Философская антропология М.Шелера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2010 в 16:26, Не определен

Описание работы

Введение
1.История формирования философской антропологии
2.Понятие философской антропологии
3.Основные положения философской антропологии М. Шелера
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 41.85 Кб (Скачать файл)

       Предпринятый  краткий историко-философский экскурс  в проблему человека показывает, что  человек и уникален, и универсален. Он обладает способностью к мышлению, возвышенной духовной деятельности, но и способен проявлять низменные  инстинкты, грубые поступки. С одной  стороны, человек существо телесное, биологическое, с другой – духовное. Человек – существо индивидуальное по-особому реагирующее на мир, окружающую действительность, но в то же время, он – существо социальное, возникающее, развивающееся, становящееся человеком  только в обществе. Человек многообразен и вопрос постижения его сути остается актуальным.

       Это обстоятельство послужило тому, что  в начале ХХ века возникает новая  самостоятельная область знаний – философская антропология, перед  которой встала задача – на основе имеющихся философских представлений  и данных частных наук воссоздать целостное представление о человеке. 

  1. Понятие философской антропологии

       Как уже говорилось выше, в XX веке нарастание значимости человеческой проблематики в философской культуре получает своеобразное структурно-теоретическое воплощение и завершение. Оно выражается в становлении философской антропологии, которая берет начало в творчестве немецкого философа Макса Шелера и развивается дальше Г. Плеснером, А. Геленом и другими исследователями.

       Философская антропология это раздел философии, в котором изучается человек как особый род сущего, осмысливаются проблемы человеческого существования, выявляется его место и возможности деятельности в мире. Хотя философская антропология в качестве самостоятельного раздела сформировалась только в 18 веке, проблема человека всегда находилась в центре философского осмысления мира. Причем философская антропология в первую очередь акцентирует свое внимание на изучении человека и человечества как целого, как рода, в отличие, например, от культурной антропологии, занимающейся изучением образа жизни и сознания людей конкретных культур. Но философская антропология может включать в себя и изучение человека как индивидуальности, как содержание личностно-человеческого существования или экзистенции. При этом на протяжении истории своего развития философия не только фиксировала создаваемый ей образ человека и его проблемы, но и вырабатывала идеал человека будущего, заявляя в той или иной мере, о своей особой роли в осуществлении этого процесса, в частности, при формировании понятий о сущности человека, выработке концепций антропосоциогенеза, в развитии творческих способностей человека и их реализации, а также находя свое проявление в системе гуманистических принципов и нравственной жизни человека.

       Следовательно, мировоззренческой установкой и стержнем всех изысканий философской антропологии является человек и только человек. В этом смысле философская антропология может быть названа антропоцентристским философским учением, поскольку человек в ней- центральная ось, вокруг которой оформляются и все другие проблемы бытия в мире.

       Антропоцентризм философской антропологии не только в том, что человек находится  в центре изучения философии, но и  в том, что практически для  всех ее школ он является центром мира. Такой подход берет начало от известного принципа античной философии Протагора: "человек есть мера всех вещей". Антропоцентризм философской антропологии вытекает и из христианской идеологии- одной из основ европейской культуры. Именно христианство представляло человеко-центристскую идею земной жизни, утверждая, что человек- венец творения, что Бог, как творец, прежде чем создать человека первоначально обустроил всю Землю как специальную обитель для него.

       В этом отношении интересно сравнить философскую антропологию, сформировавшуюся на основе менталитета человека христианской культуры, с восточными школами философии. Характерно, что в восточной философии  человек никогда не является центром  мира, ибо он рассматривается ею как часть, элемент природы, один из многих Уровней мироздания. В  восточной философской традиции нет антропоцентризма, и нет собственной  философской адтропологии. В этой философии человек как бы естественным образом включен в мир, в ритмы  природы. Сама же природа совершенна и человек должен не противостоять, а следовать ей. Такой пиетет к природе в исламе, например, выражается положением о том, что природа иеподвластна человеку.

