Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 11:27, контрольная работа
Самое замечательное из известных нам событий космической истории после Большого взрыва - это зарождение сознания. Таким образом, вселенная осознала самое себя посредством человечества. Как сказал Блез Паскаль, человек - это «мыслящий тростник», который величественнее звёзд,- поскольку мы знаем их и себя, а они не знают ничего.
Перед взором человека предстаёт мир, разворачивается панорама бесчисленного множества предметов, их свойств, событий и процессов; люди пытаются разгадать тайны мироздания, объяснить причины своих переживаний, вызванных встречами с красотой или, наоборот, с безобразным, понять смысл своего существования, отыскать истоки своих мыслей и т.д.
Введение
3
1. Структура сознания. Самосознание. Феномен бессознательного.
6
2. Сознание индивидуальное и общественное, их суть и диалектика. Российское молодежное сознание начала XXI века.
12
Заключение
16
Список литературы
17
философия
Тема 17. Индивидуальное сознание и его свойства
Содержание
Введение |
3 |
1. Структура сознания. Самосознание. Феномен бессознательного. |
6 |
2. Сознание индивидуальное и общественное, их суть и диалектика. Российское молодежное сознание начала XXI века. |
12 |
Заключение |
16 |
Список литературы |
17 |
Введение
Самое замечательное из известных нам событий космической истории после Большого взрыва - это зарождение сознания. Таким образом, вселенная осознала самое себя посредством человечества. Как сказал Блез Паскаль, человек - это «мыслящий тростник», который величественнее звёзд,- поскольку мы знаем их и себя, а они не знают ничего.
Перед взором человека предстаёт мир, разворачивается панорама бесчисленного множества предметов, их свойств, событий и процессов; люди пытаются разгадать тайны мироздания, объяснить причины своих переживаний, вызванных встречами с красотой или, наоборот, с безобразным, понять смысл своего существования, отыскать истоки своих мыслей и т.д.
Сознание есть то неуничтожимое, вечное, вездесущее, что сопутствует человеческому усвоению мира, оно входит обязательной «добавкой» во всё, что мы воспринимаем как данность. И всё что дарит нам мир, все переживания, чувства и мысли проходят через нечто, называемое сознанием.
Чтобы войти в состояние сознания, недостаточно просто мыслить, просто переживать, чувствовать, воспринимать: необходимы какие-то дополнительные акты, с помощью которых я не просто мыслю, а «я мыслю, что я мыслю», я не просто переживаю, а «я переживаю, что я переживаю», я не просто что-то знаю, но «я знаю, что я знаю» и т.д.
Понятие «сознание» неоднозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном, тем самым подчёркивая его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.
В более узком и специальном значении под сознанием подразумевают не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму психического отражения действительности.
Как уже отмечалось, понятие психического значительно шире понятия сознания, которое обладает не поддающимся практическому учёту градациям уровней, начиная от высшей степени ясности, доходящей до удивительной силы прозорливости и глубины понимания сути вещей, и кончая полусознательным состоянием. Один учёный насчитал около двадцати ступеней сознания. Это число, видимо, можно удвоить или даже утроить.
Наша обычная деятельность - практическая и теоретическая - сознательна в отношении тех результатов, которые сначала существовали в замысле, намерении как цель. Но наши поступки могут сопровождаться и такими последствиями, которые не вытекают из сути самих действий и намерений.
Каждому ясно, что далеко не все последствия своих поступков мы осознаём. "Последствия как структура... имеющая своей душой цель поступка, суть его (принадлежат поступку), - но вместе с тем поступок в качестве положенной во внешнее бытие цели отдан во власть внешним силам, которые приводят с ним в связь нечто совершенно другое, чем то, что он есть сам по себе, и заставляют его катиться дальше, переходить в отдаленные, чуждые ему последствия".
Ни одно произвольное действие человека не бывает на всех этапах своего осуществления одинаково ясно осознанным. В поле сознания находится, прежде всего, цель. Бессознательное проявляется, когда человек не дает себе отчета в последствиях своих поступков. Он поступает по внутреннему побуждению, спонтанно. Слова, которыми человек характеризует это состояние, разные: необдуманно, неосознанно, интуитивно, по велению души или зову сердца, но все они выступают синонимами слова «бессознательное», хотя полной синонимичности здесь, конечно же, нет.
