Философия наказания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2010 в 12:37, Не определен

Описание работы

автор пытается проанализировать эволюцию уголовного наказания и его тенденции развития, а также психологию наказания

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

       Очень сложно определить среди них доминирующую. Считается, что доминирующей при исполнении наказания является цель исправления преступника. Сам же процесс исполнения мер государственного принуждения является необходимым правовым последствием назначения любого вида наказания.

* Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях.  Москва. 1939.   с. 373

       16

       Поэтому, если рассуждать в этой плоскости, то высшей целью наказания является исправление преступника, т.е. преображение его духовного внутреннего мира, воздействие на этот духовный мир  таким образом, чтобы данный преступник далее не был опасен для окружающих его людей.

       Высшим, конечным результатом любого наказания  и его исполнения является изменение  каких-то внутренних психологических  устоев, внутренних мотивов лица, преступившего  Закон, преображение его убеждений из противоправной плоскости в область созидания. Такая цель является наилучшим вариантом, но, к сожалению, она выступает в роли идеальной цели, т.е. того, к чему надо стремиться, но что практически недостижимо.

       Говоря  о цели исправления, можно сказать, что это основа борьбы с преступностью, сущность победы над лицом, преступившим закон.  Любой вид наказания, который направлен против конкретного преступления, должен служить именно этой цели, в этом его смысл и его предназначение. Вот почему любой из видов уголовного наказания никогда не был и не будет самодовлеющим средством в борьбе с преступностью. В системе уголовного наказания главное заключается в том, чтобы направить социальное воздействие на преступившего закон в сторону социального воспитания и неукоснительного соблюдения законов морали, нравственности и доброго отношения к ближнему.

       Люди, преступившие закон, доказывают каждым своим противоправным  поступком неспособность к самоуправлению, тем самым подтверждая потребность в социальном воздействии, воспитании. Все люди непрерывно воспитывают друг друга, хотят они этого или не хотят, сознают они это или не сознают. Они воздействуют друг на друга любыми своими поступками: ответом или интонацией, похвалой или молчанием, просьбой или требованием и т.д. каждое возражение, неодобрение или негативное отношение, каждый протест исправляет и подкрепляет внешний облик личности: ведь человек существо общественно зависимое и общественно приспособляющееся. И чем слабее воля у определенного человека, тем сильнее действует этот закон возврата и отражения. Но именно поэтому отсутствие негативной реакции и протеста

       17

придает внешнему облику человека уверенную  развязанность, беспорядочность, склонность к нарушению закона.

       Люди  воздействуют друг на друга не только какими-то своими поступками – уверенными ответными деяниями, но и бездействием – вялым, уклончивым отсутствием ответного поступка вообще. Нередко человек идет на преступление не только потому, что он плохой по своей натуре, а еще и потому, что он приучен к вседозволенности безвольной реакцией окружающих и со стороны закона. Преступника формирует не только он сам, сколько общественная среда, которая позволила ему стать таким: деспотизм невозможен, если нет пресмыкающихся, все дозволено только в таком обществе, где люди все позволяют друг другу.

       В процессе духовного роста человечества нормы морали накапливаются, отрешаются от единичных, субъективных носителей  данной морали, нравственности, воплощаются  в новых общественно организованных центрах и способах воздействия и в этом закрепленном виде передаются из поколения в поколение. Таким образом, формируются понятия общественной морали, общественной нравственности, представляющие как бы резервуар внешней воспитывающей воли, из которого потом вытекают такие понятия, как приличие, такт, проявляющиеся в потоке распоряжений и законов, подкрепляемых действиями целой системы организованных учреждений государственной власти. Главная цель таких действий состоит не в том, чтобы оказывать насильственное давление и физически принуждать людей к законопослушному поведению. Это было бы неосуществимо да и не нужно, и само намерение добиться этого не могло бы зародиться у государства, приемлющего мораль, нравственность. Законопослушный гражданин общества, не совершающий преступления, в отношении которого в принципе и направлено общее предупреждение, остается самоуправляющейся личностью, субъектом права, гражданином. Его волеизъявление не может быть заменено ничем внешним, т.е. он остается свободным гражданином своей страны, воздействие на его

 

       18

внутреннюю  волю состоит в том, чтобы побудить его самого к духовно необходимому внутреннему самопринуждению соблюдать  законы.

       Задачи  уголовного наказания, таким образом, сводятся к тому, чтобы развивать  в человеке способность внутреннего контроля. Это относится к тому, кто преступил закон и к добропорядочному гражданину. Даже в большей степени это относится к человеку, который полностью еще не стал на преступный путь, находится на распутье между противоправным и правомерным образом жизни. Для такой категории граждан наличие в жизни общества уголовного наказания, исходящего со стороны государства, может и должно быть необходимым подспорьем в деле самовоспитания.

       Необходимо  признать, что наличие в уголовном  законодательстве наказания не является актом насилия со стороны государства. Уголовное наказание – это  психическое принуждение, которое преследует цель заставить человека оставаться в рамках закона и обращается к автономным субъектам права для того, чтобы сообщить их воле направление, необходимое для самовоспитания.

        «Задача наказания состоит в том, чтобы сделать преступника человеком, не нуждающимся в уголовном наказании, а не в том, чтобы довести его до полной неспособности к волевому самоуправлению, и тем самым превратить его навсегда в объект уголовно-правового воздействия»*. Вот почему  должны быть осуждены все формы физического принуждения, повреждающие и разрушающие волю человека: бессмысленные работы в местах лишения свободы, вынужденная праздность в тюрьме, беспросветность пожизненного приговора и т.д. Этим уже выяснен тот предел, от которого  уголовное наказание становится осмысленным и допустимым. Уголовное наказание не может вызвать  к жизни  положительного поступка, нравственного преображения души и всего того, что живет и действует, управляя человеком, но в его силах не допустить совершения новых преступлений.

