Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2011 в 12:33, контрольная работа
Цель исследования – на основе научной и нормативной литературы охарактеризовать и рассмотреть особенности уголовного права Англии в XVIII-XXв.
При анализе используются следующие методы исследования: анализ государственно-правовой действительности, анализ научно-правовой, а так же нормативной литературы по проблеме исследования.
В развитие учения о различиях простого случая и преступной неосторожности внес свой вклад и другой правовед Э. Кок, его «поразительная доктрина». «Если кто-либо, — поучал Кок, — стрелял в дикую птицу... и стрела без какого-либо злого намерения со стороны стрелявшего попадает в человека, находящегося в отдалении, — это есть случай, ибо стрелять в дикую птицу законно... но если он стрелял в петуха... или ручную какую-либо птицу, принадлежащую другому лицу, то совершенное при сем случайное убийство — есть тяжкое, ибо действие было незаконно».
Английское средневековое право с XIV в. уже твердо устанавливало, что «слабоумный или безумный не отвечает за преступление», относило к уголовным правонарушениям и преступное бездействие, исключало ответственность лица в случае самообороны при преступлениях, направленных против личности.
Понятие соучастия, разработанное судебной практикой, выводилось из принципа «кто совершает нечто через другого, делает это сам». Тяжесть вины соучастников во многом определялась тем, действовал ли соучастник до или после совершения преступления. Соучастие до совершения преступлений, например в форме подстрекательства, влекло, как правило, ответственность, равную ответственности главного исполнителя, после совершения преступления — более мягкое наказание. Вместе с тем были разработаны понятия: главного участника преступления первой степени, совершившего преступление; главного участника преступления второй степени, не принимавшего непосредственного участия, но присутствовавшего на месте совершения преступления; дополнительного участника, до совершения преступления помогавшего советом преступнику и не препятствовавшего совершению преступления.
Цели наказаний менялись на отдельных этапах развития феодального права: от удовлетворения пострадавшего и его родни за причиненный ущерб денежным возмещением до предотвращения повторного преступления путем устрашения. Согласно Кларендонской ассизе 1166 г. главной целью наказания провозглашалось как «сохранение королевского мира», так и «сохранение справедливости в королевстве». При этом считалось, что простого восстановления справедливости или мира явно недостаточно. Не случайно Нортгемптонекая ассиза 1176 г. помимо «справедливой кары» прямо требует «усиления справедливости правосудия», предполагая общую превенцию и устрашение в целях предупреждения новых преступлений. С этими целями было связано утверждение, начиная с XII в., требований неотвратимости, быстроты применения и публичности исполнения уголовных наказаний.
В английском средневековом праве сначала не было твердо установившейся системы наказаний, к которым относилась прежде всего публичная смертная казнь (в форме повешения, утопления, сожжения, погребения заживо, обезглавливания и др.), телесные и членовредительные наказания, высылка из города или страны навечно или временно, штраф, выставление у позорного столба, клеймение и т. д. С середины XII в. по мере повсеместного создания в Англии тюрем стала распространяться система тюремного заключения. Суд мог сам применить наказание или передать решение участи преступника «на милость короля».
Крайняя жестокость наказаний, слабо поддававшаяся и впоследствии реформированию, была связана с тем же нерациональным, религиозно-мистическим подходом судей к преступлению, к его «греховной» оценке преступления, чему отводилась главная роль в «сохранении справедливости». Этот подход определял профессионально-этические позиции и установки судей, видевших свой долг в крайне суровом наказании во избежание нового преступления.
Английский парламент неоднократно пытался установить четкую систему наказаний в зависимости от степени виновности или невиновности преступника, ограничить практику частных королевских помилований преступников за вознаграждение. Лишь статут Ричарда II 1390 г. ужесточил практику применения королевского помилования, установив штраф для лиц, добивавшихся помилования, особенно за убийство-фелонию.
Статут 1390 г. упорядочил в определенной мере к концу XIV в. и систему наказаний.1
Несоизмеримость
тяжести наказания и
2.
