Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 17:32, доклад
В университете интересы Шеллинга делились между философией и теологией. В первых работах Шеллинга — «философско-критическом объяснении библейского рассказа о грехопадении» и «о мифах, исторических сагах и философемах древнего мира» — проводится мысль о необходимости философско-исторического истолкования Библии в противовес грамматическому и догматическому.
1.Биография………………………………………………………………….3
2. Философия Шеллинга …………………………………………………….7
2.1 Общая характеристика творческих периодов……………………...7
2.2 Первый период………………………………………………………8
2.3 Второй период ……………………………………………………..10
2.4 Третий период ……………………………………………………...13
2.5 Четвёртый период ………………………………………………….16
3 Значение философии Шеллинга………………………………………….18
Список использованных источников……………………………………….21
2. 3 Второй период
Обращение к натурфилософии вытекало не только из философских проблем: оно требовалось также развитием эмпирических наук и вообще отвечало всем интеллектуальным интересам того времени. Неясные и загадочные явления электричества, магнетизма и химического сродства привлекали в конце XVIII в. общее внимание. В это же время обнародовал свое открытие Гальвани, учение о флогистоне сменилось кислородной теорией Лавуазье и в медицинском мире Германии распространилась теория возбудимости Броуна. Все это требовало объединения и общего объяснения.
Между
всеми новооткрытыми явлениями
природы смутно чувствовалось какое-то
родство и зависимость. Нужно
было найти общий принцип, раскрывающий
загадку природы и дающий возможность
установить внутреннюю связь всех её
проявлений. Такой принцип могла
дать только философия. Шеллинг ясно
понял запросы времени и
Натурфилософия
Шеллинга имела несколько выражений
в многочисленных сочинениях, написанных
одно после другого в период времени
от 1797 до 1802 г. Первые сочинения имеют
характер набросков или эскизов.
По мере развития своего миросозерцания
Шеллинг дополнял и видоизменял
прежде высказанные взгляды и
излагал свою теорию в новых, более
законченных и обработанных формах.
В последних его
Сначала внимание Шеллинга обращено было преимущественно на конкретные и чувственные проявления природы. Здесь пантеизм Шеллинга имеет натуралистический и даже антирелигиозный характер. Характерно относящееся к этому времени натурфилософское стихотворение Шеллинга, обнародованное целиком только после его смерти: «Epikureisches Glaubensbekenntniss Heinz Widerporstens». В нём Шеллинг нападает на туманную религиозность некоторых романтиков (главным образом Шлейермахера и Гарденберга) и исповедует свою религию, которая видит Бога только в том, что осязаемо — и действительно, обнаруживает Его в дремлющей жизни камней и металлов, в прозябании мха и растений.
Задачей Шеллинга было проследить развитие природы от её низших ступеней до высших проявлений сознательной жизни. Вся природа для Шеллинга есть дремлющая интеллигенция, приходящая к полному пробуждению в человеческом духе. Человек есть высшая цель природы. «Ich bin der Gott, den sie im Busen hegt, der Geist, der sich in Allem bewegt» — восклицает Шеллинг в вышеупомянутом стихотворении.
Основным принципом натурфилософии Шеллинга является единство. С точки зрения этого принципа вся природа представляет как бы один бесконечно разветвляющийся организм. Внутренние силы, обуславливающие развитие различных частей этого организма, всюду одни и те же. Только путем взаимного осложнения и комбинаций они дают столь разнообразные внешние проявления природы. Между неорганической и органической природой нет резких границ. Шеллинг решительно отвергает точку зрения витализма, предполагающую, для объяснения жизненных процессов, особые жизненные силы. Неорганическая природа сама производит из себя органическую. В основе как той, так и другой лежит единый жизненный процесс. Источником этого процесса является мировая душа, оживляющая всю природу. Сущность жизни состоит во взаимодействии сил. Но взаимодействие существует лишь там, где встречаются противоположные силы. Поэтому эту противоположность или двойственность следует признать и в том, что составляет основу жизни, то есть в мировой душе. Но эту двойственность не следует понимать как абсолютное начало; напротив, она коренится в единстве мировой души и вечно стремится к синтезу или примирению, что и осуществляется в полярности.
Двойственность
и полярность являются универсальными
принципами природы и всякого
развития. Всякое действие возникает
от столкновения противоположностей,
всякий продукт природы
Натурфилософское
исследование, по Шеллингу, коренным образом
отличается от эмпирического. Натуралист
исследует природу с её внешней
стороны, как готовый внешний
предмет; при таком исследовании
сама сущность её остается скрытой
и неисследованной. Натурфилософ представляет
природу не как нечто данное, но
как изнутри образующийся объект.
Он заглядывает в самую глубину
этого творческого процесса и
открывает во внешнем объекте
внутренний субъект, то есть духовное
начало. «Настало время, — говорит
по этому поводу Шеллинг, — когда
может быть восстановлена философия
Лейбница». Поскольку натурфилософия
постигает сущность этого внутреннего
начала природы, она может конструировать
развитие природы a priori. Конечно, в этом
построении ей приходится проверять
себя данными внешнего опыта. Но опыт
сам по себе выражает только случайное,
а не внутренне необходимое.
Простейшим
проявлением природы является материя.