       Таким образом, для европейской философской  антропологии (и в этом ее основное отличие от других направлении философской  мысли) центральным, синтезирующим  всю ее философскую проблематику, выступает, ставившийся многими философами, вопрос о том. что такое человек. Философская антропология есть учение о человеке с точки зрения самого бытия человека. Размышления о человеке и его бытии захватывают самый широкий круг проблем, спектр которых оказывается практически неисчерпаемым Вот почему, наверное, можно говорить об антропологизме, т е собственно философской антропологии в узком смысле — как особом направлении исследовании. целенаправленно изучающим проблему сущности человека и структуру этой сущности, и в широком смысле — как всей системе философских взглядов, которая не может не включать в себя, в том числе, и учение о человеке и его бытии в природе и обществе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Основные  положения философской  антропологии М. Шелера

       Одним из родоначальников современной  философской антропологии был известный  немецкий мыслитель Макс Шелер (1874—1928) В ряде своих работ он констатирует кризисность развития современной ему западно-европейской культуры и пытается найти и показать выход из этого состояния кризиса.

       Кризис  общества, социальные противоречия и  другие коллизии для М. Шелера - проявление кризиса человека, его личности М. Шелер пишет, что человек никогда не был столь "проблематичным" как в XX веке. Основную причину такого положения человека он видит в существующем разграничении его изучения разными, малосвязанными друг с другом, направлениями антропологической мысли: теологическом, философском, естественно-научном. Так, теологическая антропология дает представление о человеке всецело в свете иудейско-христианских традиций.

       Философская разновидность антропологии максимально  сконцентрирована на представлении  о самосознании человека, а естественно-научная  антропология (все отрасли естествознания и генетическая психология) дают лишь представление о человеке как  достаточно позднем итоге развития Земли, как существе, отличающемся от предшествующих ему форм в животном мире только степенью сложности соединения энергий и способностей, которые  уже встречаются в низшей, по сравнению  с человеческой, природе.

       Такое "растаскивание" проблемы человека при ее изучении по различным отраслям антропологической науки, абсолютизация  каких-то отдельных ее выводов не приемлемы для М. Шелера. Он упрекает европейскую философию в том, что она забыла о синтезирующем  для всего философского знания вопросе  И. Канта: "Что такое человек?". Отсутствие синтезирующего учения о человеке, по М. Шелеру, определяет неустойчивость человеческого бытия. И в этой связи он считал необходимым создание такой научной системы человекознания - философской антропологии, которая могла бы соединить конкретное изучение различных сфер бытия человека с целостным философским его постижением.

       Основные  идеи философской антропологии Шелера были сформулированы им в работах  зрелого периода: «Положение человека в космосе» и «Человек и история». М. Шелер определял философскую антропологию как “науку о сущности человека, о его отношении как к царствам природы (неорганическому, растительному и животному), так и к основе всех вещей: это наука о метафизическом сущностном происхождении человека, о его физическом, психическом и духовном началах в мире, о тех силах и потенциях, которые им движут и которые он приводит в движение: это наука об основных направлениях и законах его биологического, психического, духовно-исторического и социального развития, а также их сущностных возможностях, и их реальностях. Психофизическая проблема души и тела и поэтически-витальная проблема также включаются в нее. Только такая антропология могла бы воссоздать философские основы для всех наук, имеющих дело с предметом "человек" - естественных, медицинских, предысторических, этнологических, исторических и социальных, а также для нормальной психологии, психологии развития, характерологии и установить определенные и прочие цели их исследования”1.

       Задача  философской антропологии, полагает М. Шелер, показать как из структуры  человеческого бытия вытекают все  свершения и дела человека: язык, совесть, государство, наука, мифы, идеи и многое другое, характеризующее  человека.

       Показывая связь этой своей концепции философской  антропологии с прошлыми учениями, М. Шелер говорит о том, что  многие мыслители прошлого, как, например, Б Паскаль, отводили человеку определенное место в космосе (универсуме), ориентировали  свои исследования на постижение его  сущности и существования. Форма, в  которой ставились тогда антропологические вопросы - случаен ли человек, есть ли он существо, устремленное на себя или устремленное на Бога, как и из чего произошел человек, чем он отличается от Бога и от всех промежуточных образований, (ангела, героя, демона, призрака), стоящих между ним и Богом, — исторически преходяща, но сущность их одна: человек есть существо столь обширное и разнообразное, имеет столь много сторон, что поэтому неудивительно, что все его определения малоудачны и выглядят малоподходящими. Объективно обусловленный и постоянно растущий интерес к общественной жизни, к человеку, заключающему в себе тайну мира, был неизбежным, он свидетельствовал о возрастающем антропологическом интересе. Собственно этот интерес, как считал М. Шелер, и сделал возможным формирование философской антропологии, способной быть мировоззренческой основой для всего знания о человеке и обществе.

