Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 12:45, курсовая работа
Актуальность данной темы обуславливается тем, что своевременное осуществление и защита нарушенных прав способствует достижению той цели, которую субъекты преследовали, вступая в те или иные гражданские правоотношения. Соблюдение сроков, в том числе и сроков исковой давности, способствует устойчивости правопорядка, стабильности фактически сложившихся между субъектами правоотношений.
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод
Так, при внутренних воздушных перевозках (ст. 126 ВК)20 претензия к перевозчику может быть предъявлена в течение 6 месяцев. Согласно АПК (п. 5 ст. 4)21 спор может быть передан на рассмотрение арбитражного суда лишь после соблюдения претензионного порядка, если он установлен федеральным законом или предусмотрен договором. В практике арбитражных судов исходят из того, что для принятия иска к рассмотрению, когда претензионный порядок предусмотрен договором, достаточно факта направления претензии22.
Приобретательная давность - это срок, по истечении которого при определенных в законе условиях приобретается право собственности (ст. 234 ГК РФ).
Исковая давность начинает течь с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Нормы об исковой давности носят императивный характер. Это значит, что не допускается заключение соглашений, изменяющих сроки давности или порядок их исчисления. Истечение срока исковой давности не лишает лицо права обратиться в суд за защитой нарушенного права, это называется правом на иск в процессуальном смысле. Однако при отсутствии причин, по которым срок исковой давности может быть восстановлен, суд отказывает в защите нарушенного права, это называется правом на иск в материальном смысле.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, причем сделанному до момента вынесения судебного решения. Сроки исковой давности продолжают течь и в том случае, когда права и обязанности переходят от одного лица к другому (правопреемство). Это правило распространяется как на общее правопреемство (когда переходят все права и обязанности), так и на частичное (когда переходят отдельные права и обязанности).
В судебной практике нередки случаи, когда заявление о применении исковой давности делается не в письменной, а в устной форме. Это обстоятельство порой служит основанием для отказа применения исковой давности судами. Между тем ни материальный закон, ни процессуальное право не устанавливают какой-либо специальной формы для такого заявления.
Следовательно, применение исковой давности возможно и по устному заявлению стороны, которое в таком случае необходимо фиксировать в протоколе судебного заседания. Судебная практика свидетельствует о том, что соответствующе заявление может быть сделана как в устной, так и в письменной форме – в отзыве на иск или в ответе на претензию, когда законодательством предусмотрена обязанность непосредственного (претензионного) урегулирования спора.23
Различают общие и специальные сроки исковой давности. Статья 196 ГК РФ установила общий срок исковой давности в 3 года. Такой равный подход ко всем субъектам гражданского права, независимо от того, на какой форме собственности основана их деятельность, соответствует рыночным отношениям.
Общий срок, в частности, применяется к искам о признании недействительными и противоречащими закону ненормативных актов госоргана; регрессным искам; требованиям о признании ордера недействительным; требованиям супругов, брак которых расторгнут, о разделе общего имущества; искам о взыскании неустойки (штрафа, пени), а также искам, возникшим из поставки некомплектной продукции; требованиям о возврате из бюджета денежных средств, списанных налоговыми органами; требованиям о возмещении затрат по уходу за наследодателем во время его болезни, на его похороны, а также расходов по охране наследства и управления им.
Специальные сроки исковой давности делятся на сокращенные (по сравнению с общими) и более продолжительные (ст. 197 ГК РФ).
Очевидно, что уменьшение срока исковой давности еще более ограничивает конституционное право каждого на судебную защиту его прав. Поэтому представляется крайне важным, чтобы такие ограничения были обоснованы, четко прописаны в федеральном законодательстве, не допускали двоякого толкования, соответствовали статьям 15, 46 и 55 Конституции Российской Федерации.
