Исторический обзор развития концепции справедливой стоимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Цель: рассмотреть международные стандарты финансовой отчетности
Задачи:
Показать концепцию справедливой стоимости;
Раскрыть исторический обзор развития концепции справедливой стоимости.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………...4
1.Концепция справедливой стоимости…………………………………………………………..............5
2.Исторический обзор развития концепции справедливой стоимости………………………………..6
2.1 Справедливая стоимость в Греции…………………………………………………………………...6
2.2 Справедливая цена у древних римлян…………………………………………………….................8
2.3«Справедливая цена» как базовая категория средневековых экономических учений……………8
2.4 Концепции справедливой стоимости 19 века…………………………………………….................9
2.5 Концепции справедливой стоимости 20 века……………………………………………………...10
2.6 Современные концепции справедливой стоимости…………………………………………….....11
3. Практическая часть……………………………………………………………………………………13
Заключение……………………………………….....................................................................................24
Список используемой литературы……………

Файлы: 1 файл

Moy_Kursak.docx

— 79.94 Кб (Скачать файл)

 Идея, излагаемая в «Никомаховой этике», состоит в том, что все, как  бы мы сегодня сказали, участники  экономической деятельности должны  получать от нее столько, сколько  должно, то есть сколько является  справедливым. Плохо получать как  меньше, так и больше должного, отсюда как убытки, так и чрезмерные  прибыли являются порочными для  человека, занимающегося хозяйством.

Важным видом «частной правосудности», то есть правосудности, воплощающейся в практические нормы общественного устройства, согласно Аристотелю, должно выступать «направительное право при взаимном обмене», то есть добровольном обмене, таком как «продажа, купля, ссуда, залог, заем ... (добровольными, - пишет великий философ, - они называются потому, что начало этих обменов зависит от нашей воли».

   Прибыль и убыток у Аристотеля - это не разность между доходами и расходами, то есть полученным и потраченным. Это экономико-этические категории, характеризующие ситуацию, при которой участник хозяйственных отношений получил по сделке меньше (убыток) или больше (прибыль) должного (справедливого). А определение этого должного - задача не только экономическая, но и нравственная, этическая.

  И вот дать какому-либо объекту справедливую оценку в деньгах, согласно Аристотелю, означает постараться понять тот справедливый выражаемый в деньгах объем благ, который можно получить при потенциальном обмене данного объекта.

 

2.2 Справедливая цена у древних римлян

 

Дискуссии о справедливой цене продолжились в XIII в. в среде схоластов - западноевропейской католической профессуры, прежде всего, богословов и юристов. Хозяйственная жизнь в эту эпоху заметно отличалась от античной. Натуральные крестьянские хозяйства были еще доминирующим укладом, но денежное обращение и коммерческая торговля уже прочно вошли в жизнь, особенно в городах. Дискуссии в схоластической литературе во многом базировались на трудах Аристотеля. «В этих спорах - в противовес реальной практике ценообразования - сложилось и само понятие „справедливой цены". Оно было и экономическим, и этическим одновременно. Однако, помимо работ Аристотеля, другим важнейшим источником средневековых дискуссий о справедливой цене было римское право, которое привнесло идею свободы договора между участниками обмена. Именно юристы древнего Рима положили аристотелевскую идею справедливой стоимости в основу определенных правовых норм, регулирующих экономическую жизнь общества.

Право древнего Рима различало категории цены и стоимости предметов гражданского оборота. В классическом римском праве, рассматривавшем сделки купли-продажи, не выдвигалось требования, чтобы цена соответствовала стоимости товара. Напротив того, одно постановление Диоклетиана (быть может, измененное Юстинианом) требовало, чтобы цена была завышенной и вводило «расторжение» продажи недвижимости «по случаю значительного ущерба» или ultra dimidium, то есть когда уплаченная цена была меньше половины стоимости вещи».

Рескрипт Диоклетиана 285 г. н. э. гласил буквально следующее: «Если ты или твой отец продали за бесценок вещь, стоящую дороже, то человечно признать, что ты можешь при содействии судебной власти, получить обратно имение, переданное тобой, с одновременным возвращением покупателю уплаченной им цены, или же, ты можешь дополучить недостающее до справедливой цены».

 

2.3 «Справедливая цена» как базовая категория средневековых экономических учений

 

  В наибольшей степени новую жизнь в средние века получили нормы именно договорного права Древнего Рима. Идея справедливой стоимости приобретает в средневековье новую, соответствующую времени окраску, при этом получая определенное развитие. В части правовых норм, формирующих договорное право, средневековая юриспруденция отталкивалась «от принципа дисциплины покаяния», согласно которому «каждое обещание независимо от его формы имеет обязывающую силу: «hacta sunt servanda» («соглашения надо соблюдать») . Однако из этого не следовало, что все обещания имеют обязывающую силу. Юридически обязывающими считались только соглашения, опиравшиеся на должную - в смысле оправданности договора - причину.Отсюда не только было необходимо, чтобы обещавший имел цель, но чтобы эта цель была разумна и справедлива.

