Философия, ее предмет и роль в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 13:54, реферат

Описание работы

Философия пришла на смену мифам, формируясь на основе мифологии и религии первобытного общества. Если мифология и религия есть эмоционально-фантастическое отображение природной и социальной действительности и основаны на вере, то философия – это прежде всего рациональное объяснение окружающего мира, основанное на разуме. Длительный период времени она имела вид натурфилософии, философского учения о природе в целом, так что знания древних имели синкретический, нерасчлененный характер.

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

 

Предмет философии

   Философия пришла на смену мифам, формируясь на основе мифологии и религии первобытного общества. Если мифология и религия есть эмоционально-фантастическое отображение природной и социальной действительности и основаны на вере, то философия – это прежде всего рациональное объяснение окружающего мира, основанное на разуме. Длительный период времени она имела вид натурфилософии, философского учения о природе в целом, так что знания древних имели синкретический, нерасчлененный характер.

  По мере развития общества происходило размежевание знаний на отдельные отрасли. Зарождались география, медицина, астрономия, геометрия и другие науки, имеющие, как правило, непосредственно практическое применение. В дальнейшем произошла дифференциация и в самой философии, а ее предмет все более уточнялся. Сегодня диалектико-материалистическая философия в широком смысле представляет собой и науку о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления и познания, и особую форму общественного сознания, систему философских дисциплин, способствующих формированию духовных ценностей человека. Поэтому приходится выступать как против голого сциентизма, который сводит философию к науке и явно преувеличивает роль науки в жизни общества, так и против антисциентизма, сторонники которого склонны полностью отказывать философии в научности, ограничивают ее учением о человеке, философской антропологией.

  

  В чём же своеобразие философии?

   Во-первых, она обладает всеобщностью и абстрактностью. Правда, математика тоже абстрактна и в связи с этим претендует на определенную универсальность. Однако математика не обычная наука, а особый, формальный и потому вспомогательный способ описания действительности.

   Во-вторых, ей присуще особая рефлексивность. Она рефлексирует саму духовную, прежде всего познавательную, деятельность, исследует и показывает, как изучаются процессы реальной действительности, являемся результатом самосознания науки, ее предельным основанием.

   В-третьих, она обладает мощной ценностной компонентой. Это означает, что философия, будучи рефлексией над всей культурой, имеет весьма значительный аксиологический аспект, представляет собой такое сложное духовное образование, которое призвано утверждать гуманистические идеалы, веру в Истину, Добро и Справедливость, формировать в обществе здоровый нравственный климат, имеющие приоритетное значение общечеловеческие императивы, ценностные ориентации, обеспечивающие правильный подход к решению всех практических и теоретических проблем. (Ценностный аспект присущ, конечно, и естественно-техническим наукам, поскольку их только методически можно отделить от философии, от всей духовной культуры.) На многие смысложизненные вопросы ответ дает именно философия: что представляет собой окружающий мир; каковы место и роль в нем человека; в чем заключается смысл и цель жизни; существуют ли независящие от человека законы развития природы и общества; способен ли человек познать и использовать их в своей деятельности; каковы отношения между людьми, обществом и природой, свободой и ответственностью, добром и злом, истиной и заблуждением; что ожидает нас в будущем? Эти и подобные им вопросы, неизменно встающие перед каждым человеком, перед обществом в целом, и составляют главное содержание философии. Таким образом, гуманизм, человеческое измерение философии являются изначальными в ней.

 

   Структура философского знания.

   Ядро философии составляет теория диалектики — наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, система основных принципов, законов и категорий, или — как вслед за Гегелем мы ее называем — Логика с большой буквы.

   Понятия теории диалектики имеют универсальный, всеобщий характер, и потому используются во всех без исключения науках, во всех сферах духовной культуры. Исходной парой категорий теории являются «материя» и «сознание», которые в отличие от других категорий диалектики не имеют сквозного характера, тогда как последние проявляются как в области материального, так и в сфере духовного, идеального, в сознании.

   Особое место в философии занимает эпистемология (теория научного познания) — наука о том, как человек познает окружающий мир и самого себя. Теория познания располагает своим набором категорий (познание и практика, эмпирическое, и теоретическое, чувственное и логическое, абстрактное и конкретное и т. п.), которые характеризуют познавательную деятельность людей и потому оказываются тоже общенаучными. Исходными в теории познания являются понятия «познание» и «практика».

   В структуру философии входит социология. Это наука о закономерностях и движущих силах развития общества. Она располагает своими категориями, среди которых важнейшими являются понятия общественного бытия и общественного сознания, производительных сил и производственных отношений, базиса и надстройки и т. п.

