Понятие и сущность юридического лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 21:08, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, объектом исследования является институт юридического лица. Предметом исследования – нормы Гражданского кодекса РФ, законодательных и других нормативных актов, раскрывающие понятие и сущность института юридического лица. Целью настоящей работы, таким образом, является всестороннее изучение и раскрытие понятия и сущности категории юридического лица.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

- определить значение юридического лица и его роль в гражданском обороте;

- дать понятие юридического лица и раскрыть его существенные признаки;

- проанализировать теории и учения о юридических лицах;

- наметить основные виды юридических лиц;

- раскрыть особенности правоспособности юридических лиц как важнейшего условия для участия в гражданских правоотношениях,

- обозначить отличия в правовом статусе юридических лиц и организаций, внешне похожих на юридические лица, но в действительности не являющихся таковыми.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
1 ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА……………………...….. 5
1.1 Значение института юридического лица…….………………….. 5
1.2 Теории юридического лица……………………………………..... 7
1.3 Классификация юридических лиц…………………...................... 12
2 ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО - СУБЪЕКТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА…………………………………………………………………………. 16
2.1 Признаки юридического лица……………………………………. 16
2.2 Правоспособность юридического лица………………………….. 19
2.3 Правовой статус организаций, не являющихся юридическими лицами……………………………………………………………… 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…… 30

Файлы: 1 файл

курсовая_работа по общей части гражданского права.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

     Таким образом, чем шире перечень юридических  лиц и чем значительнее отличия одних организаций от других, тем больше различных классификаций юридических лиц.  Но это отнюдь не умаляет значение научной классификации, ценность которой заключается в систематизации знаний о предмете, без которой невозможно ни дальнейшее развитие, ни применение этих знаний. И все вместе еще раз подчеркивает сложность природы такого правового явления как юридическое лицо.   Раскрытию существенных признаков юридического лица, особенностей его правосубъктности, наличие которой делает юридическое лицо участником гражданских правоотношений, а, значит, раскрывает его сущность, и посвящена вторая глава работы. 
 
 
 
 
 
 

2 ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО  – СУБЪЕКТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

2.1 Признаки юридического лица

     Признаки  юридического лица — это такие  внутренне присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а  все вместе - достаточны для того, чтобы организация могла признаваться субъектом гражданского права. В этом контексте слово «признаки» употребляется в более узком смысле, чем обычно, и это соответствует правовой традиции.11

     Все юридические лица в России проходят государственную регистрацию, подавляющее  их большинство имеет печати и открывает счета в банках, однако все эти внешние атрибуты не отражают сущности юридического лица. В самом деле, обязательной государственной регистрации подлежат и граждане-предприниматели, и некоторые неправосубъектные организации (т.е. не имеющие статуса юридического лица), например филиалы и представительства иностранных компаний. Они также могут иметь свои печати и банковские счета, но юридическими лицами от этого не становятся.

     Правовая  доктрина традиционно выделяет четыре основополагающих признака, каждый из которых необходим, а все в совокупности — достаточны, чтобы организация могла быть признана субъектом гражданского права, т.е. юридическим лицом.

     1) Организационное единство юридического  лица проявляется прежде всего в определенной иерархии, соподчиненности органов управления (единоличных или коллегиальных), составляющих его структуру, и в четкой регламентации отношений между его участниками. Благодаря этому становится возможным превратить желания множества участников в единую волю юридического лица в целом, а также непротиворечиво выразить эту волю вовне. «Вместо естественного объединения интересов физического лица единством его мышления и воли (в юридическом лице) мы имеем искусственное соединение, в котором растворяется часть интересов отдельных лиц, претворяясь затем в высшем единстве — общности интересов».12

     Таким образом, множество лиц, объединенных в организацию, выступает в гражданском  обороте как одно лицо, один субъект права.

     Организационное единство юридического лица закрепляется его учредительными документами (уставом и (или) учредительным договором) и нормативными актами, регулирующими правовое положение того или иного вида юридических лиц.

