Коррупция в российском обществе на федеральных, региональных и местных уровнях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 03:44, реферат

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение коррупции в России в муниципальном, региональном, федеральном и международном аспектах.

Файлы: 1 файл

коррупция.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Коррупция как социальный феномен в разной степени свойственна всем современным  государствам. Не является исключением  и Россия. Острота и значимость данной проблемы для нашей страны подтверждается фактом подписания Президентом  РФ 24 ноября 2003 г. Указа №1384 «О Совете при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией». За последнее десятилетие коррупция проникла во все сферы общества. Пораженными коррупцией оказались и органы всех ветвей государственной власти. Наиболее коррумпированными являются органы государственной власти и местного самоуправления, а также их учреждения, наделенные полномочиями в сфере приватизации собственности, финансирования, кредитования, осуществления банковских операций, учреждения и регистрации коммерческих организаций, лицензирования и квотирования, внешнеэкономической деятельности, распределения фондов, проведения земельной реформы, а зачастую и государственные органы, призванные стоять на страже закона и бороться с проявлениями коррупции. Существует несколько причин актуальности проблемы коррупции. Во-первых, многочисленные факты безнаказанности крупных злоупотреблений властью в корыстных целях, совершаемые на фоне выраженного имущественного неравенства разных слоев населения подрывают авторитет государственной власти, дискредитируют демократические завоевания, создают опасность поворота к диктатуре. Во-вторых, коррупция, экономическое содержание которой состоит в деформации процесса распределения ресурсов, снижает эффективность экономики в целом. В-третьих, коррупция, как и многие другие социальные явления, сама создает условия собственного воспроизводства, влияет на будущий экономический и политический порядок. В-четвертых, что очень существенно в настоящее время, репутация страны с масштабной коррупцией является не только политическим, но и важным; экономическим фактором, влияющим на условия предоставления займов, масштабы иностранных инвестиций и т.д., как и любая репутация, она с трудом поддается исправлению.

     Среди факторов, обуславливающих рост коррупции, одним из главных является правовой фактор, выражающийся в отсутствии межотраслевого (комплексного) федерального антикоррупционного закона, необходимость принятия которого в последние годы периодически ставится под сомнение уже не только в научных кругах, но в высших органах законодательной и исполнительной власти. Тем не менее, данный подход нашел отражение в принятом по инициативе России на 22-ой сессии Межпарламентской Ассамблее СНГ Модельном законе «Основы законодательства об антикоррупционной политике» и в подписанной 9 декабря 2003 г. от имени России Конвенции ООН против коррупции.

     Целью данной курсовой работы является изучение коррупции в России в муниципальном, региональном, федеральном и международном  аспектах.

     Для достижения заявленной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие «коррупция» и историю развития коррупции в России
  2. Проанализировать современный этап развития коррупции в России на федеральном, региональном и местном уровнях.
  3. Выявить основные тенденции борьбы с коррупцией в России в международном аспекте.

     Объектом  исследования является коррупция в  России в разных аспектах.

     Предмет исследования – основные особенности, направления, тенденции, присущие коррупции в России. 
 
 
 

1 Понятие «коррупции» и ее исторический аспект в России

1.1 Понятие коррупции

     Слово «коррупция» сложилось из сочетания  латинских слов «согеi» - несколько  участников в обязательном правоотношении по поводу единственного предмета спора  и «rum- реге» - «нарушить что-либо, в частности, рассматривается нарушение  индивидами сложившихся этических норм для получения выгоды. Как социально-негативное явление в обществе коррупция известна очень давно. С древних времен, однако, его содержание толковали по- разному. Например, определение «согиmреге» в римском праве понималось как портить, фальсифицировать, подкупать и обозначало в целом противоправное действие, предпринятое в первую очередь против судьи.

     По  Никколо Макиавелли, коррупция - это  использование публичных возможностей в личных интересах. В работе «Государь», характеризуя советников государей, т.е. должностных лиц, он, в частности, писал: «Есть один безошибочный способ узнать, чего стоит помощник. Если он больше заботится о себе, чем о государе, и во всяком деле ищет своей выгоды, он никогда не будет хорошим слугой государю, и тот никогда не сможет на него положиться».

     Данное  понятие по-разному раскрывается и в словарях и энциклопедиях. В частности, в «Словаре русского языка» коррупция определяется как «подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей».