Уголовное право Англии
в новейшее время
Как мы выяснили, движение за реформу уголовного права в конце XVIII - начале XIX в. привело лишь к отмене наиболее жестоких законов и к некоторому упрощению и упорядочению уголовного законодательства. И только в период между 1830 и 1880 гг. в результате последовательного издания отдельных парламентских актов была осуществлена подлинная реформа уголовного законодательства, которая в основном приспособила уголовное право к потребностям капиталистического общества. В ходе реформы было отменено несколько сотен устаревших статутов, которые заменили консолидированными актами, предусматривающими ответственность за отдельные группы преступлений (кража, подлог, повреждение имущества, фальшивомонетничество, преступления против личности). Были отменены смертная казнь за имущественные преступления (кроме тех, которые сопровождались применением насилия), членовредительские и позорящие наказания (клеймение, выставление у позорного столба и т.п.), хотя и сохранилась порка преступников. В 1857 г. была отменена получившая значительное распространение ссылка в колонии, главным образом из-за протестов со стороны экономически и политически окрепшей буржуазии колоний (например, Австралии). В замен этого была законодательно закреплена система мест лишения свободы внутри страны, основными элементами которой стали каторжные работы и тюремное заключение.
Как в содержании реформы английского уголовного законодательства, так и в методах ее осуществления (постепенность, половинчатость, нежелание полностью порвать с прошлым, подчеркнутое уважение к "традициям", растянутость во времени и т.п.) сказались специфические для Англии приемы управления обществом. Вместе с тем попытка издания уголовного кодекса для Англии оказалась безрезультатной: проект, составленный в 1877 г. известным юристом Дж. Стифеном по поручению лорда-канцлера и генерального атторнея, не стал предметом рассмотрения в парламенте.
Дальнейшее развитие английского уголовного законодательства продолжается путем издания новых консолидированных актов либо актов, вносящих изменения в ранее изданные статуты. За последние десятилетия деятельность английского парламента в этой области значительно активизировалась, что объясняется прежде всего потребностями проведения гибкой карательной политики в связи с существенным ростом преступности в стране.
Среди действующих уголовных законов подавляющую часть составляют акты, принятые в ходе реформы 1830-1880 гг. и после нее, хотя имеются и более ранние (старейший из действующих - Закон о государственной измене 1351 г.). Законодательство в области уголовного права, в сопоставлении с нормами общего права, ныне охватывает почти все основные институты Общей части, за исключением определения конкретных форм виновности и критериев невменяемости, сформулированных в судебных прецедентах (в частности, вопрос о невменяемости подлежит решению по правилам, изложенным в постановлении Палаты лордов как высшей судебной инстанции по делу Мак-Нотена 1843 г.). Юридически значимые признаки, характеризующие конкретные виды преступлений, также, как правило, содержатся ныне в соответствующих законодательных актах. Однако имеется ряд преступлений, в том числе тяжкое и простое убийства, признаки которых определяются по нормам общего права, а наказание устанавливается парламентскими актами.
Развитие уголовного права Англии в XX веке отражало и меняющиеся общественные условия, в том числе рост преступности. Кодификация английского уголовного права произошла во второй половине XX в. после создания в 1965 г. Правовой комиссии, поставившая своей задачей подготовку кодификации права Англии.
К важнейшим действующим законам, регулирующим по преимуществу вопросы Общей части уголовного права, могут быть отнесены следующие:
Закон об уголовном праве 1967 г., в котором определена новая классификация уголовных преступлений и отменено традиционное деление их на фелонии и мисдиминоры;
Закон об уголовном праве 1977 г. с последующими дополнениями и уточнениями, определяющий ответственность за сговор и решающий некоторые другие вопросы Общей части;
Закон о преступном покушении 1981 г., внесший существенные изменения в регулирование ответственности за предварительную преступную деятельность;
Закон о компетенции уголовных судов 1973 г., в котором регулируются многие вопросы назначения наказаний;
Закон о наказаниях за преступления 1997 г., направленный на усиление уголовной репрессии по делам о наиболее тяжких преступлениях;
Закон об исправлении правонарушителей 1974 г., трактующий проблему целей и применения наказаний.
Большое число вопросов, относящихся к назначению и исполнению наказаний, регулируется нормами парламентских актов, периодически издающихся под названием "Законы об уголовном правосудии" (например, 1948, 1967, 1982, 1988 и 1991 гг.). Соответствующий акт 1994 г. носит название "Закон об уголовном правосудии и общественном порядке".
