Классификация речевых актов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования - выявить специфику различных классификации речевых актов.
Для достижения цели настоящей курсовой работы мы ставим перед собой следующие задачи:
рассмотреть классификации речевых актов различных учёных
выделить и описать те критерии, на основе которых выделяются те или иные классы речевого акта в различных классификациях.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..2
1.Теоретические основы исследования………………………....
1.1Понятие «речевого акта»…………………………………….3
1.2Классификация речевых актов………………………………7
1.3Развитие теории речевых актов……………………………..20
Заключение……………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………26

Файлы: 1 файл

курсяк редактированный (восстановлен).doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)
  1. вердиктивы(verdictives), с помощью которых говорящий выражает свою оценку чего или кого-либо;( классообразующим признаком для множеста вердиктивов служит действие типа вынесения приговора присяжными, арбитром или рефери; положительной или отрицательной оценки и т.п.);
  2. экзерситивы(exercitives), служащие для осуществления власти говорящего (приказания, распоряжения и т.п.),( класс экзерситивов объединяет высказывания, посредством которых осуществляются властные функции, реализуются права и авторитет говорящего (назначение на должность, приказ, принуждение, предупреждение, совет, запрещение и т.п.);
  3. комиссивы(commissives) – выражение обещаний и обязательств,( комиссивы выражают обещания и другие взятые на себя обязательства (ср. обязательство одной из сторон при заключении договора, воинскую присягу, клятву Гиппократа и т.п.);
  4. бехабитивы(beha-bitves)-регулируют общественное поведение, взаимоотношения коммуникантов и т.д. (в бехабитивах объединяются акты, связанные с взаимоотношениями людей и их общественным поведением(англ. behaviour));
  5. экспозитивы(expositives) определяют место высказывания в ходе беседы (я признаю, отрицаю и т.д.),(в экспозитивах говорящие характеризуют своё участие в дискуссии, споре или беседе) (Дж. Остин, 1986: 101).

По мнению В.В. Богданова Дж.Остин лишь привел характерные примеры таких актов – вопрос, ответ, информирование, уверение, предупреждение, назначение, критика и т.п., отметив, что в каждом языке существует своя номенклатура таких действий. В дальнейшем в теории речевых актов были выявлены отличительные признаки иллокутивного акта: от локутивного акта он отличается по признаку интенциональности, т.е. связанности с определенной целью, намерением, а перлокутивному акту он противопоставляется по признаку конвенциональности, т.е. по наличию определенных правил, действие в соответствии с которыми автоматически обеспечивает говорящему успешное осуществление данного иллокутивного акта. Часть таких правил – это правила языка: в языках мира существуют специальные формальные средства, прямо или косвенно указывающие на иллокутивную функцию речевого акта (Богданов 1989:27-30)

Дж. Серль в  статье «Классификация иллокутивных актов» критикует классификацию Дж. Остина за некоторые недостатки. Классификация Дж. Остина была построена на основе анализа перформативных глаголов, что привело к недостаточной обоснованности критериев выделения обозначенных пяти классов. Кроме того, принцип отбора самих глаголов также страдал нечеткостью (Серль, 1986).

С учетом разных параметров все множество иллокутивных актов было разделено Дж.Серлем и делится на пять основных классов:

Репрезентативы, ориентированные  от действительности к высказыванию, имеют целью отразить положение дел в мире, предполагают наличие у говорящего соответствующего мнения, и их пропозициональное содержание ничем не ограничено. Примеры репрезентативов: сообщение, осуждение, прогнозирование, квалификация, признание, описание.

Директивы, с ориентацией от высказывания к действительности, имеют целью  побудить адресата делать / не делать что-либо, предполагают наличие у говорящего соответствующего желания, а их пропозициональное  содержание всегда состоит в том, что адресат совершит / не совершит некоторое действие в будущем. К этому классу относятся просьбы, запреты, советы, инструкции, призывы и другие виды побудительных речевых актов.