Философские основания этих идей можно найти в текстах Фомы Аквинского - крупнейшего представителя схоластической литературы XIII в. Опираясь на работы Аристотеля, Фома Аквинский писал, что «благо человека состоит скорее в том, чтобы сохранять счастье, нежели в том, чтобы стремиться его приумножить. Следовательно, счастье состоит не в богатстве». «Невозможно, - утверждал он, - чтобы человеческое счастье состояло в богатстве. В самом деле, - как говорит Философ, - есть два рода богатства, а именно естественное и искусственное. Естественное богатство является средством для удовлетворения естественных потребностей человека, например, в пище, питье, одежде, средствах передвижения, жилище и т. п., тогда как искусственное богатство - это то, что непосредственно не служит природе человека, как, например, деньги, а создано искусством человека для удобства обмена и в качестве меры продаваемых вещей. Итак, очевидно, - продолжал великий теолог, - что счастье человека не может состоять в естественном богатстве, ибо к богатству этого рода стремятся ради чего-то другого, ... оно не является конечной целью, но скорее служит человеку как своей цели ... А что касается искусственного богатства, то к нему стремятся ради богатства естественного, поскольку человек желает его лишь постольку, поскольку посредством него он добывает себе необходимое для жизни. Поэтому его еще в меньшей степени можно рассматривать в качестве конечной цели. Следовательно, невозможно, чтобы счастье, которое является конечной целью человека, состояло в богатстве».

Получение «по справедливости» в целях поддержания должного уровня существования себя и своих близких и возможности, таким образом, делать то, что обеспечивается «хлебом насущным» - вот «разумная и справедливая» цель предпринимателя средневековья.

 Как  пишет Г.Дж. Берман, «само получение  прибыли ... канонисты XII в. вовсе не  осуждали. Во многих ситуациях  считалось совершенно правильным  дешево купить и дорого продать. Если собственность подорожала  со времени покупки, ничего не  было дурного в том, чтобы продать  ее по более высокой цене. Если  ремесленник своим искусством  улучшил данный предмет, совершенно  правильно было продать его  дороже. Но даже в тех случаях, когда товар никак не улучшался, например, купец покупал его для  перепродажи, канонисты говорили, что  и в этом нет ничего плохого, лишь бы купцом двигала не  жадность, а желание прокормить  себя и своих иждивенцев. Каноническое  право осуждало только «постыдную» прибыль. а это отождествлялось с корыстолюбивой деловой практикой.

 «В ходе дальнейшей  разработки доктрина справедливой  цены была развита до уровня  основополагающего принципа для  проверки действительности любого  договора. И специалисты римского  права, и канонисты отталкивались  от принципа, что в норме справедливая  цена - это общепринятая цена, то  есть рыночная. Считалось, что цена  эта не жесткая, она могла варьироваться  в зависимости от времени и  места. Там, где трудно определить рыночную цену, как в случае с землей, справедливую цену можно установить, выяснив размер дохода с этой земли, или посмотрев на цены продаж поблизости, или, если се это безрезультатно, спросив мнение людей, особо сведущих в местных ценах» .

 

2.4 Концепции справедливой стоимости 19 века.

 

Избыточное предложение капитала в Германии повлекло за собой создание многочисленных предприятий в секторе реальной экономики. Эдвардс идентифицировал девятнадцатый век как период, в который произошло смещение акцентов от учета, ведения записей к финансовой отчетности, что, по его мнению, являлось огромным скачком. Трансформация, которую он назвал «финансовым капитализмом», характеризовалась возрастающей значимостью крупных предприятий, требующих крупных капиталовложений и финансируемых инвесторами через фондовые рынки. Это, в свою очередь, потребовало повышения качества предоставления финансовой информации.

Ответом на потребность общества в бухгалтерской информации стали разработки нормативно-правовой базы в области экономики, в частности, законодательное закрепление сложившейся практики учета и отчетности предприятий. В Германии таким документом стало Общегерманское торговое уложение, закрепившее ведущую роль Пруссии в создании единого экономического и правового пространства Германии. Документ закрепил оценку по справедливой стоимости. Оценке активов была посвящена статья 31, в которой говорилось, что все физические активы и дебиторская задолженность должны быть оценены по справедливой стоимости. Дополнительно введенная статья 239A из Торгового Уложения 1870 года регулировала учет более подробно. В частности, предписывалось, что торгуемые ценные бумаги не должны были оцениваться выше текущей рыночной стоимости.

