Проблема истины в научном познании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 00:08, контрольная работа

Описание работы

Вся история 20 века демонстрирует нам огромную преобразующую силу и познавательную ценность науки. Многие отвлеченные теоретические построения реализовались в материальные объекты, не просто изменившие утилитарно-материальную жизнь человека, но отразившихся на культуре в целом. Самый одиозный пример из этого ряда - ядерное оружие и химическая промышленность, менее популярные, но не менее значимые - электричество, электроника, медицина.
Но именно 20 век породил наиболее острые философские споры в сфере научного знания. Это реинкарнации вечных вопросов: что есть истина? Каков источник нашего знания? Познаваем ли мир? И вообще, чем отличается наука от системы религиозных верований, философии или искусства?

Содержание работы

Введение 3
1. Истина и заблуждение 5
2. Философия научной истины 16
3. Концепции истины в научном познании 13
4. Научная истина и ее проблемы. 16
Заключение 28
Список используемой литературы 29

Файлы: 1 файл

Проблема истины в научном познании.docx

— 56.26 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение                                                                                                                   3

1. Истина и заблуждение                                                                                         5

2. Философия научной истины                                                                             16

3. Концепции истины в научном познании                                                         13

4. Научная истина и ее проблемы.                                                                       16

Заключение                                                                                                             28

Список используемой литературы                                                                       29

 

Введение

Вся история 20 века демонстрирует  нам огромную преобразующую силу и познавательную ценность науки. Многие отвлеченные теоретические построения реализовались в материальные объекты, не просто изменившие утилитарно-материальную жизнь человека, но отразившихся на культуре в целом. Самый одиозный пример из этого ряда - ядерное оружие и химическая промышленность, менее популярные, но не менее значимые - электричество, электроника, медицина.

Но именно 20 век породил  наиболее острые философские споры  в сфере научного знания. Это реинкарнации вечных вопросов: что есть истина? Каков источник нашего знания? Познаваем ли мир? И вообще, чем отличается наука от системы религиозных верований, философии или искусства?

Однозначных ответов на эти  вопросы нет, но это означает лишь, что каждый решает их самостоятельно. В деятельности разных философов  нашли воплощение разные грани общей  проблемы познания. Тема далеко не исчерпана, пока существует мыслящий человек, само мышление не перестанет быть интереснейшей  областью для исследования.

Но как в современных, так и в прошлых условиях три великих ценности остаются высоким мерилом деяний и самой жизни человека - его служение истине, добру и красоте. Первая олицетворяет ценность знания, вторая - нравственные устои жизни и третья - служение ценностям искусства. При этом истина, есть тот фокус, в котором соединяются добро и красота.

Истина - это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо писал Ф. Бекон: «Знание - сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно. Истина есть знание. Но всякое ли знание есть истина?» Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения, а порой и сознательное искажение истины, хотя ядро знаний и составляет, как уже отмечалось выше, адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Но вопрос о том, что такое истина и истинное знание, остается актуальным. На протяжении всего развития философии предлагается целый ряд вариантов ответа на этот важнейший вопрос теории познания.

Что касается разносторонних позиций понимания истины, то при наличии и в них определенных положительных моментов они содержат в себе коренные слабости, позволяющие не согласиться с ними и в лучшем случае признать их применимость лишь в ограниченных масштабах. Что же касается этих слабостей, то их влияние - задача, которую предлагается решить самим студентам. Классическая концепция истины хорошо согласуется с исходным гносеологическим тезисом диалектико-материалистической философии о том, что познание есть отражение действительности в сознании человека. Истина с этих позиций есть адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека, его сознания.

Существует ряд форм истины: обыденная или житейская, научная  истина, художественная истина и истина нравственная. В целом же форм истины почти столько, сколько видов  занятий. Особое место среди них  занимает научная истина, характеризующаяся  рядом специфических признаков. Прежде всего, это направленность на раскрытие сущности в отличие  от обыденной истины. Кроме того, научную истину отличает системность, упорядоченность знания в ее рамках и обоснованность, доказательность  знания. Наконец, научную истину отличает повторяемость и общезначимость, интерсубъективность.

