Уголовное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2009 в 18:50, Не определен

Описание работы

Задачи и функции уголовного права

Файлы: 1 файл

Задачи и функции Уголовки.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

      Как отмечает И. Я. Козаченко, благодаря  «охранительной и регулятивной роли уголовное право (в комплексе с другими факторами духовного, экономического, политического и идеологического характера) выполняет также задачу предупреждения (превенции) преступлений, ликвидации причин, порождающих преступность. Превенцию преступлений уголовно-правовыми средствами следует рассматривать в двух аспектах: во-первых, с точки зрения общей профилактики под воздействием уголовно-правового механизма и, во-вторых, с точки зрения частной профилактики путем уголовно-правового воздействия на лиц, совершивших преступления, отсюда очевидно, что превенция — это оборотная сторона охранительной задачи».

      Итак, в ч. 1 ст. 2 УК, казалось бы, закреплены лишь две его задачи: охраны общественных отношений от преступных посягательств и предупреждения преступлений. Можно ли на этом основании сделать вывод о том, что другие задачи указанная норма перед УК не ставит? Нет, такой вывод был бы поспешным. Все дело в том (как уже подчеркивалось), что и охрана уголовно-правовых объектов, и предупреждение преступлений неотрывны от непосредственно необозначенной в ч. 1 ст. 2 УК задачи — обеспечения справедливости. Именно поэтому задачу предупреждения преступлений «надежнее всего увязать со справедливостью» закона, а охранительная задача по существу является лишь «оборотной стороной» обеспечения справедливости в уголовном законодательстве.35 В этом аспекте не только очень показательно, но и для уяснения смысла ч. 1 ст. 2 УК исключительно важно то обстоятельство, что в ч. 2 ст. 43 УК («Понятие и цели наказания») прямо записано: «Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений». Восстановление справедливости, таким образом, поставлено законодателем в ч. 2 ст. 43 УК перед частной и общей превенцией преступлений. И это правильно, ибо «восстановление справедливости» как понятие не только гораздо шире по объему понятий «исправление осужденного» и «предупреждение совершения новых преступлений», но и во многом обусловливает их содержание.

      Точно так же и задача обеспечения справедливости по содержанию шире охранительной и  предупредительной задач и в немалой мере предопределяет содержание последних. Потому и она должна получить свое достойное отражение в ч. 1 ст. 2 УК среди задач уголовного законодательства.

      Еще на один вопрос необходимо дать ответ. Ранее было обращено внимание на три задачи уголовного права: охранительную, регулятивную и задачу обеспечения справедливости. Если соотношение двух из них с задачами уголовного законодательства, закрепленными в ч. 1 ст. 2 УК, вроде бы в общих чертах удалось выяснить, то как в этом плане быть с регулятивной задачей уголовного права, каким образом она соотносится с нормой, предусмотренной в ст. 2 УК?

      Поскольку среди задач Уголовного кодекса  в ч. 1 ст. 2 УК наличие регулятивной задачи не обозначено, содержание ч. 2 ст. 2 УК («Для осуществления этих задач настоящий Кодекс устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений») исключает на этот счет двусмысленность, нельзя признать достаточными основания для утверждения о том, что в уголовном законодательстве такая задача уже сформулирована. Потому следует согласиться, что в указанной статье ее «часть 2 посвящена регулятивной функции» уголовного законодательства. Через регулятивную функцию уголовного законодательства вполне может осуществляться и регулятивная задача уголовного права.

      Если  же попытаться в итоге уточнить содержание ч. 1 ст. 2 УК, то оно могло бы выглядеть примерно так: «1. Задачами настоящего Кодекса являются: охрана мира и безопасности человечества, основ конституционного строя и безопасности Российской Федерации, личности, экономической сферы, общественной безопасности и общественного порядка, государственной власти и установленного порядка прохождения военной службы от преступных посягательств, обеспечение справедливости, а также предупреждение преступлений». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      III. Функции уголовного права РФ 

      В чем же соответственно заключается функция — предназначение уголовного права? Безусловно, в охранительной и регулятивной функции, однако только этим предназначение уголовного права не исчерпывается. Уголовное право, может быть, как никакая другая отрасль права основывается на общественном правосознании, на существующих в обществе идеалах справедливости. Именно к уголовному праву больше всего и относится высказывание о том, что «справедливость входит в понятие права, право по определению справедливо, а справедливость — внутреннее свойство и качество права, категория и характеристика правовая, а не внеправовая (не моральная, нравственная, религиозная и т. д.). Поэтому всегда уместный вопрос о справедливости или несправедливости закона — это, по существу, вопрос о правовом или неправовом характере закона, его соответствии или несоответствии праву. Но такая же постановка вопроса неуместна и не по адресу применительно к праву. Поскольку оно (уже по понятию) всегда справедливо и является носителем справедливости в социальном мире».

      Поэтому едва ли следует считать «третьей» функцией уголовного права воспитание людей или восстановление нарушаемых преступлениями общественных отношений, предупреждение преступлений и т. п. Если это и функции, то функции уголовного закона, а не уголовного права.

      Обеспечение справедливости — именно та функция уголовного права, на которой основаны и из которой вытекают и воспитательная, и восстановительная, и предупредительная и иные функции уголовного законодательства. Только тогда, когда справедливо воспитание, восстановление (кстати, уголовный закон предназначен не только для восстановления справедливости, но и, поскольку он несет ее в себе, для удержания от ее нарушения) и предупреждение, можно говорить о действенности указанных функций уголовного законодательства.

      Таким образом, в самом общем плане, с позиций социального предназначения, социальной роли уголовного права, сохранения качественной определенности общей системы уголовного права следует выделить три его основные функции: охранительную, регулятивную и функцию обеспечения справедливости.