Комиссивы, ориентированные, как и  директивы, от высказывания к действительности, используются говорящим с целью связать себя обязательством делать / не делать что-либо, предполагают наличие у него соответствующего намерения, и их пропозиция всегда имеет своим субъектом именно говорящего. Примеры комиссивов: обещание, клятва, гарантирование.

Экспрессивы имеют своей целью  выразить определенное психологическое  состояние говорящего (чувство благодарности, сожаления, радости и т.п.) в качестве реакции на положение дел, определяемое в рамках пропозиции. Направление  соответствия между выказыванием и действительностью для них не существенно, поскольку положение дел, служащее поводом для экспрессива (то, с чем мы поздравляем, за что благодарим или извиняемся и т.п.), составляет не основное содержание, а предпосылку такого речевого акта – его пресуппозицию. Пропозиональное содержание экспрессива приписывает некоторый предикат субъекту, которым может быть либо говорящий, либо. Для экспрессивов особенно характерны фразеологизированные средства выражения – речевые клише, специфичные для каждого языка.

Пятый иллокутивный класс – декларации – отличается от остальных четырех по параметру связи с внеязыковыми институтами и вытекающей из этого факта спецификой соответствия между высказыванием и действительностью: объявляя (декларируя) некоторое положение дел существующим, речевой акт декларации тем самым и делает его существующим в реальном мире. Примерами деклараций являются назначение на пост, объявление войны или перемирия, отлучение от церкви, посвящение в рыцари, прием в партию, присвоение звания человеку или имени учреждению и т. п. (Серль 1986:151-169).

Данная классификация, как и  большинство других классификаций  языковых явлений, не дает разбиения  множества на непересекающиеся классы. Существуют речевые акты, обладающие признаками, характерными для разных иллокутивных классов, и образующие, так сказать, «смешанные» типы. Например, приглашение является одновременно и директивом, поскольку говорящий побуждает адресата прийти в определенное место, и комиссивом, поскольку тем самым говорящий связывает себя обязательством либо лично, либо через посредство других лиц обеспечить приглашаемому должный прием. Жалоба является одновременно и репрезентативом, поскольку отражает некоторое положение дел в действительности, и экспрессивом, поскольку выражает недовольство говорящего этим положением, и директивом, покольку цель жалобы – не просто проинформировать адресата, а побудить его к принятию соответствующих мер.

В рамках пяти основных иллокутивных классов речевые акты различаются  по ряду дополнительных параметров:

соотношение речевого акта с предшествующим текстом (например, как ответ, так  и утверждение - суть репрезентативы, но ответ, в отличие от утверждения, предполагает предшествующий ему вопрос);

соотношение социальных статусов коммуникантов (например, приказ и требование суть директивы, но при приказе статус говорящего должен быть выше статуса слушающего, а при требовании это не обязательно, и поэтому мы можем потребовать от нашего начальника, чтобы он был с нами вежлив, но не можем ему это приказать);

способ связи речевого акта с интересами говорящего и слушающего;

степень интенсивности представления  иллокутивной цели (так, просьба и  мольба, равно являющиеся директивами, отличаются друг от друга прежде всего  по этому параметру).

Размышляя над тем, что может  отличать один иллокутивный акт от другого, мы приходим к выводу, что иллокутивная функция высказывания теоретически может быть представлена как пучок конкретных значений признаков, подобных вышеуказанным, а сами эти значения коррелируют с условиями успешности речевого акта с данной иллокутивной функцией (Пузаков 2010-2011)

Классификации Дж. Остина и Дж. Серля являются основными, общепринятыми. В дальнейшем они лишь расширялись и дополнялись некоторыми типами речевых актов

Интересной представляется классификация Дж. Лича построена на критерии иллокутивной силы. Из выделенных Дж.Личем пяти классов четыре (ассертив, директив, комиссив и экспрессив) совпадают с одноименными классами в таксономии Серля. Декларатив исключен из классификации, поскольку, по мнению Лича, не имеет иллокутивной силы. Вместо него предложен класс рогативов, вмещающий в себя речевые акты вопроса и запроса.