 

1. Истина и заблуждение

Обычно истину определяют как соответствие знания объекту. Истина - это адекватная информация об объекте, получаемая посредством либо чувственного или интеллектуального постижения, либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. [7;91] Таким образом, истина существует как субъективная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Ценность знания определена мерой его истинности. Истина есть свойство знания, а не объекта познания. Истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития.

Но человечество редко  достигает истины иначе, как через  крайности и заблуждения. Заблуждение  - это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают объективную действительность, имеют реальный источник.

Заблуждения обусловлены  и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации. Но заблуждения следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман. Ложью может быть как измышление о том чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может быть и логически неправильное мышление.

Научное познание по своей  сути невозможно без столкновения различных  мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются  в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок. Гораздо сложнее  все в общественных науках, в частности  в истории. Тут и доступность  источников, и их достоверность, и  политика.

Истина исторична. Понятие  конечной или неизменной истины - всего лишь призрак. Любой объект познания - неисчерпаем, он меняется, обладает множеством свойств и связан бесконечным числом связей с окружающим миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки. Научные знания, поэтому носят относительный характер.

Истина и заблуждение  тождественны. Их тождество состоит  в том, что они, как и все  полярные противоположности, друг без  друга невозможны, а стало быть, немыслимы, друг друга обусловливают  и содержат в себе и взаимнопревращаются  друг в друга. Если истина есть движение мышления по пути адекватного, верного  отражения, то заблуждение - противоположный  истине процесс движения мышления, идущий по пути искаженного отражения.

Но вместе с тем они  различны. Тождество заключает в  себе различие, различие - тождество. Заблуждение есть абсолютизация момента познания, отрыв этого момента от предмета, несовпадение мысли с ним.

Представления о заблуждении  также восходят к истокам философского мышления. Эта проблема ставилась  одновременно с проблемой истины еще в античной философии. Уже  здесь заблуждение рассматривается  как несовпадение ума, воли с законами универсума. В средневековье религией заблуждение рассматривается как  искажение божественной истины, вызванное  злой волей.

Философы нового времени  Бэкон, Декарт, Спиноза заблуждение  истолковывают как результат  искажающего влияния воли на разум. В их понимании человеческая воля свободна, шире разума, питает его, влияет на него и поэтому рождает заблуждение. Поэтому в познании идеи неадекватные возникают так же неизбежно, как и идеи адекватные. И те и другие детерминированы социальными и природными условиями, следовательно, учение индетерминистов и всякой религиозной мистики несостоятельно. [5;241]

Ламетри, Дидро, Гольбах, Гельвеций  и другие французские материалисты источник заблуждения видели в инстинкте подчинения личности личному интересу, социальной группы - групповому интересу, господствующих слоев - политическому интересу. По их мнению, достаточно с помощью разума открыть эти источники заблуждения, чтобы построить разумное общество без заблуждений. [5;245]

Гоббс, Локк, Юм источник заблуждения  видят в ошибке суждения. Подобно  тому, писал Гоббс, как люди обязаны  всем своим истинным познанием правильному  пониманию словесных выражений, так и основание всех их заблуждений  кроется в неправильном понимании  последних. Эту линию развил дальше Кант. В его понимании заблуждение  есть следствие смешения субъективных и объективных основ суждения, что приводит к неправомерному выходу индивидуального сознания за пределы  чувственного опыта. Фихте считает, что в противоположность истине, произведенной «Я» свободно, заблуждение  производится «Я» несвободно, под  воздействием внешних условий. [5;246]

Гегель выступает как  против субъективизма Канта и  Фихте, так и против метафизического  противопоставления истины и заблуждения. Он считает, что заблуждение является не внешней, а внутренней противоположностью истины. Потому оно так же закономерно, как и истина. Источником заблуждения  является сама противоречивая природа  познания, где всегда есть момент знания и момент негативной по отношению  к знанию предметности. Ложное знание о чем-нибудь означает неравенство  знания с его субстанцией. Заблуждение  - это истина в «форме неистинного». Важно не то, что констатирует заблуждение, а то, как оно возникает. А возникает оно необходимо, как порождение данного этапа развития истины. [5;247]

Заблуждение есть нечто положительное, как мнение, касательно того, что  не есть само по себе сущее мнение, знающее  и отстаивающее себя. Заблуждение  необходимо для того, чтобы истина подвергла его диалектическому  отрицанию. Потому оно и входит в  истину как ее другое, без чего не было бы никакого другого пути развития истины.