      В этом наиболее широком значении содержание функций и задач уголовного права в целом совпадает. Реализация же функций (а значит, и задач) уголовного права в уголовном законодательстве имеет много направлений и аспектов. Социальное назначение уголовного права воплощается как во всей системе уголовного законодательства, так и фактически в каждой из его норм Общей и Особенной частей. И если применительно к нормам Особенной части данное утверждение вряд ли требует каких-либо особых доказательств (диспозиция всякой такой нормы содержит правило поведения («регулирует»), а санкция — угрозу наказанием («охраняет»); и лишь норма, содержащая достаточный потенциал справедливости, способна эффективно воздействовать на поведение людей), то в отношении норм Общей части УК подобный вывод может показаться чрезмерным. Между тем в действительности и посредством норм Общей части УК реализуются охранительная и регулятивная функции, осуществляется функция обеспечения справедливости.

      Так, нельзя не заметить, например, охранительного аспекта норм, предусмотренных статьями главы 9 («Понятие и цели наказания. Виды наказаний»), главы 10 («Назначение наказания»), главы 11 («Освобождение от уголовной ответственности»), главы 12 («Освобождение от наказания») и главы 14 («Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних») УК. Тем более, что многие из норм, закрепленных в статьях упомянутых глав УК, одновременно несут в себе и регулятивные функции.

      Ведь  регулятивная функция уголовного права  по своему содержанию гораздо шире простой совокупности правил поведения, установленных в Особенной части уголовного законодательства для граждан («не убий», «не причиняй вреда здоровью», «не оставляй в опасности другого человека», «не клевещи», «не оскорбляй», «не насилуй», «не совершай развратных действий», «не кради» и т. д. и т. п.). Помимо этого она включает в себя отнюдь не только правила правомерного поведения при обстоятельствах, исключающих преступность деяния, и правила применения принудительных мер медицинского характера. Главное, что нормы Общей части УК регулируют и отношения между государством и гражданами по вопросам условий привлечения к уголовной ответственности лиц, совершивших предусмотренные в УК деяния, определяют правила назначения наказания и освобождения от него и уголовной ответственности. Потому к числу таких норм необходимо отнести и нормы, определяющие действие уголовного закона во времени и в пространстве (глава 2 УК), возраст, с которого наступает уголовная ответственность, содержание невменяемости или ограниченной вменяемости, форм вины, неоконченного преступления и соучастия в преступлении, систему и виды наказания, общие и специальные начала назначения наказания, виды освобождения от уголовной ответственности и наказания, особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

      В еще большей степени, чем охранительная  и регулятивная функции, в нормах Общей части УК представлена функция  справедливости уголовного права, ибо  обеспечение справедливости в уголовном  праве происходит путем реализации как охранительной, так и регулятивной функций и по отдельности, и вместе взятых. 
 
 
 

      Заключение 

      Если  образно представить совокупность общественных отношений, подлежащих охране уголовно-правовыми средствами, в  виде огромного склада, то уголовное право, по меткому выражению М. И. Ковалева, можно представить в роли сторожа (часового), готового отразить любое вторжение на охраняемый им объект. Сторож (часовой) - весьма примитивная модель одной из основных функций уголовного права, хотя и довольно точно отражает ее суть.

      Обе функции уголовного права можно, опять же образно, представить в  роли печной заслонки, с одной стороны  которой находится то, что так  необходимо и потому подлежит охране (защите) - свет, тепло, уют. С другой ее стороны то, что вредно и даже опасно и в силу этого подлежит вытеснению (устранению) - дым, гарь, копоть, смрад и т. д.

      Исходя  из общетеоретического постулата образование  отдельных отраслей права можно  обосновать, а тем более объяснить  прежде всего спецификой предмета регулирования. Известно, что предметом правового регулирования выступают социальные отношения. Установить предмет непосредственного уголовно-правового регулирования - значит выделить группу общественных отношений, отличающихся (качественно) определенным единством. Вместе с тем было бы неверно думать, что указанные отношения однородны во всех своих проявлениях. Обособленность регулирования нормами одной отрасли права неоднородных или не полностью однородных общественных отношений обусловлена их сложностью и многообразием, тесной, а порой и неразрывной взаимосвязью. Подобно тому, как солнечный свет состоит из световых волн различной длины, что определяет различные цвета светового спектра, право, в том числе и уголовное, регулирует совокупность различных по социальной значимости и оттенкам содержания общественных связей.

      Отношения, регулируемые уголовно-правовыми нормами, органично распадаются на две  неоднозначные в социально-ценностном восприятии группы: на отношения необходимые, позитивные, а потому и социально полезные и отношения отклоняющиеся, негативные и в силу этого социально вредные. Если первая группа отношений (в которых заинтересовано все общество или подавляющее большинство его представителей) необходимо охраняется (защищается), наряду с уголовным правом, всей совокупностью нравственных, социальных и правовых регуляторов, то вторая группа (интерес криминально настроенных людей) обусловливает необходимость властного (принудительного) вмешательства государства путем применения уголовно-правового воздействия. Указанные группы в результате их юридического оформления приобретают статус правоотношений, в том числе и уголовных. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

     1. Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. – № 2; 5; 8; 11.

  2. Комментарий к уголовному кодексу Р.Ф. под ред. Бойко Н.П., Ростов-на-Дону, 1996.

     3. Криминология, М.: Спарк, 1998.

     4. Немов. Р.С. Учебное пособие  для педагогических институтов  и училищ. Москва, «Просвещение». 1990.

     5. Нерсесьян В.А. Неосторожная вина: проблемы, и решения // Государство иправо, 2000, №4.

     6. Филановский И.Г. Мотивы и цели  преступления // Соц. законность. –  1968. – № 2.

Информация о работе Уголовное право