Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2010 в 14:48, Не определен
Доклад
Очевидно, что при такой смене ориентиров в идиотской ситуации оказываются премьер и вице-премьер, которые в соответствии с президентскими установками честно требовали от подчиненных министров ускоренного роста ВВП. Позиции Грефа и Кудрина в правительстве, напротив, существенно усиливаются. В этом не было бы ничего страшного, если бы МЭРТ и Минфин не были объективно заинтересованы лишь в одном — в росте доходов от сырьевого экспорта, поскольку при этом их задачи выполняются автоматически, при минимальном напряжении чиновничьих сил. Здесь их интересы естественным образом совпадают с интересами Минпромэнерго под руководством Христенко и Центробанка — для его председателя Сергея Игнатьева рост золотовалютных резервов является главным достижением, которым он может хвастаться перед президентом. Эта четверка категорически не заинтересована в укреплении рубля, которое уменьшит реальные доходы от экспорта. С другой стороны, массированный приток валюты — головная боль для Грефа, Кудрина и Игнатьева, поскольку возникает риск разгона инфляции. Именно чтобы не допустить этого, повторим, из года в год сохраняется профицит бюджета и переполняется Стабилизационный фонд, куда откачиваются финансовые ресурсы из реального сектора экономики.
Но проблема в том, что при таком раскладе интересов вопрос эффективного использования изъятых из экономики денег просто не встает. Поэтому «лишние» деньги тупо вкладываются в государственные облигации США. Кстати, ставшие в последние месяцы традиционными заявления чиновников о том, что российский бизнес должен щедрее делиться с обществом, в этой ситуации звучат форменным издевательством — ведь средства, отнятые у российских предприятий в виде налогов, фактически направляются на укрепление американской экономики и увеличение благосостояния граждан США.
Третьим по влиянию на бюджетный процесс оказывается социальный блок правительства, представленный в нынешнем кабинете единолично Михаилом Зурабовым. Его приоритетность скорее вынужденная, ведь именно на Зурабова возложена ответственность за судьбу монетизации льгот. Для реализации этой задачи ему предоставлены серьезные права. «Включайте меры административные и правовые, всех, кого можно, в том числе правоохранительные органы!» — с таким недвусмысленным призывом обратился к Зурабову Михаил Фрадков. Тем не менее, министру здравоохранения и социального развития можно посочувствовать — ему явно уготована роль стрелочника на случай провала программы монетизации льгот.
Все остальные министерства и ведомства в число приоритетов не входят и либо финансируются по остаточному принципу (например, охрана окружающей среды, расходы на которую снизились на 8%), либо вообще оставляются на произвол рыночных сил — как ЖКХ, расходы на которое планируется сократить на 58% (!).
Однако такая расстановка сил вызывает все больше недовольства у «неприоритетных» министерств. 23 августа «восстал» глава Минсельхоза Алексей Гордеев, возмущенный тем, что расходы на сельское хозяйство и рыболовство в федеральном бюджете-2005 снижены на 10% по сравнению с нынешним годом. «Я не могу поддержать проект бюджета ни в целом, ни в деталях, я не согласен идеологически», — заявил он. Дело в том, что в ведомстве Алексея Гордеева разработана стратегия развития сельского хозяйства страны, нацеленная, в частности, на развитие экспорта сельхозпродукции, прежде всего зерна. Бюджет-2005 ставит на этих планах жирный крест. «Поскольку в смысле доходов сельское хозяйство всегда было малоинтересным для Министерства финансов и МЭРТ, оно оказалось на задворках бюджетного процесса, — говорит президент Зернового союза РФ Аркадий Злочевский. — В АПК эффект от государственных мер в отличие от других отраслей, к примеру нефтянки или газовой, не столь очевиден, а результаты — отдаленные. Поэтому никто не хочет этим заниматься».
Мало того, реформа межбюджетных отношений, согласно которой дотирование сельского хозяйства становится обязанностью регионов, может поставить крест уже на всем сельском хозяйстве. «То, что предлагается у нас, это беспрецедентно, нигде в мире такого нет! — говорит президент Аналитического центра „Агропродовольственная экономика" Евгения Серова. — Прямые дотации на региональном уровне во всем мире запрещены — это дорога к разрыву рынков. Получается, что сельское хозяйство будет развиваться исключительно в регионах-донорах, там, где его будут дотировать. Но где дотации, там и защита своих производителей от конкурентов из других регионов. В результате получится разрушение единого аграрного рынка страны, который только-только формируется. Мы не против сокращения федеральных дотаций, но они не должны передаваться на региональный уровень».
