Донаучные теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2017 в 17:22, доклад

Описание работы

Первая по времени возникновения (восходит еще к античным временам) –звукоподражательная. Она объясняет появление звукового языка у человека тем, что у наших первобытных предков якобы существовало инстинктивное стремление подражать тем звукам, которые они слышали вокруг себя. В первобытном лесу пели птицы, издавали различные крики животные, в кронах деревьев шумел ветер, в ручьях журчала вода. Человек слышал все эти звуки и пытался им подражать. Трудовая деятельность самого человека также сопровождалась звуками, и подражание им как бы выражало сущность этих процессов. В европейской философской традиции звукоподражательная теория восходит к учению древнегреческого философа Платона, который полагал, что человек от природы наделен стремлением воспроизводить «сущность вещей». Вслед за Платоном эту теорию развивали стоики, в XVII веке в ее защиту выступил немецкий ученый Г. Лейбниц, в XVIII-XIX веках ее поддерживали В. фон Гумбольдт и Я. Гримм, в ХIХ-ХХ веках — Ш. Балли и другие ученые.

Файлы: 1 файл

Донаучные теории.docx

— 44.02 Кб (Скачать файл)

Божественные теории

Древнейшие представления о происхождении языка, так или иначе, основаны на идее получения людьми языка от каких-то высших сил. В египетском тексте, составленном около середины III тысячелетия до н. э., говорится, что творцом речи и «имени всякой вещи» был верховный бог Птах. Позднее в истории Древнего Египта религии не раз менялись, но всегда главному из богов приписывалось создание языка и дарование его людям. В древнейшем индийском памятнике Ригведе (около X в. до н. э.) говорится о «творцах — установителях имён». Арабы считали, что язык получен человеком от Аллаха, который знакомил с этим священным даром людей не сразу, а по частям. Лишь последний и самый великий из пророков Мухаммед получил от Аллаха весь язык (поэтому священный язык Корана никак нельзя изменять). Представления о божественном происхождении языка были и у многих других народов.

В тексте Библии заложено два разных варианта происхождения языка. Первый из них основан на утверждении, что Бог сам дал имена всему тому, что он создал. В первой главе книги Бытия сказано: «И назвал Бог свет днем, а тьму ночью... И назвал Бог твердь небом... И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями». О том же свидетельствует и Евангелие от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Итак, получается, что язык уже существовал тогда, когда человека еще не было. Бог творил мир с помощью Слова и сам называл все сотворенное. Таким образом, человек увидел окружающий его мир, в котором все предметы уже были названы, и названия эти открывались ему в самих предметах. В таком случае на свете должен был бы существовать только один язык и все люди должны были бы называть предметы одинаково — так, как их назвал Бог. И действительно, согласно 11-й главе книги Бытия, до самого вавилонского столпотворения все люди говорили на одном языке: «И сошел Господь посмотреть город и башню, которую строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого». Другой вариант той же гипотезы основан на содержащемся во второй главе книги Бытия утверждении о том, что «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было ей имя». Получается, что Бог дал человеку способность называть, то есть самому творить свой язык.

Во всех религиозных концепциях язык, по крайней мере в главных своих чертах, неизменен и появляется сразу таким, каким он существует сейчас. Позже люди могут только портить и забывать божественный дар либо в лучшем случае добавлять к существующим словам ещё что-то. Религиозные концепции, как к ним не относись, верно отражают один реальный факт: человеческий язык — особый дар, и в природе ничего сходного нет. «Языки» животных слишком непохожи на него.

«Человеческий язык коренным образом отличается от любой системы общения у животных. На это ясно указывает его сравнение с теми похожими на слова звуками, которые издают животные и которые поэтому нередко называют речью. По сути, "речь" животных состоит из междометий. Они отражают физическое или, чаще, эмоциональное состояние особи. В них нет номинации, обсуждения, абстрагирования, символики, как в настоящих языках... Даже народы с самой простой культурой имеют разработанные языки со сложной грамматикой и большим словарным запасом...Древнейший из языков, который можно с достаточной точностью реконструировать, уже является современным, сложным и законченным с эволюционной точки зрения [Simpson G.G. The Biological Nature of Man // Science 152.

