Принуждение в уголовно-процессуальном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2009 в 18:42, Не определен

Описание работы

Курсовая по процессу

Файлы: 1 файл

Курсовая МАХНО (Гот...) (Автосохраненный).doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

    VII.   наличие специфической целенаправленности;

  1.   законность и обоснованность применения уголовно-процессуального принуждения обеспечивается системой процессуальных гарантий и прокурорским надзором.

    Меры  уголовно-процессуального  принуждения устанавливаются  государством и их применение соответствующими органами и должностными лицами является результатом  осуществления последними своих государственно-властных полномочий. С помощью данных мер, осуществляются властные функции по регулированию общественных отношений в сфере уголовного судопроизводства.

    Следует отметить, что выполнение задач уголовного судопроизводства по каждому уголовному делу предполагает неукоснительное исполнение всеми участниками уголовного процесса возложенных на них обязанностей и соблюдение ими всех требований закона. Именно поэтому, в необходимых случаях для обеспечения надлежащего поведения обвиняемого и других лиц в процессе расследования и рассмотрения уголовных дел, преодоления противодействия с их стороны, уголовно-процессуальный закон предусматривает возможность применения принудительных мер.

    Уголовно-процессуальное принуждение представляет собой специфическую меру юридического воздействия на поведение участников общественных отношений, которые возникают, развиваются, изменяются и прекращаются в сфере уголовного судопроизводства. Уголовно-процессуальное принуждение обладает специфическими свойствами, обусловленными особенностями уголовно-процессуального права, предмета и метода уголовно-процессуального регулирования. Такими свойствами следует считать особую процессуальную процедуру возбуждения расследования, рассмотрения и разрешения уголовных дел, обеспечивающую поведение участников уголовного процесса в направлении, соответствующем задачам уголовного судопроизводства, и отношения участников процесса, складывающиеся в сфере этой деятельности.

    Уголовно-процессуальное принуждение вправе применять уполномоченные на то органы и должностные лица (органы дознания, лицо, производящее дознание, следователь, прокурор, суд). Круг этих субъектов строго определен в законе, и право на применение мер принуждения является составной частью их прав, статуса.

    Общим объектом всех уголовно-процессуальных отношений, в том числе и правоотношений, складывающихся  при  применении  уголовно-процессуального принуждения, является быстрое и полное раскрытие преступлений, установление объективной истины с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию, и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден. К кругу субъектов уголовно-процессуальных отношений, в которых выражается принуждение, в качестве его обязательных участников следует отнести представителей органов государственной власти (суд, судью, прокурора, и т.д.).

    При применении уголовно-процессуального  принуждения складываются отношения властно  государственного характера, возникновение, развитие и прекращении  некоторых всецело зависит от органов и представителей государственной власти. Инициатива возникновения указанных отношений не может исходить от других участников, т.к. право на применение принуждение принадлежит только государственным органам на основании принимаемых ими решений. Необходимость в принятии этих решений возникает в связи с порождающим принуждение юридическим фактом, который выражается в форме запретного действия участника правоотношения или его запретного бездействия. К участникам правоотношений, возникающих при применении уголовно- процессуального принуждения относятся:

    - лица, имеющие  в  уголовном   процессе  материальный  или  иной  интерес (подозреваемый, обвиненный, подсудимый, осужденный, потерпевший);

    - лица, участие  которых   обусловлено   необходимостью  собирании доказательств;

    (свидетели,  эксперты), и организации,  в распоряжении  которых имеются  доказательства;

    - лица и организации, несущие обязанности в связи с избранием меры пресечения (поручитель, залогодатель), наложением ареста на имущество, отстранением обвиняемого от занимаемой должности;

    - лица, чье участие в судебном заседании обязательно (защитник, гражданский истец, гражданский ответчик, специалист, переводчик).           

