Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 21:31, контрольная работа
Вопрос 1. Назовите основные противоречия европейской интеграции в свете геополитики?
Вопрос 2. Россия и Восточная Европа в процессе общеевропейской интеграции.
В настоящее время Китай превратился в доминирующую региональную державу, и очевидны его усиливающиеся стремления к статусу мировой державы. По прогнозам некоторых экспертов, после завершения современного мирового экономического кризиса уже не США, а Китай будет претендовать на роль мирового гегемона.
Оптимисты считают, что темпы экономического развития Китая и масштабы иностранных капиталовложений в КНР – и те и другие в числе самых высоких в мире - обеспечивают статистическую основу для благоприятного прогноза относительно того, что в течение примерно двух десятилетий Китай станет мировой державой, равной Соединенным Штатам и Европе. К этому времени по показателям ВВП Китай может значительно обогнать Японию (в 2010 г. ВВП Китая стал выше ВВП Японии). Этот экономический импульс позволит Китаю приобрести военную мощь такого уровня, что он станет угрозой для всех своих соседей, и вероятно даже для более удаленных географически противников.
Еще более укрепив свои позиции благодаря присоединению Гонконга и Макао и, возможно, в недалеком будущем политическому подчинению Тайваня, Великий Китай превратится не только в господствующее государство Дальнего Востока, но и в мировую державу первого ранга. Совокупные активы 500 ведущих компаний Юго-Восточной Азии, владельцами которых являются китайцы, уже сейчас составляют около 540 млрд. долл. США.
Проживающие за границей китайцы контролируют около 90% экономики Индонезии, 75% экономики Таиланда, 50—60% экономики Малайзии, а также полностью контролируют экономику Тайваня, Гонконга и Сингапура. Все это свидетельствует об «экономической интервенции» Китая в регионе, результатом которой может стать создание поддерживаемых Китаем «марионеточных правительств».
Однако пессимисты полагают, что нельзя так однозначно использовать в прогнозах политического развития механическую зависимость от статистического анализа. Именно эта ошибка была допущена много лет назад теми, кто предсказывал, что Япония обойдет, Соединенные Штаты как ведущая экономически развитая страна мира и что ей суждено стать новой геополитической сверхдержавой. Известно, что этот прогноз не осуществился, поскольку не были приняты во внимание факторы экономической уязвимости Японии от притока иностранных капиталов и рынков сбыта, а также отсутствие непрерывности в политическом развитии.
Пессимисты указывают на ряд факторов, которые станут препятствием на пути превращения Китая в сверхдержаву мирового масштаба.
Во-первых, КНР будет сложно сохранить бурные темпы роста в течение двух ближайших десятилетий. Для сохранения этих темпов в течение исторически продолжительного периода времени потребуется необычно удачное сочетание эффективного национального руководства, политической стабильности, социальной дисциплины внутри страны, высокого уровня накоплений, сохранения очень высокого уровня иностранных капиталовложений и региональной стабильности. Ничто не может гарантировать Китаю сохранение всех этих позитивных факторов в течение длительного времени.
Во-вторых, настоящей проблемой для Китая может стать вопрос о новых источниках сырья и энергии. Потребление Китаем энергии растет такими темпами, что уже сейчас они намного превышают возможности внутреннего производства. Этот разрыв может увеличиваться, если темпы экономического роста КНР будут оставаться очень высокими.
Наконец, еще одну сложность для Китая представляет продовольственная проблема. Даже с учетом снижения темпов демографического роста население Китая продолжает увеличиваться в абсолютном выражении, в связи с этим импорт продовольствия приобретает все более важное значение для внутреннего благополучия и политической стабильности КНР. Зависимость от импорта не только увеличит нагрузку на экономические ресурсы Китая из-за более высоких цен, но и сделает его более уязвимым к внешнему давлению.
Помимо этого международная обстановка в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом остается нестабильной.
Можно назвать несколько наиболее значимых взрывоопасных вопросов, каждый из которых так или иначе способен втянуть Китай в международные конфликты:
— Парасельские острова и острова Спрэтли в Южно-Китайском море создают опасность столкновения между Китаем и рядом государств Юго-Восточной Азии по поводу доступа к потенциально ценным энергетическим ресурсам морского дна. Китай при этом в последнее время рассматривает Южно-Китайское море как свою законную национальную собственность;
— Острова Сенкаку оспариваются Японией и Китаем, при этом соперники;
— Тайвань и материковый Китай — яростно отстаивают единую точку зрения по этому вопросу. Исторически сложившееся соперничество за господство в регионе между Японией и Китаем придает этому вопросу также символическое значение;
— Раздел Кореи и нестабильность, присущая КНДР, которая приобретает
еще более опасный характер из-за ее стремления стать ядерной державой, создают опасность того, что внезапное столкновение может втянуть полуостров в войну. В свою очередь, это вовлечет в конфликт Соединенные Штаты и косвенным образом Японию и Китай;
— В число других скрытых территориально-этнических конфликтов входят русско-китайские, китайско-вьетнамские, японо-корейские и китайско-индийские пограничные вопросы (этнические волнения в провинции Синьцзян, а также китайско-индонезийские разногласия по поводу океанских границ).
