Геополитика как наука и учебная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2010 в 18:20, Не определен

Описание работы

• Понятие геополитики
• Источники геополитики
• Объект и предмет геополитики
• Геополитические эпохи
• Основные законы геополитики
• Категории геополитики
• Методы геополитической науки
• Функции геополитики

Файлы: 1 файл

Геополитика.doc

— 291.00 Кб (Скачать файл)

Нартов  Н.А., Нартов В.Н. Геополитика: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Государственное и муниципальное управление", "Международные отношения", "Регионоведение". - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Единство, 2007.- 527 с.

/c. .../ - разделитель страниц (конец текста на странице)  

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ГЕОПОЛИТИКИ

Геополитика - это географический разум государства 
Карл Хаусхофер  
/c. 5/

Глава 1. Геополитика как  наука и учебная  дисциплина

• Понятие геополитики • Источники геополитики 
• Объект и предмет геополитики • Геополитические эпохи 
• Основные законы геополитики • Категории геополитики 
• Методы геополитической науки • Функции геополитики

Возникновение геополитики как науки на рубеже XIX-XX вв. обусловлено не только логикой развития научного знания, но в первую очередь потребностью осмысления новых политических реалий. Эта наука появилась в то время, когда мир как единое целое разделился между основными противоборствующими центрами. Новый раздел мира - это по сути "передел уже поделенного", т. е. переход от одного "владельца" к другому, а не от бесхозяйственности к "хозяину". Переделы мира привели к тому, что уровень конфликтности в мире значительно вырос. Это обстоятельство подтолкнуло научные поиски, нацеленные на совершенствование приемов борьбы главных геополитических сил на мировой арене. В конце XX в. еще раз подтвердилось, что экономический фактор - один из ведущих в геополитическом балансе сил.

1.1. Понятие геополитики

До сих пор  в научной литературе нет четкой и полной формулировки понятия "геополитика". Это характерная черта всех формирующихся наук. Споры об объекте и предмете геополитики идут около сотни лет. Понятие "геополитика" трактуется чаще всего чрезвычайно широко. В итоге эта наука лишается свойственных ей черт, границы ее становятся чрезвычайно размытыми, переходящими в предмет экономических, политических, военно-стратегических, природно-ресурсных, экологических и иных дисциплин, международных отношений, внешней политики и т. д.

Многие исследователи видят в геополитике науку, изучающую комплекс географических, исторических, политических и других факторов, взаимодействующих между собой и оказывающих большое влияние на стратегический потенциал государства.

В СССР долгое время  геополитика считалась буржуазной лженаукой, оправдывающей территориальную экспансию империалистических государств. В 80-х гг. XX в. произошла переоценка этого направления научной мысли. Философский энциклопедический словарь 1989 г. уже не дает такой жесткой негативной оценки геополитики, но определяет ее как западную политологическую концепцию, утверждающую, что "политика государств, в особенности внешняя, в основном предопределена различными /c. 6/ географическими факторами: пространственным расположением, наличием либо отсутствием определенных природных ресурсов, климатом, плотностью населения и темпами его прироста и т. п."1.

Шведский ученый Рудольф Челлен (1864-1922) ввел в научное обращение понятие "геополитика". Выступающую же под этим именем науку он определял как "доктрину, рассматривающую государство как географический организм или пространственный феномен"2.

Более обстоятельное  определение дано в немецком журнале "Zeitschrift fьr Geopolitik": "Геополитика есть наука об отношении земли и политических процессов. Она зиждется на широком фундаменте географии, прежде всего географии политической, которая есть наука о политических организмах в пространстве и об их структуре. Более того, геополитика имеет целью обеспечить надлежащим средством политическое действие и придать направление политической жизни в целом. Тем самым геополитика становится искусством, именно искусством руководства практической политикой. Геополитика - это географический разум государства"3.