    Содержание  уголовно-процессуальных отношений составляют действия их участников, совершаемые в пределах регламентированных законом субъективных прав и обязанностей. Например, сокрытие обвиняемого от следствия и суда вызывает определенные действия компетентного органа государства, которые могут выразиться в избрании или изменении меры пресечения, в объявлении розыска обвиняемого. Запрещенное законом поведение обвиняемого составляет тот юридический факт, который вызовет ответные действия должностного лица и ляжет в основу определенного правоотношения между следователем (прокурором, судом), объявившим розыск, органом дознания, которому поручено производство розыска, и лицом разыскиваемым. Содержанием правоотношений в приведенном примере являются   действия   участников  этих  отношений, их права и обязанности.

    Следователь вправе применить меру пресечения, он обязан при этом вынести мотивированное постановление, получить санкцию суда, поручить розыск органу дознания; орган дознания обязан провести розыск и вправе при этом потребовать от следователя все имеющиеся у него сведения об обвиняемом и т.д.

    Следует отметить, что конкретные формы уголовно-процессуального  принуждения могут  приобретать характер личных, организационных  и имущественных  ограничений. Речь идет о предусмотренных  уголовно-процессуальным  законом ограничениях субъективных прав личности, которые в зависимости от объема, степени и объекта ограничения можно сгруппировать следующим образом. К личным ограничениям, следует отнести следующее:

    1. личная неприкосновенность (содержание, арест);

    2. неприкосновенность жилища (обыск, выемка);

    3. свобода передвижения (розыск, этапирование);

    4. тайна переписки, почтовой и телеграфной связи (выемка);

    5. свободы выбора поступков по своему усмотрению (привод, помещение обвиняемого или подозреваемого в медицинское учреждение для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы);

    6. право осуществлять трудовую деятельность (отстранение обвиняемого от занимаемой должности).

    К ограничениям имущественного характера следует  отнести потерю материального  вознаграждения, вытекающую из ограничения права занимать определенную должность, и ограничение права пользоваться и распоряжаться личным имуществом или имуществом, добытым преступным путем.

    Организация ограничения, вытекая  из первых двух видов  ограничений, представляющих собой государственное вмешательство в жизнь граждан (обыск у лиц, непричастных к совершенному преступлению), или определенная выемка организаций (выемка корреспонденции в отделении связи) и вызывают усложнения внутреннего порядка, прерывая нормальный ход деятельности или дискредитируя лиц, у которых производится обыск, перед соседями и т.д. Эти ограничения, не ущемляя личностных прав граждан и организаций, в сферу жизни и деятельности которых вторгаются, вызваны необходимостью организации уголовного процесса, создания условий для быстрого и полного раскрытия преступлений, установления объективной истины.

    Принуждение может выражаться в форме психологического, физического или морального воздействия. Сами нормы уголовно-процессуального права, которыми на субъектов возлагаются определенные запреты или обязанности содержат в себе психологическое воздействие. Следует согласиться с утверждением, что «не только осуществление принуждения, но и его угроза, заключенная в нормах права, реально воздействует на поведение соответствующих субъектов»5

    Психологическое принуждение - это всегда нормативная или непосредственная угроза реального применения конкретных мер принудительного воздействия, обращенная к сознанию субъекта.

    Физическая  мера принуждения  заключается в реальном применении мер воздействия, его исполнении силами и средствами государственных органов. Выбор между различными вариантами поведения при физическом принуждении исключается вследствие того, что юридическая обязанность приводится в исполнении независимо от решения обязанного лица: он изолируется от общества, отстраняется от занимаемой должности, на его имущество накладывается арест.

    Моральное принуждение при реализации уголовно-процессуального принуждения следует понимать, как выражение лицу порицания, не связанное с лишением или ограничением его личной свободы или др. благ, кроме потери в общественном мнении его авторитета, дискредитации его имени.