     2) Если организационное единство  необходимо для объединения множества  лиц в одно коллективное образование, то обособленное имущество создает материальную базу деятельности такого образования. Любая практическая деятельность немыслима без соответствующих инструментов: предметов техники, знаний, наконец, просто денежных средств. Объединение этих инструментов в один имущественный комплекс, принадлежащий данной организации, и отграничение его от имуществ, принадлежащих другим лицам, и называется имущественной обособленностью юридического лица. Неудачная дефиниция юридического лица в п. 1 ст. 48 ГК порождает различные толкования понятия имущественной обособленности.13

     Так, под имуществом можно понимать только вещи, а значит, отсутствие вещей в собственности, оперативном управлении или хозяйственном ведении организации препятствует признанию ее юридическим лицом. С другой стороны, в понятие имущества наряду с вещами можно включить и обязательственные права. Ведь могут существовать и такие юридические лица, все имущество которых исчерпывается средствами на банковском счете и арендуемым помещением. Обе эти позиции объединяет то, что наличие имущества (понимаемого более или менее широко) рассматривается как необходимый атрибут юридического лица. Но признаком юридического лица является, скорее, не наличие обособленного имущества, а такой принцип функционирования организации, как имущественная обособленность, а это не одно и то же.14

     Юридическое лицо в течение какого-то периода  времени может вообще не обладать никаким имуществом, как бы широко мы его ни трактовали. Так, большинство некоммерческих организаций на другой день после создания не имеют ни вещей, ни прав требования, ни тем более обязательств. Вся имущественная обособленность таких юридических лиц заключается лишь в их способности в принципе обладать обособленным имуществом, т.е. в их способности быть единственным носителем единого самостоятельного нерасчлененного имущественного права того или иного вида.15

     Степени имущественной обособленности имущества  у различных видов юридических  лиц могут существенно отличаться. Так, хозяйственные товарищества и общества, кооперативы обладают правом собственности на принадлежащее им имущество, тогда как унитарные предприятия — лишь правом хозяйственного ведения или оперативного управления. Однако в обоих случаях возможность владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом говорит о такой степени обособленности имущества, которая достаточна для признания данного социального образования юридическим лицом.

     Итак, имущественная обособленность присуща  всем без исключения юридическим  лицам с самого момента их создания, в то время как появление у конкретного юридического лица обособленного имущества, как правило, приурочено к моменту формирования его уставного (складочного) капитала. Все имущество организации учитывается на ее самостоятельном балансе или проводится по самостоятельной смете расходов, в чем и находит внешнее проявление имущественная обособленность данного юридического лица.

     Персональный  состав участников нескольких юридических лиц и их органов управления, равно как и их компетенция, порой могут полностью совпадать, поэтому с чисто организационной точки зрения их трудно разграничить. В этом случае именно имущество, принадлежащее данному юридическому лицу, и только ему, отделенное от имуществ всех других юридических лиц, позволяет точно его идентифицировать.

     3) Принцип самостоятельной гражданско-правовой ответственности юридического лица сформулирован в ст. 56 ГК. Согласно этому правилу участники или собственники имущества юридического лица не отвечают по его обязательствам, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам первых. Иными словами, каждое юридическое лицо самостоятельно несет гражданско-правовую ответственность по своим обязательствам.

     Необходимой предпосылкой такой ответственности  является наличие у юридического лица обособленного имущества, которое при необходимости может служить объектом притязаний кредиторов. Существующие исключения из правила о самостоятельной ответственности юридического лица ни в коей мере не колеблют общего принципа, поскольку ответственность иных субъектов права по долгам юридического лица является лишь субсидиарной (т.е. дополнительной к ответственности самого юридического лица).

     4) Выступление в гражданском обороте  от собственного имени означает возможность от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде. Это — итоговый признак юридического лица и одновременно та цель, ради которой оно и создается.

     Таким образом, в российском гражданском  праве юридическое лицо — это признанная государством в качестве субъекта права организация, которая обладает обособленнным имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени.

2.2 Правоспособность юридического лица

     Участие в гражданских правоотношениях  возможно лишь при наличии признаваемой и предоставляемой государством правосубъектности. В теории права она рассматривается как единство право- и дееспособности, а по действующему законодательству также имени (наименования), места жительства (места нахождения) субъекта.

     Статья 49 ГК указывает лишь на правоспособность юридических лиц. Через свои органы и представителей они могут приобретать права, отвечать по своим обязательствам; имеют наименование и место нахождения (п. 1 ст. 48, п. 2 ст. 52, п. 1 ст. 54, ст. 55 ГК).