     В «Политическом словаре» понятие  «коррупция» -  обозначает «разложение экономической и политической систем в государстве, выражающееся в продажности должностных лиц и общественных деятелей».

     В Большой советской энциклопедии слово «коррупция» толкуется  как «прямое использование должностным лицом прав, предоставленных ему по должности, в целях личного обогащения, а также подкуп должностных лиц, их продажность».

     В Российской юридической энциклопедии коррупция определяется как «использование государственными служащими и представителями  органов государственной власти занимаемого ими положения, служебных прав и властных полномочий для незаконного обогащения, получения материальных и иных благ и преимуществ как в личных, так и групповых интересах.»

     В политике понятие «коррупция» используется для характеристики морального состояния общества в целом. В этом контексте коррупция рассматривается как социальная болезнь, преграда на пути экономического прогресса или угроза легитимной политике, обусловленная доступом к власти преступных элементов.

     Существует  множество форм (проявлений) коррупции: взяточничество, фаворитизм, непотизм (кумовство), протекционизм, лоббизм, незаконное распределение и перераспределение общественных ресурсов и фондов, незаконное присвоение общественных ресурсов в личных целях, незаконная приватизация, незаконная поддержка и финансирование политических структур (партий и др.), вымогательство, предоставление льготных кредитов, заказов, знаменитый русский “блат” (использование личных контактов для получения доступа к общественным ресурсам – товарам, услугам, источникам доходов, привилегиям, оказание различных услуг родственникам, друзьям, знакомым) и др. Соответственно приводятся различные классификации коррупции и коррупционной деятельности (Быстрова, Сильвестрос, 2000; Кузнецов, 2000; Johnston, 1982; и др.). J. Coleman различает коммерческое взяточничество и политическую коррупцию. Однако, исчерпывающий перечень коррупционных видов деятельности невозможен. Хорошо известно, что в России легально существовало “кормление”, переросшее затем в мздоимство и лихоимство. Может быть, российское кормление служит первым проявлением того, что В. Клэверен, с экономической (рыночной) точки зрения, оценивает коррупционную деятельность как бизнес: коррупционер относится к своей должности как бизнесу, пытаясь максимизировать “доход”.

     Важно понимание социальной природы (сущности) коррупции. Это позволит избежать излишней политизации, “юридизации” и, в конечном счете, мифологизации проблемы.

     Коррупция – сложный социальный феномен, порождение общества и общественных отношений, одно из проявлений продажности. Социальный феномен продажности (от коррупции должностных лиц до брачных аферистов и проституции – в сфере политики, науки, искусства, журналистики или же – сексуальных отношений) возможен в обществе развитых товарно-денежных отношений, когда “способность всех продуктов, деятельностей, отношений к обмену на нечто третье, вещное, на нечто такое, что в свою очередь может быть обменено на все без разбора, т.е. развитие меновых стоимостей (и денежных отношений) - тождественно всеобщей продажности, коррупции”. Денежная (товарно-денежная) сущность проституции как продажности обосновывалась Г. Зиммелем. Он отмечал, что природа проституции и природа денег аналогичны, что в условиях товарно-денежных, вещных, отчужденных отношений проституция становится символом межчеловеческих отношений. Деньги губят природу вещей одним своим прикосновением.

     Тот или иной вид продажности, осознаваемый как проблема, представляет собой  социальную конструкцию: общество определяет, что именно, где, когда, при каких условиях и с какими последствиями рассматривается как коррупция, проституция и др. Процесс социального конструирования коррупции включает:

  • наличие множества фактов продажности (взяточничества) различных государственных служащих и должностных лиц;
  • осознание этих фактов как социальной проблемы;
  • криминализацию некоторых форм коррупционной деятельности;
  • реакцию политиков, правоохранительных органов, юристов, средств массовой информации, населения на коррупцию и т.п.

     В современном обществе, включая российское, коррупция – социальный институт, элемент системы управления, тесно взаимосвязанный с другими социальными институтами – политическими, экономическими, культурологическими. Социальный институт характеризуется наличием регулярных и долговременных социальных практик, поддерживаемых с помощью социальных норм, имеющих важное значение в структуре общества, наличием множества ролей.