   Из социологии, которую часто называют социальной философией (включая в нее философию истории и прикладную социологию), уже давно выделились такие дисциплины, как этика, эстетика, теория религии и атеизма (а позже и политология), которые являются относительно самостоятельными науками. Все они обладают своими, специальными категориями. Этика, например, оперирует понятиями добра и зла, эстетика — красоты, трагического, комического.

   Философские категории, таким образом, образуют как бы три уровня. Первый уровень составляют категории теории диалектики, имеющие универсальный характер. Затем следуют социологические понятия и, наконец, третий уровень — категории «частных» философских наук, характеризующих отдельные области социальной действительности. Категории всех трех уровней находятся в состоянии координации и сложной субординации. Этика, например, использует не только универсальные понятия диалектики и более общей по сравнению с ней общесоциологической теории, но и, естественно, свои собственные категории. В силу неразрывного единства духовной культуры она пользуется также многими другими понятиями.

   Таким образом, философия суть сложное, неоднородное, гетерогенное образование, в котором можно выделить ряд относительно самостоятельных дисциплин, обладающих своей спецификой.

   Возникает вопрос, почему же не являются философскими науками психология, логика, философские вопросы естествознания и техники.

   Дело в том, что формальная логика и психология отделились от философии еще в прошлом веке, хотя, конечно, знакомство с ними в курсе философии необходимо, тем более, что в средней школе в качестве самостоятельных дисциплин они теперь не преподаются. (С введением в 1985 г. курса основ информатики и вычислительной техники этот пробел в какой-то степени восполняется.)

   Что касается философских вопросов естествознания и техники, то они не имеют статуса самостоятельной философской науки и преподаются по традиции в качестве отдельной учебной дисциплины.

   Kypc философии содержит также историко-философский раздел, поскольку без изучения истории философии трудно овладеть должной философской культурой, хотя история и содержится в теории в снятом виде.

   Такова в общих чертах структура философии как особой формы общественного сознания, особого рода духовной деятельности и специфической науки. Характерно, что через этику, эстетику, основы теории религии и атеизма, политологию философия органически связана с такими формами общественного сознания, как моральное, художественное, религиозное, политическое. Она тесно связана с правовым сознанием, а также с наукой.

   Итак, философия обладает особым статусом. При этом категории даже отдельных, «частных» философских наук имеют мировоззренческое значение, поэтому она являет собой целостное духовное образование, занимая ведущее место в системе культуры.

   Дальнейшая гуманизация (и гуманитаризация) марксистской философии — главная линия ее перестройки, преодоления в ней схоластического теоретизирования, излишней идеологизации, технократизма и догматизма, разрыва между словом и делом, имевших широкое распространение в прошлом. Называя философию марксистской, мы подчеркиваем то обстоятельство, что именно Маркс внес наибольший вклад в становление диалектико-материалистичеркой теории.) Обновляемая диалектико-материалистическая философия является философией подлинного гуманизма и исторического оптимизма; она способствует формированию активной жизненной позиции.

   Центральной проблемой философии является проблема человека. И если основным вопросом всякого мировоззрения выступает вопрос об отношении человека к миру, то основным вопросом философии соответственно — неразрывно связанный с ним вопрос об отношении сознания к материи.

 

Основной  вопрос философии 

   Если для начала задуматься, что является основным вопросом какой-либо конкретной науки, допустим, биологии? Сформулировать его в первом приближении не трудно. Это – вопрос о закономерностях процесса жизни. Этот вопрос одинаков и непреходящ для биологии всех времен. А что является предметом ее? Если прослеживать исторический процесс развития биологии, то можно увидеть, что где-то на заре ее возникновения Предметом ее является «душа», которая «оживляет» мертвое тело и, наоборот, «умерщвляет живое»; отлетает от тела на небо или в преисподнюю. Затем предметом ее становится особая «жизненная сила»,-некие нематериальные «флюиды» жизни; затем — животный и растительный мир во всем многообразии его проявлений, который изучается с целью познания строения и организации животных и растений, их систематизации. Сейчас же предметом ее стал молекулярный уровень жизни, механизмы наследственности и изменчивости, эволюция жизни, экологические системы и т.п. Так же обстоит дело и с другой наукой, в том числе и с философией. Предмет ее тоже меняется со временем, но при этом в ней всегда оставалось нечто общее, что всегда делало и делает философию философией. То есть оставался вопрос, который был и остается общим всем временам и всем философским системам. Что же это за вопрос?

