Методика расследования уголовных дел в отношении несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 18:04, практическая работа

Описание работы

Возбуждение уголовного дела и обстоятельства, подлежащие установлению по делам несовершеннолетних.

К числу специфичных дополнительных обстоятельств, подлежащих установлению по делам несовершеннолетних, относятся следующие:
1) возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения;
2) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психологического развития и иные особенности его личности;
3) влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц;

Содержание работы

Особенности расследования преступлений несовершеннолетних стр. 2
Особенности расследования вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления стр. 14

Файлы: 1 файл

методические рекомендации по несовершеннолетним.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

Экспертиза несовершеннолетних обвиняемых направлена на решение вопросов о том, имеется ли у несовершеннолетнего отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством, и если имеется, повлияло ли оно таким образом, что он во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

Психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетнего обвиняемого.

Основное значение при этом имеет следующий вопрос: "Страдал ли несовершеннолетний обвиняемый в процессе совершения инкриминируемого деяния психическим расстройством (хроническим психическим расстройством, временным психическим расстройством, слабоумием, иным болезненным состоянием психики)?" Данный вопрос определяет медицинский критерий формулы невменяемости в соответствии с ч. 1 ст. 21 УК РФ, а также наличие психических расстройств, не исключающих вменяемости, в соответствии со ст. 22 УК РФ. Ответ на этот вопрос является прерогативой судебного эксперта-психиатра и полностью входит в его компетенцию.

При положительном ответе эксперт-психиатр должен дать оценку и квалификацию выявленного психического расстройства, что  служит необходимой предпосылкой для решения основного вопроса о мере способности обвиняемого осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий или руководить ими в криминальной ситуации.

При отрицательном ответе на данный вопрос, т.е. при отсутствии признаков психического расстройства у несовершеннолетнего, необходимо экспертное исследование таких особенностей его психики, которые входят в компетенцию психолога. В этом случае необходимо дать ответ на следующий вопрос: "Имеется ли у несовершеннолетнего обвиняемого отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством?"

Формулировка данного вопроса определяется ч. 3 ст. 20 УК РФ. Перед психологом стоит задача выявления признаков задержки психического развития у подростков, не обнаруживающих признаков какого-либо психического расстройства.

Отрицательный ответ на данный вопрос, т.е. констатация экспертом-психологом отсутствия у несовершеннолетнего обвиняемого признаков отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, означает, что он в полной мере мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, а также руководить ими в момент совершения инкриминируемого деяния, и, следовательно, подлежит уголовной ответственности.

При положительном ответе, т.е. при наличии у несовершеннолетнего психического недоразвития, не связанного с психическим расстройством, необходимо выяснить, мог ли он в полной мере осознавать значение своих действий или осуществлять их произвольную волевую регуляцию. Это же обстоятельство, как указывалось выше, необходимо устанавливать при экспертном психолого-психиатрическом исследовании и при выявлении психического расстройства у обвиняемого. Поэтому основной вопрос должен формулироваться следующим образом: "Мог ли несовершеннолетний обвиняемый во время совершения инкриминируемого ему деяния осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, и если мог, то в полной ли мере?"

При ответе на данный вопрос могут иметь место три варианта ответа: не мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими; мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, но не в полной мере; мог полностью осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими.

Так, при выявлении у несовершеннолетнего обвиняемого какого-либо психического расстройства, определяющего его неспособность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими при совершении общественно опасного деяния, суд может сделать вывод о его невменяемости (ст. 21 УК РФ). Это означает, что подэкспертный не подлежит уголовной ответственности, и с учетом ответа экспертов-психиатров на вопрос: "Нуждается ли несовершеннолетний обвиняемый в применении к нему принудительных мер медицинского характера, и если да, то в каких именно?", судом они ему могут быть назначены (п. "а" ч. 1 ст. 97 и ст. 99 УК РФ).

Если же у несовершеннолетнего обвиняемого обнаруживается психическое расстройство, ограничивающее его способность в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими при совершении преступления, то он подлежит уголовной ответственности, однако психическое расстройство учитывается судом при назначении наказания и также может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера (ст. 22 УК РФ).

В то же время ограничение способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, обусловленное отставанием несовершеннолетнего в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством, приводит к принципиально иным правовым последствиям – такой подросток не подлежит уголовной ответственности (ч. 3 ст. 20 УК РФ).