Установление сокращенных сроков исковой давности должно также соответствовать основным началам (принципам) гражданского законодательства (пункт 1 статьи 1 ГК РФ), общепризнанным принципам и нормам международного права (пункт 1 статьи 7 ГК РФ), не должно допускать действий граждан и юридических лиц, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребления правом в иных формах (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).
Сокращенные сроки исковой давности установлены по искам: о признании оспоримой сделки недействительной; вытекающим из отступлений подрядчика от условий договора – в течение года со дня принятия работы (ст. 725 ГК РФ); перевозчиков к отправителям, получателям грузов, пассажирам – в течение года (ст. 797 ГК РФ); вытекающим из договора имущественного страхования — в течение 2 лет (ст. 966 ГК РФ) и др.
Более длительные (чем общий) сроки исковой давности установлены лишь в случаях, прямо оговоренных федеральным законом (например, п. 1 ст. 181 ГК РФ). Так, иск о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлен в течение 10 лет со дня, когда началось ее исполнение.
В отношении любых сроков исковой давности (общих, сокращенных, продленных) действует ряд обязательных требований, установленных законом: иск допустимо предъявлять лишь в случаях, когда нарушено гражданское (субъективное) право того или иного лица, причем иск может предъявить лишь лицо, наделенное таким правом (ст. 195 ГК РФ); любые соглашения о неприменении, уменьшении, увеличении и т.п. сроков исковой давности, заключенные сторонами, недействительны (ст. 198 ГК РФ); истечение срока исковой давности служит основанием для отказа в удовлетворении иска, но не является основанием для отказа от судебного рассмотрения иска (ст. 199 ГК РФ); сроки исковой давности, установленные законами, иными правовыми актами, действуют лишь в случае, если не противоречат нормам ГК.
Так, Арбитражный суд Самарской области, рассматривая иск ОАО "РЖД" к ОАО "Ю" о возмещении в порядке регресса ущерба, в иске отказал за пропуском годичного специального срока исковой давности, установленного пунктом 3 статьи 797 ГК РФ и статьей 126 УЖТ РФ.
По делу было установлено, что при спуске с горки на станции Жигулевское Море отправленного ответчиком вагона с грузом серной кислоты произошел выплеск серной кислоты из верхней части вагона-цистерны с попаданием капель кислоты на стоящий на соседнем пути вагон с легковыми автомобилями, принадлежащими ОАО "А".
Однако суд апелляционной инстанции и ФАС Поволжского округа сошлись во мнении, что правоотношения сторон регулируются общими нормами гражданского законодательства, в частности статьей 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации, срок исковой давности составляет три года. Иск был удовлетворен.24
По общему правилу исковая давность распространяется на все гражданские правоотношения. В виде исключения срок исковой давности не применяется к ряду требований, которые прямо указаны в законе, а именно, ст. 208 ГК РФ:
-требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом,
-требования вкладчиков к банку о выдаче вкладов,
-требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска,
-другие требования в случаях, установленных законом.
В соответствии со ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения, т.е. на так называемые негаторные иски. На виндикационные же иски распространяется общий трехгодичный срок исковой давности.25
Расширение данного перечня допускается в других законах. Характерным для требований, предусмотренных этим перечнем, является то, что в силу специфики отношений, из которых они вытекают, предметом защиты является обычно право, не ограниченное во времени.26
Спорным остается вопрос о моменте начала исчисления срока исковой давности при нарушении вещных отношений.
1. Одни ученые полагают, что таким моментом является само нарушение, т.е. завладение вещью (Г.Ф. Шершеневич, Ю.К. Толстой).27
2. Другие цивилисты считают, что, пока собственнику неизвестно, в чьем фактическом владении находится его вещь, невозможно реализовать право на иск, а значит, не может начаться и течение давностного срока, хотя о самом факте утраты вещи собственнику может быть известно (И.Б. Новицкий, Б.Б. Черепахин, Д.М. Генкин, Р.О. Халфина, С.В. Сарбаш, С.А. Краснова).28
М.Я. Кириллова проблему неизвестности ответчика предлагает решать с помощью института восстановления срока исковой давности в связи с его пропуском по уважительной причине.29 Но, как верно замечает М.А. Ерохова, для восстановления срока по ст. 205 ГК РФ требуется наличие уважительных причин, связанных с личностью истца, а отсутствие сведений о нарушителе к таковым причинам не относится.
