Психология бессознательного З.Фрейда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 02:29, реферат

Описание работы

Фрейд Зигмунд (1856 - 1939) - венский профессор психиатрии,
знаменитый ученый, автор нового психологического учения о бессознательном
(психоанализ). Среди психологов XX века доктору Зигмунду Фрейду принадлежит
особое место. Психологические и социологические взгляды Фрейда оказали
значительное влияние на искусство, социологию, этнографию, психологию и
психиатрию первой половины ХХ в.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
Анализ фобии пятилетнего мальчика……………………………………………….4
Три очерка по теории сексуальности………………………………………………..5
Забывание собственных имен……………………………………………………….6
Забывание иностранных слов……………………………………………………….7
Забывание имен и словосочетаний………………………………………………….7
О воспоминаниях детства и покрывающих воспоминаниях……………………...8
Обмолвки……………………………………………………………………………..9
Забывание намерений………………………………………………………………..10
Действия, совершаемые «по ошибке»………………………………………………11
О сновидении…………………………………………………………………………12
По ту сторону принципа удовольствия……………………………………………..13
Сознание и бессознательное…………………………………………………………14
«Я» и «Оно» (Я - идеал)………………………………………………………………14
«Я» и «Сверх-Я»………………………………………………………………………15
Заключение....................................................................................................................17
Список литературы…………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Психология бессознательного.docx

— 61.45 Кб (Скачать файл)

  Подобно этому, и на военной службе различие между упущением по забывчивости и упущением намеренным принципиально  игнорируется — и не без основания. Солдату нельзя забывать ничего из того, что требует от него служба. И если он все-таки забывает, несмотря на то, что требование ему известно, то потому, что мотивам, побуждающим  его к выполнению данного требования службы, противопоставляются другие, противоположные. Вольноопределяющийся, который при рапорте захотел бы оправдаться тем, что забыл почистить пуговицы, может быть уверен в наказании. Но это наказание ничтожно в сравнении с тем, какому он подвергся бы, если бы признался себе самому и своему начальнику в мотиве своего упущения: «Эта проклятая служба мне вообще противна». Ради этого уменьшения наказания, по соображениям как бы экономического свойства, он пользуется забвением как отговоркой, или же оно осуществляется у него в качестве компромисса.

  Служение  женщине, как и военная служба, требует, чтобы ничто относящееся  к ним не было забываемо, и дает, таким образом, повод полагать, что  забвение допустимо при неважных вещах; при вещах важных оно служит знаком того, что к ним относятся  легко, стало быть, не признают их важности. И действительно, наличность психической  оценки здесь не может быть отрицаема. Ни один человек не забудет выполнить  действия, представляющиеся ему самому важными, не навлекая на себя подозрения в душевном расстройстве. Наше исследование может поэтому распространяться лишь на забывание более или менее  второстепенных намерений; совершенно безразличным не может считаться  никакое намерение, ибо тогда  оно наверное не возникло бы вовсе.

  Так же как  и при рассмотренных выше нарушениях функций, Фрейд и здесь собрал и попытался объяснить случаи забывания намерений, которые наблюдал на себе самом; он нашел при этом, как общее правило, что они сводятся к вторжению неизвестных и непризнанных мотивов, или, если можно так выразиться, к встречной воле. В целом ряде подобных случаев Фрейд находился в положении, сходном с военной службой, испытывал принуждение, против которого еще не перестал сопротивляться, и демонстрировал против него своей забывчивостью. К этому надо добавить, что он особенно легко забывает, когда нужно поздравить кого-нибудь с днем рождения, юбилеем, свадьбой, повышением. Он постоянно собирается это сделать и каждый раз все больше убеждается в том, что ему это не удается. 

