Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 19:53, контрольная работа
Познание предполагает раздвоенность мира на объект и субъект. Какие бы вопросы ни решал человек в своей жизни, теоретические или практические, материальные или духовные, личные или общественные, он обязан всегда считаться с реальностью, с данными ему объективными обстоятельствами и законами. Правда, он может и не считаться с ними, но этим он обеспечивает себе рано или поздно жизненную неудачу.
1.Природа и сущность познавательного отношения и его уровни.
2.Проблема истины в философии и науке. Критерии истинного знания.
3.Многообразие форм познания. Соотношение знания и веры.
Литература
Итак,
рассмотрением проблем теории познания
мы завершили изложение содержания
тех вопросов, которые составляют,
будучи вместе взятые, основы общей
философии и включают в себя учение
о бытии, категориальный строй философского
разума и теорию познания. Теперь мы переходим
к проблемам философской антропологии,
т.е. учению о человеке и его бытии в мире,
прежде всего о духовном мире человека.
3.
В рамках ставшего традиционным сопоставления чувственного и рационального познания, как правило, исследуются их формы (ступени). Чувственное познание протекает в формах ощущения, восприятия и представления. В качестве ступеней рационального познания называют понятие, суждение и умозаключение. Оценивая эту традицию, необходимо обратить внимание на современные представления о том, что, по меньшей мере, часть ощущений формируется под влиянием лингво-понятийной структуры сознания. В этих условиях противопоставление чувственного и рационального познания, а также описание процесса познания как перехода от живого созерцания (чувственного познания) к абстрактному мышлению (рациональному познанию) выглядит чрезмерным упрощением картины познавательного процесса. Представляется более корректным рассматривать чувственное и рациональное как познавательные способности человека, а не как самостоятельные способы познания.
Знание человека первоначально существует в виде определенных образов сознания. Но эти образы неодинаковы по характеру своего формирования и по способам движения, имеет свою специфику. И, следовательно, возникает вопрос о том, как складывается структура знания.
Исторически и логически первой ступенью познавательного процесса является чувственное познание. Оно непосредственно включено в материально-чувственную деятельность людей и связано непосредственными контактами человека с внешним миром.
Самой простой, элементарной формой чувственного познания является ощущение. Ощущение возникает в мозгу человека в результате воздействия на органы чувств каких-либо объектов. Материальное воздействие той или иной вещи, порождая материальную реакцию организма, одновременно преобразуется в новое, не свойственное самому предмету качество – его субъективный образ. Таким образом, ощущение является субъективным идеальным образом предмета, поскольку отражает, преломляет воздействие предмета через призму человеческого сознания. Именно через ощущение человек ощущает всю первичную информацию об объективном мире.
Ощущение – это чувственный образ отдельных сторон, процессов, явлений объективного мира. В силу активной деятельности человеческого сознания образы ощущения, поступая в человеческий мозг, подвергаются активной обработке и превращаются в образы восприятия.
Восприятие – это целостный чувственный образ предметов, процессов данных посредствам наблюдения. Восприятие зарождается и существует в сознании как форма активного синтеза разнообразных проявлений предметов и процессов, которая неразрывно связана с другими актами познавательной деятельности. Именно процесс восприятия носит активный и творческий характер.
Целостные чувственные образы восприятия в результате интенсивного взаимодействия человека с окружающей средой накапливается в его сознании. Накопление и сохранение этих образов в сознании человека осуществляется через память. Не случайно философы и психологи называют память «кладовой образов». Благодаря памяти мы можем удерживать и воспроизводить целостный образ даже тогда, когда он нам непосредственно не дан. В этом случае функционирует более сложная форма чувственного познания – представление. Представление – это опосредованный целостный чувственный образ действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти.
Ощущения, восприятия и представления в абстракции можно рассматривать как последовательные этапы формирования образов чувственного отражения действительности. Но в реальном процессе познания они действуют взаимосвязано, воздействуя друг на друга и испытывая воздействия рациональных форм познания, логического мышления.
Рациональное познание, логическое мышление рассматривается в диалектическом материализме как второй более высокий уровень познания. Мышление – это активный процесс познавательной деятельности сознания. Оно действует на том уровне, где нет непосредственного контакта с объективной действительностью. Мышление опирается на результаты чувственного познания и дает обобщенное знание. Сторонники диалектического материализма дают такое определение мышления. Мышление – это целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение в сознании человека существенных свойств и отношений действительности.
Мышление осуществляется в трех основных формах: понятия, суждения и умозаключения. Понятие – это форма мысли, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи и отношения действительности. Понятие и представление сближает то, что их содержание носит обобщенный и опосредованный характер. Но между ними имеются и различия. Представление дает наглядный образ действительности. Содержание понятия лишено наглядности. В представлении отражены общие признаки объектов, в понятии же уровень обобщения доведен до выделения существенного.
Понятия возникают и существуют в сознании человека в определенной связи, в виде суждений. Мыслить о чем-то понятиями – это, значит, судить о нем, выявлять его определенные связи и отношения. Суждение – это такая форма мысли, в которой посредством связи утверждается (или отрицается) что-либо – о чем-либо.
К
тому или иному суждению человек
может прийти путем непосредственного
наблюдения какого-либо факта или
опосредованно с помощью
Диалектический материализм, выделяя чувственное и рациональное как две ступени познания, не противопоставляя, их друг другу. Его представители утверждают, что эти ступени находятся в постоянном взаимодействии, образуя неразрывное единство познавательного процесса. Рациональные формы познания невозможны без форм чувственного познания. Отсюда они черпают исходный материал. В свою очередь, на уровне человеческого сознания чувственное познание находится под воздействием рационального познания. Ощущения, восприятия, представления человека несут в себе характеристики всей духовно-интеллектуальной деятельности сознания.
