Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2010 в 22:39, Не определен
Понятия образования, проблемы и перспективы развития
Формы и методы государственного влияния
Стратегически реформирование образования предполагает действия в трех измерениях: структурном, институциональном и содержательном. Закон об образовании 90−х годов начал структурную реформу, в результате которой появились негосударственные вузы и огромный сектор внебюджетного образования. Но проведенная структурная демократизация не была поддержана институциональными изменениями (в сфере финансов, управления, имущества и проч.) и совсем не коснулась содержания образования. Такой несистемный подход привел к резким перекосам во всей сфере высшего образования, что мы фиксируем в виде падения качества, коррупции, неэффективности расходования бюджетных расходов. В этом и состоит сложность реформы: ее нельзя проводить, не осуществляя изменений во всех трех измерениях.
Искусство стратегического управления на следующем шаге заключается в создании и отладке такой образовательной инфраструктуры, которая задавала бы векторы инновационного развития, готовя людей к экономике будущего; реагировала на изменения рынка труда и одновременно решала задачи, связанные с передачей культурных и социальных норм и стандартов общественной жизни. Важно при этом избежать крайностей «госплана» (централизованное распределение ресурсов и разнарядки на подготовку специалистов) и «свободного рынка» (образование обслуживает рынок труда). Инновационный подход к реформе образования основан на представлении о том, что система образования не столько подстраивается под рынок труда, сколько сама является источником и инкубатором новых идей, инновационных решений, прорывных технологий.
Без
структурных изменений и
В отличие от структурной реформы, которая осуществляется за счет точечных действий, институциональная реформа предполагает изменение правил поведения для всех игроков. Основная цель: добиться, чтобы доступ вузов к ресурсам был жестко связан с предъявляемыми результатами образования. Повышение самостоятельности университетов и одновременно их ответственности за результаты деятельности — единственное условие реальной академической свободы, понимаемой нами как развитие и движение вперед, а не бездействие и деградация.
Центральной задачей является смена модели финансирования: нужно перейти от сегодняшнего сметного к нормативно-подушевому финансированию, которое запускает прозрачный механизм конкуренции вузов за талантливых выпускников школ. Это реально, если на основе национальной системы оценки результатов школьного образования (ЕГЭ) мы определим, с одной стороны, тех, кто получает доступ к бюджетным средствам, а с другой — тех, кто по уровню своей функциональной грамотности не может получать высшее образование ни в какой форме, несмотря на их готовность платить (как показывают результаты ЕГЭ, функционально неграмотных выпускников школ сейчас 20–30%). То есть на шкале ЕГЭ будут две точки отсчета: доступ к бюджетным средствам и доступ к высшему образованию. И вузы сами будут решать, на какие направления обучения и с каким баллом ЕГЭ принимать абитуриентов на конкурсной основе. При этом вполне реальна ситуация, когда вуз наберет студентов, не получивших доступа к бюджетным средствам из-за низкого балла ЕГЭ. Для таких студентов должны быть доступны образовательные кредиты.4
Эта финансовая модель требует точно настроенной системы оценки результатов образования. Перспектива ЕГЭ связана с поэтапным переходом от оценки предметных знаний к оценке компетентностей. В перспективе потребуется создание системы оценки образования, полученного в бакалавриате (ЕГЭ-2), для пропуска к следующим уровням образования — магистратуре и аспирантуре.
Переход к нормативно-
Образовательная задача бакалавриата как полноценного высшего образования состоит в формировании базовых основ профессиональной культуры и основных деятельностных компетенций (коммуникативных навыков, навыков поиска и анализа информации, самообразования, коллективной работы и проч.). Обучение же в магистратуре направлено на подготовку специалистов, способных к решению наиболее сложных профессиональных задач, к организации новых областей деятельности, к проектной инженерии, к исследованиям и управлению как основополагающим сферам, обеспечивающим общественное и экономическое развитие России.
При этом есть риск профанации, то есть механического разделения вузами существующих программ подготовки специалистов на два этапа (4+2 года). Чтобы избежать его, вновь вводимые образовательные стандарты должны соответствовать требованиям со стороны профессиональных сообществ, а следовательно, разрабатываться с их участием и, как минимум, не уступать современному международному уровню. Такие стандарты будут определять не перечень учебных предметов и число часов, а достижение уровня самостоятельного оперирования знаниями. Эти новые образовательные стандарты должны носить рамочный характер, тогда вузы смогут сами конструировать свои образовательные программы, конкурируя на рынке образования.5
После вступления в силу законодательства об уровнях высшего образования магистратура должна быть сосредоточена в университетах, активно ведущих реальную исследовательскую или проектную деятельность и обеспечивающих высокое качество. Таких университетов, по нашей оценке, не более 25% от общего числа российских вузов.
Смена финансовой модели, переход на двухуровневое высшее образование и отладка системы оценки качества связаны между собой и лишь при совместном введении создадут значимые предпосылки и стимулы к наращиванию качества образования.
На современном этапе в новых экономических условиях российская система образования находится еще в стадии разработки.
Идет
активная работа по совершенствованию
организационно-экономических
Следует применять взвешенный подход к реструктуризации образовательных учреждений, чтобы не получить катастрофический результат, так как общеобразовательное учреждение несет в себе векторы социального развития территории. Нужен четкий порядок реализации новых законодательных актов и система доведения решений с федерального и муниципального уровней управления с постоянным мониторингом полученного результата. Проведение государственной политики в сфере образования на основе тесного взаимодействия и согласования интересов Федерации, решающе обеспечит сохранение единого образовательного пространства на территории России.
При этом образование должно стать опережающим и направленным на формирование новой информационной культуры общества, целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, на подготовку интеллектуальной элиты общества к освоению новой методологии научных исследований, на подготовку квалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности.
1. Конституция РФ.
2. Закон РФ №3266-1 «Об образовании» от 10 июля 1992 года.
3. Федеральный Закон №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года.
5. Александрова О.А., Кортунов А.В., Кулагина Е.В. Прогноз развития высшего образования в России: 2009–2011 гг. – Москва: МАКС Пресс, 2009.
6. Барабанова С.В. Государственное регулирование высшего образования в РФ. – Казань: Казанский государственный университет, 2004.
7. Валицкая А.П. Образование в России. — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1998.
8. Мацкуляко И.Д. Государственные и муниципальные финансы. – М.: РАГС, 2003.
9. Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
10. Якобсон Л. И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. - М.: ГУ-ВШЭ, 2000.
11. Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации. — М., 2002.
12. Высшее образование: повестка 2008–2016. // «Эксперт» №32 (573) от 3 сентября 2007.
14. www.ed.gov.ru – Официальный сайт федерального агентства по образованию.
15. www.mon.gov.ru – Официальный сайт Министерства образования и науки РФ.
16. www.minfin.ru – Официальный сайт Министерства финансов РФ.
17. www.nalog.ru – Федеральная налоговая служба.
18. www.budgetrf.ru – Бюджетная система РФ.
Информация о работе Формы и методы государственного финансирования образования