Истина превращается в  заблуждение в том смысле, что  с превращением заблуждения в  истину возникает новое заблуждение. Новая истина порождает новое  заблуждение на новом уровне. Вновь  полученная истина как более высокий  уровень познания позволяет выявить  моменты истины в прошлом заблуждении  и уточнить как рамки истины, так  рамки заблуждения.

Новая истина, вовлекаясь в  научное исследование, включается в  заблуждение, переходит в него как  в свой предмет исследования. В  дальнейшем процессе познания у истины выявляются моменты заблуждения, выясняется, что долю истины выдавали за полную истину или, что то же самое, моменты  заблуждения выдавали за истину.

Заблуждение превращается в  истину в следующем смысле. В процессе восхождения познания выясняется: то, что выдавалось за заблуждение, оказывается  истиной; то, что выдавалось за долю истины, оказывается полной истиной, т. е. истина расширяется за счет мнимого  заблуждения. В процессе познания действительное заблуждение становятся истиной  и опредмечивается, реализуется. Практика является основой, критерием, решающим условием взаимопревращения истины и заблуждения. Вместе с тем сама практика есть естественно - исторический процесс, не зависящий от воли и сознания людей. [9;150]

Тем самым вопрос о соотношении  истины и заблуждения тесно смыкается  с проблемой взаимосвязи и  взаимоперехода абсолютной и относительной  истины. Последняя же - это истина для определенного места и данного времени при конкретных обстоятельствах; за пределами этих рамок она может стать заблуждением, но сумма относительных истин, непрерывно добываемых наукой, слагается в истину абсолютную, на всех этапах достижения которой практически невозможно избежать заблуждений, особенно в сложно детерминированном процессе социального познания.

При этом следует особо  отметить тот факт, что если вопрос о соотношении абсолютной и относительной  истины достаточно полно исследован в трудах философов, то вопрос о взаимной детерминированности и взаимопереходе относительной истины и заблуждений как ступеней достижения этой истины в современной научной и философской литературе практически не разработан.

И хотя в свое время еще Гегель справедливо отмечал, что заблуждение не есть иррациональное начало в познании, оно не равно познанию, однако же, многие виды заблуждений в определенных социальных условиях могут стать истиной. Ведь сама смена философских систем и учений друг другом есть прогрессирующее развитие и расширение истины.

2. Философия научной истины

Философия научной истины исторически выступает как осмысление степени достоверности и теоретического, и эмпирического знания. «Что есть истина?», - спрашивал Понтий Пилат у Иисуса Христа. Этот вопрос был и поныне остается одним из главных вопросов и философии, и науки. Чтобы ответить на него, необходимо прежде всего понять, какой же смысл вкладывают в слово «истина» ученые и философы, когда говорят о ее феномене. Существует мнение, что истиной является особо точное или абсолютно достоверное отображение действительности в человеческом сознании, которое по форме субъективно, а по содержанию - объективно. Это, по сути, следует из самого определения истины как знания, содержание которого не зависит от состояния познающего субъекта. Вне всяких сомнений, истина - это конечный результат познавательной деятельности человека. Классической стала мысль Аристотеля, который утверждал, что полученные знания должны соответствовать действительности. В.И. Ленин сформулировал новое определение истины как процесса и показал, как соотносятся между собой абсолютная и относительная истины, как из одной относительной истины возникает другая, более полная, достоверная. Относительная истина - это неполное (или ограниченное) знание об объекте познания, поскольку последний неисчерпаем в своем изменении, развитии. Однако в любой относительной истине есть моменты, сюжеты, которые совершенно адекватно отражают состояние различных сторон объекта. К ним относятся даты, места событий, а также теоретические доказательства, которые неопровержимы, например гелиоцентризм. Абсолютная истина выражает совершенно полное и точное знание об объекте познавательной деятельности, то есть стопроцентное соответствие знания предмету, вещи, явлению, процессу и т.д. Абсолютно истинными являются многие принципы и законы природы.

Информация о работе Проблема истины в научном познании