Учение Гегеля о демократии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 20:04, реферат

Описание работы

«Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831) – гениальный мыслитель, творческие достижения которого представляют собой заметную веху во всей истории философской и политическо-правовой мысли.

Файлы: 1 файл

Георг Вильгельм Фридрих Гегель.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)
     
  1. Учение  Гегеля о государстве
 

     Развитие  гражданского общества уже предполагает, по Гегелю, наличие государства как  его основания Государство представляет собой, по Гегелю, идею разума, свободы  и права, поскольку идея и есть осуществленность понятия в формах наличного бытия.

     «Государство  как синтез права и морали, как  оправдание семьи и общества есть мама Идея, проявляющаяся в мире. Государство, говорит Гегель, есть «вступление  Бога в мир», оно – «реальный  Бог». «Государство в себе и для себя есть этическая тотальность, реализация свобода, абсолютная цель Разума, самая реальная свобода. Государство – это Дух, стоящий в мире, реализующий себя с сознанием, в то время как в Природе он реализуется в ином, подобно спящему Духу. Только как существующий в сознании, осознающий себя как существующий объект, он есть государство. В свободе нельзя отталкиваться от индивидуальности, отдельного самосознания, но только от сущности самосознания… Основание государства -  потенция Разума, реализующегося как воля…нельзя держаться особых государств, особых институтов, следует исходить из Идеи для себя, реального Бога. В любом государстве можно найти тот или иной дефект…но,  поскольку куда проще найти дефект, чем понять утверждающееся, легко впадать в ошибку забвения целостности государственного организма, подменив ее отдельными аспектами. Государство не произведение искусства; мирское, оно находится в круге произвольного, случайности и ошибочности. Порочное поведение может исказить его со многих сторон. Одиозная личность, монарх, больной, урод – все же живые люди, поэтому жизнь как утверждающее начало существует, несмотря на дефекты, именно это здесь важно»»16.

     «Диалектический подход Гегеля к анализу государства приводит к тому, что он трактует его как живой организм, в котором существует органически целостная свобода - свобода государственно-организованного народа (нации). 
Поскольку у Гегеля само государство есть правовое образование (конкретное право), а различные права и свободы действительны лишь на базе и в рамках государства, гегелевская концепция государства и права представляет собой специфический этатистский вариант буржуазной доктрины "господства права". У Гегеля свобода, право, справедливость действительны лишь в государстве, соответствующем своей идее»17.

     «Гражданское  общество   и  государство,   по   Гегелевской   концепции,

соотносятся как рассудок  и  разум:  гражданское  общество  -  это  «внешнее

государства», «государство нужды и рассудка», а подлинное государство -

разумно.  Поэтому  в  философско-логическом   плане   гражданское   общество

расценивается Гегелем как  магнит  государства,  как  то,  что  снимается  в

государстве.

    Развитие гражданского общества  уже  предполагает,  по  Гегелю,  наличие

государства как его основания. «Поэтому в действительности,  -  подчеркивает

он, - государство  есть вообще первое, внутри которого  семья  развивается  в

гражданское общество,  и  сама  идея  государства  распадается  на  эти  два

момента»»18.

     «Теория государства Гегеля является самым  слабым разделом «Философии права». В учении о государстве ярче всего проявилась классовая ограниченности Гегеля, резче всего обнаружились компромиссные черты его общественной теории.

     Гегель  решительно восстает против естественно-правовой  теории государства. Государство, по его мнению, не является страховым учреждением, и оно не создано для обеспечения охраны свободы личности и собственности. Государство якобы не служит отдельным личностям. Оно, говорит Гегель, «есть действительность нравственной идеи». Как абсолютная самоцель государство имеет верховное право над человеком, который лишь в нем достигает своего высшего назначения. Каждый индивидуум существует, нравственен лишь постольку, поскольку он член государства. «Существование государства, - подчеркивает Гегель, - это – шествие бога в мире; его основание служит сила разума, осуществляющего себя как волю». Основание государства является народный дух, живущий в гражданах и достигающий в них высшего самосознания. Гегель, таким образом, затушевывает классовую сущность государства, изображая его как выражение народного духа»19.

     «Нравственная идея реализуется в государстве в формах:

     1. индивидуальное государство (внутреннее государственное право);

     2. государство в отношениях с другими государствами, то есть международном праве, которое Гегель называет внешним государственным правом;

     3. в идее как роде и абсолютной  силе, противополагающей себя отдельным  государствам, в духе, который приобретает  в процессе всемирной истории всю действительность»20.

     «Гарантией  независимости   государства,   по   Гегелю,   являются   его вооруженные силы, развитое состояние которых представляет  собой  постоянную армию.  Сферу  межгосударственных  отношений  Гегель  трактует  как  область проявления внешнего государственного права.

       Международное право  -  это,  по Гегелю,   не   действительное    право,    каковым    является    внутреннее государственное  право  (положительное  право,  законодательство),  а   лишь долженствование.

       Полагая,  что  государства  находятся  в   отношении   друг   друга   в

естественном  состоянии, Гегель не отрицает сам принцип  международного  права и, следовательно, саму  возможность  правовых,  договорных  отношений  между государствами. Спор между государствами,  если  их  суверенные  воли  не  приходят  к согласию, подчеркивает Гегель может быть решен лишь войной.  Вместе  с  тем, даже в войне как состоянии бесправия и насилия продолжают действовать  такие принципы, как взаимное признание государств,  преходящий  характер  войны  и возможность мира»21.