Геополитика рассматривает  государство не в статике - как постоянное, неизменное образование, а в динамике - как живое существо. Такой подход предложил немецкий теоретик Фридрих Ратцель (1844-1904). Геополитика изучает государство в основном в его отношении к окружению, прежде всего к пространству, и ставит целью решать проблемы, возникающие из пространственных отношений. По мнению Ф. Ратцеля, в отличие от политической географии геополитику не интересуют такие вопросы, как положение, форма, размеры или границы государства, его экономика, торговля, культура. Все это в большей мере относится к сфере политической географии, которая чаще ограничивается описанием статического состояния государства, хотя может постигать и динамику его прошлого развития.

Геополитика изучает  политические явления в их пространственном взаимоотношении, в их влиянии на Землю, на культурные факторы. Это географически интерпретированная политика, промежуточная наука, не имеющая независимого поля исследования. Больше тяготея к политике, она концентрирует внимание на политических явлениях и стремится дать географическую интерпретацию и анализ географических аспектов этих явлений. /c. 7/

Политолог Э.А. Поздняков  утверждает, что геополитика главное  внимание направляет на раскрытие и  изучение возможностей активного использования  политикой факторов физической среды  и воздействия на нее в интересах  военно-политической, экономической и экологической безопасности государства. Практическая геополитика изучает все, что связано с территориальными проблемами государства, его границами, с рациональным использованием и распределением ресурсов, включая и людские4.

Итак, можно сформулировать краткое определение: геополитика - наука, система знаний о контроле над пространством. Геополитика рассматривает пространство с точки зрения политики (государства). Она более динамична по сравнению с политической географией.

В рамках этой науки  выделяются два направления: геополитика предписывающая, или доктринально-нормативная, и геополитика оценочно-концептуальная. К первому течению можно причислить немецкую школу Хаусхофера, ко второму - англо-американскую школу (Маккиндер, Спайкмен, Коэн), хотя четкие разграничительные линии между этими школами провести очень трудно.

Геополитика все  больше обогащается и наполняется  конкретным содержанием, все активнее способствует изменениям в современном мире. Конечно, это становится возможным потому, что она опирается на научную базу многих дисциплин. Геополитика стала не только реальным инструментом изменения мира, но все больше служит ключом к прогнозированию политики ведущих стран и континентов.

1.2. Источники геополитики

Геополитика, как  и большинство дисциплин, появившихся  на стыке веков, возникла на базе трех научных подходов: цивилизационного, военно-стратегического и теорий географического детерминизма.

Основоположником  цивилизационного подхода к историческому процессу считается русский ученый Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) - биолог, историк, социолог, автор книги "Россия и Европа". По его мнению, главными действующими субъектами на подмостках театра истории являются не государства или отдельные нации, а огромные культурно-религиозные общности. Их он назвал "культурно-историческими типами". Впоследствии эти общности, а книга Данилевского вышла в 1868 г., стали называть "цивилизациями".

Первым среди  русских исследователей Данилевский сформулировал и научно обосновал тезис отчужденности Европы от России. /c. 8/ Причина этой отчужденности, по его мнению, кроется в принципиальном цивилизационном различии двух мировых сил: "Европа не признает нас своими. Европейцы видят в России и славянах не только чуждое, но и враждебное начало"5. Он сформулировал самое важное требование приведения внешней политики России в соответствие с объективными задачами развития и укрепления "славянского культурно-исторического типа". Гораздо позже этот принцип - зона влияния одной цивилизации - получил название "большого пространства".

В конце XIX - начале XX в. концепция Данилевского получила развитие в работах русского философа Константина Николаевича Леонтьева (1831-1891), немецкого философа Освальда Шпенглера (1880-1936), русского ученого-евразийца Петра Николаевича Савицкого (1895-1968), его ученика Льва Николаевича Гумилёва (1912-1992). Наиболее же обстоятельно рассмотрел и развил эту концепцию крупнейший английский ученый-историк и социолог Арнольд Тойнби (1889-1975). В своей многотомной работе "Постижение истории" он дал подробную классификацию цивилизаций. В особый тип цивилизации он выделил "православно-русскую". А. Тойнби предложил довольно оригинальную теорию истоков и развития цивилизаций как "Вызова-и-Ответа".

