Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2011 в 22:58, курсовая работа
Величину поверхностного потенциала можно изменять не только изменяя окружающую среду, но и создавая у поверхности полупроводника поперечное электрическое поле. Влияние внешнего электрического поля на электропроводность полупроводника получило название эффекта поля.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭФФЕКТ ПОЛЯ 4
1.1 Зонная диаграмма 15
2 ЭФФЕКТ ПОЛЯ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯХ 19
2.1 Влияние квантово-размерных слоев In(Ga)As на эффект поля в слоях GaAs
2.1.1 Методика исследования 19
2.1.2 Экспериментальные результаты 23
3 РАСЧЕТ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОДВИЖНОСТИ НОСИТЕЛЕЙ ЗАРЯДА 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Это расхождение можно объяснить тем, что встраивание слоя КТ в GaAs генерирует вблизи КТ атмосферу дефектов - ловушек для электронов - с разной глубиной залегания. Если предположить, что некоторые из этих ловушек расположены на туннельно-близком расстоянии от КТ, то захват на них может происходить через захват в основное состояние КТ с последующим упругим или неупругим туннелированием на уровни ловушек. Заметим, что поскольку времена жизни электронно-дырочных пар в КТ по отношению к процессам излучательной рекомбинации электронов и дырок в КТ и эмиссии их из КТ на 4-5 порядков меньше времени релаксации захвата на ловушки, этот захват непосредственно не влияет на интенсивность фотолюминесценции и значение фоточувствительности от КТ. Он проявляется в эффекте поля на относительно низких частотах благодаря монополярной инжекции только основных носителей. Эти ловушки могут существенно влиять на вольтамперные и вольтемкостные характеристики барьеров Шоттки и р-п-переходов в гетеронаноструктурах.
На рисунке 2.1.2.3. приведены кривые ДЭП для гетероструктур с одиночной КЯ при разном удалении КЯ от поверхности. В отличие от структур с КТ в структурах с КЯ гистерезис очень мал. Причем кривая ДЭП линейна, ее наклон имеет минимальное значение и гистерезис практически полностью отсутствует при dc = 300 нм (кривая 4), когда КЯ находится вблизи границы области пространственного заряда и квазинейтральной области, т.е. когда почти все инжектированные электроны захватываются в КЯ. При этом подвижность в эффекте поля μF ≈ 1500 см2 /В∙с оказывается примерно в три раза меньше холловской подвижности электронов. При приближении КЯ к поверхности наклон кривой ДЭП увеличивается и появляется заметный гистерезис, однако при dc = 5 нм наклон снова уменьшается. По-видимому это связано с появлением захвата носителей из КЯ на ПС.
Рисунок 2.1.2.3. – Влияние встраивания слоя КЯ на ДЭП. Толщина покровного слоя dc: кривая 1 соответствует 5 нм, 2 -20 нм, 3 - 100 нм, 4 - 300 нм.
Энергетический спектр КЯ, в отличие от дискретного спектра КТ, квазинепрерывный. Поэтому захват электронов в слой КТ не должен приводить к их локализации, если, конечно, в этом слое, на его границах с матрицей или на туннельно-близком расстоянии вблизи этих границ нет каких-либо ловушек, на которых может происходить локализация захваченных в КЯ электронов. Поскольку состав КЯ In0,2Ga0,8As меньше отличается от состава матрицы GaAs, чем состав слоя КТ InAs, и упругие напряжения в псевдоморфном слое КЯ относительно невелики. Генерация таких ловушек-дефектов, которую мы предполагаем при встраивании слоев КТ, в этом случае маловероятна. Мы полагаем поэтому, что подвижность μF для структур с КЯ, расположенной на внутренней границе области пространственного заряда, характеризует дрейфовую подвижность электронов в самой КЯ (около 1500 см2/В∙с) в условиях отсутствия захвата на ловушки. Холловская подвижность μН характеризует с точностью до холловского отношения rн ≈ 1 дрейфовую подвижность электронов в квазинейтральной области структуры (≈ 4500 см2 /В∙с). Меньшее значение дрейфовой подвижности электронов в КЯ связано с наличием дополнительных механизмов рассеяния электронов, возможно, на мелкомасштабных флуктуациях ширины и состава КЯ. Увеличение подвижности μF при приближении КЯ к поверхности связано с уменьшением доли захваченных в КЯ электронов из-за увеличения высоты барьера, препятствующего захвату. При этом увеличивается доля свободных электронов в области пространственного заряда с более высокой дрейфовой подвижностью, по-видимому, близкой к холловской. Инжектированный на единице площади заряд электронов Qs = Cg∆Vg = Qss + Qw + Qv, где Qss и Qw - заряды, захваченные на ПС и в квантовые ямы соответственно, Qv - свободный заряд в олбласти пространственного заряда. Изменение поверхностной проводимости создается зарядами Qw и Qv: ∆σs = QsμF = Qwμnw + Qvμnv, где μnw и μnv – дрейфовые подвижности электронов в квантовых ямах и в области пространственного заряда соответственно. Если Qss << (Qw + Qv), эффективная подвижность в эффекте поля μF = (Qwμnw + +Qvμnv)/(Qw + Qv).