   Процесс познания мира в предельно упрощенном представлении о его структуре выглядит как процесс взаимодействия субъекта познания (мыслящего человека) и объекта познания, того, что познается.

   Пять органов чувств, дарованных человеку природой и развитых далее самим человеком, как единственно возможное звено, связующее человека с внешним ему миром, несут человеку сумму данных о познаваемом объекте: объект бесцветный (или цветной), мягкий (или твердый), «немой» (звучащий) и т.д.

   На основе ощущений и восприятий человек, анализируя и синтезируя, различая и сопоставляя, активно выполняя ряд логических, мыслительных операций составляет понятие об объекте как о чем-то целом, наделенном множеством свойств.

   Поначалу человек совершенно не различает мир. Он в его представлении именно таков, каким он его знает, то есть действительный мир и знание о мире для него тождественны (одно и то же).

   Это очень хорошо заметно, когда мы с более высокой, с более развитой точки зрения смотрим на древние, еще не развитые представления о мире. Но уже здесь проявляется весь диалектически противоречивый характер, весь тот импульс, который толкает познание вперед, выступая внутренним источником его развития.

   Можно попробовать пояснить суть сказанного на конкретных примерах.

   Мои чувства говорят, что этот плод горек. Но ведь он горек для моего языка. Значит ли это, что он горек сам по себе? Тем более, что рядом стоит человек, которому он кажется не только не горьким, но, напротив, сладковатым и очень приятным на вкус. Стало быть, этот плод горек лишь для меня, а не сам по себе? Человек в практической жизни постоянно сталкивается с этим противоречием, показывающим, что его чувства и восприятие предмета — совсем не то, что есть сам этот предмет.

   Человек знает, что этот камень черен, довольно тяжел, но весьма хрупок, легко колется и рассыпается при ударах. Его нельзя использовать в качестве орудия или оружия, и человек знает его как совершенно бесполезный для него предмет. Но вот случайно этот камень попадает в костер, и его знают уже не как бесполезный камень, а как отличное топливо. Следовательно, представление о нем было неверным, неистинным? Или, может быть, неистинность заключается в самом предмете, и он, как двуликий Янус, представляется то одной, то другой своей стороной, не являясь на самом деле ни тем, ни другим? Но пойдем дальше.

   Чувства показывают, что все покоится на единой неподвижной основе — Земле. Представление, основанное на чувствах, говорит о ней, что она плоская и не может быть не плоской. В соответствии со своим знанием человек строит свою практику, старается познать, где край Земли, как твердь земная скрепляется с твердью небесной и на чем они, вместе взятые, держатся — на черепахе ли, на китах, на плечах Антея? Но вот утверждают, что Земля вовсе не плоская, что она круглая. Да можно ли этому верить! А не лучше ли просто зажарить на костре того, кто утверждает подобную чушь, пытаясь изменить МОЕ столь привычное знание, подкрепленное МОИМИ представлениями! Но и это еще не все. На основе глубоких теоретических обобщений человек приходит к выводу, что все существующее должно состоять из мельчайших, невидимых частиц — атомов, различные комбинации которых дают все многообразие действительности (подобно тому, как 33 буквы алфавита составляют все неисчерпаемое лексическое богатство языка). Он многие годы анализирует природу без устали в своих опытах, пытаясь получить от нее ответ, что это за первовещество, где находятся эти атомы, как открыть их и осчастливить человечество, научив его «составлять» из них все необходимое? Но природа, долгое время молчав, вдруг заявляет, что он не получит ответа, поскольку сам вопрос поставлен неправильно. Атомы оказываются бесконечно сложными, и даже частицы атомов являются такими же неисчерпаемыми, как и сами атомы. Что же получается? Чувства лгут, представление оказывается неверным.

   И даже то, что мы называли объективным научным знанием, порою вводит в заблуждение. Кому же и чему тогда вообще можно верить? Именно это диалектическое противоречие процесса познания (или «опыта познания», как его называл Гегель) ставит перед самим познанием всем вопросам вопрос — о взаимосвязи и соотнесенности мышления и бытия. И этот вопрос как раз и есть то общее, что делает философию философией, что бы она ни изучала, — природу ли, общество, или само мышление. Вопрос об отношении мышления к бытию, или, как его еще называют, вопрос о тождестве бытия и мышления — и есть основной вопрос философии. Как мое мышление отражает бытие? Насколько верно оно его отображает? И что такое само это истинное отображение, то есть что такое истина вообще? Возможно ли истинное познание мира и если да, — то как, каким образом, в какой форме?

Информация о работе Философия, ее предмет и роль в обществе