Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 16:10, курсовая работа
Преступлениями против собственности признаются предусмотренные в гл.21 УК общественно опасные деяния, причиняющие или способные причинить существенный имущественный вред и посягающие на собственность как единственный объект или основной объект уголовно-правовой охраны.
В зависимости от объекта преступления против собственности могут быть подразделены на три группы:
1.хищения (ст.158-162, 164), посягающие на всю совокупность отношений собственности в производственной, потребительской или распределительной сферах;
2.не являющиеся хищениями преступления, направленные к извлечению имущественных выгод (ст.163, 165) и посягающие на собственность в распределительной сфере, но не подрывающие непосредственно сферы производства или потребления;
3.лишенные такой направленности преступления, посягающие на собственность в производственной или потребительской сфере, но не затрагивающие прямо область распределения материальных благ (ст.166 – 168).
Введение ………………………………………………………………....….….4
1.Законодательное определение и признаки хищения ……………..…....…7
1.Виды хищения ………………………………………………………...16
2.Иные преступления, направленные к извлечению
имущественных выгод ………………………………………….…….18
2.Отдельные формы хищения ………………...……………………….……24
1.Кража …………………………………………………………….…….24
2.Разбой ………………………………………………………………..…26
3.Другие формы хищения ………………………………………………29
Заключение …………………………………………………………………....35
Список используемых источников …………………………………………..44
Также хотелось бы отметить, что в уголовном праве имеют место преступления против собственности, не направленные к извлечению имущественных выгод, такие как:
2.1. Грабеж
Он определяется как открытое хищение чужого имущества и посягает не только на отношения собственности, но также на личные интересы граждан, не причастных к этому преступлению.4 При ненасильственном грабеже субъект воздействует на психику очевидцев этого деяния, подавляет их волю воспрепятствовать его совершению, а при грабеже с насилием или угрозой его применения дополнительным объектом посягательства выступает телесная неприкосновенность или свобода указанных лиц.
В отличие от кражи, которая совершается тайно, грабеж предполагает открытый способ завладения чужим имуществом.
Открытым признается похищение, совершаемое в присутствии собственников, лиц, во владении или под охраной которых находится это отерпство, либо иных непричастных к преступлению лиц, когда виновный сознает, что эти лица понимают преступный характер его действий, но игнорирует данное обстоятельство (п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.02 г. «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое»). Если же присутствующие не замечают похищения либо наблюдают факт завладения имущественными ценностями, но считают его правомерным, то оно оценивается как кража, а не грабеж.
Грабеж признается оконченным с момента изъятия чужой вещи и приобретения виновным реальной возможности пользоваться и распоряжаться ею по своему усмотрению.
Субъективная
сторона грабежа
Субъект – вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста.
В качестве квалифицирующих обстоятельств ч. 2 ст. 161 признает совершение грабежа:
По разъяснению Пленума Верховного Суда РФ под насилием в ст. 161 следует понимать побои или иные насильственные действия, связанные с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы (п. 21 постановления от 27.12.02 г.). Ранее такие действия подпадали под признаки преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 112 УК 1960 г., а ныне – под признаки деяния, зафиксированного ст. 116 УК 1996 г., но они полностью охватываются составом насильственного грабежа и не нуждаются в самостоятельной квалификации.
Особо квалифицированный состав грабежа сконструирован в ч. 3 ст. 161 аналогично тому, как это сделано в отношении кражи, мошенничества, присвоения или растраты (ч. 4 ст. 158 – 160).
Деяние, описанное в ч. 1 ст. 161, относится к преступлениям средней тяжести, в ч. 2 – к тяжким, а в ч. 3 – к особо тяжким.
2.2. Разбой
Предполагает нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия.5
Эта наиболее тяжкая форма хищения посягает на такой дополнительный объект, как здоровье потерпевшего, или создает угрозу его жизни.
Потерпевшими от разбоя могут быть собственники (владельцы), лица, ведающие имуществом или охраняющие его, либо иные лица, не причастные к преступлению.
Объективная сторона разбоя описана в ст. 162 в рамках формального состава преступления и складывается из двух сопряженных друг с другом деяний, одно из которых (нападение) присуще всем случаям разбоя, а второе является альтернативным и предполагает либо насилие, опасное для жизни или здоровья, либо угрозу применения такого насилия.
Нападение при разбое есть активное и внезапное для потерпевшего агрессивное действие, создающее реальную опасность немедленного и непосредственного применения насилия над личностью подвергшегося нападению с целью завладения соответствующим имуществом.
В отличие от грабежа, являющегося открытым похищением, разбойное нападение может быть открытым или же незаметным для потерпевших (прицеливание из засады, подкрадывание к потерпевшему сзади, нападение на задремавшего сторожа и др.).