К важнейшим законам, которыми по преимуществу определяется ответственность за конкретные виды или группы преступлений (ими же иногда регулируются и вопросы Общей части), могут быть отнесены:
Закон об убийстве 1957 г.;
Закон о преступлениях против личности 1861 г.; законы о половых преступлениях 1956, 1967, 1976 и 1985 гг.;
Закон о похищении детей 1984 г.; законы о краже 1968 и 1978 гг.;
Закон о преступном причинении ущерба имуществу 1971 г.;
Закон о государственной измене 1351 г.;
законы об охране государственной тайны (официальные секреты) 1911, 1920, 1939 и 1989 гг.; Закон об общественном порядке 1986 г.; Закон о ложных сообщениях 1988 г.; Закон о фальшивомонетничестве 1981 г.;
законы о злоупотреблении наркотиками 1971 г. и о преступном распространении наркотиков 1986 г.;
Закон о расовых отношениях 1976 г.;
Закон о банковском деле 1979 г.;
законы о дорожном движении 1988 г. и о нарушителях правил дорожного движения 1988 г.;
Закон о контроле над загрязнением окружающей среды 1974 г.; Закон о диких животных и растениях 1974 г.; Закон о сторожевых собаках 1975 г.
С принятием актов (Закон о преступном покушении 1981 г., Закон об исправлении правонарушителей 1974 г., серия законов об уголовном правосудии — 1982, 1988, 1991 гг. и др.,) большинство институтов общей части уголовного права оказались существенным образом реформированными, старинные правила общего права потеснены. Они сохранили за собой регулирование таких институтов, как нападение, неоконченное преступление, определение характера вины, но большинство составов преступлений закреплено в статутном праве (Законы о краже 1968 и 1978 гг., Закон о подлогах и фальшивомонетничестве 1981 г.). В результате активной деятельности парламента в сфере уголовной политики к 90-м гг. XX в. лишь небольшое число отдельных видов преступлений оказалось в сфере регулирования общего права. В их числе: недонесение об измене, отдельные виды убийств. Основная же масса составов преступлений определяется теперь статутами.
Подготовка проектов новых законодательных актов в сфере уголовного права и процесса осуществляется созданной в 1965 г. Правовой комиссией для Англии (и аналогичной комиссией для Шотландии), которая готовит консолидированные акты по всем отраслям права, а также Комитетом по пересмотру уголовного законодательства, созданным еще в 1930-е гг., и различными королевскими комиссиями. В рамках Правовой комиссии с 1981 г. развернулась работа над составлением проекта уголовного кодекса для Англии и Уэльса, осуществляемая небольшой группой криминалистов-ученых. В 1984 г. эта группа вынесла на обсуждение специалистов доклад о кодификации уголовного законодательства и предварительный проект уголовного кодекса. После доработки, в марте 1989 г., Правовая комиссия направила лорду-канцлеру проект уголовного кодекса для Англии и Уэльса. В его Общей части учтены нормы и статутного, и прецедентного права, регулирующие ныне соответствующие правовые институты. Особенная часть является в основном систематизацией действующего уголовного законодательства по определенным категориям преступлений. Сами составители проекта не ожидают его одобрения британским парламентом в ближайшее время, хотя и считают существенным аргументом в пользу его принятия наличие уголовных кодексов в США, Канаде, большинстве штатов Австралии и в других странах, входящих в систему общего права (правда, в самой Англии ни одна отрасль права не регулируется кодексом, охватывающим все ее институты).1
Одно из важнейших преобразований английского уголовного права последних десятилетий - отмена деления преступных деяний на фелонии и мисдиминоры, провозглашенная в ст.1 Закона об уголовном праве 1967 г. Ранее, в 1945 г., были отменены различия между фелониями и "тризн" государственной изменой, считавшейся особой категорией преступлений (например, все соучастники в ней признавались исполнителями преступления). Деление на фелонии и мисдиминоры имело архаичный характер, поскольку к фелониям относились преступные деяния, которые некогда, в конце XVIII в., карались смертной казнью и конфискацией имущества, а к мисдиминорам - все остальные. В результате в середине XX в. карманная кража в церкви могла быть признана фелонией, а опаснейшая мошенническая операция, причинившая огромные убытки,- мисдиминором. Отнесение же преступного деяния к той или иной категории имело весьма существенные процессуальные и иные последствия, не соответствовавшие ни его опасности, ни установленному наказанию.