Методологическая независимость являлась организационным бухгалтерским принципом англо-американской школы. Развитие концепции справедливой стоимости в Великобритании в это время началось с появлением Актов об акционерных обществах в 1844 и 1856 году, которые требовали «правдивого и корректного взгляда» на состояние дел компании, путем получения оценок активов на последнюю дату. Это требование основывалось на допущении о том, что стоимость баланса должна быть индикатором способности ведения бизнеса и погашения долгов. Рыночные оценки использовались большинством непубличных компаний, и особенно банковским сектором. Хотя законодательство Великобритании устанавливало стандартные формы счетов для определенных предприятий и требовало, чтобы счета аудировались, оно не детализировало методов и правил оценки.

Можно сделать вывод о том, что в период с конца девятнадцатого века и до середины двадцатого в Великобритании использовалась смешанная модель учета с преобладанием учета по исторической стоимости.

Постепенный поворот в сторону исторической стоимости наблюдался и в Германии. Среди возможных причин не только методологическая несогласованность, но также недобросовестность управляющих коммерческих предприятий, повлекшая всплеск финансового мошенничества в 70-х годах девятнадцатого века. Инвестиционное давление в совокупности с правовой обстановкой в бухгалтерском учете акционерных обществ позволяло легко злоупотребить существующими нормами.

Следует отметить, что в Германии понятие «справедливой стоимости» было интерпретировано достаточно консервативно, так как формулировка статьи не одобряла оценку выше исторической, при этом допуская оценку ниже справедливой стоимости для создания резервов на трудное время. Кризис, начавшийся в мае 1873 года с обвала фондового рынка в Вене, впоследствии распространился на всю мировую экономику и стал самым тяжелым и продолжительным финансовым кризисом девятнадцатого века. Единственным средством спасения в условиях кризиса стал учет по исторической стоимости. Бухгалтерские регуляторы акционерных компаний изменили направление в сторону исторического учета принятием Закона об Акционерных Обществах Германии в 1884 году, направленного на предотвращение неоправданного распределения прибыли между акционерами. Для других правовых форм эта проблема не являлась столь значимой, поскольку они обладали неограниченной ответственностью, что снижало риск кредиторов. В дальнейшем вопрос оценки не поднимался в ходе политических дебатов.

 

2.5 Концепции справедливой стоимости 20 века.

 

Учет по исторической стоимости для акционерных обществ пережил несколько реформ в 1931 и 1965 году, а в 1986 году в составе Торгового Кодекса Германии принцип учета по исторической стоимости стал обязателен для неакционерных обществ.

История повторилась в США, когда в связи с глубоким финансовым кризисом 1929 года и последовавшей за ним Великой депрессией наблюдался отказ от учета по справедливой стоимости, успешно применявшегося предприятиями в 1920-х годах.

Одним из соображений для установления справедливой стоимости компании было применение рыночной стоимости акций и облигаций компании. Судебное признание, отсылающее к текущим оценкам, узаконило практику переоценки активов, которая повсеместно использовалась в 1920-х и 1930-х коммунальными предприятиями США.

После краха фондового рынка в 1929 году к нью-йоркской бирже обратился Американский институт бухгалтеров (AIA), с просьбой о помощи в разработке стандартов, которые должны соблюдать компании на фондовой бирже.

Другим следствием провала фондового рынка стало создание Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC). Формирование этого органа в 1934 году инициировало государственный надзор и контроль на рынках капитала. На практике общепринятым был учет по исторической стоимости, так как он вытекал из системы двойной записи. После Великой депрессии наблюдалась общая тенденция к консервативному бухгалтерскому учету. Это подразумевало отказ от использования «текущих оценок» (оценок по текущей рыночной стоимости) или «оцененных стоимостей» (приведенная стоимость ожидаемых доходов) для таких внеоборотных активов, как основные средства и НМА. К 1940 году практика переоценки основных средств в сторону увеличения или предоставления раскрытий об их текущей стоимости в финансовых отчетах была практически исключена из финансовой отчетности США.

Выпуск Отделом исследований бухгалтерского учета (ARD) Исследования Бухгалтерского Учета (ARS) 3 в 1962 году можно рассматривать как рождение современной эпохи бухгалтерского учета. Принципы, содержащиеся в нем, сегодня не кажутся особенно радикальными, но исследования содержали положения, которые ставили под сомнение первенство исторической стоимости для оценки активов. В частности, исследование рекомендовало, чтобы любые «объективно обусловленные» изменения (например, изменения в уровнях цен и изменения в стоимости замещения) в стоимости активов признавались в учете.

Следующий виток теории бухгалтерского учета был представлен Американской ассоциацией бухгалтеров (AAA). Выпущенное в 1966 году Положение об Основах теории бухгалтерского учета (ASOBAT) представляет собой значительный отход от традиционной бухгалтерской мысли, в том числе подчеркивается коммуникация в качестве основной цели использования финансовой информации, а также важность пользователей финансовой информации и способы, которыми представленная информация используется для принятия решений.

Доклад AAA рекомендовал соблюдение четырех свойств бухгалтерской информации: релевантности, достоверности, непредвзятости, измеримости.

Информация о работе Исторический обзор развития концепции справедливой стоимости