внешней политики России, геополитики, в том числе книг «Держава», «Верю в Россию», «За горизонтом», «Моя Россия», «Россия и современный мир», некоторые разделы которых имеют геополитический аспект.

     В концентрированном виде геополитическая  позиция Г. А. Зюганова выражена в книге «На рубеже тысячелетий», часть третья которой так и называется — «Очерки российской геополитики». Эта часть состоит из трех глав. В первой главе «Подвиг Руси» речь идет об исторической составляющей российской геополитики. Наиболее интересной здесь выглядит позиция автора по отношению к основной проблеме классической геополитики — противостоянию Суши и Моря9. Согласно этой концепции, противостояние двух стихий вытекает из географического положения государств и поэтому непреодолимо. На этой же позиции настаивает Г. А. Зюганов при анализе отношений Европы с Россией. Для него Европа символизирует морскую мощь, а Россия — сухопутную. Отсюда их интересы противоположны, а отношения всегда будут враждебны. В главе 2, которая названа «Времен связующая нить», автор исследует с геополитической точки зрения эпохи становления западной цивилизации. Свой враждебный взгляд на Европу он переносит на весь западный мир. Третья глава названа «Вызовы грядущей эпохи и ответы России». Ответом на вызовы будет «возрождение единой, централизованной российской державы в ее естественных геополитических границах» на основе «русского традиционализма», под которым автор понимает отказ от разделения властей, «демократическую соборность управления», усиление сословно-профессионального или сословно-территориального представительства, восстановление отношения к труду как к служению, возрождение многоукладности хозяйства, соблюдение принципа социальной справедливости. Основной геополитической тенденцией в мире XXI в. он считает формирование многополярной системы.

     Умеренные геополитики-центристы, как правило, не позиционируют себя политически. Главное их отличие от правых и левых радикалов заключается в умеренности и сдержанности по отношению к современным мировым и российским реалиям. К этому направлению можно отнести большинство представителей академической науки и преподавателей высшей школы.

  1. Камалудин Серажудинович Гаджиев — известный современный российский историк, политолог и геополитик, автор многочисленных работ но вопросам новой и новейшей истории, истории и социологии международных отношений, международного права, политической социологии и политической культуры, геополитики и глобалистики. Профессор Гаджиев был одним из первых в посттоталитарной России, кто увидел необходимость геополитического знания для анализа современных политических реалий. Он был также пионером критического подхода в применении геополитической методологии. Его позиция заключается, во-первых, в осмыслении параметров «старой» геополитики, геополитики XIX в., во-вторых, в сравнении геополитики XIX и XXI в., в-третьих, в выявлении ведущих мировых тенденций и определении на этой основе области применения геополитического знания сегодня.

     К.С. Гаджиев делает вывод о том, что «в настоящее время мировые реальности изменились настолько кардинально, что их просто невозможно анализировать методами, разработанными в реальностях другой эпохи»10, что требуется смена «как приоритетов, так и методов, средств, понятий и категорий исследования этих реальностей».

     Николай Семенович Мироненко — современный российский географ и геополитик. Специализируется на проблемах экономической географии, геоэкономики и геополитики. В своей работе «Геополитика» он развивает подход, который называет «геополитикой взаимодействия, а не конфронтации»11. Кроме того, его метод весьма напоминает подходы классиков геополитики, которые были в первую очередь географами и только во вторую политиками и от физико-географического продвигались к историческому, а затем — к социально-политическому. Однако, он не позволяет себя увлечь радикальными, но в то же время утопическими идеями вроде национал-большевистского проекта «большой Европы от Дублина до Владивостока» или концепции «больших автаркических пространств» Ф. Листа, а ведет своего читателя по главному руслу современной геополитической мысли, излагает те идеи и теории, которые действительно владеют большинством и находят свое воплощение в реальной политике. Он уделяет должное внимание таким важным геополитическим процессам, как великие географические открытия, колонизация и деколонизация, цикличность мирового развития. Мироненко не обходит стороной как историю развития геополитической мысли в России, так и современное геополитическое положение нашей страны. Завершает работу модель геополитического положения России, которую автор рассматривает в военном, геополитическом и геоэкономическом аспектах. Н. С. Мироненко создал обобщенную картину геополитического положения России, состоящую из четырех геополитических концентров и четырех секторов и сделал последовательный анализ всех этих структур.

Информация о работе Основные школы геополитики