Понятие «бессознательное» можно толковать более или менее широко в зависимости от его соотнесённости с понятием «сознательное». Так, при обдумывании воспринимаемой ситуации человек имеет дело не только с тем, что ему является. У него в памяти возникают события прошлого, в чём-то схожие с наблюдаемыми, он сопоставляет их. Всплывающие в сознании факты, законы, оценки откуда-то приходят. В них есть какой-то порядок. Возникает вопрос: откуда всё это? Может быть, из бессознательного, а может быть, из глубин сознательного. Анализируя, приходим к пониманию объёмности сознания, наличию у него своих механизмов. В результате появляются все новые вопросы, ответы на которые касаются тайны человеческого бытия
1. Структура сознания. Самосознание. Феномен бессознательного.
Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.
В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание , то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это - знание. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.
Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные «бури», заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит и ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное искание истины.
Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства , представляющие собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.) , настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и аффекты(ярость, ужас, отчаяние и т. п.).
В силу определенного отношения к объекту познания знания получают различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое выражение в убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным ориентиром.
Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное выражение, так и чувства.
Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное сложно структурированное целое.
Самосознание - (само-со-знание) - противоположное осознанию внешнего мира (объекта) переживание единства и специфичности «Я» как автономной (отдельной) сущности, наделенной мыслями, чувствами, желаниями, способностью к действию. Включает в себя процессы самопознания (само-по-знания), самоидентификации, самоопределения. Внешне проявляется как система предъявляемых (явно и неявно) самооценок и оценок других, помещающаяся в основание задаваемой модели познавательных и социальных дистанций, позволяющих мне определять мое место в системе складывающихся вне меня связей и отношений как в теоретическом, так и практическом их срезе, а также вырабатывать механизмы самоутверждения меня в мире и самозащиты меня от мира, определяющие индивидуальные качества личности. Это вынесение себя и своего сознания вовне дополняется и фундируется обращением индивида на самого себя, направленностью сознания на самое себя, т.е. «вовнутрь». Самосознание есть осознание собственных ценностно-символических оснований, предельных смыслов, задающих меня, мои знания, мои возможности отношения с миром и с самим собой. В самосознании «Я» познает себя и свое сознание, оценивает свое знание, т.е. собственные условия-предпосылки, как бы наблюдая себя со стороны, выходя за собственные пределы, одновременно оставаясь в них (последнее верно только для западной традиции). Отделяя сущности от данностей с помощью мышления (в восточной традиции - отстраняясь от мира), «Я» в понимании простраивает субъективное отношение к предмету, другому и себе как рефлексирование, переинтерпретацию и реорганизацию смысловых структур своего бытия (в восточной традиции – «снимая» субъективное и иные привязки к внешнему миру, а тем самым и саму возможность «Я»). И в восточной и в западной версиях речь идет о самоочищении сознания (выявлении «чистого» сознания) в процессах познания и самопознания. Однако, это принципиально разные ориентации: Восток проговаривает необходимость элиминации мышления, возможности безобъектного («не вовлеченного») сознания, снятии самосознания (будь то в пассивном пути дао или активных практиках йоги или дзена). Запад принципиально настаивает на опосредовании процессов осознавания мышлением, интенциональности сознания (его направленности всегда «на», его необъяснимости из самого себя), его переводимости и постоянном переходе в самосознание. По сути, речь идет о двух различных установках: негативной (Восток) и позитивной (Запад). Позитивная установка предполагает переопределение позиций в смысловых полях, изменение смысловых границ и систем ценностей («видений» - неокантианство, «горизонтов»- феноменология, «перспектив»- символический интеракционизм, «ситуаций» - прагматизм и т.д.). Она предполагает реализацию «проекций», «объективаций», «означиваний», т.