Исходя из этих соображений, Алексей Гордеев фактически потребовал изменить бюджетные приоритеты, в частности, перестать закачивать деньги в Стабфонд, который равен двадцатилетнему объему поддержки сельского хозяйства. «Я не вижу резервов в регионах, чтобы те могли взять нагрузку по поддержке сельского хозяйства, — заявил Гордеев. — Вопрос по созданию конкурентоспособного сельского хозяйства в России должен быть закреплен за федеральным центром, так же как и проведение социальной политики на селе. Ни одна из этих целей не достигается в 2005 году».
Завершение
выступления Алексея Гордеева иначе как
скандальным не назовешь — он попросил
у Фрадкова разрешения «проинформировать
главную политическую партию, что предвыборные
обещания не выполняются».
Подобное заявление уже само по себе создает множество проблем для властей. Оно объективно означает раскол в правительстве по вопросам стратегического развития страны. Пикантность ситуации состоит в том, что, хотя Гордеева не поддержат тоже обделенные финансированием медики и коммунальщики (они относятся к ведомствам Зурабова и Христенко соответственно), он вполне может рассчитывать на поддержку премьера и вице-премьера, которые остались без «стратегической линии». Естественным союзником Минсельхоза оказывается и Министерство образования и науки. Финансирование образования в 2005 году тоже передается на уровень регионов, и, соответственно, у богатых и бедных губерний окажутся совсем разные возможности.
С наукой проблема противоположная: научные исследования с 1 января 2005 года могут финансироваться только из федерального бюджета. А значит, большое сомнение вызывает активность регионов по формированию собственных программ инновационного развития. Одновременно политика Минфина по ликвидации налоговых льгот, в том числе и стимулирующих инновационную деятельность, подрывает у промышленных предприятий стремление инвестировать в научно-техническую сферу. В результате возникает абсурдная ситуация, когда у нас предпринимательский сектор обеспечивает только пятую часть общих расходов на науку, в то время как в странах ОЭСР именно на него ложится основная тяжесть расходов. Видимо, предполагается, что министерские чиновники лучше знают, какие разработки нужны нашей индустрии. И хотя общая величина расходов на науку (фундаментальную, вузовскую и отраслевую) в 2005 году вырастет с 1,7 до 1,92% от расходной части бюджета, эффективность этих расходов вызывает большие сомнения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Какая речь может идти
о развитии государственного бюджета,
когда региональные бюджеты не способствуют
своему развитию?
Словарик
Михаил
Фрадков - Премьер-министр
Дмитрий
Белоусов - эксперт Центра макроэкономического
прогнозирования и краткосрочного анализа
Сергей
Суверов - начальник аналитического
управления банка „Зенит"
Елена
Матросова - директор Центра макроэкономических
исследований „БДО Юникон"
Сергей
Иванов - министра обороны
Алексей
Кудрин – лидер финансово-экономического
блока — Минфин и МЭРТ
Аркадий
Дворкович - начальник экспертного
управления президента РФ
Виктор
Христенко - министр промышленности
и энергетики
Сергей
Игнатьев - председатель Центробанка
Алексей
Гордеев - глава Минсельхоза
Аркадий
Злочевский - президент Зернового
союза РФ
Евгения
Серова - президент Аналитического
центра „Агропродовольственная экономика"
Герман
Греф – министр минэкономразвития
Михаил
Зурабов – министр здравоохранения
и социального развития
Александр
Жуков – вице-премьер (зам председателя
правительства)
АПК – агропромышленный комплекс
МЭРТ – министерство экономического
развития торговли
НИОКР – научно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы
Профицит – превышение доходов
бюджета над его расходами
Диверсификация
– проникновение
компаний, банков через инвестиции, покупки
акции, системы участия в отрасли, не имеющие
прямой производственной связи и функциональной
зависимости от основного рода деятельности.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ
ЛИТЕРАТУРА