В случаях же, когда подэкспертный обнаруживает способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, вне зависимости от того, имеются ли у него признаки психического расстройства либо отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, или нет, суд признает его вменяемым, и он подлежит уголовной ответственности на общих основаниях.

 

 

  1. Особенности расследования вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений (ст. 150 УК РФ).

 

Вовлечение несовершеннолетних взрослыми лицами в совершение преступления представляет общественную опасность для общества не только потому, что расширяет круг правонарушителей, но и потому, что такие действия оказывают развращающее воздействие на неокрепшую психику несовершеннолетних, нарушают их нормальное духовно-нравственное развитие и воспитание. Негативное криминогенное влияние взрослых преступников придает совершаемым преступлениям наиболее организованный и дерзкий характер. Изучение структуры и динамики показателей преступности несовершеннолетних в современных социально-экономических условиях позволяет сделать вывод о том, что в последние годы преступность несовершеннолетних приобрела качественно новые формы, характеризующиеся повышением организованности и общественной опасности.

Установление лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления, привлечение их к уголовной ответственности и наказание имеют важное предупредительное значение и дают возможность предотвратить совершение подростком противоправных действий.

Под вовлечением несовершеннолетнего в совершение преступления понимаются действия, направленные на возбуждение у него желания совершить одно или несколько преступлений или участвовать в их совершении.

При этом, несовершеннолетним считается лицо, не достигшее 18-летнего возраста, независимо от того, достигло ли оно возраста привлечения к уголовной ответственности или нет.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 421 УПК РФ, одним из обстоятельств, подлежащих установлению, является установление факта влияния на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.

Объект преступления – нормальное физическое, психическое, нравственное и социальное развитие несовершеннолетнего.

Объективная сторона – активные действия, связанные с психическим или физическим воздействием на несовершеннолетнего, направленные на возбуждение у него желания или подкрепление намерения совершить преступление. Факт совершения ранее этим несовершеннолетним преступления не влияет на юридическую оценку действий взрослого вовлекателя.

Следует учесть, что вовлечение в совершение преступления может осуществляться различными способами, которые в соответствии со ст.73 УПК РФ подлежат доказыванию по уголовному делу. В ходе следствия необходимо установить и доказать, каким именно способом несовершеннолетний был вовлечен в совершение преступления: обещанием чего-либо, угрозами, уговорами, дачей советов о месте и способах совершения или сокрытия следов преступления, подкупом, лестью, обещанием оказать содействие в реализации похищенного, побоями, уверениями в безнаказанности, возбуждением зависти, неприязни к другим лицам либо путем введения в заблуждение и др.

Одной из основных причин оправдательных приговоров взрослых лиц в части ст. 150 УК РФ является именно недоказанность способа вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений.

При установлении у взрослого лица цели вовлечь несовершеннолетнего в конкретное преступление, рассказы о преимуществах преступного образа жизни, пропаганда воровской романтики признаются способом вовлечения в совершение преступления.

Если способ вовлечения охватывается каким-либо самостоятельным составом преступления, санкция за которое превышает соответствующие санкции ст.150 УК РФ (причинение вреда здоровью, истязание, сексуальное насилие, жестокое обращение с несовершеннолетними и др.), требуется квалификация по совокупности. Например, если вовлекатель при вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления причинил последнему тяжкий вред здоровью, то действия вовлекателя следует квалифицировать по ст.ст.111 и ч.3 ст.150 УК РФ.

Субъект преступления – вменяемое лицо, достигшее 18-летнего возраста.

Субъективная сторона – прямой умысел, направленный на возбуждение желания у несовершеннолетнего совершить преступление.

При доказывании вины вовлекателя необходимо установить, что виновный осознавал, что вовлекает несовершеннолетнего в преступление и желал этого или, по обстоятельствам дела, допускал тот факт, что вовлекаемый не достиг 18-летнего возраста и безразлично относился к этому.

Если вовлекатель (по доказанным обстоятельствам дела) не знал и не мог предполагать о несовершеннолетнем возрасте вовлекаемого, то он не может привлекаться к ответственности по ст.150 УК РФ.

Оконченным преступление признается с момента совершения взрослым действий, направленных на возбуждение у несовершеннолетнего желания совершить преступление независимо от того, совершил он преступление или нет.