Все эти факторы позволяют предположить возможность наступления этапа политической нестабильности в КНР, о чем предупреждают как китайские, так и международные эксперты. В некоторых исследованиях даже содержатся выводы о том, что Китай может оказаться на одном из исторических кругов внутреннего дробления, что может окончательно остановить его продвижение к мировому могуществу. Однако нельзя не отметить, что до сих пор китайскому руководству удается достаточно успешно справляться с политическими и экономическими трудностями. Уже сегодня Китай является доминирующей региональной державой в Восточной Азии, и его дальнейшему движению вперед на пути к мировому лидерству могут помешать только внешнеполитические факторы. Для того чтобы стабилизировать ситуацию, Китай стремится расширять свои политические связи с США, Россией, Пакистаном, Бирмой и Северной Кореей.
Союз с Пакистаном и военное присутствие на Бирме необходимо Китаю, чтобы создать противовес влиянию Индии в регионе. Военное сотрудничество Китая с Пакистаном развивается достаточно успешно, и это создает серьезные проблемы в сфере безопасности для Индии, ограничивая ее возможности стать лидером в Южной Азии и геополитическим соперником Китая. Военные контакты с Бирмой необходимы Китаю, чтобы получить доступ к военным объектам на нескольких бирманских прибрежных островах в Индийском океане. Это открывает для китайцев новые стратегические возможности в Юго-Восточной Азии и особенно в Малаккском проливе. Речь идет о стремлении Китая контролировать Малаккский пролив, что позволило бы ему удерживать под своим контролем подходы Японии к ближневосточной нефти и европейским рынкам.
Геополитические процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе и отношение к ним Российской Федерацией обусловлены следующими обстоятельствами:
- во-первых,
возрастанием роли АТР, усилением
влияния региональных
- во-вторых,
характером и направленностью
основных внешних, трансграничных
и внутренних угроз
- в-третьих,
возрастающей степенью
- в-четвертых,
значительным изменением и
- в-пятых,
усилением внимания
- в-шестых,
необходимостью уточнения
- в-седьмых, необходимостью разработки модели обеспечения национальной безопасности России на Севере, Востоке и Юге (в пределах АТР), конкретизации военно-политических взглядов политического и военного руководства России в основных нормативно-правовых документах, обозначающих и закрепляющих концептуально-методологические подходы к проблеме обеспечения национальной безопасности, учитывающих современные реалии.
Вопрос 9. Геополитика Латинской Америки.
Ответ: Латинская Америка (исп. America Latina) общее название стран, расположенных в южной части Северной Америки, к югу от реки Рио-Браво-дель-Норте, включая Центральную и Южную Америку, с населением более 500 млн. чел. Большинство латиноамериканских стран — бывшие колонии Испании.
Несмотря на призыв к единству, колонии Испании, получив независимость, распались на несколько суверенных государств и не смогли в полной мере воспользоваться плодами завоеванной свободы. Избавившись от колониального гнета, латиноамериканские страны попали в новую — на этот раз экономическую — зависимость от более развитых государств Европы и США.
Европейские геополитики склонны признавать социокультурную специфику Латинской Америки и ее отличие от Запада. Американские авторы видят в Латинской Америке продолжение западной цивилизации: они рассматривают латиноамериканскую цивилизацию как субцивилизацию внутри западного мира, ее отдельный вариант, близко связанный с Западом.
Геополитический статус стран континента определяется их способностью играть самостоятельную роль в мировой политике и оказывать влияние на принятие решений по глобальным проблемам. Политический вес государств Латинской Америки зависит от комплекса внутренних (цивилизационных, экономических, социальных, культурных) и внешних факторов, которые определяют их положение в геополитическом пространстве.
Геополитический статус стран Латинской Америки определяет ресурсная экономика как результат их колониального прошлого и отсталости. До сих пор в мировой экономике за латиноамериканскими государствами закреплена роль экспортеров минерального сырья и продуктов сельского хозяйства. Каждая страна специализируется на экспорте одного-двух видов сырья и продуктов, от которых напрямую зависит ее благосостояние. Эквадор экспортирует нефть и бананы, Боливия — олово и природный газ, Колумбия поставляет в другие страны кофе и нефть, Перу — руды цветных металлов, Венесуэла — нефть, Чили — медь и фрукты, Аргентина — мясо, шерсть и пшеницу, Бразилия — железную руду, кофе, какао и сою.
Получив независимость, страны Южной Америки стали активно искать ресурсы, с которыми они могли бы выйти на мировые рынки. Природные богатства часто скрывались в недрах пограничных районов, что спровоцировало череду военных конфликтов до настоящего времени.