Э. Фромм: "Бегство от свободы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 13:16, реферат

Описание работы

Начальной проблемой, которую ставил автор перед написанием книги, было исследование психики современного человека, однако тенденции политического развития того времени вынудили его сконцентрироваться на ключевом, по мнению автора, для культурного и социального кризиса тех дней аспекте: на значении свободы для современного человека. "Основная идея этой книги заключается в том, что современный человек, освобожденный от оков доиндивидуалистического общества <... >, не приобрел свободы в смысле реализации его личности, то есть реализации его интеллектуальных, эмоциональных и чувственных способностей

Содержание работы

1. Введение
2. Двойственность свободы
3. Психологизм проблемы свободы
4. Свобода в эпоху Реформации
5. Современные аспекты свободы
6. Механизмы бегства от свободы
7. Психология нацизма
8. Свобода в условиях демократии
Список используемой литература

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 88.51 Кб (Скачать файл)

Из фактов, свидетельствующих  об ограниченности органов чувств человека, родилось сомнение в его способности  познать окружающий мир. Сомнения в  способности человека через свои органы чувств познать мир оборачиваются  неожиданным образом, ибо сами эти  сомнения оказываются свидетельством в пользу могущественных возможностей человеческого познания, в том  числе, возможностей органов чувств, усиленных при необходимости  соответствующими техническими средствами (микроскоп, бинокль, телескоп, прибор ночного видения и т. п.).

Но главное, человек может  познавать объекты и явления, недоступные для его органов  чувств, благодаря способности к  практическому взаимодействию с  окружающим миром. Человек способен осмыслить и понять ту объективную  связь, которая существует между  явлениями, доступными органом чувств, и явлениями для них недоступными (между электромагнитными волнами  и слышимым звуком в радиоприемнике, между движениями электронов и теми видимыми следами, которые они оставляют  в камере Вильсона, и т. д.). Понимание  этой объективной связи есть основа перехода (осуществляемого в нашем  сознании) от ощущаемого к неощущаемому.

В научном познании при  обнаружении изменений, происходящих без видимых причин в чувственно воспринимаемых явлениях, исследователь  догадывается о существовании явлений  невоспринимаемых. Однако для того, чтобы доказать их существование, вскрыть законы их действия и использовать эти законы, необходимо, чтобы его (исследователя) деятельность оказалась одним из звеньев причиной цепи, связывающей наблюдаемое и ненаблюдаемое. Управляя этим звеном по своему усмотрению и вызывая на основе знания законов ненаблюдаемых явлений н аблюдаемые эффекты, исследователь тем самым доказывает истинность знания этих законов. Например, происходящие в радиопередатчике превращения звуков в электромагнитные волны, а затем обратное их превращения в звуковые колебания в радиоприемнике доказывает не только факт существования невоспринимаемых нашими органами чувств области электромагнитных колебаний, но также истинность положений учения об электромагнетизме, созданного Фарадеем, Максвеллом, Герцем.

Поэтому имеющихся у человека органов чувств вполне достаточно для познания мира. “У человека как раз столько чувств, - писал Л. Фейербах, - сколько именно необходимо, чтобы воспринимать мир в его целостности, в его совокупности.” Отсутствие же у человека какого-то дополнительного органа чувств, способного реагировать на какие-то факторы окружающей среды, вполне компенсируется его интеллектуальными и практически-деятельными возможностями. Так, у человека отсутствует специальный орган чувств, дающий возможность ощущать радиацию. Однако человек оказался способным компенсировать отсутствие такого органа специальным прибором (дозиметром), предупреждающим о радиационной опасности в визуальной или звуковой форме. Это говорит о том, что уровень познания окружающего мира определяется не просто набором, “ассортиментом” органов чувств и их биологическим совершенством, но и степенью развитости общественной практики.

При этом, однако, не следует  забывать, что ощущения всегда были и всегда будут единственным источником знаний человека об окружающем мире. Органы чувств – единственные “ворота”, через  которые в наше сознание могут  проникать сведения об окружающем нас  мире. Недостаток ощущений из внешнего мира может приводить даже к психическому недомоганию.

Для первой формы чувственного познания (ощущений) характерен анализ окружающего: органы чувств как бы выбирают из бесчисленного множества факторов окружающей среды вполне определенные. Но чувственное познание включает в  себя не только анализ, но и синтез, осуществляющийся в последующей  форме чувственного познания — в  восприятии.

Восприятие — это целостный чувственный образ предмета, формируемый мозгом из ощущений, непосредственно получаемых от этого предмета. В основе восприятия лежат сочетания различных видов ощущений. Но это не просто механическая их сумма. Ощущения, которые получаются от различных органов чувств, в восприятии сливаются в единое целое, образуя чувственный образ предмета. Так, если мы держим в руке яблоко, то зрительно мы получаем информацию о его форме и цвете, через осязание узнаем о его весе и температуре, обоняние доносит его запах; а если мы попробуем его на вкус, то узнаем кислое оно или сладкое. В восприятии уже проявляется целенаправленность познания. Мы можем сконцентрировать внимание на какой-то стороне предмета и она будет “выпячена” в восприятии.