Для Дж.. Лича существенную роль в построении прагматической теории играют риторические принципы. К ведению межличностной  риторики он относит принципы кооперации, вежливости и иронии. Текстуальная риторика имеет дело с принципами процессуальности, ясности, экономии и экспрессивности.

Иллокутивные функции классифицируются с ориентацией на принцип вежливости. Предлагается выделить четыре их типа, исходя из того, какую социальную роль они играют в установлении и поддерживании вежливых отношений.

1) Конкурирующий (иллокутивная цель конкурирует с социальной целью): распоряжение, просьба, приказ, мольба.

2) Компанейский (иллокутивная цель совпадает с социальной целью): предложение / предлагание, приглашение, приветствие, выражение благодарности, поздравление.

3) Коллаборативный (Направленный на сотрудничество (иллокутивная цель безразлична по отношению к социальной цели): утверждение, отчёт, объявление, инструктаж.

4) Конфликтный (иллокутивная цель конфликтует с социальной целью): угроза, обвинение, проклятие, выговор.

Вместе с тем  для проблемы таксономии речевых  актов интерес представляет предпринятая Дж. Личем классификация речеактовых  глаголов. Он учитывает остиновскую трихотомию речевых актов: локуция — иллокуция — перлокуция и на примере глаголов прослеживает различия между иллокутивным и перлокутивным актами, посвящая особое внимание иллокутивным глаголам. Их разбиение на классы даётся в терминах Дж. Сёрла и с учётом конструктивных показателей: ассертивные, директивные, комиссивные и экспрессивные.

Декларациям отказывается в том, что они обладают иллокутивной силой (это скорее конвенциональные речевые акты, в значительной мере используемые в ритуальных целях).

Дж. Лич осуществляет многомерный  анализ явлений речеактовой сферы, хотя, как мы можем убедиться, не в русле стандартной теории речевых актов (Лич 1986).     

Стоит рассмотреть классификацию К. Баха,которая включает в себя шесть классов речевых актов, причем конвенциональные акты (эффективы и вердиктивы) рассматриваются отдельно. Четыре остальных класса (констативы, директивы, комиссивы и признания) по сути совпадают с серлевскими классами. Особенность же данной классификации состоит в том, что внутри каждого класса автор выделяет подклассы.

К. Бах неоднократно выступал со своими соображениями по поводу классификации  иллокутивных актов. В одной из статей (2003) он отмечает, что их можно классифицировать с учётом глаголов. Именно так выделяются утверждение, просьба, обещание и извинение. Можно эти типы различать, учитывая выражаемое говорящим отношение, а также соответствующее ему определённое отношение со стороны слушающего.

На этой основе выделяются четыре класса:

1) Констативы(Constatives): утверждение, подтверждение, объявление, ответ, определение, притязание, классификация, согласие, подкрепление, предположение, отрицание, несогласие, разоблачение, оспаривание, идентификация, информирование, настаивание, предсказание, классификация, репортаж, заявление.

2) Директивы(Directives): совет, замечание, спрашивание, мольба, увольнение, отговорка, запрещение, инструктирование, распоряжение, разрешение, просьба, требование, предложение, призыв, предупреждение.

(3) Комиссивы(Commissives): согласование, пари, гарантирование, приглашение, предложение, обещание, клятва, предложение услуг.

(4) Признания (Acknowledgments): извинение, соболезнование, поздравление, приветствие, выражение благодарности, согласие принять предложение.

Особо стоят  конвенциональные иллокутивные акты:

Эффективы: предание проклятию, предложение цены, осуждение, посвящение в рыцари, предписание, разжигание, обвинение, приведение в возбуждённое состояние, назначение, извинение, назначение наказания, продвижение в должности, откомандирование, оглашение приговора, приостановление, наложение вето, избрание.