Первая задача натурфилософии состоит
в конструировании материи, как
пространственно-трёхмерного
2.4 Третий период
Система трансцендентального идеализма делится, наподобие трёх критик Канта, на три части:
в первой, теоретической, исследуется процесс объективации, происходящий путем воспроизведения разумом природы объективного;
во второй, практической, — создание объективного в свободном действии;
в
третьей, эстетической, — процесс
художественного творчества, в котором
противоположность
Органом
трансцендентального
Первая эпоха начинается с возникновения ощущения. Ощущение обусловлено собственным самоограничением, полаганием предела своему «я». Оно есть сознание этого ограничения, представляющегося для сознания как что-то внешнее.
Ощущение, сознанное как внешний объект, явственно различаемый от субъекта, превращается в продуктивное созерцание, знаменующее собой вторую эпоху.
Третью эпоху составляет рефлексия, то есть свободное рассмотрение продуктов созерцания, обращающееся по произволу от одного объекта к другому.
Этот ход развития объективного в сознании вполне соответствует, по Шеллингу, развитию природы, открываемому в натурфилософии. Как здесь исходным пунктом является самоограничение, так там динамический процесс возникает из ограничения отталкивающей силы притягательной. В одном случае продуктом является ощущение, в другом — материя. Подобным образом все ступени познания соответствуют ступеням природы. Причина этого соответствия и совпадения лежит в том, что оба процесса коренятся в одной и той же сущности и в известном смысле идентичны. Возможность свободного действия обусловлена способностью абсолютно абстрагироваться от всех объектов. При посредстве этого абстрагирования «я» сознает себя как самостоятельное, самодеятельное начало. Возникающая при этом деятельность практического «я» становится целеположной. Волевая деятельность направляется на внешние нам индивидуальности. В этом взаимоотношении с другими существами она и получает свое разнообразное содержание.
Трансцендентальный
идеализм приводит Шеллинга к пониманию
исторического процесса, как осуществления
свободы. Однако поскольку здесь
имеется в виду свобода всех, а
не отдельных индивидуумов, это осуществление
имеет своим ограничением правовой
порядок. Созидание такого правового
порядка совмещает в себе свободу
и необходимость. Необходимость
присуща бессознательным
Участие божественной силы в историческом процессе проявляется трояко:
прежде всего в виде слепой силы рока, властвующего над людьми; таков первый фаталистический период, отличающийся трагическим характером.
Во втором периоде, к которому относится и современность, властвующим принципом является механическая закономерность.
В
третьем периоде божественная мощь
проявится как провидение. «Когда
наступит этот период, тогда будет
и Бог» — загадочно утверждает
Шеллинг.
Если в истории абсолютное совпадение необходимого и свободного существует только в Боге, то в искусстве это же совпадение имеет место в творчестве художника. Художественное творчество, представляя собой планомерный акт, совершается так же бессознательно и необходимо, как и процесс природы. Такая необходимость является для художника чем-то вроде роковой судьбы — но эта судьба, этот рок и есть его гений. В искусстве развитие самосознания получает свое завершение.
В первой, теоретической, стадии оно является миросозерцающим,
во второй, практической, — мироупорядочивающим,
в третьей, художественной, оно обнаруживается как творящее мир.
Открываемая
Шеллингом аналогия между художественным
творчеством и мировой историей
дает возможность нового эстетического
обоснования космологии. При этом
мир понимается как продукт художественного
творчества Бога, и, наоборот, всякое произведение
искусства — как своего рода микрокосм.
Эта эстетическая точка зрения получила
впоследствии талантливое, но весьма одностороннее
развитие в философии мировой
фантазии Фрошаммера.
Вопрос о возникновении конечного из недр бесконечного относится уже к философии религии. Вопрос состоит в том, как понимать отношение низшей, то есть материальной природы к Богу. Материальное может быть противопоставлено Богу как совершенно самостоятельное начало или выводиться из сущности Бога через посредство понятия эманации, как у неоплатоников. Шеллинг отрицает оба эти способа.
Первое, дуалистическое, понимание противоречит монизму его философии, понятие же эманации противоречит его абсолютному. В абсолютном могут быть только абсолютные же сущности, но не конечные вещи. Между ними не может быть также никаких постоянных переходных ступеней, как это предполагается понятием эманации.
Остается
третье решение, которое и принимает
Шеллинг: чувственный мир конечных
вещей происходит вследствие отпадения
его от Божества. Это отпадение
не представляет постепенного перехода,
как в эманации, но резкий скачок.
Так как только абсолютное обладает
истинным бытием, то отделившийся от него
материальный мир не есть истинно
сущий. Самое отпадение имеет
свое обоснование в природе
Отпадение является безвременным мировым актом; оно же составляет принцип греха и индивидуализации. Отпадение есть причина конечного мира, целью которого является возвращение к Богу. Единство мира и Бога должно быть восстановлено. К этому единству ведет и в нём завершается откровение Бога. Вся история, взятая в целом, есть это развивающееся откровение. Лишь в новом соединении с Богом начинается вечная блаженная жизнь или царство духов.
Участие в этой блаженной жизни нельзя понимать как личное бессмертие. Всякое личное самостоятельное «я» (Ichheit) греховно в этой своей отдельности, и по самому понятию своему является конечным или смертным.
Шеллинг не оставил определенной школы, которая могла бы быть обозначена его именем. Его система, представлявшая интеграцию трёх сравнительно чуждых друг другу воззрений
субъективного идеализма,