Не признается вовлечением в совершение преступления:

- неправильное воспитание несовершеннолетнего в семье или воспитательных учреждениях, которое, в конечном счете, способствовало приобщению его к совершению преступления;

- совершение на глазах у подростка преступления без намерения вовлечь его в совершение преступления;

- попустительство совершению противоправных деяний при отсутствии активных действий со стороны взрослого;

- систематическое участие взрослых в сокрытии следов преступлений, совершаемых подростками, и в распоряжении преступно нажитым имуществом.

Такие действия требуют квалификации по ч.5 ст.33 УК РФ как пособничество, при условии, что поведение взрослых давало основания несовершеннолетним и впредь рассчитывать на их пособничество.

 

Квалификация

 

При непосредственном участии взрослого в совершении преступления совместно с вовлеченным им несовершеннолетним, достигшим возраста уголовной ответственности, действия взрослого квалифицируются по ст.150 УК РФ по совокупности с составом того преступления, которое он совершил совместно с подростком.

При отсутствии признаков вовлечения взрослые, совершившие преступления совместно с подростками, несут ответственность только как соисполнители, в соответствии со ст.33 УК РФ. Вместе с тем, такие формы соучастия, как организация, подстрекательство, пособничество одновременно требуют квалификации и как вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступлений.

При отказе несовершеннолетнего совершить преступление взрослый вовлекатель отвечает по ст.150 УК РФ и за приготовление к тому преступлению, в которое он его вовлекал (неудавшееся подстрекательство).

Совершение преступления с использованием лица, не подлежащего уголовной ответственности в силу возраста или невменяемости, не создает соучастия. При совершении преступления несовершеннолетним, не подлежащим уголовной ответственности по этим основаниям, лицо, вовлекшее несовершеннолетнего в совершение этого преступления, в силу ч.2 ст.33 УК РФ, несет ответственность за содеянное как исполнитель, путем посредственного причинения.

Если несовершеннолетний, не достигший возраста привлечения к уголовной ответственности, использовался как орудие совершения преступления без воздействия на его психику, в целях возбудить у него желание совершить преступление, то при составлении обвинительного заключения необходимо указать на наличие в действиях обвиняемого обстоятельства, отягчающего его ответственность – привлечение к совершению преступления лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность (п.«д» ст.63 УК РФ).

Следует также учитывать, что согласно пункту «е» статьи 61 УК РФ, к обстоятельствам, смягчающим наказание, относится совершение преступления в результате физического или психического принуждения, не исключающего преступность деяния, либо в силу материальной, служебной или иной зависимости несовершеннолетнего, в связи с чем, при выяснении факта вовлечения его в совершение преступления взрослыми следует решать вопрос о характере примененного в отношении несовершеннолетнего физического или психического принуждения.

При этом необходимо устанавливать, что такая зависимость или принуждение имели место реально, а сами преступные действия несовершеннолетнего являлись вынужденными, поскольку его воля была подавлена неправомерными действиями взрослого, вовлекшего несовершеннолетнего в совершение преступления.

 

Организация и методика расследования

 

Производство по делам данной категории производится в соответствии с производством по делам о несовершеннолетних, которое регламентируется главой 50 УПК РФ. По делам данной категории обязательно планирование и профилактика.

 

Способ вовлечения как признак объективной стороны также подлежит доказыванию.

 

В случаях применения насильственных методов вовлечения следователь незамедлительно принимает меры к медицинскому освидетельствованию несовершеннолетнего и назначает судебно-медицинскую экспертизу.

Нередко вовлекатели, особенно при даче показаний в суде, отрицают совершение действий, свидетельствующих о вовлечении несовершеннолетних в преступную деятельность. В обосновании этих фактов ссылаются на то обстоятельство, что несовершеннолетний обвиняемый неправильно воспринимал происходящее. Опровержением такого довода может служить заключение судебно-психологической экспертизы для установления у несовершеннолетнего психических особенностей, обеспечивающих способность сознательного волевого поведения в криминальной ситуации или правильного восприятия происходящего, а также для проверки предположений о наличии у него временного психического состояния или устойчивых психологических особенностей, не выходящих за пределы нормы, которые могли существенно повлиять на полноту, точность восприятия конкретной ситуации в целом или ее отдельных элементов.

Информация о работе Методика расследования уголовных дел в отношении несовершеннолетних