Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 22:46, курсовая работа
Актуальность разработки данной проблемы объясняется также и тем, что за все время существования уголовной нормы о бандитизме не было принято ни одного специального постановления Верховного суда СССР или РСФСР, посвященного этому вопросу. Только спустя 30 с лишним лет после принятия Уголовного кодекса РСФСР 1960г. было принято первое постановление Пленума Верховного суда РФ от 21 декабря 1993г., которое достаточно подробно проанализировало вопросы, связанные с квалификацией бандитизма и выработало обязательное для всех судов рекомендации.
ведение _________________________________________________________________ 3
Глава 1. Исторические аспекты квалификации бандитизма _______________________5
Глава 2. Уголовно-правовая квалификация бандитизма в современном уголовном законодательстве России
2.1. Понятие и уголовно-правовая характеристика состава бандитизма __________ 8
2.2. Устойчивость и вооруженность как основные признаки банды _____________19
Глава 3. Квалифицирующие признаки бандитизма ____________________________ 28
Глава 4. Отличие бандитизма от смежных составов преступлений ________________29
Заключение ______________________________________________________________ 38
Список использованной литературы ______________________________
В санкциях частей ст. 209 УК предусмотрен только один вид основного наказания -- лишение свободы. Однако, руководствуясь статьей 64 УК, суд может назначить и более мягкий вид наказания, чем предусмотрено в уголовно-правовой норме.
В качестве дополнительного
наказания за бандитизм в УК установлена
конфискация имущества, применение которой
осуществляется по усмотрению суда и не
является обязательной. При решении вопроса
о назначении или не назначении конфискации
имущества также учитываются все отягчающие
и смягчающие обстоятельства, установленные
по делу.
2.2. Устойчивость и вооруженность как основные признаки банды
Термин «устойчивость» в действующем Российском уголовном законодательстве упоминается дважды. Во-первых, применительно к определению понятия «организованная группа» (ч. 3.ст. 35 УК РФ), во-вторых, применительно к определению понятия «бандитизм» (ч. 1 и 2 ст. 209 УК РФ). Ни в первом, ни во втором случаях законодатель не раскрывает данное понятие. Однако бесспорным является то обстоятельство, что и для «организованной группы» и для «бандитизма» понятие «устойчивость» является основным, конституирующим признаком, при отсутствии которого нет ни организованной группы, ни бандитизма.
Исходя из смысла закона -- ст.ст. 35 и 209 УК РФ банду можно определить как организованную устойчивую вооруженную группу, состоящую из двух или более лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких вооруженных нападений на граждан или организации.
Являясь одной из разновидностей группового преступления, банда характеризуется множественностью участников (два и более), непосредственным участием каждого из них в обеспечении выполнения действий, которые составляют объективную сторону одного и того же состава преступления; осуществление преступного намерения совместным участием всех лиц, входящих в банду, осознание ими общественной опасности как своего деяния, так и осознание общественно опасного характера деяния других участников и предвидение возможности наступления преступного результата от совместной деятельности.
Очевидно, что индивидуальная деятельность и ее конечный результат каждого участника банды могут быть разными, однако совокупность этих разных по объему и нередко по содержанию деятельностей, в конечном счете, приводит к выполнению сконструированной в законе объективной стороны бандитизма.
Каждый из субъектов, входящих в банду, принимает на себя определенные обязательства, обусловленные целями, стоящими перед бандой. Поэтому любой акт преступной деятельности того или иного участника, совершенный в направлении достижения общей для соучастников цели, является актом индивидуальной воли этого участника и в то же время является выражением согласованных преступных устремлений участников сообщества в целом. В случае, если все эти фактические обстоятельства не были известны субъекту и не охватывались его умыслом, который не совпадал с умыслом группы, его действия нельзя квалифицировать по ст. 209 УК РФ.
Продолжая эту мысль, в качестве одного из критериев признания группы бандой можно назвать степень согласованности действий участников, их субъективной связанности, которая охватывается понятием организованности. Организованность может выражаться в установлении определенных внутригрупповых форм связи между всеми участниками (это может быть иерархическое строение, распределение функций), согласованности действий, готовности к выполнению общих задач в соответствии с ролью в группе.
Наука и практика в качестве одного из обязательных признаков бандитизма называет устойчивость, который, как мы уже отмечали, является конституирующим признаком.