Действия, совершаемые «по  ошибке»

    «Одна  дама едет со своим шурином,  знаменитым художником, в Рим,  Живущие в Риме немцы горячо  чествуют художника и между прочим подносят ему в подарок античную золотую медаль. Дама недовольна тем, что ее шурин недостаточно ценит эту красивую вещь. Смененная своей сестрой и вернувшись домой, она, раскладывая свои вещи, замечает, что неизвестно каким образом захватила с собой медаль. Она тотчас же пишет об этом шурину и уведомляет его, что на следующий день отошлет увезенную ею вещь в Рим. Однако на следующий день медаль так искусно была заложена куда-то, что нет возможности найти ее и отослать; и тогда дама начинает смутно догадываться, что означала ее рассеянность: желание оставить вещь у себя.»[4]

    Фрейд не утверждает, чтобы подобные случаи комбинированных ошибочных действий могли нам дать что-либо новое, что не было бы нам известно уже из примеров отдельных ошибочных действий, но смена форм, ведущих, однако, все к тому же результату, создает еще более выпуклое впечатление о наличии воли, направленной к достижению определенной цели, и гораздо более резко противоречит взгляду, будто ошибочное действие является чем-то случайным и не нуждается в истолковании. Обращает на себя внимание также и то, что в этих примерах сознательному намерению никак не удается помешать успеху ошибочного действия. Его другу так и не удается посетить заседание общества, дама оказывается не в состоянии расстаться с медалью. Если один путь оказывается прегражденным, тогда то неизвестное, что противится нашим намерениям, находит себе другой выход. Для того чтобы преодолеть неизвестный мотив, требуется еще нечто другое, кроме сознательного встречного намерения: нужна психическая работа, доводящая до сознания неизвестное. 

О сновидении

    Зигмунд Фрейд предполагал, что сновидения символизируют бессознательные потребности и беспокойства человека. Он утверждал, что общество требует от нас подавлять многие из наших желаний. Мы не можем воздействовать на них и порой вынуждены скрывать их от самих себя. Это нездоровое и подсознательное стремление обрести равновесие, представить свои желания сознательному разуму в виде снов, находя таким образом выход подавляемым потребностям.

   Согласно Фрейду, сновидения несут функцию "исполнения желаний". Сырым материалом для их построения служат недавние переживания, такие, к примеру, как события только что минувшего дня. Фрейд назвал эти элементы "дневными остатками", которые в процессе обработки становятся конечным продуктом сновидения - завершенным, причудливо организованным оригинальным содержанием. Хотя "дневные остатки" представляют собой, как правило, незначительные события, Фрейд чувствовал, что они могут быть ширмой для маскировки чего-то большего, а именно - социально неприемлемых импульсов и желаний, всплывающих во время сна.

   Фрейд называл работой сновидения перевод скрытого, бессознательного содержания в явное. Если цель сновидения - исполнение желаний, то чем можно объяснить страшные сновидения? Во-первых, тем, что работа сновидения не удалась до конца. Скрытые мысли этого сновидения могут быть еще более мучительны, чем оно само. 
Во-вторых, тем что сам сновидец осуждает те желания, которые могут быть в его бессознательном, поэтому их реализация скорее пугает его, чем доставляет удовольствие. Страх является признаком того, что вытесненное желание оказалось сильнее цензуры. Если цензура не справляется с желанием, то вместо искажения она прибегает к тому, чтобы нарушить состояние сна.

    Первый результат работы сновидения - сгущение, то есть полученное содержание меньше, чем скрытое, своего рода сокращенный перевод. Сгущением образов в сновидении объясняется появление некоторых элементов, свойственных только ему и не находимых в нашем сознании наяву. Таковы составные и смешанные лица и странные смешанные образы, которые можно сравнить с созданными народной фантазией на Востоке причудливыми животными; последние, однако, имеют в нашем представлении определенную застывшую форму, между тем как сновидение постоянно создает новые сложные образы в неисчерпаемом богатстве. Каждый знаком с такими созданиями по своим собственным сновидениям. Способы их образования весьма различны. Сгущение происходит, потому что 1) какие-то элементы вообще опускаются; 2) другие элементы входят в явное сновидение только частично; 3) похожие элементы сливаются между собой. Вторым результатом работы сновидения является смещение, его производит цензура сновидения. Смещение происходит двояким образом: 1) скрытый элемент может замещаться не своей составной частью, а чем-то отдаленным; 2) акцент смещается с важного компонента на неважный. Третий результат работы сновидения - превращения мыслей в зрительные образы.