* Уголовное право России.  Практический курс. /Под общ.ред. А.И. Бастрыкина.  Москва. 2007

      19

      Уголовное наказание, если говорить о цели исправления осужденных, не должно пытаться вызвать в душе человека признание вины, осознание и приятие истины, морали, верования.  Всякая такая попытка обречена на неудачу: в лучшем случае она заставляет осужденного вступить на путь лицемерия;, в худшем случае она расшатывает в нем способность к исправлению, к вере в духовное и нравственное возрождение. Уголовное наказание не должно пытаться заставить человека полюбить человечество или стать патриотом. Всякая такая попытка также обречена на неудачу: в лучшем случае осужденный встанет на путь лжи и предательства, в худшем случае его душа проникнется презрением и ненавистью к государству, к органам, исполняющим наказания, ожесточится до полной неспособности вообще любить кого-то в этой жизни. Уголовное наказание, обращаясь к воле человека с требованием самостоятельной работы над собой в плане исправления, должно беречь волю человека, не расшатывая ее, содействуя ее духовному воспитанию. Всякий вид наказания, который действует разлагающе на волю человека, делает свою собственную цель – исправления преступника – недостижимой.

      Мнение  о том, что наказание должно быть направлено на то, чтобы «исправить»  преступника, вновь сделать его  законопослушным членом общества, является достаточно новым. Первоначально она  была связана с деятельностью религиозных организаций, которые добивались того, чтобы преступник признал свои грехи и раскаялся в них. В ХХ веке во многих государствах исправление преступника стало считаться основной  или одной из основных целей наказания. Основным средством исправления стало привлечение осужденных к труду, а также предоставление им образования. Минимально достаточным при этом признается «юридическое» исправление осужденного, которое выражается в том, что лицо после отбытия наказания  больше не совершает новых преступлений; вопрос о том, способно  ли наказание каким-либо образом перевоспитать преступника, исправив его не только юридически, но и  фактически, является спорным в уголовно-правовой теории.

20

      Уголовное наказание – весьма  сложное  явление, выполняющее самые разные функции и ставящее перед собой самые разные цели.  Обычно называют четыре основные функции уголовного наказания:

      - возмездие,

      - предупреждение,

      - исправление,

      - восстановление социальной справедливости.

      Функция возмездия  не указана в Уголовном кодексе РФ, но, по мнению ряда юристов, является основной функцией наказания. В древности возмездие было основным назначением наказания и осуществлялось по принципу талиона. Смертная казнь, таким образом,  выступает возмездием преступнику за убийство другого человека. По мнению И.И. Карпеца, «назначение наказания состоит в возмездии».* С ним не соглашаются некоторые другие исследователи, видящие основную функцию наказания в устрашении для потенциальных преступников. По моему мнению, именно  функция предупреждения является основной функцией уголовного наказания.

      Функция восстановления социальной справедливости в Уголовном кодексе РФ занимает первое место. Трудность определения этой функции заключается в расплывчатости ее формулировки. Я думаю, что далеко не все преступления направлены против социальной справедливости, например, преступления сексуального характера. По мнению некоторых юристов, формулировка «восстановление социальной справедливости» отражает в скрытой форме  принцип возмездия».**

 

* Карпец И.И. Международное право.  Учебное пособие. Москва: Наука.  1990

** Дубинин Н.П. Карпец И.И. Кудрявцев В.Н.  Генетика, поведение, ответственность. Москва:Наука. 1989

 
 
 

21

 

      О функции и цели исправления и перевоспитания осужденных уже достаточно было сказано в моей работе, поэтому хотелось бы более подробно поговорить о функции предупреждения преступлений, что приводит, в конечном счете к более социально стабильному обществу – главной цели уголовного наказания.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      22

 

    III. Предупреждение преступлений как основа

    социальной стабильности.

 
 

      Функция предупреждения указана в УК РФ как  одна из основных функций наказания. Выделяют два вида предупреждения –  специальное или частное предупреждение (специальная  превенция) и общее предупреждение (общая превенция).

      Специальная превенция – это предотвращение  совершения новых преступлений лицом, которое было ранее осуждено за совершение преступления. Данная цель наказания может осуществляться различными способами. Во-первых, сама по себе наложенная мера наказания может затруднять или даже вовсе исключать совершение новых преступлений лицом. Так, наиболее распространенное наказание – лишение свободы – заключается в помещении преступника в специализированное учреждение, в котором его жизнь строго регламентирована и находится под строгим контролем представителей государства. В ходе пребывания лица в местах лишения свободы практически исключается возможность совершения им новых преступлений, причиняющих ущерб обществу и государству. Менее строгие меры наказания также могут выполнять данную функцию: так, эту цель преследует лишение  преступника права занимать определенные должности или заниматься определенным видом деятельности. Наиболее радикальным проявлением специальной превенции является  применение смертной казни и пожизненного лишения свободы к лицам, совершившим наиболее тяжкие преступления.  Аналогичную цель преследовало применение к преступникам лоботомии, а также кастрация лиц, совершивших половые преступления. Во-вторых, применение к преступнику мер возмездия направлено на создание у него страха перед возможным наказанием в случае совершения нового преступления. Наконец, в-третьих, исправительное воздействие, осуществляемое в ходе отбывания уголовного наказания, способствует  формированию у преступника

Информация о работе Философия наказания