    Следует отметить, что моральное, психологическое  и физическое принуждение, как различные  формы внешнего воздействия на человека не исключают друг друга - как правило, и физическое и психологическое воздействие включает в себя моменты морального воздействия. Психологическое и физическое принуждение выступают как метод внешнего воздействия на внутренние побуждения субъекта через его поведение6. А моральное принуждение выступает как метод внешнего воздействия на поведение субъекта через его внутренние побуждения. Так, под уголовно-процессуальным принуждением следует понимать метод воздействия, проявляющийся в уголовно-процессуальных средствах пресечения неправомерных деяний, представляющих угрозу интересам правосудия, и обеспечения условий успешного осуществления задач правосудия, применяемых компетентными органами государства к участникам уголовно-процессуальной деятельности.

 

     2. Цели мер уголовно-процессуального  принуждения.

    Построение  системы целей  уголовно-процессуального  принуждения осуществляется исключительно на базе общих задач  уголовного судопроизводства, и свое конкретное выражение они  получают в результате деятельности участников уголовного судопроизводства. Исходя из этого, уяснение целей уголовно- процессуального принуждения связано с определением первостепенных задач данной деятельности и основной её направленности.

    В зависимости от степени  обоснованности, формы выражения и последовательности осуществления, цели в сфере уголовно-процессуального регулирования, условно можно разделить на общеправовые и специальные, перспективные и ближайшие, общие, конкретные и функциональные.7

    Для реализации каждой из названных целей уголовно-процессуальное законодательство содержит необходимые условия и средства. Они отражают последствия, которые должны наступить сразу после осуществления уголовно- процессуального закона, как непосредственный результат его воздействия на поведение участников процесса.

    При решении вопроса  об определении конкретных целей различных видов уголовно-процессуального принуждения, необходимо проанализировать точки зрения ведущих учёных-процессуалистов.

    По  данному вопросу  высказаны различные  мнения, представляющие определенный интерес. Так, профессор П.И. Люблинский указывал: «Основной целью принятия мер принуждения является воспрепятствование обвиняемому способов уклонения от следствия и суда».8

    Выше  указанные определения целей мер пресечения были распространенными в течение длительного периода времени. Принятие нового законодательства и дальнейшая разработка законодательного базиса, регламентирующего применение мер пресечения, привели к выводу, что целью применения мер пресечения является воспрепятствование обвиняемому или подозреваемому скрыться от дознания, досудебного следствия и суда, помешать установлению истины по делу, продолжать преступную деятельность или уклониться от отбывания наказания (Ст. 148 УПК Украины)9.

    Кроме того, применение мер  пресечения преследует воспитательные цели, т.к. эти меры имеют принудительно-воспитательный характер. Правильно избирая меры пресечения, органы следствия и суда должны оказывать воспитательное воздействие, как на самого обвиняемого, заставляя его воздержаться от совершения новых преступных действий, продумать свои действия и критически к ним отнестись, так и на окружающих граждан, которые получают уверенность в том, что органы, применяющие меры пресечения, активно борется с преступлениями, и обладают надежными средствами, исключающими возможность обвиняемому скрыться от следствия и суда, совершить новое преступление, помешать осуществлению правосудия.

    В соответствии с Законом, мера пресечения в  ходе производства по уголовному делу может быть избрана, изменена и отменена в любой стадии процесса, причем, при решении вопроса об отмене или изменении ранее избранной меры пресечения учитывается достижение тех целей, для реализации которых она была избрана. При отсутствии оснований для применения мер пресечения, у обвиняемого отбирается обязательство являться по вызовам и сообщать о перемене места жительства (ч. 3 ст. 148 УПК). Цель применения данного вида процессуального принуждения заключается, во-первых, в обеспечении своевременной явки обвиняемого по вызовам в следственные и судебные органы; во-вторых, в своевременном поступлении от обвиняемого сведений о перемене им места жительства с тем, чтобы следственные и судебные органы по необходимости организовали его вызов.

Информация о работе Принуждение в уголовно-процессуальном праве