Восприятия человека развивались  в процессе его общественно-трудовой деятельности. Последняя ведет к созданию все новых и новых вещей, увеличивая тем самым количество воспринимаемых предметов и совершенствуя сами восприятия. Поэтому восприятия человека более развиты и совершенны, чем восприятия животных. Как заметил Ф. Энгельс, орел видит значительно дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла.

На основе ощущений и восприятий в мозгу человека складываются представления. Если ощущения и восприятия существуют лишь при непосредственном контакте человека с предметом (без этого нет ни ощущения, ни восприятия), то представление возникает без непосредственного воздействия предмета на органы чувств. Через какое-то время после того, как предмет на нас воздействовал, мы можем вызвать его образ в своей памяти (например, вспомнить о яблоке, которое некоторое время назад мы держали в руке, а затем съели). При этом образ предмета, воссозданный нашим представлением, отличается от того образа, который существовал в восприятии. Во-первых, он беднее, бледнее, по сравнению с тем многокрасочным образом, который мы имели при непосредственном восприятии предмета. И во-вторых, этот образ обязательно будет более общим, ибо в представлении, с еще большей силой, чем в восприятии, проявляется целенаправленность познания. В образе, вызванном по памяти, на первом плане будет то главное, что нас интересует.

Вместе с тем, воображение, фантазия существенно необходимы в научном познании. Здесь представления могут приобретать подлинно творческий характер. На основании элементов, имеющихся в действительности, исследователь представляет себе нечто новое, такое, чего в настоящее время нет, но которое будет либо в результате развития каких-то природных процессов, либо в результате прогресса практики. Всякого рода технические новинки, например, существуют вначале лишь в представлениях их создателей (ученых, конструкторов). И лишь после их реализации в виде каких-то технических устройств, конструкций, они становятся объектами чувственного восприятия людей.

Представление является большим  шагом вперед по сравнению с восприятием, ибо в нем присутствует такая  новая черта, какобобщение. Последнее имеет место уже в представлениях о конкретных, единичных предметах. Но в еще большей степени это проявляется в общих представлениях (т. е., например, в представлении не только о данной конкретной березе, растущей перед нашим домом, но и о березе вообще). В общих представлениях моменты обобщения становятся куда более значительными, чем в любом представлении о конкретном, единичном объекте.

Представление принадлежит  еще к первой (чувственной) ступени  познания, ибо имеет чувственно-наглядный  характер. Вместе с тем, оно является и своеобразным “мостиком”, ведущим  от чувственного познания к рациональному.

В заключение отметим, что  роль чувственного отражения действи-тельности в обеспечении всего человеческого познания весьма значительна:

— органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно  связывает человека с внешним  предметным миром;

— без органов чувств человек не способен вообще ни к  познанию, ни к мышлению;

— потеря части органов  чувств затрудняет, осложняет познание, но не перекрывает его возможности (это объясняется взаимной компенсацией одних органов чувств другими, мобилизацией резервов в действующих органах чувств, способностью индивида концентрировать свое внимание, свою волю и т.п.);

— рациональное базируется на анализе того материала, который дают нам органы чувств;

—регулирование предметной деятельности осуществляется прежде всего с помощью информации, получаемой органами чувств;

— органы чувств дают тот  минимум первичной информации, который  оказывается необходимым, чтобы  многосторонне познать объекты, чтобы развивать научное знание.

Рациональное  познание (от лат. ratio — разум) — это мышление человека, являющееся средством проникновения во внутреннюю сущность вещей, средством познания закономерностей, определяющих их бытие. Дело в том, что сущность вещей, их закономерные связи недоступны чувственному познанию. Они постигаются только с помощью мыслительной деятельности человека.

Именно “мышление осуществляет упорядочение данных чувственного восприятия, но отнюдь не сводится к этому, а  рождает нечто новое — то, что  не дано в чувственности. Этот переход  суть скачок, перерыв постепенности. Он имеет свое объективное основание  в “раздвоении” объекта на внутреннее и внешнее, сущность и проявление ее, на отдельное и общее. Внешние  стороны вещей, явлений отражаются прежде всего с помощью живого созерцания, а сущность, общее в них постигается с помощью мышления. В этом процессе перехода осуществляется то, что именуется пониманием. Понять — это значит выявить существенное в предмете. Мы можем понимать и то, что не в состоянии воспринимать… Мышление соотносит показания органов чувств со всеми уже имеющимися знаниями индивида, более того — со всем совокупным опытом, знаниями человечества в той мере, в какой они стали достоянием данного субъекта.”