В
результате проведенных исследований
разработана новая методика исследования
нестационарного динамического эффекта
поля. Ее применение к квантово-размерным
гетеронаноструктурам In(Ga)As/GaAs с квантовыми
точками и квантовыми ямами позволяет
получить информацию о наличии дефектов,
связанных с встраиванием этих слоев в
матрицу, и оценить их концентрацию, а
также о дрейфовой подвижности электронов
в одиночных квантовых ямах. Представляется
перспективным дальнейшее развитие этой
методики диагностики квантово-размерных
гетеронаноструктур, в частности измерение
температурной зависимости ДЭП[4].
3
РАСЧЕТ ЭФФЕКТИВНОЙ
ПОДВИЖНОСТИ НОСИТЕЛЕЙ
ЗАРЯДА
При малых электрических полях дрейфовая скорость носителей Vd пропорциональна напряженности электрического поля ε
Vd = µε (3.1)
Коэффициент пропорциональности есть подвижность µ [см2·В-1·с-1]. В неполярных полупроводниках, таких, как Ge и Si, основными механизмами, определяющими подвижность носителей, являются рассеяние на акустических фононах и рассеяние на ионизированных примесных атомах. Значения подвижности, определяемой рассеянием на акустических фононах, задаются следующим выражением:
(3.2)
где С11 — средний продольный модуль упругости полупроводника,
Eds — смещение края зоны на единицу деформации кристаллической решетки,
m* — эффективная масса электрона проводимости.
Согласно выражению (3.2), подвижность уменьшается с ростом температуры и при увеличении эффективной массы.
Подвижность, обусловленная рассеянием на ионизированных примесях, определяется выражением
(3.3)
где N1 — концентрация ионизированных примесей,
εs — диэлектрическая проницаемость.
Видно,
что в этом случае подвижность также
уменьшается с ростом эффективной массы
m*, но c ростом температуры она увеличивается.
Результирующая подвижность
Рисунок 3.1 – Дрейфовая подвижность в Ge, Si и GaAs при T = 300К в зависимости от концентрации легирующей примеси
В
полярных полупроводниках, таких, как
GaAs, определяющую роль играет рассеяние
на оптических фононах. В этом случае
Кроме названных выше механизмов, влияющих на подвижность носителей, следует отметить междолинное рассеяние, когда электрон при рассеянии переходит из одного энергетического минимума в другой, испуская или поглощая при этом соответствующий коротковолновый фонон.
На рисунке. 3.1 приведены экспериментальные зависимости подвижности в Ge, Si и GaAs при комнатной температуре от концентрации примеси. Видно, что с ростом концентрации примеси (при комнатной температуре большая часть примесных атомов ионизирована) подвижность уменьшается, что соответствует выражению (3.3). Поскольку при увеличении эффективной массы m* подвижность уменьшается, в этих важнейших полупроводниковых материалах при той же концентрации примеси электронная подвижность больше дырочной.
Рисунок 3.2 – Температурная зависимость подвижности электронов и дырок в Si.
На рисунок 3.2 приведены температурные зависимости подвижности в кремниевых образцах n- и p-типа с различной концентрацией примеси. При малых концентрациях примесных атомов подвижность действительно уменьшается с ростом температуры, как это следует из выражения (3.2).
Однако показатель степени экспериментальной зависимости отличается от теоретического значения – 3/2, что, вероятно, обусловлено влиянием дополнительных механизмов рассеяния. В чистых материалах в области комнатных температур подвижность изменяется по закону Т-1,65 и Т-2,33 для n- и p-кремния; Т-1,0 и Т-2,1 для n- и p-GaAs соответственно.
Другим
важным параметром, связанным с подвижностью
является коэффициент диффузии Dn(Dp)
электронов и дырок. Его величина связана
с величиной подвижности обобщенным соотношением
Эйнштейна
где
F1/2 и F-1/2 – интегралы Ферми-Дирака.
Это выражение можно записать в виде ряда
где n – концентрация электронов,
NG – плотность состояний в зоне проводимости.
В
большинстве практических ситуаций
достаточно учесть лишь первое и
второе слагаемые этого выражения.
Аналогичные соотношения
Коэффициенты
диффузии при комнатной температуре
легко получить из приведенных на рисунке
3.1 значений подвижности. Для этого их
надо умножить на kT/q = 0,0259 В (Т = 300К)[2].
В
ходе данной курсовой работы был рассмотрен
эффект поля. Он применим только в том
случае, когда удается обеспечить
условия квазиравновесия на поверхности
полупроводника. Это квазиравновесное
состояние поверхности
В
связи с тем, что заполнение быстрых
поверхностных состояний при
указанных условиях измерения по
методу эффекта поля является равновесным
по отношению к измеряемой величине
поверхностного потенциала, этот метод
предоставляет дополнительную возможность
исследования самих поверхностных
состояний.
Информация о работе Эффект поля. Расчёт эффективной подвижности носителей заряда