Бандитизм и его отличия от разбоя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 22:46, курсовая работа

Описание работы

Актуальность разработки данной проблемы объясняется также и тем, что за все время существования уголовной нормы о бандитизме не было принято ни одного специального постановления Верховного суда СССР или РСФСР, посвященного этому вопросу. Только спустя 30 с лишним лет после принятия Уголовного кодекса РСФСР 1960г. было принято первое постановление Пленума Верховного суда РФ от 21 декабря 1993г., которое достаточно подробно проанализировало вопросы, связанные с квалификацией бандитизма и выработало обязательное для всех судов рекомендации.

Содержание работы

ведение _________________________________________________________________ 3

Глава 1. Исторические аспекты квалификации бандитизма _______________________5

Глава 2. Уголовно-правовая квалификация бандитизма в современном уголовном законодательстве России

2.1. Понятие и уголовно-правовая характеристика состава бандитизма __________ 8

2.2. Устойчивость и вооруженность как основные признаки банды _____________19

Глава 3. Квалифицирующие признаки бандитизма ____________________________ 28

Глава 4. Отличие бандитизма от смежных составов преступлений ________________29

Заключение ______________________________________________________________ 38

Список использованной литературы ______________________________

Файлы: 1 файл

Документ WordPad (2).doc

— 222.63 Кб (Скачать файл)

К оружию не относятся изделия, сертифицированные в качестве изделий хозяйственного, бытового или производственного назначения; спортивные снаряды, конструктивно сходные с оружием.

Банда как вооруженное формирование может иметь и иные предметы, относящиеся к военному снаряжению и обладающие способностью поражать живую цель. К ним относятся снаряды, мины, гранаты. В качестве взрывчатых веществ в такой преступной группе могут находится такие веществ, химические соединения или механические смеси веществ, которые способны к быстрому, самораспространяющемуся химическому превращению -- взрыву. К ним относятся тротил, аммониты, пластиды, эластиды, дымный и бездымный порох и т.п.

Поскольку бандитизм предполагает организацию вооруженной банды, то хранение и ношение огнестрельного оружия или холодного оружия охватывается признаками состава ст. 209 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. 222 УК РФ не требуется.

Наличие в организованной группе только негодного оружия или предметов, имитирующих его, не может составлять такой обязательный признак банды как вооруженность. Образование банды предполагает, что ее участники специально договорились о создании именно вооруженной банды, т.е. знают, что их группа обладает оружием, и знают, что оно может быть использовано при совершении нападений. В п. 5 Постановления 1997 г. следующим образом рассматривается признак вооруженности: «...банда признается вооруженной при наличии оружия хотя бы у одного из ее членов и осведомленности об этом других членов банды». Хотя в этом Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и исключен качественный критерий осведомленности, который был в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 года и заключался в установлении такой осведомленности, при которой члены банды допускали возможность применения оружия, все равно такое сокращение не спасает правоприменителя от необходимости доказывать осведомленность о наличии оружия, что на практике может сделать невозможным признание преступной группы бандой.

Рассматривая вопрос о содержании вооруженности как признака состава преступления, предусмотренного ст.209 УК РФ, хотелось бы подробнее остановиться на проблеме признания оружием банды некоторых видов газового оружия. Федеральный закон «Об оружии», как уже отмечалось, к газовому оружию относит газовые пистолеты и револьверы, в том числе патроны к ним, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, разрешенными к применению Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Ранее существовавшая судебная практика газовое оружие к оружию в уголовно-правовом смысле не относила, а считала их при применении в преступлении как предметы, используемые в качестве оружия. Это, в частности, обосновывалось ссылкой на Постановление Пленума ВС СССР от 20 сентября 1974 г. (с изменениями от 29 марта 1991 г.). И хотя в этом постановлении речь шла об оружии как предмете преступного посягательства (ст. 218 УК), судебная практика относила это и к оружию как средству совершения преступлений, в которых признак применения оружия является конструктивным (разбой, превышение власти, хулиганство, а так же бандитизм). С принятием Закона «Об оружии» основания для такого толкования отпали. В постановлении ВС РФ от 21 декабря 1993 г. «О судебной практике по делам о бандитизме» прямо указывается, что наличие у участников преступной группы газового оружия позволяет считать ее вооруженной, а при решении вопроса о признании оружием предметов, используемых членами банды при нападениях, следует руководствоваться положениями Закона РФ «Об оружии», а в необходимых случаях и заключениями экспертов. Значит ли это, что наличие у членов устойчивой преступной группы любого газового оружия, в частности, механических распылителей и аэрозольных устройств (баллончиков) дает основания признать группу бандитской? Представляется, что это можно сделать не всегда. Дело в том, что, вводя понятие газового оружия, Закон разделяет его на неразрешенные к обороту на территории РФ и на запрещенные. Газовое оружие самообороны -- пистолеты, револьверы, механические распылители и аэрозольные устройства, снаряженные слезоточивыми раздражающими веществами, установленными к применению Министерством здравоохранения РФ, разрешены к обороту, т.е. при определенных условиях они могут продаваться и покупаться организациями и гражданами. Причем газовое оружие самообороны (за исключением аэрозольных устройств) приобретается гражданами по лицензии органов внутренних дел и подлежат регистрации в этих органах. Дифференциация правового регулирования оборота указанных видов оружия продиктована существенным различием их поражающих качеств. При применении аэрозольных устройств со слезоточивыми раздражающими веществами сколько-нибудь существенная опасность для жизни и здоровья людей не создается. Это дает основание утверждать, что наличие указанных средств у членов преступной группы не достаточно, чтобы считать ее вооруженной в уголовно-правовом смысле и относить к бандитской. Для этого необходимо, чтобы у членов преступной группы имелось бы газовое оружие, подлежащее регистрации в органах внутренних дел (пистолеты, револьверы), или такое газовое оружие, которое вообще запрещено к обороту на территории РФ.