Традиция противопоставления чувственного и рационального познания базируется на принципиальной разнице между ощущением и понятием, которую обнаружили уже античные философы. Ощущения принадлежат только конкретному субъекту и относятся лишь к отдельным свойствам объектов, они изменчивы и переходящими. В то же время понятия являются общими для ряда субъектов, в них зафиксированы общие свойства предметов, в силу чего они более устойчивы и даже кажутся неизменными, поскольку заметить изменения понятий можно, лишь применяя принцип историзма и рассматривая большие промежутки времени. Резкое противопоставление чувственного и рационального привело к вопросу о том, какой из двух видов познания является достоверным. В законченном виде дилемма чувственного и рационального познания выразилась в противопоставлении сенсуализма и рационализма Нового времени. Сенсуалисты считали, что все знание производится на основе ощущений, поэтому чувственное познание является достоверным.1 Рационалисты не отрицали роль ощущений в познании, но вместе с тем полагали, что именно разум придает знанию характер всеобщности и необходимости. Поскольку разум производит знание, а не мнение, рациональное, а не чувственное познание является достоверным. Основываясь на сенсуалистическом представлении о том, что все знание происходит из ощущений, скептики делают вывод о непознаваемости мира. Относительность чувственного знания, его принадлежность конкретному субъекту свидетельствует, с точки зрения скептицизма, о недостоверности любого познания, об отсутствии или недоступности истины как таковой.
Одной
из основных проблем, возникших в
философии в связи с
Современные
разработки проблемы чувственного и
рационального рассматривают
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Все люди от природы стремятся к знанию» – так начинает Аристотель свой знаменитый труд, получивший название «Метафизика». Но каковы цели познания? Отвечая на этот вопрос, философия выработала теоретическую альтернативу. Многие философы склоняются к прагматической, в широком смысле слова, позиции: знание полезно человеку, оно помогает ему жить, и конечный смысл познания заключен в его практической реализации. Несмотря на очевидную убедительность этой позиции, не менее многочисленную группу составляют философы, полагающие, что практика, безусловно, стимулирует познание, но не является его подлинной целью, знание ценно само по себе, независимо от того, приносит ли оно практическую пользу человеку.
Самый мощный импульс к развитию прагматическая позиция получила в Новое время, в тот период, наука начинает в полной мере демонстрировать свою выдающуюся роль в материально-технической сфере. Известный лозунг той эпохи «знание – сила» выражает оптимистическую веру в науку, способную подчинить себе природу и общество и тем самым изменит жизнь человека к лучшему. В значительной степени современное прагматическое отношение к знанию является результатом развития новоевропейской традиции. Об этом свидетельствует и сегодняшний пиетет по отношению к науке, и несколько презрительное отношение к бесполезным формам знания.
Позиция,
альтернативная прагматической, базируется
на эстетическом отношении к действительности,
если под эстетическим понимать то,
что прямо не связано с целью
практического использования. Одной
из форм эстетического отношения к знанию
выступает античная традиция. Созерцательный
образ жизни древних философов основывается
на том, что бесполезные теоретические
размышления ценились выше чувственных
удовольствий. Научные знания рассматривались
как высшее наслаждение, независимо от
возможностей практического применения
знания. В настоящее время, когда оптимистическая
вера в научный разум становится менее
безоговорочной, традиция эстетического,
созерцательного отношения к знанию выражается
в реабилитации вненаучных форм познания,
например мифологии и религии. В этих условиях
и сама философия, являясь формой бесполезного
знания, приобретает шанс на выживание.
Соотношение знания и веры
Сначала
уточним, что понимается под верой.
По Канту, существуют три вида веры. Прагматическая
вера человека в свою правоту в том или
ином единичном случае; цена такой вере
— «один дукат»[14]. Вера в общие положения
— доктринальная. Например, вера в то,
что на всех планетах Солнечной системы
нет жизни. Эта вера содержит в себе все
же что-то нетвердое. Она может быть доступна
опровержению. Наконец, есть моральная
вера, где вопрос об истинности суждений
не встает вовсе. «Эту веру ничто не может
поколебать, так как были бы ниспровергнуты
сами мои нравственные принципы, от которых
я не могу отказаться, не став в собственных
глазах достойным презрения»[15]. Верить
в Бога, по Канту, означает не размышлять
о его бытии, а просто быть добрым. Учитывая,
что Кант отождествлял мораль с религией
(«нравственный закон внутри нас»), мы
должны понимать расширительно третий
вид веры — как религиозную веру вообще.
Только она из всех видов веры имеет ценность
для теории познания. (Не стоит и говорить,
что вера «на один дукат», как и доктринальная
уверенность ученого филистера, ценности
и для самого знания, и для теории знания
не представляют. Они не выдерживают диалектики
и обречены на разрушение.) Вдумаемся в
мысль Канта. Истинность религиозного
знания основана не на внешнем критерии.
Она имеет онтологическое основание в
самом существовании человека. Хотя Кант
формулирует это в психологических понятиях
(«не могу отказаться, не став в собственных
глазах достойным презрения»), эта мысль
глубже и нуждается в очистке от психологизма.
Религиозная вера — это внутренне присущая
человеку связь с сущей Истиной (от лат.
religare — связывать), которая конституирует
собственное Я; при разрушении этой связи
с абсолютным Я гибнет.