     
 
 
 
 

По  ту сторону принципа удовольствия 

    Принцип  удовольствия - по Фрейду, господствующий принцип регуляции психической деятельности, в основе которого лежит изначально присущее человеческому организму бессознательное стремление к получению удовольствия и удовлетворения либо непосредственно, либо опосредованно (в т.ч. путем избегания неудовольствия). Принцип удовольствия, который находится в подчинении у "влечения к смерти" выводился Фрейдом из принципа постоянства. По Фрейду, течение психических процессов автоматически регулируется принципом удовольствия, возбуждаясь каждый раз связанным с неудовольствием напряжением и принимая затем направление, совпадающее в конечном счете с уменьшением этого напряжения, т.е. с устранением неудовольствия или получением удовольствия. Провозглашая принцип удовольствия главенствующим принципом психической жизни, Фрейд все же признавал, что он не управляет течением всех психических процессов, поскольку ему противостоят различные другие силы и условия, в силу чего конечный исход не всегда соответствует принципу удовольствия. В качестве основной силы, противостоящей принципу удовольствия, Фрейд рассматривал принцип реальности.

   Работа состоит из семи частей. Психоанализ большое значение придаёт символике, которая через бессознательные пласты психики влияет на нашу психическую активность. Фрейд в своей работе фактически заново создаёт теоретические основы психоанализа - и как Бог создал Землю за семь дней, так и Фрейд выделяет в своей работе семь этапов. Каждая из семи частей постепенно и последовательно ведёт читателя к формулировке той знаменитой концепции влечения к смерти, которая и в настоящее время вызывает самые ожесточённые споры даже в среде последователей Фрейда.

Схематически  статья представляет собой примерно следующее:

1. В первой  части Фрейд говорит о принципе  удовольствия, которому подчиняется  вся психическая жизнь, и о  том, что удовольствие связано  с уменьшением напряжения и  наоборот.

2. Во второй  части приводятся три примера,  когда психическая активность  не подчиняется принципу удовольствия: навязчивые повторяющиеся кошмарные  сновидения, неоднократное проигрывание  психотравмирующих ситуаций у  детей, драматическое и трагическое  театральное искусство. 

3. В третьей  части высказывается предположение,  что за стремлением к навязчивому  повторению неприятных моментов  кроется некое влечение, не подчиняющееся  принципу удовольствия.

4. В четвертой  с помощью модели простейшей  организации жизни Фрейд пытается  понять принцип удовольствия  и 

делает шаг  для объяснения противоречащих ему  фактов с помощью кроющегося за ними иного принципа.

5. В пятой  части на основании многочисленных  примеров "стремления к повторению" в органической жизни Фрейд  предполагает в живом организме  стремление к восстановлению  прежнего неорганического состояния,  то есть влечение к смерти.

6. В шестой  части, исходя из этого, Фрейд  впервые постулирует новую пару  противоположно направленных влечений: влечение к жизни и влечение  к смерти.

7. В седьмой  части приходит к трудному, но  окончательному выводу: принцип  удовольствия находится на службе  у влечения к смерти.  

   Я и Оно  

Сознание  и бессознательное

 
    «Разделение психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа…». Фрейд говорит, что «сознательное» - это не «суть» психики, а ее «качество». Далее он полемизирует с теми философами, для которых идея психики «настолько непонятна, что она кажется им абсурдной».  
    Такой психический элемент, как, например, представление, обычно не осознается длительно. Состояние осознательности быстро проходит, но при определенных условиях представление может снова вернуться в сознание. Фрейд называет это неосознанное состояние представления «латентным», т.е. скрытым, и говорит, что термин «бессознательное» правильно описывает данное состояние.