е. «привязку» к внешнему, удержание себя в мире, а также различение осознаваемых и неосознаваемых (бессознательное) мыслительных процессов (психоанализ, философия жизни и др.) и признание различных состояний - резче: множественность – «Я» (открытие разных типов рациональности и изобретение схем работы со многими знаниями). В конечном счете эти разные ориентации породили и разные техники работы с собой и своим сознанием - прежде всего медитацию (Восток) и оформляемую в мышлении и посредством мышления рефлексию (Запад). При этом рефлексия может быть рассмотрена как способ перехода от «неявного» в самосознание (бессознательного, латентного, личностного и т.д.) к явному, но не через работу с предметными содержаниями (смутными или, наоборот, самоочевидными), что есть проблема и задача когнитивных практик (стратегий), но через выявление субъективных отношений к неявному, т.е. через его проблематизацию и выявление лакун, не заполненных знанием и готовыми схемами действия, рационализированными в мышлении; или - другая сторона этого же - через вписывание себя в контексты ситуаций и действий. Рефлексия не имеет собственных содержаний, она есть своего рода остановка в мышлении, попытка увидеть себя в прошлом (в сделанном, прожитом) с поиском в нем опор для определения векторов движения и выявления его смыслов, через понимание не транслируемых в рационально оформляемых в мышлении схемах личностных контекстов. Таким образом, речь как раз и идет о проявлении своих самоидентификаций и самоопределений в прошедших жизненных и познавательных ситуациях, выявлении наличных знаний и способов (методов) работы с ним для определения через себя новых возникающих ситуаций (или, в данном случае, действительности). Коль скоро ситуация не видна из самой себя, она должна быть осмыслена в более широкой рамке. Такой предельной рамкой выступает трансцендированное вовне (само) сознание социума - его культура, задающая предельные границы возможных (улавливаемых) для любого «Я» смыслов и координаты для самоидентификаций и самоопределений - абсолютизируемые в культуре ценности и символы. Самосознание культуры, в свою очередь, наиболее адекватно схватывается (проявляется) в философской культуре.
Исследуя сознание, ученые пришли к выводу, что существуют скрытые факторы влияния на сознание, то есть бессознательное частности, идею бессознательного мотивации сознания разрабатывал австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939).
З. Фрейд считал, что на сознание действуют объективные относительно сознания факторы, которые отсутствуют в опыте самого сознания, он называл бессознательного. К этим факторам относятся психологические и биологические потребности, которые вызывают неосознанные переживания. Об этом Фрейд образно говорил, что «Я» не «является хозяином в собственном доме», и сознание человека вынуждено «довольствоваться скудными сведениями о том, что происходит в его душевной жизни бессознательного.
Сущность взглядов Фрейда сводится к следующим положениям. В человеке скрыта великая сила – «бессознательное», или, как он его назвал, «Оно». Этой силой управляет, в частности, такой инстинкт, как либидо (лат, libido - стремление, желание, страсть) - гипотетическая психическая энергия сексуальных стремлений. Сила и содержание бессознательного проявляется в снах.
Кроме «Оно» в человеческом духовном опыте присутствует «Сверх-Я». Это - общественные нормы и социальные установки, традиции, идеалы, совесть, ценностные представления и т.д., которые доминируют в культуре. «Сверх-Я» формирует систему социальных фильтров. То, что не пропускается через фильтры «Сверх-Я», загоняется в бессознательное, «вытесняется» из сознания («Я») и вызывает затем к серьезным психическим расстройствам. Культура, развитие цивилизации предусматривают бесконечную работу отлучения людей от инстинктов. Но, когда культуру чрезмерно задавливают инстинкты, они вырываются наружу, как джин из бутылки, и уничтожают.
Фрейд изучал бессознательное с целью понять причины душевных расстройств людей, психических заболеваний. По его мнению, врач-психотерапевт обязан помочь больному осознать бессознательное, действующего за его в спиной, и тем самым расширить сферу свободы человека, избавить его от власти «Оно».
«Оно», по Фрейду, с развитием цивилизации вытесняется, но не исчезает. Избыточное давление «Сверх-Я» как бы провоцирует рост силы «Оно». Вытесненные бессознательного инстинкты - это пороховая бочка, готовая ухнуть внезапно в виде психических срывов или социального бунта Итак, человек оказывается заложником сил, не поддающихся его "Я". Отсюда и стремление Фрейда найти разумный баланс «Сверх-Я» и «Оно» и тем самым предоставить возможность «Я» свободно и разумно проявить себя, быть жизнеспособным. Пока человек живет в обществе, ему не избавиться от влияния «Сверх-Я». Вместе с тем, пока он жив и в живых его тело, человек не может полностью лишиться силы инстинктов. Поэтому надо осмыслить существование этих сил, их влияние и установить между ними какой-то компромисс. Только в этом случае расширяется пространство человеческой свободы, а следовательно, и пространство сознания.