3. Третья точка зрения
сводится к поддержке
Не стоит забывать, что исковая давность, как верно в свое время писал Ю.К. Толстой, "играет активную стимулирующую роль, которая состоит в том, чтобы дисциплинировать участников гражданского оборота, бороться с расхлябанностью, способствовать наиболее рациональному использованию всех объектов собственности".31 То есть она возлагает на потерпевшего обязанность вовремя реализовать право на защиту. Но как можно требовать соблюдения дисциплины от лица, которое добросовестно по объективным причинам в силу неизвестности ответчика не может предъявить иск? Истечение исковой давности погашает право на защиту, но, если не известен конкретный нарушитель, то право требования все еще является охранительной правоспособностью. "Срок жизни" (исковая давность) юридической субстанции (субъективного права на защиту) не может начать исчисляться, если сама эта субстанция еще "не живет". Таким образом, виндикационное притязание возникает, а вместе с ним течение срока исковой давности должно начинаться с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушителе своего права, иначе мы вынуждены будем довести диспозицию нормы права до абсурда, когда несуществующее субъективное право начнет приближаться к своему прекращению.
В соответствии со ст. 200 ГК РФ исковая давность начинает течь со дня, когда лицо узнало или должно узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются только Гражданским Кодексом РФ и иными законами.
Таким образом, начало течения исковой давности закон связывает, с одной стороны, с объективным моментом, т. е. нарушением субъективного права, а с другой стороны, с субъективным моментом, т. е. моментом, когда управомоченный узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Очевидно, что эти моменты не всегда совпадают, хотя и предполагается, что потерпевший узнает о нарушении своего права в момент его нарушения. Однако если истец докажет, что он узнал и мог узнать о нарушении лишь позднее, предпочтение отдается субъективному моменту. Такое решение вопроса представляется вполне справедливым, так как если управомоченное лицо не знает о нарушении своего права, то оно, естественно, не может воспользоваться правом на защиту. Но в данном случае уже ответчик может доказывать, что о нарушении права истец должен был узнать раньше, чем он узнал об этом фактически. И если действительно будет установлено, что истец не узнал своевременно о нарушении своего права из-за своей халатности, давность начинает течь с того момента, когда по обстоятельствам дела истец должен был узнать о нарушении.
Однако течение исковой давности, не может начаться ранее дня, когда собственник узнал или должен был узнать о нарушении его права и о субъекте, являющемся нарушителем права.
И. Б. Новицкий по этому поводу обоснованно указывал, что пока собственнику неизвестно, кто является нарушителем его прав, он лишен возможности предъявить иск к нарушителю права; засчитывать ему этот период (неизвестности личности нарушителя права) в срок исковой давности было бы неправильным, так как такая норма все равно не стимулировала бы к скорейшему предъявлению иска. Поэтому следует признать, что пока собственнику неизвестно, в чьем фактически владении находится его вещь, не может начаться и течение давности срока, хотя о самом факте потери вещи собственнику известно.
Возражая против этого, М. Я. Кириллова указывает, что подобный подход неубедителен, ибо фактическая невозможность предъявления иска может наступить и в обязательственном правоотношении, когда недобросовестный должник скрывается от кредитора и отыскать его весьма затруднительно. Здесь необходимо учитывать возможное существенное различие фактических обстоятельств. Если должник скрывается, но известен кредитору, ничто не мешает последнему предъявить иск, равно как и в случае с собственником, когда личность правонарушителя не представляет для него секрета, хотя бы местонахождение ответчика и было неизвестно.32
Информация о работе Институт исковой давности в гражданском праве