    Психолог говорит, что к понятию о бессознательном он пришел путем обработки опыта. Он открыл, что «есть сильные психические процессы или представления…, которые для психической жизни могут иметь все те последствия, что и прочие представления…, но они сами не осознаются». Далее Фрейд объясняет, что осознанию этих представлений препятствует некая сила, и их неосознанное состояние он называет «вытеснением», а силу, которая привела к вытеснению – «сопротивлением». 
Бессознательного по Фрейду 2 вида – «латентное, но способное к осознанию, и вытесненное – само по себе и без дальнейшего не способное для осознания». В связи с этим психолог вводит три термина – сознательное (СЗ), предсознательное (ПСЗ) и бессознательное (БСЗ). Но при этом он делает оговорку, что «эти подразделения недостаточны и практически неудовлетворительны». Фрейд называет «связную организацию психических процессов в личности… – «Я» личности». К «Я» прикреплено сознание, «оно владеет подступами …к разрядке раздражений во внешний мир». От «Я» исходят вытеснения, с помощью которых «известные психические стремления должны быть исключены не только из сознания, но и из других видов значимости и действительности».
 

«Я» и «Оно» (Я - идеал)

 
    «Все наше знание связано с сознанием. Ведь и БСЗ мы можем узнать 
только путем того, что делаем его сознательным». Но «что значит «сделать что-то сознательным?» - задается вопросом Фрейд. 
    Сознание, говорит Фрейд, - это поверхность психического аппарата. «Сознание – это все восприятия, приходящие извне (чувственные восприятия), и изнутри – то, что мы называем ощущениями и чувствами». Но куда отнести мыслительные процессы? «Они протекают где-то в глубине аппарата в виде смещений психической энергии по пути к действию». 
    Далее Фрейд объясняет различие между БСЗ и ПСЗ. «Первое происходит на каком-то материале, остающимся неизвестным», а у последнего «добавляется соединение с словесными представлениями». Эти словесные представления – остатки воспоминаний и они могут быть снова осознаны. Система ПСЗ имеет чувственное происхождение, т.к. «остатки слов происходят, в основном, от акустических восприятий». 
    «В то время, как отношение внешнего восприятия к «Я» совершенно явно, отношение внутреннего восприятия к «Я» требует особого исследования». Внутренние восприятие – это процессы из различных и самых глубоких слоев психического аппарата. Фрейд делает вывод, «что и ощущения и чувства делаются сознательными только тогда, когда прибывают в систему В (воспринимающую)». При посредстве словесных представлений внутренние мыслительные процессы становятся восприятиями. 
    Далее Фрейд приступает к выработке представления о «Я». «Я» исходит из В как своего ядра и затем охватывает ПСЗ, опирающееся на остатки воспоминаний. «Я» тоже бессознательно. «Все остальное психическое, в котором оно себя продолжает и которое проявляется как БСЗ» Фрейд называет вслед за Г. Гроддеком «Оно». «Теперь индивид для нас – психическое «Оно», неузнанное и бессознательное, на котором поверхностно покоится «Я», развитое из системы В как ядра». Далее Фрейд изображает этого индивида графически и комментирует: “«Я» стремится применить на деле влияние внешнего мира и его намерений и старается принцип наслаждения, неограниченно царящий в «Оно», заменить принципом реальности. Восприятие для «Я» играет ту роль, какую в «Оно» занимаеи инстинкт. «Я» репрезентирует то, что можно назвать рассудком и осмотрительностью. «Оно», напротив, содержит страсти”. 
Фрейд сравнивает «Оно» с конем, а «Я» - с всадником, «который должен обуздать превосходящего его по силе коня», и этот всадник «ведет коня туда, куда конь хочет». То есть «Я» превращает волю «Оно» в действие, как будто бы это была его собственная воля. 
Психолог выдвигает тезис, что «в «Я» не только самое глубокое, но и самое высокое может быть бессознательным». Он объясняет это тем, что «даже тонкая и трудная интеллектуальная работа, обычно, требующая напряженного размышления, может совершаться и бессознательно – не доходя до сознания», а также «есть лица, у которых самокритика и совесть, т.е. психическая работа с безусловно высокой оценкой, являются бессознательными».
 

Информация о работе Психология бессознательного З.Фрейда