Понимание данного признака в науке российского уголовного права и на практике было и продолжает оставаться неоднозначным.
Долгое время устойчивость связывалась с количеством задуманных и совершенных преступлений. Затем исследователи пришли к выводу, что она может иметь место и в банде при совместной деятельности ее субъектов, направленной на совершение и одного преступления при условии существования определенного характера связей между участниками.
На наличие прочных связей между соучастниками и наличие специфических и индивидуальных форм и методов деятельности для определения признака устойчивости обращает свое внимание В. С. Комиссаров. По его мнению, показателями устойчивости могут служить: 1) высокая степень организованности; 2) стабильность состава и организационной структуры; 3) наличие своеобразных индивидуальных по характеру форм и методов преступной деятельности. Длительность существования же и количество совершенных нападений показателями могут быть только в совокупности с другими критериями.
Ю. Б. Мельникова, Т. Д. Устинова под устойчивостью понимают постоянную или временную преступную деятельность, рассчитанную на неоднократность совершения преступных действий, относительную непрерывность в совершении преступных действий, относительную непрерывность в совершении преступных деяний. Для Стельмаха В. Ю. устойчивость складывается из трех обязательных компонентов -- предварительной договоренности о совершении нападений, более или менее длительного времени существования и ее организованности.
По мнению А. В. Шеслера, характеристику устойчивости организованной группы (банды) надо рассматривать через субъективно-объективные признаки. В субъективном понимании устойчивость означает «стойкость преступных устремлений участников группы, твердое намерение постоянно или временно заниматься преступной деятельностью». К субъективному критерию устойчивости он также относит и предварительный сговор членов соучастия на единение межличностных связей, преступных интересов. Такой сговор, прежде всего, направлен на соединение личных усилий соучастников к достижению психологической и организационной устойчивости группы.
Объективное выражение устойчивости, как считает А. В. Шеслер, выражается в следующей совокупности ее признаков
? стабильный характер преступной деятельности группы;
? наличие элементов материальной базы;
? соорганизованность участников группы (совместная организованность).
Большое внимание понятию «устойчивость» уделяли
Верховный Суд СССР, Верховный Суд РСФСР
и Верховный Суд РФ, которые в своих постановлениях
пытались содержательно раскрыть данное
понятие.
В этой связи отметим Постановление Пленума Верховного суда СССР 1959 года, Постановления Пленума Верховного суда РФ 1993, 1997 годов. В Постановлении 1959 года под устойчивостью понимались предварительный сговор и преступные связи между участниками, единство преступных целей, распределение функций между участниками преступного сообщества, предварительное установление объектов и способов преступной деятельности, в Постановлении Пленума Верховного суда 1993 года для определения этого признака использовались такие составляющие, как стабильность состава банды и ее организационных структур, сплоченность ее членов, постоянство форм и методов преступной деятельности, а в 1997 году (помимо сохраненных признаков -- стабильность состава, постоянство форм и методов преступной деятельности) признаками устойчивости названы также тесная взаимосвязь между членами банды, согласованность их действий, длительность ее существования и количество совершенных преступлений. Как видим, число признаков, раскрывающих понятие «устойчивость», в двух постановлениях не совпадает. Более того, можно утверждать, что Верховный суд идет по пути не содержательного раскрытия понятия, а по пути увеличения признаков, которые якобы раскрывают данное понятие или указывают на его существование. Причем в признаки, указывающие на «устойчивость», попадают и такие оценочные категории, которые, на наш взгляд, к ней отношения не имеют (например, «сплоченность», «постоянство форм и методов преступной деятельности» и др.).
Изучение смыслового содержания слова устойчивость показывает, что и в прямом и в переносном значении оно одинаково -- «крепкий, стойкий, не шаткий, способный выдержать воздействия со стороны, оказать сопротивление, противодействие». Синонимом «устойчивости» является слово «постоянный».
В качестве характеристики совместной деятельности людей термин «устойчивость» используется в большей мере в социальной психологии и также рассматривается в качестве показателя длительности существования конкретной малой группы.
