Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 19:19, реферат
Для того, чтобы разобраться с темой моего реферата, я должна, опираясь на точки зрения великих мыслителей, заглянуть в глубину колодца истории, ответить на вопрос: «Когда возник человеческий язык?». Также попытаюсь ответить на другие поставленные мною вопросы, вытекающие из названия данной работы: «Что представляет собой сущность языка?»; «Какие функции выполняет язык?»; «Что представляет собой язык в жизни общества?»
3.5 Функция общечеловеческого опыта.
Функция усвоения общечеловеческого опыта, что она представляет собой?
Как считает Леонтьев А.А., язык, с помощью мозга, может отдать, например, машине на время какие-то элементы своей деятельности, но сначала он должен обязательно уже сложиться, чтобы уметь задавать вопросы. А это невозможно, если он сам не пройдет пути познания накопленных человечеством истин.
По мнению Козловой М.С., человек может не отягощать свой мозг детальными выкладками, но он не может «забыть», не может «отдать», например, машине основные принципы мышления, основные достижения познания, как не может «забыть» правила логического мышления. Он тогда просто не будет человеком. Конечно, нельзя сказать, что все те, кто не знает арифметики, не люди, но общество, в котором забыты правила арифметики, не есть человеческое общество.
Мы коснулись вообще очень сложной проблемы. Каков тот минимум знаний, который должен иметь любой человек в нашем мире вспомогательных средств мышления? В последнее время на страницах газет и журналов широко обсуждаются проблемы обучения. И нередко раздаются негодования на то, что мы заставляем школьников и студенток выучивать наизусть, скажем, формулы, которые можно найти в любом математическом справочнике.
В этих недугах есть доля истины. Конечно, жаль, когда драгоценное время ученика тратится на заведомую зубрежку. Но где граница между лишним и необходимым. Ну хорошо, мы убрали из программы и бином Ньютона, и формулу объема усеченного конуса, и структурную формулу сахарозы, и, наконец, формулу зависимости массы и энергии Эйнштейна. Значительно облегчили обучение. И одновременно «добились» бы... полного отупения ума школьника. Конечно, если он будет в дальнейшем врачом, лингвистом, даже химиком и в его жизни вдруг да встретится необходимость узнать, что такое Е= мс2, то он просто-напросто снимет книгу со своей полки (или пошлет запрос в информационный центр, если дело будет происходить лет через сто). И потеряет не так уж много. Однако ему будет надолго, если не навсегда, закрыта творческая деятельность в области физики, астрономии и многих других наук, потому что творческая, научная работа всегда предполагает автоматизацию каких-то знаний, их скорее подсознательный, интуитивный, чем сознательный учет. Человек не может двигать вперед науку, если ему придется за каждой справкой лезть в справочник. Он не может двигать ее вперед и в том случае, если ему придется все знания носить с собой, в голове: тогда он будет «все» знать, но очень мало что сможет уметь .
3.6 Саморегуляция как функция «языка».
Значит человек не может и не должен знать «всё»?
Поэтому всегда должно оставаться равновесие, т. е. какие-то знания должны усваиваться человеком «по старинке»-—при помощи лекций, учебников, книг и откладываться в его мозгу как своего рода разменная монета.
Правда, можно попытаться механизировать сам процесс подачи знаний, пользуясь не учебниками, а «обучающими машинами». Пока такие попытки остаются на уровне игры в педагогику. И в конечном счете не «программированием» обучения, лишь управлением процессом усвоения можно обеспечить требуемый результат.
Точно так же не представляется возможным «отобрать» у человека функцию саморегуляции, присущую языку. Дело в том, что она обеспечивает существование человеческого сознания. Личность, говорит Л. С. Выготский, становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других; проще говоря, только использование языка — сначала к функции регулирования чужих действий, а затем в функции регулирования своих действий—формирует сознание человека .
3.7 Функция – орудия познания «языка».