Многочисленные атеистические и эволюционные теории происхождения языка и речи безуспешно пытаются объяснить необъяснимое - каким образом человек обрел способность говорить. Для эволюционистов и атеистов самый важный этап человеческой истории, превративший обычное животное в человека, до сих пор окружен покровом тайны.

Таким образом, при любом подходе к изучению происхождения языка и речи человека, его способности мыслить, говорить и общаться исследования ученых заводили их в тупик. Достоверных свидетельств или хорошо объясняющих теорий по этому вопросу попросту нет. За одним исключением; библейское представление о том, что человек изначально был сотворен уже как современный человек с уникальной способностью лично общаться с Творцом и другими людьми, очень хорошо отвечает всем известным науке фактам, объясняет их просто и прямо.

В настоящее время на планете существует 6858 языков, на которых говорят люди. Быстрому увеличению числа различных языков только Библия дает единственно удовлетворительное объяснение.

Если все люди произошли от одних предков, как считает сегодня большинство эволюционных антропологов, изначально они все должны были говорить на одном языке. Пока они жили вместе и продолжали общаться друг с другом, явных различий в языках не могло возникнуть.

Следовательно, эволюционное и атеистическое объяснение различий в языках должно предполагать существование чрезвычайно долгих периодов довольно строгой изоляции различных племен друг от друга. По сути, эти периоды должны быть столь же долги, как и сама история человечества. Кроме того, каждая из основных групп языков должна была бы соответствовать одной из расовых групп, а значит, каждая "раса" должна иметь долгую эволюционную историю.

Естественно также предположить, что в условиях такой изоляции друг от друга одни расы могли развиться более других. Такое естественное сочетание расизма и эволюционной философии весьма показательно. Оно часто становилось и становится псевдонаучной основой различных расистских политических и религиозных теорий, которые приносили людям огромный вред и неисчислимые страдания.

Происхождение различных языков, а отсюда и способности к иноязычному говорению и пониманию, невозможно объяснить с позиций эволюции и атеизма. Все народы, племена и языки , как бы они ни различались, имеют в не столь отдаленном прошлом общие корни. И существование разных диалектов и сходных языков в пределах каждой основной группы объясняется постепенным развитием от общего исходного языка. Но основные группы языков настолько сильно отличаются друг от друга, что объяснить эти различия невозможно никакой натуралистической, эволюционной схемой или теорией.

Только Библия дает полноценное объяснение –– легенда о Вавилонской башне. "Первобытным смешением языков,- пишет Г. Моррис, -подчеркивается факт, который не осознают современные люди: истинное различие между ними проведено не по расовому, не по физическому и не по географическому, а по лингвистическому признаку. Когда люди перестали понимать друг друга, у них не осталось другого выбора, как только разделиться.

Если кто-то склонен подвергать сомнению такую причину возникновения глубоких различий между языками, пусть он предложит натуралистическую версию, которая объяснила бы все факты лучше. До сих пор это не удалось никому. Очевидно, здесь замешано чудо, ибо серьезность людских посягательств вынудила Бога вмешаться особым образом" [ Г. Моррис, 1995].

Глоттогенез

Глоттогенез (от греч. glotta - язык и genesis - происхождение) - процесс становления человеческого естественного звукового языка, отличного от других систем знаков. Проблема глоттогенеза продолжает более общую проблему возникновения языка, получающую философское, социологическое и психологическое осмысление. Изучается глоттогенез как комплексная проблема собственно лингвистическими методами (преимущественно в сфере сравнительно-исторического языкознания иисторической типологии), а также с помощью ряда смежных наук о человеке. Сравнительно-исторический метод позволяет путем сравнения праязыков отдельных макросемей (общим числом не более 10) наметить формы вероятного исходного праязыка Homo sapiens sapiens (т. е. современного человека), который после своего возникновения ок. 100 тыс. лет назад мог распасться на диалекты, давшие ок. 40-30 тыс. лет назад по мере расселения человека из Африки по Евразии и увеличения числа древних людей начало отдельным языкам (праязыкам макросемей); историческая типология помогает вскрыть наиболее вероятные пути формирования основных языковых категорий.