Согласно Закону «Об оружии» к такому относится газовое оружие (в том числе и аэрозольные устройства), снаряженное нервно-паралитическими, отравляющими и другими сильнодействующими веществами, а также способное повлечь поражение средней степени за счет воздействия слезоточивых раздражающих веществ или причинить вред средней тяжести здоровью человека, находящегося на расстоянии более 0,5 метра.

Специфические поражающие свойства газового оружия обусловливают особенности квалификации нападений с его применением с целью завладения чужим имуществом. Для признания такого нападения разбойным необходимо, чтобы оно соединялось с насилием, опасным для жизни и здоровья потерпевшего, или угрозой применения такого насилия. Газовое же оружие, как указывается в Законе, предназначено для временного поражения живой цели путем применения токсических веществ, разрешенных к применению Министерством здравоохранения РФ. Опасность для жизни при этом создается далеко не всегда. При нападениях с использованием газового оружия подлежит выяснению, что за газ применялся, каково его воздействие на организм человека, какова степень тяжести причиненных телесных повреждений или могущих быть причиненными в результате воздействия газа из примененного оружия.

В заключении хотелось бы отметить, что на наш взгляд, не следует понимать под оружием банды устройства и предметы, предназначенные для временного поражения путем применения слезоточивых или раздражающих веществ. 

ГЛАВА 3. КВАЛИФИЦИРУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ БАНДИТИЗМА

Деятельность рядовых членов банды квалифицируется по ч. 2 ст. 209 УК как участие в банде или в совершаемых ею нападениях. Участие в банде заключается не только в непосредственном участии в совершаемых бандой нападениях, но и в выполнении иных действий в интересах банды: финансирование, снабжение оружием, подыскание объектов для нападения (наводка), обеспечение транспортом, установление контактов с коррумпированными работниками правоохранительных органов и т.д.

Участие в совершаемых бандой нападениях заключается в непосредственном участии хотя бы в одном нападении вооруженной группы лица, которое, не являясь членом банды, сознавало, что принимает участие в преступлении, совершаемом бандой.

Нападением следует считать действия, направленные на достижение преступного результата путем применения насилия над потерпевшим либо создания реальной угрозы его немедленного применения.

Нападение вооруженной банды следует считать состоявшимся и в тех случаях, когда имевшееся у членов банды оружие не применялось, а цель преступления была достигнута за счет высказанной или очевидной для потерпевшего угрозы его применения.

Действия лиц, не входивших в состав банды и не участвовавших в совершенных бандой нападениях, но оказавших банде или отдельным ее членам содействие в преступной деятельности, должны рассматриваться и квалифицироваться как соучастие в преступлении. Так, с объективной стороны пособничество бандитизму может выразиться в продаже оружия, предоставлении транспорта, указании на объект нападения. Эти действия должны носить разовый характер, так как при систематическом их совершении лицо становится членом банды. Подстрекательство к бандитизму может выразиться в склонении членов банды к нападению на конкретное учреждение или определенных лиц. С субъективной стороны соучастник в бандитизме должен сознавать, что оказывает содействие в совершении преступления именно банде.

«Под совершением бандитизма с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 209) следует понимать использование лицом своих властных или иных служебных полномочий, форменной одежды и атрибутики, служебных удостоверения или оружия, а равно сведений, которыми оно располагает в связи со своим служебным положением при подготовке или совершении бандой нападения либо при финансировании ее преступной деятельности, вооружении, материальном оснащении, подборе новых членов банды и т.п.» 

ГЛАВА 4. ОТЛИЧИЕ БАНДИТИЗМА ОТ СМЕЖНЫХ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Близко к бандитизму примыкает преступление, предусмотренное ст. 210 УК. Следуя за изменениями структуры преступности, уголовное законодательство должно оперативно реагировать на возникновение новых методов, приемов и форм ее деятельности. Наиболее важными изменениями в структуре криминала является стремительное приобретение ею организованных форм. Индивидуальная преступность давно уже уступила место групповой, а групповая, в свою очередь, быстро превращается в организованную.

Объектом этого преступления является общественная, а равно и государственная безопасность, ибо организованная преступность представляет собой реальную угрозу именно для государства, поскольку нарушает и парализует его усилия по организации и функционированию самых различных структур.

С объективной стороны преступление, предусмотренное ст. 210 УК, представляет собой:

а) создание преступного сообщества (преступной организации) для совершения тяжких или особо тяжких преступлений; б) руководство таким сообществом (организацией) или входящими в него структурными подразделениями;

в) создание объединения организаторов, руководителей организованных групп;

г) участие в преступном сообществе (ч. 2 ст. 210 УК);

д) участие в объединении организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп (ч. 2 ст. 210 УК);

е) те же действия, но совершенные лицами с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 210 УК).

Создание преступного сообщества. Как и при создании банды, организация преступного общества предполагает действия, направленные на вербовку участников сообщества, создание ее структурных подразделений, выработку организационных форм, системы подчиненности и распределение обязанностей.

Информация о работе Бандитизм и его отличия от разбоя