Категорический императив И.Канта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2010 в 14:37, Не определен

Описание работы

Введение
1. Новый подход И.Канта к этике
2. Категорический императив И.Канта
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Категорический императив.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине: Профессиональная этика

          на  тему: Категорический императив И.Канта

 
 
 
 
 

                                                                

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Новый подход Канта к этике……………………………………………………..4

2. Категорический  императив И.Канта…………………………………………….7

Заключение………………………………………………………………………….13

Список  использованной литературы……………………………………………...14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Творчество  Канта занимает совершенно исключительное место в истории западной мысли. Европейская  мысль до и после Канта - нечто совершенно различное; можно даже сказать, что именно после Канта западная философия стала западной философией. Невозможно уловить суть проблем, обсуждаемых позднейшими западными философами, игнорируя кантианство. Кант может быть назван европейским философом par exellence, занимая такое же место в европейской философии, как и Платон - в античной (или, скажем, Пушкин в русской поэзии).

    Сказанное совершенно не означает, что влияние кантовской философии на западную (и не только западную) мысль обязательно предполагает ее повсеместное принятие или хотя бы адекватное понимание. Некоторые идеи Канта оставлены без внимания; некоторые стали общим местом, внимания более не требующим; некоторые послужили поводом для ожесточенной полемики; некоторые регулярно исчезают и возвращаются на европейское "небо идей", подобно комете Галлея. (В частности, весьма интересным и многозначительным эпизодом в запутанной судьбе критической философии является рецепция Канта русской философской мыслью. Наиболее любопытные и оригинальные - хотя иной раз и одиозные - построения российских философов зачастую были вызваны своего рода интеллектуальной аллергией, возникавшей после первого же ознакомления с критической философией. В наше время в России можно ожидать, напротив, подъема мутной волны спекуляций на околокантианские темы - по вполне понятным причинам.)

    Неудивительно, что кантоведение, как историко-философская  дисциплина, по завершению огромной работы по изучению и систематизации кантовского наследия, достигла впечатляющего успеха: в настоящее время мы более или менее осведомлены о том, что сказал Кант. Иметь возможность это знать совершенно необходимо, однако настоящей целью подобных исследований является ответ на другой вопрос: Was wollte Kant? (Чего хотел Кант?)

    Вершиной  философии у Канта выступает  этика, базирующая на понимании человека как высшей ценности. Этические взгляды Иммануила Канта представляют значительное достижение философии. Основным законом этики Кант провозгласил категорический императив, то есть внутреннее поведение, которое должно быть формальным наподобие предложений дедуктивных наук.

    Непосредственной  задачей настоящей работы является  экспликация категорического императива, центрального положения практической философии Канта, которая, в свою очередь, является сердцевиной всего его философского творчества.  

1. Новый подход Канта  к этике

    Вершиной  философии у Канта выступает  этика, базирующаяся на понимании человека как высшей ценности. Кант подвергает основательной критике этику добродетелей, существующую со времен античности. Этика добродетелей с ее телеологической ориентацией видела источники морали прежде всего в стремлении к счастью, как высшей цели. В этике добродетелей, существовавшей до Канта, объективно доброе предшествовало человеческой воле (такие добродетели как храбрость, осмотрительность и т.д.). Этого следовало добиваться и реализовывать в поступках. В прошлом добродетели зарекомендовали себя как ценностные и в силу традиции стали добром, которое, будучи однажды достигнутым, приводило к счастью, и даже было частью этого счастья.

    На  первом месте стоял не вопрос, к  чему следует стремиться, а вопрос: как этого можно добиться. Аристотель говорит, что, например, врач не обдумывает, что он должен сделать. В его жизненной практике лечение больных является само собой разумеющейся целью. Подобным же образом солдат-пехотинец не копается в целях, т.к. его целью является победа в сражении, равно как и сапожник, целью которого является изготовление хорошей обуви. Цели складываются из круга устремлений человека.

    Задачей разума является, прежде всего, поиск  соответствующих средств для  достижения целей. Но цели не определяются человеком в каждом поступке от нуля, а "проявляются" в отдельных случаях при определении позиции в практических жизненных ситуациях в характерных признаках этого единичного случая, по его добродетели или пороку. Этические добродетели были выражением разумного порядка в сфере человеческих устремлений, в которой имеют место и страсти. Добродетели были, например, представлены Аристотелем в учение о mesotes (середина), которое было направлено на достижение этических добродетелей за счет соблюдения "справедливой" середины. Под метафорой "золотая середина" не имелась в виду арифметическая середина, а правильная мера в поступке, определяемая каждым человеком в определенной конкретной ситуации.

    Но  для Канта "добро" это не то, что показало свою ценность в прошлом (как это, например, имеет место  в этических добродетелях), т.к. эти добродетели - по Канту убеждения - еще ничего не говорят о моральности поступков.

    Кант  делает, таким образом, вывод, что выбор целей зависит от качества воли: только добрая воля преследует добрые цели.

    Этот  поворот в определении добра  называется в этике коперниканским переворотом. Это означает, что поступки (морально хорошие) получают свою моральную ценность только за счет такой воли, которая желает добра. Эта добрая воля свершается за счет деятельности разума. Воля - это не иное слово для "стремления к чему-либо" в смысле аффективного требования. Воля - это выражение поступка, руководимого разумом, как это, например, выразил Фома Аквинский:  voluntas est in ratione. Кант проводит параллель воли и практического  разума. 