Формами рационального познания (мышления человека) являются: понятие, суждение и умозаключение. Это наиболее широкие и общие формы мышления, которые лежат в основе всего  неисчислимого богатства знаний, которое накопило человечество.

Исходной формой рационального  познания является понятие. “Понятия - это воплощенные в словах продукты социально-исторического процесса познания, которые выделяют и фиксируют общие существенные свойства; отношения предметов и явлений, а благодаря этому одновременно суммируют важнейшие свойства о способах действия с данными группами предметов и явлений”. Понятие в своем логическом содержании воспроизводит диалектическую закономерность познания, диалектическую связь единичного, особенного и всеобщего. В понятиях могут фиксироваться существенные и несущественные признаки объектов, необходимые и случайные, качественные и количественные и т. п. Возникновение понятий — это важнейшая закономерность становления и развития человеческого мышления. Объективная возможность возникновения и существования понятий в нашем мышлении заключается в предметном характере окружающего нас мира, т. е. наличие в нем множества отдельных предметов, обладающих качественной определенностью. Образование понятия — это сложный диалектический процесс, включающий: сравнение (мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия между ними), обобщение (мысленное объединение однородных предметов на основе тех или иных общих признаков), абстрагирование (выделение в предмете одних признаков, наиболее существенных, и отвлечение от других, второстепенных, несущественных). Все эти логические приемы тесно связаны между собой в едином процессе образования понятия.

Понятия выражают не только предметы, но также их свойства и  отношения между ними. Такие понятия, как твердое и мягкое, большое  и маленькое, холодное и горячее  и т. п. выражают определенные свойства тел. Такие понятия, как движение и покой, скорость и сила и т. п. выражают взаимодействие предметов  и человека с другими телами и  процессами природы.

Особенно интенсивно возникновение  новых понятий происходит в сфере  науки в связи со стремительным  углублением и развитием научного познания. Открытия в объектах новых  сторон, свойств, связей, отношений  сразу же влекут за собой появление  новых научных понятий. Каждая наука  имеет свои понятия, образующие более  или менее стройную систему, именуемую  ее понятийным аппаратом. В понятийный аппарат физики, например, входят такие понятия, как “энергия”, “масса”, “заряд” и др. К понятийному аппарату химии относятся понятия “элемент”, “реакция”, “валентность” и др.

По степени общности понятия  могут быть разными — менее  общими, более общими, предельно  общими. Сами понятия подлежат обобщению. В научном познании функционируют  частнонаучные, общенаучные и всеобщие понятия (философские категории такие, как качество, количество, материя, бытие и т.п.).

В современной науке все  большую роль играют общенаучные понятия, которые возникают в точках соприкосновения (так сказать “на стыке”) различных наук. Зачастую это возникает при решении каких-то комплексных или глобальных проблем. Взаимодействие наук при решении такого рода научных проблем существенно ускоряется именно благодаря использованию общенаучных понятий. Большую роль в формировании таких понятий играет характерное для нашего времени взаимодействие естественных, технических и социальных наук, образующих основные сферы научного знания.

Более сложной по сравнению  с понятием формой мышления является суждение. Оно включает понятие, но не сводится к нему, а представляет собой качественно особую форму мышления, выполняющую свои, особые функции в мышлении. Это объясняется тем, что “всеобщее, особенное и единичное непосредственно в понятии не расчленены и даны как нечто целое. Их расчленение и соотношение дается в суждении”.

Объективной основой суждения служат связи и отношения между  предметами. Необходимость суждений (как и понятий) коренится в  практической деятельности людей. Взаимодействуя с природой в процессе труда, человек  стремится не только выделить те или  иные предметы среди других, но и  постигнуть их соотношения, чтобы успешно  воздействовать на них.

Связи и отношения между  предметами мысли носят самый  разнообразный характер. Они могут  быть между двумя отдельными предметами, между предметом и группой  предметов, между группами предметов  и т. п. Многообразие таких реальных связей и отношений находит свое отражение в многообразии суждений.

“Суждение — это та форма  мышления, посредством которой раскрывается наличие или отсутствие каких-либо связей и отношений между предметами (т. е. указывается на наличие или  отсутствие чего-либо у чего-то)”. Являясь  относительно законченной мыслью, отражающей вещи, явления объективного мира с  их свойствами и отношениями, суждение обладает определенной структурой. В  этой структуре понятие о предмете мысли называется субъектом и  обозначается латинской буквой S ( Subjectum — лежащий в основе). Понятие о свойствах и отношениях предмета мысли называется предикатом и обозначается латинской буквой Р (Predicatum — сказанное). Субъект и предикат вместе называются терминами суждения. При этом роль терминов в суждении далеко не одинакова. Субъект содержит уже известное знание, а предикат несет о нем новое знание. Например, наукой установлено, что железо обладает электропроводностью. Наличие этой связи между железом и отдельным его свойством делает возможным суждение: “железо (S) электропроводно (P)”.

Информация о работе Э. Фромм: "Бегство от свободы"