Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2010 в 04:55, Не определен
Семинар
Долг
Человек, стремящийся к добродетели, имеет в душе какой-то порыв, волю, побуждающую его к добрым делам. Это чистая, добрая воля. Она разумна, так как имеет в себе способность действовать согласно представлению о том, как все должно быть, — то есть о законе правильности. Человек проявляет свое отношение к закону через степень уважения. Уважение, как чувство свойственное человеку, целиком зависит от разума и может быть выражено в форме страха или склонности. Необходимость действия из уважения к нравственному закону и есть долг.
Долг выражает или определенные склонности индивида, являющиеся приятными, выгодными или отражает нравственные соображения пусть даже и противоречащие эмпирическим интересам индивида.
Об абсолютной морали и доброй воле
Во введении к «Основоположению к метафизике нравов» (1785) Кант сформулировал исходную аксиому своей теоретической этики: если моральный закон обязателен, то он непременно содержит в себе абсолютную необходимость. Моральный закон имеет в себе указания «по которым все должно происходить». Каждый человек должен знать принципы, законы морали и те случаи, в которых они реализуются. Абсолютный закон лежит в основе морального закона, а тот, в свою очередь, основывается на доброй воле.
Добрая воля — чистая (безусловная воля). Чистая добрая воля не может существовать вне разума, так как она чистая и не содержит в себе ничего эмпирического. И, для того, чтобы породить эту волю, нужен разум.
Категорический императив
Нравственный закон — принуждение, необходимость действовать вопреки эмпирическим воздействиям. А значит, он приобретает форму принудительного веления — императива.
Гипотетические императивы (относительные или условные императивы) — поступки хороши в особых случаях, для достижения определенных целей (советы врача человеку, заботящемуся о своем здоровье).
Категорический императив — предписывает поступки, которые хороши сами по себе, независимо от последствий (например, требование честности).
"поступай
только согласно
такой максиме,
руководствуясь которой
ты в то же
время можешь пожелать,
чтобы она стала
всеобщим законом".
"поступай
так, чтобы ты
всегда относился
к человеку и
в своем лице, и
в лице всякого
другого также
как к цели и
никогда не относился
бы к нему как
к средству". |
Это три разных способа представлять один и тот же закон, и каждый из них объединяет в себе два других.
Для проверки соответствия конкретного поступка нравственному закону Кант предложил использовать мысленный эксперимент.
Идея права и государства
В учении о праве Кант развивал идеи французских просветителей: необходимость уничтожения всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенство перед законом. Юридические законы Кант выводил из нравственных.
В учении о государстве Кант развивал идеи Жан-Жака Руссо: идею народного суверенитета (источник суверенитета — монарх, которого осуждать нельзя, так как он «не может поступать не по праву»[источник?]).
Кант рассматривал и идеи Вольтера: признавал право на свободное высказывание своего мнения, но с оговоркой: «рассуждайте сколько угодно и о чем угодно, но повинуйтесь».
Государство (в широком смысле) — объединение множества людей, подчинённых правовым законам.
Все государства имеют три власти:
Государственные устройства не могут быть неизменными и меняются тогда, когда перестают быть необходимыми. И лишь республика отличается прочностью (закон самостоятелен и не зависит от какого-то отдельного лица). Истинная республика — система, управляемая уполномоченными депутатами, избранными народом.
В учении об отношениях между государствами Кант выступает против несправедливого состояния этих отношений, против господства в международных отношениях права сильного. Поэтому Кант за создание равноправного союза народов, который бы оказывал помощь слабым. И считал, что такой союз приближает человечество к идее вечного мира.
[править] Вопросы Иммануила Канта
Что я могу знать?
Что я должен делать?
На что смею надеяться?
Что такое человек?
О конце сущего
В «Берлинском ежемесячнике» (июнь 1794 г.) Кант опубликовал свою статью. Идея конца всего сущего представляется в этой статье как моральный конец человечества. В статье говорится о конечной цели человеческого бытия.
Три варианта конца:
3
Вопросы, на которые философия не дает ответов, не должно ставить подобным образом. Георг Вильгельм Фридрих Гегель |
Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно. Георг Вильгельм Фридрих Гегель |
Ступени познания мира (философия духа):
Политико-правовые взгляды:
4
Основные работы
Первым значительным произведением Фейербаха была «История новой философии от Бэкона до Спинозы» (1833). Эта книга написана в духе гегелевской философии. В ней уже зарождается вопрос, который всегда всего более интересовал Фейербаха — вопрос об отношении философии к религии. Вторую часть истории философии составило исследование лейбницевской философии (1837), третью часть — характеристика философии Пьера Бейля (1838).
В первых двух исследованиях Фейербах придерживается пантеизма, высоко ценя философию Спинозы. Учение традиционной теологии о бессмертии здесь уже, однако, отвергается им, как и в раннем его анонимном произведении «Мысли о смерти и бессмертии» (1830).
Когда имя автора стало известно, Фейербах навсегда потерял возможность быть профессором. Попытки его друзей доставить ему кафедру были безуспешны. В сочинении о Бейле Фейербах впервые с особенной силой подчеркивает непримиримую противоположность между философией и религией. Он указывает на слепое подчинение авторитету и догме и на веру в чудо — как на основания богословия, на свободу разумного исследования и изучение закономерности явлений — как на основания науки и философии. Фейербах здесь намечает проблему психогенезиса религиозных догматов, как своеобразных метафизических иллюзий человеческого ума.
Эта проблема разрабатывается
Фейербахом детально в двух последующих
сочинениях: «Философия и христианство»
и «Сущность христианства». В
позднейших сочинениях: «Предварительные
положения к философской
Философские и религиозные идеи Фейербаха оказали глубокое влияние на Маркса, Энгельса и других духовных «вождей» немецкой социал-демократии.
Информация о работе Сущность и основные черты немецкой классической философии