Насилие при разбое достигает такой степени, что по своему характеру или последствиям представляет опасность для жизни или здоровья. По своим последствиям таковым является насилие, которое повлекло причинение тяжкого, средней тяжести или легкого вреда здоровью (ст. 111, 112 или 115), при этом вред средней тяжести и легкий вред здоровью охватывается признаками разбоя без квалифицирующих обстоятельств (ч. 1 ст. 162), а причинение при разбое тяжкого вреда здоровью требует квалификации содеянного по п. «в» ч. 4 этой статьи (п. 21 постановления от 27.12.02 г.). Насилие, по своему характеру опасное для жизни или здоровья, не влечет указанных последствий, но в момент его применения к потерпевшему (скажем, путем удушения за горло или сбрасывания с движущегося поезда) создавало такую опасность. Это может быть сделано и посредством введения в организм потерпевшего опасных для жизни или здоровья сильнодействующих ядовитых или одурманивающих веществ (п. 23). Свойства и характер действия таких веществ следует устанавливать с помощью экспертизы.
Если же насилие при разбое сопровождалось убийством или в результате нанесения тяжкого вреда здоровью по неосторожности наступила смерть потерпевшего, то содеянное кроме п. «в» ч. 4 ст. 162 нуждается в квалификации по п. «з» ч. 2 ст. 105 или ч. 4 ст. 111.
Угроза применения насилия может носить определенный характер, когда субъект прямо объявляет о намерении лишить потерпевшего жизни или причинить вред его здоровью, или же является неопределенной. В последнем случае при оценке содержания и направленности угрозы следует учитывать все обстоятельства дела, в частности место и время разбойного нападения, число преступников, характер предметов, с помощью которых они угрожали, субъективное восприятие угрозы потерпевшим и т. д.
Разбой
признается оконченным преступлением
с момента нападения, сопряженного
с насилием или угрозой применения
насилия, независимо от того, удалось
ли виновному захватить
Субъективная сторона. Умыслом виновного субъекта охватывается способ совершаемого им преступления.
Субъектом разбоя может быть вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста.
В
ч. 2 ст. 162 предусматриваются
Нуждается в истолковании последний из этих признаков. Он имеет место, если субъект применяет оружие в собственном смысле этого слова или же иные предметы, используемые в качестве оружия. К ним относятся любые предметы, способные причинить при их использовании виновным смерть или вред здоровью, независимо от того, подготовлены ли они субъектом заранее или подобраны на месте преступления. Если оружие имелось у виновного незаконно, то его действия подлежат дополнительной квалификации по ст. 222 или 223. Однако наличия оружия или иных предметов у субъекта недостаточно для оценки его действий по ч. 2 ст. 162, при этом необходимо их применение как средства насилия, опасного для жизни или здоровья, либо орудия, подкрепляющего угрозу применения насилия. Угроза заведомо опасным оружием или его имитацией, если субъект не намеревался применить их для причинения вреда жизни или здоровью, а только запугивал потерпевшего, должна квалифицироваться, при отсутствии иных квалифицирующих обстоятельств, по ч. 1 ст. 162.
В ч. 3 ст. 162 устанавливается ответственность за разбой, совершенный: с незаконным проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище; в крупном размере.
А в части 4 – за разбой, совершенный: организованной группой; в целях завладения имуществом в особо крупном размере; с причинением тяжкого вреда здоровью (добавим к этому – или смерти).
В
п. 5 постановления Пленума
Такое перерастание возможно, если:
Деяние, описанное в ч. 1 и 2 ст. 162, относится к категории тяжких преступлений, а в ч. 3 и 4 – особо тяжких.
Кража (ст. 158). При прочих равных условиях это преступление представляет собой наименее опасную из шести выделенных в законе форм хищения и определяется в ч. 1 ст. 158 как тайное хищение чужого имущества. В отличие от других форм хищения, за исключением ее совершения с проникновением в жилище (ч. 3 ст. 158), кража имеет своим объектом только собственность и не причиняет прямого вреда иным объектам уголовно-правовой охраны.
В случаях совершения кражи, как и других форм хищения, охватываемых понятием «похищение» (грабеж и разбой), предмет посягательства (чужое имущество) не находится во владении субъекта и субъект не обладает в отношении него какими-либо правомочиями, но в отдельных ситуациях может иметь к нему доступ в связи с выполняемой работой или в силу случайных обстоятельств. Если же на субъекта возложена по службе материальная ответственность за те или иные ценности либо гражданину по договору передано на хранение имущество другого лица, то содеянное надлежит расценивать не как кражу, а как присвоение или растрату вверенного имущества (ст. 160).
Объективная сторона кражи характеризуется в законе как тайное хищение имущества. Это предполагает извлечение имущества из владения другого лица и тайным способом. Тайным будет такое похищение, которое совершается скрытно от лица, владеющего имуществом, охраняющего его, или от других лиц, не причастных к хищению. Тайным признается и такое хищение, которое учиняется на виду у граждан, если последние не осознают преступного характера совершаемых виновным действий.
Кража считается оконченным преступлением с того момента, когда виновный уже изъял чужое имущество и приобрел реальную возможность пользоваться или распоряжаться им по своему усмотрению.
С субъективной стороны кража предполагает прямой умысел и корыстную цель. При этом умысел виновного охватывает собой и тайный способ совершаемого им посягательства. Если лицо полагает, что очевидцы учиняемого им преступления отсутствуют, но на самом деле хищение наблюдается посторонними гражданами, содеянное надлежит квалифицировать в соответствии с направленностью умысла как кражу.