Контрольная работа по "Геополитике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 21:31, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1. Назовите основные противоречия европейской интеграции в свете геополитики?
Вопрос 2. Россия и Восточная Европа в процессе общеевропейской интеграции.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 76.90 Кб (Скачать файл)

    В Тихоокеанской войне 1879—1884 гг. Чили сражалась против Перу и Боливии за обладание пустыней Атакама. Эта война, подогреваемая интересом Европы и США к месторождениям селитры и меди, закончилась победой Чили, Боливия же лишилась выхода к океану. Чуть раньше (в 1864—1870 гг.) Тройственный союз, образованный Бразилией, Аргентиной и Уругваем, вел войну с Парагваем, который в результате лишился половины своей территории и потерял значительную часть населения, проживающего на ней. Правда, в 30-х годах XX в. этой маленькой стране удалось, создав не без помощи русских офицеров-белоэмигрантов мощную армию, отвоевать у Боливии область Ча-ко-Бореаль. Предполагалось, что там есть нефть, но ее так и не нашли; впоследствии ее крупные месторождения были обнаружены в предгорьях Анд на территории Боливии всего в 150 км от парагвайской границы. В 1902—1903 гг. Боливия воевала (правда, безуспешно) с Бразилией за право владения богатой каучуконосами юго-западной Амазонией. В 1932—1934 гг. неподалеку разразился конфликт между Колумбией и Перу за право выхода к Амазонке.

   В 1941 г. Эквадор потерял значительную часть амазонской территории в ходе войны с Перу. Граница между этими двумя странами так и осталась не установленной.

   Развитие промышленности в Южной Америке также было связано в основном с добычей полезных ископаемых: сюда переносились из развитых стран экологически грязные и трудоемкие производства по переработке минерального сырья. Так появились крупные медеплавильные заводы в Чили, фабрики по обогащению оловянной руды, производству концентрата и выплавке олова в Боливии, нефтеперерабатывающие заводы в Венесуэле.

   Относительно разностороннюю промышленность удалось построить только двум южноамериканским странам — Бразилии и Аргентине, в которых развита автомобильная и даже авиационная промышленность, есть собственные атомные электростанции, производятся компьютеры и военная техника. Но в этих странах, как и повсюду в Латинской Америке, передовые отрасли экономики сочетаются с отсталым сельским хозяйством. Немногочисленным помещикам принадлежат гигантские поместья — латифундии, а большинство сельских жителей страдают от нехватки земель. В огромных перенаселенных городах, куда в поисках работы устремляется все больше разорившихся крестьян, роскошные банки и отели соседствуют с ужасными трущобами.

   Зависимое положение стран континента в системе мирового хозяйства и огромные внешние долги заставляет их быть всегда в орбите более сильных и могущественных стран. Если XIX в. в истории Латинской Америки современные исследователи называют «европейским веком», имея в виду значительное влияние в этот период Испании, Франции, Германии и Великобритании, то XX в. стал эпохой американской экспансии в Латинской Америке. Вторая мировая война свела контакты между Европой и Латинской Америкой к минимуму и, как следствие, привела к утрате европейцами прежних позиций в регионе.

   По этой причине ключевые экономические решения в странах Латинской Америки принимаются с помощью советников из университетов и частных научно-исследовательских институтов по согласованию с экспертами МВФ, Всемирного банка, Федерального казначейства США и ТНК. Ни политические партии, ни законодательные органы не оказывают заметного влияния на проведение политики.

 

Вопрос 10. Противоречия европейской интеграции в свете геополитики.

Ответ: Геополитическим центром, ответственным за западную оконечность Евразийского континента, безусловно, будет Европейский Союз. ЕС необходимо время для того, чтобы укрепиться в существующих границах, ощутив себя единой целостностью. «Единство — в многообразии», — гласит один из основополагающих принципов евроинтеграции. Европа занята поисками оптимального баланса между общеевропейскими интересами и интересами ее 27 членов.

    Одну из ведущих ролей в ЕС будет играть Германия. В то же время Франция будет выполнять роль «патриарха» евроинтеграции, задающего тон в стратегии ЕС. Италия сосредоточится на лидерстве в Южной Европе. В Центрально-Восточной Европе лидирующую роль имеют реальные шансы достичь страны Вышеградской четверки (Чехия, Словакия, Венгрия, Польша). На эту роль с остальными «вышеградцами» претендует Польша, которая продолжит искать поиски самоидентичности скорее в истории времен Речи Посполитой, чем в существенно изменившихся с тех пор реалиях.

   Противоречия европейской интеграции и атлантической стратегии США на европейском континенте позволяют прогнозировать два наиболее вероятных сценария развития геополитической ситуации.

   Первый сценарий.

   В результате успешной интеграции европейских стран на геополитической карте мира возникнет сильная политически объединенная Европа, что будет означать базовое изменение в мировом распределении геополитических сил. И в США, и в Европе есть немало сторонников такого развития событий. Так, известный американский экономист Ф. Бергстен считает:

   Евроленд будет равным или даже превзойдет, Соединенные Штаты в ключевых параметрах экономической мощи и будет во все возрастающей степени говорить одним голосом по широкому кругу экономических вопросов.

   Такой сценарий означает возрождение двухполюсной геополитической модели, где США и ЕС являются глобальными партнерами-соперниками. В пользу этого сценария в настоящее время свидетельствует только рост антиамериканских настроений на континенте: развитие движения антиглобалистов, выступлений европейских общественных и политических деятелей, встревоженных откровенно гегемонистскими устремлениями США.

   Развитие международных событий все больше свидетельствует в пользу осуществления другого сценария.

   Второй сценарий.

   Все более определенно проявляется тенденция подменить углубление интеграции на ее расширение, что делает процесс евроинтеграции противоречивым и многослойным. Известный французский геополитик Ж. Аттали полагает, что в ЕС через определенное время будут входить 35—40 государств (включая Украину и Грузию). Увеличение численности стран-участниц может привести к углублению уже имеющихся противоречий и новым столкновениям. Ситуация обострения противоречивых тенденций очень выгодна США, которые всегда могут претендовать на роль арбитра при разрешении европейских споров и тем самым держать весь процесс интеграции под атлантическим контролем.

   В последнее время европейские экономисты обсуждают и такой пессимистический сценарий: если какая-то европейская страна не выдержит экономической гонки за подъем производительности, ее экономика неизбежно погрузится в кризис. Потребуются дотации из богатых стран в бедствующие регионы. Но если такая помощь является обычной в рамках национальных государств, то на общеевропейском уровне организовать ее будет весьма проблематично. Следовательно, трудности европейского роста огромны, и именно они заставляют обращаться за помощью к атлантическому партнеру. Все это позволило 3. Бжезинскому уверенно заявить:

   Европа, несмотря на всю свою экономическую мощь, значительную экономическую и финансовую интеграцию, останется де-факто военным протекторатом Соединенных Штатов. Европа в обозримом будущем не сможет стать Америкой. Бюрократически проводимая интеграция не может породить политической воли, необходимой для подлинного единства.

   Геополитический процесс интеграции объединенной Европы несмотря на его противоречивость открывает большие возможности для европейцев в сфере экономики, политики и обороны. Сегодня по уровню населения Европа превосходит США на 40%, доля ЕС в мировом экспорте непрерывно растет и уже сейчас значительно превосходит долю США (37% — ЕС, 16,5% — США). Но противоречия стратегического характера  с США при этом обострились  это накладывает свой негативный  отпечаток на противоречия европейской интеграции.

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Геополитике"