Вердиктивы: оправдание, оценивание, объявление третейского судьи или рефери, удостоверение, осуждение, распределение по видам, ранжирование, предание суду, акты управления (Бах:2003).

Если взять классификацию Д. Вундерлиха,то можно увидеть,что она содержит восемь классов речевых актов. Д. Вундерлих даёт формализованное синтаксико-семантическое описание каждого типа, а также характеристику их поведения в дискурсе:    

 1)директивы(Directives) (побуждения, просьбы, приказы, указания, распоряжения, инструкции, нормативные акты).Они всегда инициативны: они вводят новые условия интеракций и тем самым открывают последовательность действий.

       2)комиссивы(Commissives) (обещания, объявления, угрозы). По их положению в дискурсе либо инициативны, либо реактивны.

       3)эротетические(erotetiv) речевые акты (вопросы);

       4)репрезентативы(represantiv)(утверждения, констатации, отчеты, описания, объяснения, заверения). Они инициативны или реактивны; потенциально они открывают последовательность действий, так как часто должны содержать истинностную оценку.

       5) сатисфактивы(Satisfaktiv)(извинения, благодарности, ответы, обоснования, оправдания).Они всегда реактивны: они отвечают уже существующим условиям интеракции и тем самым замыкают последовательность речевых действий.

      6)ретрактивы(retractiv)(заявления о невозможности выполнить обещание, уточнение о ранее сделанном утверждении, разрешения).Ретрактивы отменяют существующие условия интеракций.

     7)декларации(declarations) (называния, определения, назначения, приговоры и т. д.). Декларации вводят новые языковые или социальные факты.

     8)вокативы(vocatives)( (обращение, вызов, зов). Вокативы занимают особое положение: они в принципе инициативны, но лишены определённости; Их цель состоит в требовании от адресата внимания и в поддержании контакта. Они могут служить распределению коммуникативных ролей и занимают в этих случаях различные позиции в дискурсе (Богданов 1990: 135-138).

Хотелось бы теперь рассмотреть  классификации некоторых русских  ученых-лингвистов.

Первой  хотелось бы взять классификацию В.В. Богданова,который строит свою многомерную классификацию речевых актов в виде древовидной схемы. В результате 6 разбиений множества выделяются 9 конечных типов.  

Два наиболее крупных  класса, выделяемых Богдановым, – институциональные (ритуальные) и неинституциональные (неритуальные). К институциональным отнесены декларативные речевые акты, поскольку, несмотря  на отсутствие у них иллокутивной силы, они все же составляют «лингвистическую часть ритуала» (Богданов 1990:52). Неинституциональные речевые акты подразделяются на побуждающие и непобуждающие. Побуждающие речевые акты классифицируются на основании того, кто из коммуникантов должен совершить какое-либо действие. Побуждение, адресованное говорящим  самому себе, является комиссивом. Если же к действию побуждается адресат, то будем говорить о директивных речевых актах, которые, в свою очередь, делятся на информационно-побудительные (или интеррогативы), когда от адресата требуется получить некоторую информацию, и неинформационно – побудительные. На основании признака  «соотношение социальных статусов коммуникантов» последние делятся на инъюнктивы, т.е. побудительные речевые  акты, основанные на власти или более высоком социальном положении говорящего, и на группу побудительных речевых актов, признак высокой социальной позиции говорящего для которых не является релевантным. В эту группу входят реквестивы и адвисивы. Различие между ними состоит в том, что реквестивные речевые акты  выгодны для говорящего, а адвисивы – для адресата. К реквестивам относятся речевые акты просьбы, мольбы, заклинания. Адвисивы включают в себя советы, рекомендации, предложения, приглашения.

Информация о работе Классификация речевых актов