Данную функцию рассмотрели: академик И. Артоболевский и доктор технических наук А. Кобринский. Они выразили свои мысли в парадоксальной, но очень интересной форме. Они пишут, что под «естественным полноценным живым существом» мы понимаем, в частности, такое существо, которое непрерывно растет и развивается, которое в годовалом возрасте плачет по непонятным причинам и пачкает пеленки; которое в возрасте от 3 до 5 лет задает то мудрые, то бессмысленные вопросы, которое в 15 лет получает в школе двойки и пятерки, начинает интересоваться стихами и иногда моет шею без специальных напоминаний; которое в 20 лет работает у станка, сдает .экзамены, кормит грудью ребенка; которое в 30 лет водит тракторы и проектирует спутники: которое на протяжении всей своей жизни обязательно связано тысячами и тысячами уз, с тысячами и тысячами других полноценных живых существ; которое в конце жизни умирает, потому что процесс умирания является пока одним из неизбежных жизненных процессов.
Мы согласны признать живым и полноценным такое искусственное существо, которое, будучи включенным в общество себе подобных естественных полноценных живых существ (опираясь на приведенную выше формулировку), на протяжении всей жизни от рождения до смерти сумеет существовать и действовать в соответствии с законами этого общества, на равных правах со всеми его членами работая, двигаясь, мысля и отдыхая так же, как в среднем работают, двигаются, мыслят и отдыхают другие...»
Из сказанного выше ясно видно, что функция языка как орудия связывает индивидуальный личностный разум с разумом «коллективным», общественным. Она-то и образует в первую очередь ту специфику языка, которая позволяет называть его общественным явлением, обеспечивает процесс формирования общественного сознания, общественно-исторического опыта за счет «индивидуального» сознания, «индивидуального» деятельности.
Глава 4. «Язык» и общество.
4.1 Место «языка» в жизни общества.
Язык же, будучи специфически общественным явлением, обслуживает всё общество в целом, а не один только класс, как часть классового общества. «Язык обслуживает общество, как средство общения людей, как средство обмена мыслями в обществе, как средство, дающее людям возможность понять друг друга и наладить совместную работу во всех сферах человеческом деятельности, как в области производства, так и в области экономических отношений, как в области политики, так и в области культуры, как в общественной жизни, так и в быту». (Мечковская Н.Б.) .
Если бы язык был классовым, то как бы мы могли понимать без всякого перевода язык представителен других классов? Только Н. Я. Марр мог прийти к такому выводу, что дворянскому классу русского народа более понятен язык грузинских дворян, чем язык русских крестьян. "Язык- служит средством общения людей, обслуживая все классы общества и даже все общественные формации, являясь продуктом ряда эпох, на протяжении которых он оформляется, обогащается, развивается, шлифуется. Язык создай не одним классом, а усилиями всех классов, усилиями сотен поколений, для удовлетворения всего общества в целом, иначе бы он не мог быть средством общения. Следовательно, как средство общения всего общества язык не может (не утрачивая характера языка) быть классовым. Ибо без единого для всего общества языка невозможно общение его членов, невозможен обмен мыслями.
А обмен мыслями является постоянном и жизненной необходимостью, так как без него невозможно наладить совместные действия людей в борьбе с силами природы, в борьбе за производство необходимых материальных благ, невозможно добиться успехов в производственной деятельности общества, значит, невозможно само существование общественного производства.
Если бы язык был классовым и каждый класс имел бы свой, особый язык, неизвестным и непонятый другим классам, то как бы мы, люди социалистического общества, понимали, например, наших великих русских писателей, посчитанных па традициях старой дворянской (классовой) культуры, дворян по происхождению, А.С. Пушкина, И. С. Тургенева, Л. II. Толстого и др.?
Конечно, деление людей на классы отразилось и в языке, но оно не сделало его, однако, классовым. Язык остаётся общенародным, единым для всего общества, -на какие бы классы народ ни делился. Он не перестаёт быть общенародным, несмотря на то, что отдельные социальные группы не являются безразличными к языку. Они используют язык в классовых интересах, навязывают ему свой особый лексикон, свои особые специфические слова и выражения, стараются обособиться в своём языке от других социальных групп.
Недаром русское дворянство стремилось использовать французский язык для общения в узком кругу, чтобы скрывать свои мысли от людей «низших классов». Тот, кто говорил на французском языке, считался человеком своего круга, а кто не мог говорить по-французски, или употреблять отдельные слова, тот был человеком несветским. Однако те отдельные слова и выражении, которые употреблялись в верхах дворянского общества и буржуазии, считать языком нельзя. Они составляют лишь ответвление от языка, жаргон или классовый диалект.