       Человек, по мнению Шелера, - живое существо, бесчисленные черты сближают и роднят его с животными, и близость эта  столь велика, что тысячелетиями  человек ищет все новые формулы, чтобы отличить себя от животного. Один из сильнейших стимулов антропологии - стремление к такому различению. Животное может избегать человека, но оно  не различает при этом себя и нас. Человек же - такое создание, которое  неустанно проводит границы, отделяет себя от природы вне и внутри себя; это обездоленное животное, не управляемое  уже надежными инстинктами, обреченное отстранять себя: оно не существует просто так, неустанно ищет потерянные тропы и нуждается в определениях себя.

       Характеризуя  вклад М. Шелера в создание и осмысление философской антропологии, обратим внимание на два важнейших положения его учения:

       Во-первых, для М. Шелера первичным в системе "человек—общество" является человек  как некий центр, в котором  пересекаются его различные связи  с миром. Он пытается найти и определить сущность этого центра - персонального бытия человека, понять единичность (уникальность), самоопределяемость (свободу) и саморегуляцию (целостность) человека как центра мира. При этом подлинным персональным бытием личности, где имеет место и единичность, и самоопределяемость, и саморегуляция, с его точки зрения, выступает любовь (любящее бытие).

       Во-вторых, антагонизм личности и общества, равно  как и саморазорванность личности определяют шелеровское представление  о человеке как существе, в котором  пересекаются две его сферы (атрибута). Этими двумя атрибутами, составляющими  сущность человека, являются: "порыв" - некое витальное ядро (это влечения, аффекты человека, т. е. все, что несет собой природное, органическое в жизни) и "дух", как единство того, что именуют разумом и переживаниями (это доброта, любовь, раскаяние, почитание - все то, что есть свобода, отрешенность от принуждения. давления от органической жизни).

       М. Шелер считал, что качество, которое  делает человека человеком, находится  вне жизни в широком смысле этого слова. По мнению М. Шелера, - это дух. Дух противостоит всему, ибо дух сверхприроден, он происходит от Бога. Иначе говоря, человек у М. Шелера - это духовно” существо, связанное с Богом.

       Фиксируя  сущность человека с помощью двух его атрибутов: порыва и духа в  их бесконечной форме, философская  антропология М. Шелера преодолевает конечность эмпирических определений человека. "Дух", как то, что делает человека человеком наслаивается на иррациональный стержень — "порыв", как проявление "все - жизни". М. Шелер говорит о давлении "порыва", росте жизненных инстинктов, бунте страсти, а следовательно, о вытеснении "духа" так называемой "все - жизнью". Именно поэтому, личность - это конкретное единство, пересечение ценностей. При этом иерархия ценностей концентрируется в каждой личности, но исходит от Бога. Основную особенность человека М. Шелер видит в его устремленности к Богу, поэтому наиболее совершенной личностью, по М. Шелеру, является святой.

       М. Шелер признает, что все ценности (религиозные, философские, эстетические, научные и т. п.) даны человеку постольку, поскольку он находится в обществе. Однако способ их восприятия человеком  М. Шелер никогда не объясняет  социологически - воздействием общества. Он полагает, что эти ценности "наслаиваются" на извечное антропологическое ядро индивида, первичное по отношению к его социальности.

       М. Шелер критикует западно-европейское  общество за то, что моральные, философские, да во многом и религиозные ценности, отодвигаются людьми на задний план И  рекомендует придать им то значение, которое они некогда имели. В  этом, по мнению М. Шелера, выход из кризисной  ситуации, в которой оказалось  общество.

Информация о работе Философская антропология М.Шелера