Теория цивилизаций  занимала умы ученых-геополитиков и  в конце XX в. Так, много споров вызвала книга профессора Гарвардского университета Сэмуэля Хантингтона (р. 1927) "Столкновение цивилизаций" (1993). Автор утверждает, что в XXI в. основным источником конфликтов будут не экономика или идеология, а цивилизационные различия. Он считает, что "столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики. Линии разлома между цивилизациями - это и есть линии будущих фронтов". Картина мира в XXI в. видится ему как результат взаимодействия и соперничества "семи-восьми крупных цивилизаций", среди которых будет и "православно-славянская", противостоящая насильственной вестернизации.

По мнению многих ученых, разрабатывающих цивилизационную  теорию, географические границы цивилизаций  определяют пределы "естественного" влияния великих держав, сферы  их жизненных интересов и территории военно-политического контроля. В  таком методологическом подходе к геополитике просматривается тенденция увести данную науку из зоны географии, сделать ее универсальной дисциплиной. /c. 9/

Вторым источником геополитики, как считают многие ученые, были военно-стратегические теории. Признанными авторами таких теорий считаются Никколо Макиавелли (1469-1527), Карл фон Клаузевиц (1780-1831), Хельмут Иоганн Мольтке (1848-1916) и др. Но наиболее сильное влияние на разработку и углубление этих теорий оказал американский военно-морской теоретик, историк Альфред Мэхен (1840-1914). В 1890 г. был напечатан капитальный труд адмирала-ученого "Влияние морской мощи на историю". Подробно о содержании книги будут сказано в главе 2, сейчас же только отметим, что перу Мэхена принадлежит также книга "Проблема Азии и ее воздействие на международную политику" (1900) и много статей на военно-политические темы. Этот автор ввел в научный оборот термин "прибрежные нации". В частности, адмирал писал: "Политика изменялась как с духом века, так и с характером и проницательностью правителей: но история прибрежных наций определялась не столько ловкостью и предусмотрительностью правительств, сколько условиями положения, протяженности и очертания береговой линии, численностью и характером народа, т. е. вообще тем, что называется естественными условиями"6.

На территории мирового пространства Мэхен выделил  особую сферу между 30-й и 40-й параллелями - "зону конфликта", в которой, по его мнению, неизбежно и вне зависимости от воли конкретных политиков сталкиваются интересы "морской империи", контролирующей океанские просторы, и "сухопутной державы", опирающейся на континентальное ядро Евразии (читай: Англии и России того времени). Морская империя, чтобы выжить, должна отбросить континентальную державу как можно дальше в глубь Евразии; империи важно завоевать прибрежную территорию, поставить под контроль "прибрежные нации, для чего надо окружить противника кольцом военно-морских баз".

Видным разработчиком  военно-стратегических концепций был русский генерал-фельдмаршал (последний фельдмаршал России) Д.А. Милютин.

Военно-стратегические теории внесли в методологию геополитики  идею ключевых пунктов и зон, позволяющих  контролировать значительные территории потенциального противника. В наше время -- время космических технологий (оборона, коммуникации) - эти подходы получают качественно новое значение.

Третьим теоретическим  источником геополитики являются концепции географического детерминизма. Это наиболее древний источник познания. Так, идеи о влиянии географической среды (климата, почв, рек, морей и пр.) на историю и человека встречаются еще у /c. 10/ Геродота (между 490-480 - ок. 425 г. до н.э.), Гиппократа (ок. 460 - ок. 370 гг. до н.э.), Фукидида (ок. 460 - 400 гг. до н.э.) и других античных авторов.

Информация о работе Геополитика как наука и учебная дисциплина