Методы антропологии и примыкающих к ней наук (напр., палеоневрологии, реконструирующей особенности мозга по их отражению на черепах) позволяет ориентировочно отнести возникновение естественного звукового языка в его членораздельной, близкой к современной форме к периоду ок. 100 тыс. лет назад, лежащему между неандертальцами (Homo sapiens) и первыми людьми современного типа (Homo sapiens sapiens). Иначе говоря, естественный язык - одна из наиболее явных отличительных черт Homo sapiens sapiens. По отношению к неандертальцу вероятен другой тип языка, так как отсутствовали те артикуляционные предпосылки (фарингальная полость), которые необходимы для дифференциации многих звуков (в частности, гласных), хотя этот вопрос и вызывает дискуссию. С точки зрения палеоневрологии возможно отнесение формирования речевых зон левого (доминантного по звуковой речи у подавляющего большинства людей) полушария к еще более раннему периоду (синантроп, около 500-400 тыс. лет до н.э.). Но не исключено, что левое полушарие, которое и у современного человека ответственно не только за речь, но и за координацию движений обеих рук, в глубокой древности отвечало не только за звуковые сигналы, но и за жесты рук предков человека. Можно предположить, что принципы построения последовательности жестов рук, в "языке жестов" гоминидов (семейство приматов, включающее Homo sapiens) служившие главным способом передачи сложных значений, были позднее перенесены на звуковые последовательности. Большая древность языка жестов по сравнению со звуковым языком современного типа предполагается многими учеными, в частности, потому, что у антропоидов (горилл и шимпанзе), имевших общих предков с человеком около 6-5 млн. лет до н.э., известны на воле системы жестов, которые совпадают с жестами детей в доречевой ("сенсомоторный", по терминологии Ж. Пиаже) период: антропоиды при общении с человеком в неволе способны усвоить значительное число жестов (от 100 у шимпанзе до 1000 у гориллы) и употреблять их в конструкциях, построенных по синтаксическим правилам. Предполагается, что подобные системы жестовых знаков наряду с ограниченным количеством (около 20-40) коротких звуковых сигналов были основным средством общения гоминидов на протяжении около 3 млн. лет и только в самый поздний период эволюции предков человека (100-40 тыс. лет назад) начинается глоттогенез в собственном смысле слова. Согласование данных лингвистического сравнения всех языков человечества (говорящего в пользу моногенеза теории), антропологической реконструкции развития речевого аппарата от неандертальцев к Homo sapiens sapiens и палеоневрологического восстановления развития речевых зон левого полушария позволяет предположить, что у предков человека, как и у современного человека в эмбриональном и раннем развитии, раньше формируются зоны правого полушария, отвечающие за семантику жестов иероглифического ("символического") типа и слов звукового языка, потом задние (затылочно-теменные) зоны левого полушария, которые ответственны за словесное называние отдельных предметов, позднее всего передние (височно-лобные) зоны левого полушария, занятые построением синтаксически сложных структур. Можно думать, что отвечающая этой последовательности созревания зон мозга последовательность, в которой развивается знаковая деятельность ребенка (жестовая речь - однословные обозначения предметов словами - сочетания слов в предложениях), в известной мере повторяет и эволюционные стадии в глоттогенезе. Поэтому возможно, что за периодом, когда жестовая сигнализация сосуществовала со звуковой (с ограниченным числом сигналов порядка нескольких десятков, как у антропоидов), следует период длительной эволюции словесных способов называния предметов посредством последовательностей фонем, число которых во всех языках близко к числу звуковых сигналов антропоидов, тогда как синтаксис раннего звукового языка (в котором из нескольких десятков первичных сигналов образовались позднее фонемы - составные части слов) оставался еще очень простым. Описанные периоды ранней эволюции языка, по-видимому, предшествовали появлению Homo sapiens, для которого в отличие от всех предшествующих гоминидов характерно развитие височно-лобных зон и дальнейшее развитие передних лобных зон, связанным со сложными синтаксическими структурами левого полушария. Язык Homo sapiens sapiens по основным чертам не отличался уже от последующих языков мира.