Почему?
Нельзя, во-первых, потому, что у этих диалектов и жаргонов нет своего грамматического строя , и основного словарного фонда,—они заимствуют их из национального языка. Нельзя, во-вторых, потому, что диалекты и жаргоны имеют узкую сферу обращения среди членов верхушки того пли иного класса и совершены не годятся, как средство общения людей, для общества в целом. Следовательно, то, что не существенно для всего общества в целом, а имеет значение лишь для верхушечных слоев общества или для узкой группы людей, что не имеет общественного значения, то нельзя считать элементами общенародного языка.
Из сказанного выше, следует то, что язык занимает одну из важнейших ступеней в жизни общества.
4.2 Язык и его роль в обществе.
Теперь выясним, какую роль играет язык в жизни общества, опираясь на взгляды Мечковской Н.Б. и Леонтьева А.А ?
«Язык есть важнейшее средство человеческою общения»,— так определяет язык В. И. Ленин, «...язык, будучи орудием общения, является вместе с тем орудием борьбы и развития общества», — говорит И. В. Сталин .
Маркс и Энгельс несколько десятилетий назад в своём определении языка и сознания указывали на их связь, нераздельность: „На „духе" с самого начала тяготеет проклятие „отягощения" его материей, которая выступает здесь в виде движущихся слоев воздуха, звуков, — словом, в виде языка. Язык так же древен, как и сознание; язык как раз и есть практическое, существующее и для других людей, н лишь тем самым существующее также и для меня самого действительное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной нужды в общении с другими людьми.
В этом определении языка указывается на неразрывную связь и единство языка и мышления, па сущность и природу языка, на причины возникновении языка и мышления, на субъективное и объективное в языке.
Первая мысль, зародившаяся у человека, оформилась, облекаясь в языковую оболочку. Думать без языка невозможно, а говорить можно только тогда, когда происходит процесс мышления. Язык и мышление состоят в нерасторжимой связи, и один без другого существовать не могут. «Оголённых мыслей, свободных от языкового материала, свободных от языковой природной материи — не существует».
Практика жизни с неопровержимой логикой доказывает, что язык не существует без мысли, а мысль с необходимостью воплощается в языковую природную „материю", так как язык есть непосредственная действительность мысли, и в обществе его производство, совместный труд, его прогресс осуществляется посредством языка как орудия развития и борьбы, ибо нет более действенного непосредственного и рационального способа обмениваться мыслями, чем язык.
Но, утверждая связь языка и мышления, мы должны твёрдо помнить о необходимости не понимать эту связь как тождество.
Для того чтобы как следует понять роль и значение языка для общества, необходимо установить, как протекают процессы мышления и его формы в органической связи с процессом речи при познании. Мы всегда должны исходить из того, что «ни мысль, ни язык не образуют сами по себе особого царства, они суть только проявления действительной жизни» . Как же происходит процесс познания?
Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи. Эта особым образом организованная материя и есть человеческий мозг, способный мыслить. Мышление — это процесс, в результате которого объективный мир отражается в сознании. На основе высказываний классиков марксизма мы можем представить, как происходит познание человека путём непосредственных восприятий и ощущений и путём опосредствованного логического словесного мышления.
Звуковая сторона слова — это материальный субстрат языка, его чувственная основа, его „природная материя". Слово и предложение, как основные единицы языка, физически воспроизводимы и воспринимаемы. Без этого язык не мог бы стать средством общения: говорящим не мог бы оформить и сформулировать свою мысль, а слушающий не мог бы без звуков воспринять смысл речи.
Конечно, мысли человека можно выразить и другими способами: посредством живописи, музыки, танца, жеста. Однако ни один из этих способов не стал таким всеобъемлющим способом, который мог бы передать мысль во всей её абстракции. Только звуковой язык, язык слов способен быть такой совершенной формой выражения и формирования мысли.
Посредством переноса значений язык обогащается новыми понятиями-словами при определённых условиях развития материальной и духовном культуры общества. Следовательно язык и его функции выполняет роль общения, познания, восприятия, развития мышления и т.д. Роль «языка» - очень важна как для Человека, так и для всего общества в целом.
Заключение.