     «Государство, по Гегелю, есть самостоятельный союз, поэтому оно образует собственный  организм, выражающийся в политическом устройстве. Вместо деления властей  не законодательную, исполнительную и  судебную Гегель выдвигает другое деление – на законодательную, устанавливающую и определяющую всеобщие нормы права, правительственную или судебную, прилагающую эти нормы к отдельным случаям, и княжескую, объединяющую различные власти в единство. Последняя власть есть «вершина и начало целого, конституционной монархии.

     Согласно  Гегелю, из всех политических форм государства  нравственная идея получает полное развитие только в конституционной монархии. «Развитие государства в конституционную  монархию, - пишет Гегель, - есть дело нового мира, в котором субстанциальная идея приобрела бесконечную форму». Остальные форма правления – монархию, аристократию, демократию – Гегель относит к низшим ступеням государственного развития, где эта идея не развилась полностью»22.

     «Князь, по Гегелю, является главой конституционной монархии, представителем государственного суверенитета, который заключается в подчинении всех частей государства единой власти и всех частных целей – общей цели союза. Суверенитет, говорит Гегель, принадлежит не народу как бесформенной массе, а государству как единичному лицу, содержащему в своем верховном единстве все отдельные части и элементы общества»23.

     «Суверенитет  государства - это абсолютная власть всеобщего над частным, над жизнью, собственностью и правами отдельных лиц. Индивидуальные государства относятся друг к другу как самостоятельные и свободные. Их взаимоотношения устанавливаются на договорной, правовой основе. Вместе с тем, Гегель критикует кантовскую идею вечного мира и считает, что одним из средств разрешения межгосударственных споров является война»24.

     «Поскольку  единичным лицом может быть только «физическое лицо», то есть живой  человек, поэтому монархия должна быть наследстве5нной. Конституционный монарх не должен вмешиваться во все дела. «Он должен лишь сказать «да» и поставить точку над и.

     От  власти конституционного монарха отличается власть правительства, которая охватывает судебные и полицейские функции. Эта власть выполняет и применяет  решения князя, она наблюдает  за выполнением законов, поддерживает государственные учреждения, общеполезные заведения и тому подобное. Власть правительства воплощается в иерархии государственных чиновников, назначаемых князем. Все государственные дела и интересы централизованы в этой организации исполнительной власти. Сословия, корпорации, общины сами ведают своими делами через посредство начальников, представителей и управляющих, отчасти избираемых заинтересованными лицами, отчасти назначаемых и утверждаемых сверху.

     При такой организации исполнительной власти возможны злоупотребления, а также бюрократизация управления. Известным противовесом этому служит государственная иерархия, контроль сверху за деятельностью чиновников, права общин. «Обеспечение государства и управляемых против злоупотребления властью со стороны ведомств и их чиновников заключается, с одной стороны, непосредственно в их иерархии и ответственности и, с другой стороны, в правах общин, корпораций, посредством которых сами собой ставятся помехи примешиванию субъективного произвола в доверенную чиновнику власть, и контроль сверху, оказывающийся недостаточным по отношению к отдельным случаям такого или другого обращения, дополняется контролем снизу».

     Гегель  расточает похвалы по адресу государственных  чиновников, являющихся, по его мнению, средоточием «государственного сознания и наиболее выдающейся образованности»»25. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Законодательная власть в учении Гегеля о государстве  и праве
 

     «Законодательная  власть,  по  характеристике  Гегеля,  -   это   власть

определять  и устанавливать всеобщее. Две палаты  составляют  законодательное собрание. Палата пэров формируется по принципу  наследственности  и  состоит из  владельцев  майоратного  имения.  Палата  же  депутатов  образуется   из остальной  части  гражданского  общества,  причем  депутаты  выделяются   по корпорациям,  общинам,  товариществам  и   тому   подобное,   а   не   путем индивидуального голосования»26.

     «Рассматривая законодательную власть, Гегель отвергает  мнение, согласно которому эта власть должна выражать интересы народа. Народ, говорит Гегель, наименее знает, чего он хочет. «Знание того, чего хочешь, и тем более, того, чего хочет в себе и для себя сущая воля, разум, есть плод глубокого познания и проникновения, которое именно и не есть дело народа». Вместо народного представительства Гегель предлагает представительство сословий. В этом он видит гарантию всеобщей свободы. Благодаря сословиям государство постигает сознание народа. Сословия, по Гегелю, представляют собою «опосредствующий орган», они стоят между правительством и народом, образуя середину между монархическим принципом и народом.

     Сословия  примиряют противоположные интересы в обществе, ибо последние являются противоположными лишь по видимости, но в сущности, в идее они едины. Поэтому Маркс указывал, что Гегель не понимал противоречие как «существенное противоречие». Именно вследствие этого Гегель сделал фальшивый вывод о том, что все противоречия гражданского общества примиряются в государстве и через посредство государства. Цель последнего, по Гегелю, состоит не в том, чтобы усилить существующие в обществе противоположности и крайности. Наоборот, «Государственный строй есть существенно система опосредствования». Поэтому и законодательную власть нужно так устроить и расчленить, чтобы гражданское общество, разделенное на сословия, было примирено с государством и чтобы законодательная власть исходила из сословий.

     В соответствии с этим законодательная  власть распадается на  сословных  элемента, на две формы представительства  в законодательных органах, из которых  одна служит примиряющим звеном между монархом и гражданским обществом или народом, а другая – между исполнительной властью и народом.

Информация о работе Учение Гегеля о демократии