 
Истоки  (происхождение)

наших поступков

 
 
 
 

в зависимости от наших

склонностей

в зависимости от принципов

разума

- 
 
 

- 
 

-

Определяется  внешними целями.

Выбор целей не происходит без связей с  внутренними причинами, а определяется природой.

Человек находится в плену своих желаний творить произвол, не принуждая себя к чему-либо.

Человек рассматривает себя как исполнитель  своих влечений и потребностей. 

- 
 
 

-

Воля сама является целью и тем самым независима от наших склонностей. Человек принимает  решения и действует свободно (с помощью воли своего разума)!

Разум определяет волю. Эта воля является доброй волей и может иметь  следствием только добрый поступок = практический разум. Важным для моральности поступка является не достижение какой-либо внешний  цели, а качество воли. Доброй волей является такая, которая при выборе своих максим руководствуется разумом, т.е. категорическим императивом.

 
Внешняя свобода действий.

Гетерономия воли.

 
Внутренняя  свобода воли

автономия воли

 

Добрая  воля

Волю, которая  при выборе своих максим применяет принципы разума, Кант называет доброй волей. Только она в состоянии совершать морально хорошие поступки.

 
 

    В первом разделе своего труда "Основы метафизики нравственности" Кант пишет  об этом:

"Нигде  в мире, да и  нигде вне его,  невозможно мыслить ничего иного, что могло бы считаться добрым без ограничения, кроме одной только доброй воли. Рассудок, остроумие и способность суждения и как бы иначе ни назывались дарование духа, или мужество, решительность, целеустремленность как свойства темперамента в некоторых отношениях, без сомнения, хороши и желательны; но они могут стать также в высшей степени дурными и вредными, если не добра воля, которая должна пользоваться этими дарами природы и отличительные свойства которой называются поэтому характером".

    Кант  спрашивает: Что позволяет человеку отличать моральное от неморального?

    Его ответ гласит: То, что человек познает в себе необходимость.

    Он  рассматривает необходимость как  призыв разума. Только существа, с возможностью восприятия такой необходимости считаются поступающими морально. Животные исполняют действия, управляемые инстинктами и не могут осознать моральную ценность.

    ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ является ДОЛГОМ, который человек ощущает в себе. Источником долга является РАЗУМ.

    Кант  различает четыре вида долга:

  1. Совершенным долгом он называет тот, который не оставляет действующему пространства для поступка.
  2. "Несовершенный" тот вид долга,  который создает для человека, совершающего поступок, определенное пространство для формы поступка.
  3. Долг по отношению к другому.
  4. Долг по отношению к себе. / Он обоснован тем, что нужно рассматривать себя с позиций разума, а не только другого; долг всегда рассматривать с позиций разума всех людей, включая себя самого.
 
   
Совершенный долг без пространства для поступка
 
Несовершенный долг с пространством для поступка
По  отношению к другим  
Пример:

Управлять наследством 

Заповедь  сохранения не оставляет никакого пространства.

Нельзя "чуть-чуть" украсть

 
Пример:

Оказывать помощь в беде

Объем оказания помощи зависит от субъективных возможностей помогающего. Поэтому здесь остается пространство.

По  отношению к себе  
Пример:

Запрет  самоубийства 

Поступок, связанный с убийством, конечно, не оставляет пространства.

 
Пример:

Запрещение  лености

Объем работы или лености не может определяться в объективно-моральных позициях. Поэтому здесь имеется пространство

 
 
 
 
 
 
 
 

2. Категорический императив  И.Канта 

    Нравственный  закон как объективный принцип  воли, который дается разумом, должен был бы быть единственной (и в этом смысле самоочевидной, “естественной”) основой поведения всех разумных существ. Однако человек – не просто разумное существо. Он является несовершенным разумным существом. Это значит, что человеческая воля руководствуется не только разумом, представлениями о законах. На нее действуют и сами законы. Человеческая воля испытывает также воздействие склонностей, интересов, случайных обстоятельств. Человеческая воля вынуждена сообразовываться не только с разумом. Поэтому нравственный закон в случае человеческой воли выступает как принуждение, как необходимость действовать вопреки тем многообразным субъективным эмпирическим воздействиям, которые эта воля испытывает. Он имеет форму принудительного веления – императива.

    Если  представить, что есть существа, которые в своей разумности совершенны и обладают святой волей (например, ангелы), то они также руководствовались бы нравственным законом, каким руководствуется человек, обладающий доброй волей. Для них, однако, этот закон был бы единственным мотивом действия, у них не было бы поводов отступать от него, и потому он не приобретал бы для них форму императива.

    Другое  дело – человек, существо слабое, несовершенное. Для него нравственный закон может иметь силу только как принуждение, или императив. Императивы – это формулы отношения объективного (нравственного) закона к несовершенной воле человека.

    Для того, чтобы описать специфическую императивность нравственности, все императивы человеческого поведения подразделяются на два больших класса: одни из них повелевают гипотетически, другие категорически.

  1. Гипотетическим Кант называет такой императив, который делает зависимым высказывание от условия, выражающегося мысленно в структуре «если - то» (без необходимости обязательного выражения этого в языке). Здесь он снова различает два вида императива.
  • Например, в следующем высказывании: Если ты хочешь совершить путешествие в другие страны, ты должен экономить. Он называет их также императивами искусности (ловкости), т.к. они требуют дара находчивости в достижении определенной, поставленной самим собой цели.
  • Императивами ума он напротив называет такие, у которых цель устанавливается всеми людьми, но средства для достижения этой цели выбираются индивидуально. Здесь речь идет о волевой цели.

Информация о работе Категорический императив И.Канта