Теория глоттогенеза разрабатывалась на протяжении 20 в. лингвистами А. Тромбетти, Б. Розенкранцем, антропологами В. В. Бунаком, Г. У. Хьюзом, А. Либерманом, палеоневрологом В. И. Кочетковым. Особенно интенсивно глоттогенез начали исследовать с конца 70-х гг., ему были посвящены специальный симпозиум Американской национальной АН (1976) и симпозиум ЮНЕСКО в Париже (1981). В 1984 учреждено Международное общество по исследованию глоттогенеза с центром в Париже.

В настоящее время на земле насчитывается от 3-х до 5-ти тысяч языков. Разница связана с различием диалектов и языков, во-вторых с определением ареала и сферой использования, в-третьих с оценкой «жизненности» языка.

Множественность языков обуславливает необходимость классификации. В современном языкознании разработано 4 классификации:

1) Ареальная (географическая)

2) Функциональная

3) Типологическая (морфологическая)

4) Генеалогическая

Первая основана на изучении языковой карты мира. Описывает границы распространения.

Вторая основана на исследовании функций и сфер использования языка (культурная, дипломатическая, язык образования и др.)

Самыми важными являются типологическая и генеалогическая классификации.

Генеалогическая классификация основана на определении родственных отношений между языками. При этом доказывается общность происхождения родственных языков и демонстрируется их развитие из единого, часто реконструируемого специальными способами, языка, который получает название праязык. При генеалогической классификации языков прежде всего выясняется степень их родственных отношений и связей.

Типологическая (морфологрческая),оперирует классами языков, объединяемых по тем признакам, которые выбраны как отражающие наиболее значимые черты языковой структуры (например, способ соединения морфем). Наиболее известна морфологическая классификация языков, согласно которой языки распределяются посредством абстрактного понятия типа по следующим четырем классам: 1) изолирующие, или аморфные, например китайский язык. 2) агглютинативные, или агглютинирующие, например тюркские и банту языки. 3) инкорпорирующие, или полисинтетические, например чукотско-камчатские. 4) флективные языки, например славянские, балтийские.

Языковая семья – это наиболее крупная единица, при помощи которой народы классифицируются по признаку происхождения их языков от единого общего языка-основы. Языковые семьи состоят из языковых групп, в которые входят народы, изъясняющиеся на родственных языках. Наиболее крупные языковые семьи мира представлены в таблице ниже. 

 

Индоевропейская языковая семья

Языковая группа

Народы языковой группы

Германская

Немцы, австрийцы, люксембуржцы, швейцарцы, голландцы, исландцы, шведы, норвежцы, датчане, англичане, шотландцы, американцы и другие.

Славянская

Русские, украинцы, белорусы, чехи, словаки, поляки, хорваты, сербы, болгары, черногорцы, словенцы, македонцы, боснийцы.

Романская

Итальянцы, испанцы, каталонцы, французы, португальцы, румыны, молдаване, аргентинцы, бразильцы, мексиканцы и другие.

Кельтская

Ирландцы, жители Уэльса и другие.

Балтийская

Латыши и литовцы

Греческая

Греки

Албанская

Албанцы

Армянская

Армяне

Иранская

Персы, курды, пуштуны, таджики, белуджи, хазарейцы, осетины и другие


Китайско-тибетская языковая семья

Языковая группа

Народы языковой группы

Китайская

Китайцы и народность хуэй

Тибето-бирманская

Тибетцы, бирманцы, канаури, карены, невары и другие


Афразийская (или семито-хамитская) языковая семья

Языковая группа

Народы языковой группы

Семитская

Евреи, арабы, тигре, таграи, амхара

Кушитская

Сомали, галла и другие

Берберская

Кабилы, туареги и другие

Чадская

Хауса


Алтайская языковая семья

Языковая группа

Народы языковой группы

Тюркская

Турки, татары, чуваши, башкиры, узбеки, киргизы, казахи, туркмены, каракалпаки, уйгуры, азербайджанцы, хакасы, тувинцы, якуты и другие

Монгольская

Монголы, буряты, калмыки

Тунгусо-маньчжурская

 

Приамурские народы, эвены, эвенки


Нигеро-кордофанская языковая семья

Языковая группа

Народы языковой группы

Нигер-конго

Малинке, волоф, фульбе, мосигруси, бомбара, йоруба, ибо, сенуфо, малава, конго, зулусы, нояруанды, банту, азанде

Кордофанская

Талоди, тегали и другие

Информация о работе Донаучные теории