     В течение длительного времени в доктрине гражданского права признавалось, что все юридические лица обладают специальной правоспособностью, в основе которой рассматривалась цель их деятельности.16 При этом в уставе не требовалось приводить исчерпывающий перечень сделок, которые юридическое лицо могло совершать.17 Ситуация не изменилась и с принятием Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", а также Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. С момента же принятия первой части ГК РФ стали выделять общую и специальную правоспособность юридического лица. Правоспособность коммерческих организаций, за исключением унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций (п. 1 ст. 49, п. 2 ст. 52 ГК РФ), стала рассматриваться в качестве общей. Правоспособность некоммерческих организаций, унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций, по-прежнему рассматривается как специальная.

     Несложно  заметить, что специальная правоспособность юридического лица после принятия первой части ГК РФ в основном трансформировалась в общую правоспособность. В то же время отдельные авторы полагают, что: а) все юридические лица обладают специальной правоспособностью;18

     б) субъект предпринимательства в любом случае обладает специальной правоспособностью.19

     После принятия первой части ГК РФ в юридической  литературе наряду с общей и специальной  правоспособностью юридических  лиц стали выделять и иные виды правоспособности, например ограниченную, исключительную, дополнительную. На взгляд М. Брагинского и К. Ярошенко, ограничение правоспособности имеет место в случаях: 1) установления учредителями (участниками) запрета на осуществление отдельных видов деятельности в учредительных документах юридического лица, на которое не распространяется правило о специальной правоспособности; 2) в иных случаях, на которые не распространяется принцип специальной правоспособности (осуществление отдельных видов деятельности только на основании соответствующего разрешения (лицензии)); 3) занятия отдельными видами деятельности лишь определенными юридическими лицами (например, деятельность, которая составляет государственную монополию); 4) запрета на осуществление отдельных видов деятельности отдельными организациями, содержащегося в соответствующем акте.20 Отдельные авторы последнее ограничение обозначают принципом исключительной правоспособности юридических лиц.21

     Ж.А. Ионова полагает, что получение юридическим  лицом лицензии на осуществление  предпринимательской деятельности влечет возникновение специальной правоспособности.22 В аналогичной ситуации ряд авторов правоспособность юридического лица называют не специальной, а дополнительной23

     Вопрос  о видах правоспособности имеет  как теоретическое, так и практическое значение: от правильного ее выбора зависит решение вопроса о характере совершенной юридическим лицом недействительной сделки (ничтожная или оспоримая). В свою очередь, установление вида правоспособности юридического лица и вида недействительной сделки напрямую связано с: 1) организационно-правовой формой юридического лица; 2) способом ограничения правоспособности (законом, иными правовыми актами, учредительными документами, разрешением (лицензией) на осуществление отдельных видов деятельности).

     По  общему правилу внеуставные сделки коммерческих организаций, обладающих специальной правоспособностью, законодатель относит к ничтожным сделкам (ст. 168 ГК РФ). По логике вещей внеуставные сделки некоммерческих организаций, обладающих специальной правоспособностью, также должны быть отнесены к ничтожным сделкам, тем более что правила ст. 168 ГК РФ носят универсальный характер: при наличии определенных условий они подлежат применению к любым субъектам гражданского права. Однако разъяснение, данное правоприменителем в п. 18 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" от 01.07.1996 N 6/8 , не подтверждает данный вывод. В указанном пункте Постановления подчеркнуто, что унитарные предприятия, а также коммерческие организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная правоспособность (банки, страховые организации и некоторые другие), не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами. Такие сделки являются ничтожными на основании ст. 168 ГК РФ. Из данного разъяснения следует, что внеуставные сделки некоммерческих организаций выведены из сферы действия ст. 168 ГК РФ. Однако, по словам кандидата юридических наук В.В. Кваниной, с данной позицией трудно согласиться по следующим основаниям.

     «В учредительных документах некоммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности (п. 2 ст. 52 ГК РФ). Из этого следует вывод, что объем их правоспособности, так же как и коммерческих организаций, обладающих специальной правоспособностью, ограничивается законом (в отличие от коммерческих организаций, обладающих общей правоспособностью, которые могут по своему усмотрению предусмотреть в учредительных документах цель и исчерпывающий перечень видов деятельности, когда по закону это не является обязательным). В связи с этим полагаем, что внеуставные сделки некоммерческих организаций также должны признаваться ничтожными, как и внеуставные сделки унитарных предприятий и иных коммерческих организаций, обладающих специальной правоспособностью».24 Кроме того, в юридической литературе высказано и иное мнение: внеуставные сделки некоммерческой организации являются оспоримыми.25

Информация о работе Понятие и сущность юридического лица