Вместе с тем в социально-психологической науке не вызывает сомнений положение, в соответствии с которым устойчивость понимается как внешнее выражение жизнедеятельности группы. В связи с этим большинство исследователей считают, что объективное содержание понятия «устойчивость» составляют следующие признаки:
а) относительно стабильный состав участников; б) длительный или интенсивный период совместной деятельности, характеризующий активность участников и группы в целом;
в) структурная определенность группы с определением ролей ее участников.
Представляется, что применительно к преступной группе, к каковой относится банда, об устойчивости можно говорить в следующих случаях:
а) существует относительно стабильный состав участников; б) длительный или интенсивный период преступной деятельности характеризует активность как каждого отдельного участника банды, так и активность банды в целом;
в) реально существует структурная определенность банды, с определением ролей ее участников.
При выделении именно этих элементов мы исходили из того, что устойчивость -- внешняя характеристика банды, как организованной преступной группы. Она является следствием структурных (функциональных) связей, сложившихся в банде и обусловливается, во-первых, личностной обозначенностью ее членов, т.е. способом личностного выражения, и, во-вторых, структурой ее интеграции и дифференциации.
Структурная интеграция предполагает обмен функциями членов банды в осуществлении совместной преступной деятельности.
Структурная дифференциация предполагает разделение функций между членами банды в осуществлении совместной преступной деятельности.
Наши исследования показали, что устойчивость преступной группы, в том числе и банды зависит от трех компонентов:
1. Интенсивности деятельности банды. Устойчивые группы -- только действующие. Именно преступная деятельность способствует развитию функциональных связей внутри банды и служит своеобразным «контролером» по проверке их прочности. Каждое новое, удачно осуществленное преступление укрепляет банду, а тем самым повышает ее устойчивость. Вместе с тем мы допускаем, что банда может быть устойчивой и при совершении одного, но очень серьезного преступления, которое требует длительной подготовки, тщательного планирования, структурной дифференциации и интеграции.
2. Удовлетворения через иерархизацию личного интереса каждого члена банды. Чем в большей мере банда ориентирована на формирование личностных связей, а не только функциональных, защиту интересов отдельных ее членов, тем более она устойчива. Этот субъективный компонент очень важен, поскольку связан с осознанием каждым участником совместной деятельности необходимости взаимодействия с другими в достижении поставленной цели. Очевидно, что осознавать это может только вменяемое лицо, достигшее определенной социальной зрелости. В детской и педагогической психологии считается, что такой уровень социальной зрелости формируется, как правило, к 16 годам.
3. Наличия психологической защищенности каждого члена банды.
Считая, что в уголовном законодательстве не должно быть оценочных категорий (понятий), полагаем целесообразным и понятие «устойчивость» раскрыть содержательно в тексте УК РФ в его Общей части. Такое решение будет способствовать единообразному пониманию понятия у практических работников, что позволит им более эффективно применять ст. 209 УК РФ.
Вооруженность является существенным признаком банды, т.е. устойчивая группа должна располагать огнестрельным или холодным оружием в связи с преступной деятельностью по совершению нападений.
Однако наличие оружия в вооруженной группе не всегда образует признак вооруженности. Например, если оружие приобреталось группой лиц для совершения с ним впоследствии спекулятивных сделок. В этом случае признак вооруженности и банды будет отсутствовать, так как целью членов группы была его перепродажа с целью получения прибыли, а не использование для совершения нападений. Кроме того, к оружию чтобы оно составляло признак вооруженности банды, предъявляются четкие требования, зафиксированные в ст. 222 УК РФ, т.е. под оружием следует понимать предметы, исключительно для поражения живой силы и не имеющие иного хозяйственного предназначения. При решении вопроса о признании оружием предметов, используемых членами банды при нападении, прежде всего, необходимо руководствоваться положениями закона «Об оружии» от 13 декабря 1996 года. Оружие в соответствии с этим законом делится на огнестрельное, холодное метательное, пневматическое, газовое, сигнальное. Последнее предназначено для подачи световых, дымовых или звуковых сигналов и не может поражать живую цель. Однако если такое оружие переделано участниками банды для поражения живой цели, то оно образует признак вооруженности, который установлен в качестве обязательного в ст. 209 УК РФ. Говоря о газовом оружии, следует подчеркнуть, что к нему относятся не только газовые пистолеты и револьверы, но и механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные, естественно, слезоточивыми или раздражающими веществами. Это положение базируется на том, что указанное оружие специально предназначено для поражения живой цели -- человека.