     Об  институционализации (процессе становления  социальных практик регулярными и долговременными) коррупции свидетельствуют:

  • выполнение ею ряда социальных функций – упрощение административных связей, ускорение и упрощение принятия управленческих решений, консолидация и реструктуризация отношений между социальными классами и группами, содействие экономическому развитию путем сокращения бюрократических барьеров, оптимизация экономики в условиях дефицита ресурсов и др.;
  • наличие вполне определенных субъектов коррупционных взаимоотношений (патрон – клиент), распределение социальных ролей (взяткодатель, взяткополучатель, посредник);
  • наличие определенных правил игры, норм, известных субъектам коррупционной деятельности;
  • сложившийся сленг и символика (например, хорошо известный и всеми понимаемый жест потирания большим пальцем руки указательного и среднего пальцев) коррупционных действий;
  • установившаяся и известная заинтересованным лицам такса услуг. Например, такса поборов работниками ГАИ была опубликована еще в 1996 г. газетой “Стрела”; в газете “Ваш тайный советник” в 2000 г. публиковались размеры взяток за поступление в престижные вузы Санкт-Петербурга (включая юридические). Опубликованы существующие таксы в сфере “правоохранительной деятельности”: плата за невозбуждение уголовного дела ($1000 – 10000), за изменение меры пресечения с освобождением из-под стражи ($20000-25000), за смягчение наказания ($5000-15000), за игнорирование таможенных нарушений ($10000-20000 или 20-25% от таможенного сбора) . А вот “расценка услуг” на высшем федеральном уровне: стоимость назначения депутата Государственной Думы на должность председателя комитета – порядка $30000, стоимость внесения любого законопроекта на рассмотрение Государственной Думы – около $250000, статус помощника депутата оценивается в $4000-5000.

     Институционализация коррупции в развитых странах Запада рассмотрена В. Рейсменом еще в 1979 г. (русский перевод 1988 г.), в отечественной литературе этому посвящены, прежде всего, книги В. Радаева и Л. Тимофеева, а также диссертационное исследование И. Кузнецова.

     Исследования  И. Клямкина, А. Олейника, В. Радаева, Л. Тимофеева, Т. Шанина и др., позволяют утверждать, что коррупция, наряду с теневой экономикой, теневой политикой, теневым правом и т.п., сформировавшимися в России еще в годы советской власти и сохраняющимися по сей день (пусть иногда в измененном обличии), образуют институционализированную теневую реальность, не считаться с которой, значит не понимать реальную социальную действительность, происходящие в обществе процессы, а, следовательно, находиться в плену прекраснодушных и сладкозвучных иллюзий… “Оказалось, что теневая реальность – это не только "вторая экономика" или коррупция, но охватывающая все общество в целом, законченная институциональная система (экономика, право, административные отношения и т.д.), - вся целиком вне сферы юридического закона”. И коррупция – лишь элемент (пусть один из важнейших, быть может – самый главный) этой теневой реальности нашего бытия.

1.2 История развития коррупции в  российском обществе

     История отечественной коррупции изложена в ряде солидных публикаций. Здесь остановимся лишь на некоторых “узловых” моментах.

     Зарождение  “легальной” коррупции относится  к 1Х-Х вв., когда возникает, по примеру  Византии, институт “кормления” - древнерусский институт направления главой государства (князем) своих представителей (воевод, наместников) в провинцию без денежного вознаграждения. Предполагалось, что население региона будет “кормить” наместника. Последний обладал огромными полномочиями, и ясно, что население не скупилось на подношения… “Откормленные” воеводы, возвращаясь в столицу – Москву, везли с собой накопленное добро, “подарки”, “излишки” которых изымались еще при въезде в “златоглавую” в пользу казны… Так возникала круговая порука взяточников провинциальных и столичных. Кормление было официально отменено в 1556 г., но традиция жить и богатеть за счет подданных фактически сохранилась надолго, быть может – до сих пор. Чем иначе можно объяснить размер заработной платы – нередко ниже прожиточного минимума, установленный в современной России сотрудникам милиции, таможенной службы, государственной санитарно-эпидемиологической службы и др.? Не было недостатка в моральном и государевом осуждении взяточничества (в Х111 в. митрополит Кирилл, затем цари Иван 111, Иван 1V Грозный, при котором состоялась первая известная казнь за взятку), но – “Коррупция хроническая и неизлечимая болезнь любого государственного аппарата всех времен и всех народов”.

Информация о работе Коррупция в российском обществе на федеральных, региональных и местных уровнях