Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2009 в 17:16, Не определен
Любовь к родному городу: а именно к Ростову-на-Дону – неотъемлемая часть моей жизни. Я любуюсь каждым уголком, большим и малым достоянием архитектуры, и чем больше всматриваюсь в его красоту, тем больше хочется знать, чьим талантом она создана.
В 1914 году началась Первая мировая война. В этот год Игорь, окончив в Ростове мужскую классическую гимназию, после конкурсных испытаний был принят в Институт Гражданских инженеров Императора Николая I в Петрограде. Он мечтал стать архитектором.
Учился
с большим желанием, на отлично, о
чем свидетельствует
С этих пор жизнь молодого архитектора становится зависимой от разных обстоятельств, и, прежде всего, от исторических событий, в которые он был вовлечен волею судьбы.
1918
год... В России началась гражданская
война. Мир разделился на
Надо сказать, что в своей Автобиографии, написанной в Ростове 15 января 1942 года, т.е. в период между двумя оккупациями города, Игорь Петрович слукавил, говоря о том, что отец его умер.
Это
была «ложь во спасение». Чтобы понять
и не осудить за нее Игоря Смирнова,
необходимо вспомнить какое это
было время для русской
На самом деле в семье его дочери О.И. Смирновой сохранились письма из Парижа 1934 года, из которых становится понятным, что Петр Федорович не умер: в 1920 или 1921 году он эмигрировал во Францию с двумя дочерьми, Ольгой и Людмилой. Ольга (1897 года рождения) с 1918 года училась в Ростовской консерватории, а Людмила (1899 года рождения) - в Варшавском /Ростовском/ университете на медицинском факультете. Связь с сестрами у Игоря Смирнова продолжалась в переписке, письма из Парижа от Ольги (эта сестра была ему особенно близка) приходили в Ростов и в 30-е годы. А в 1935-м году Игорь Петрович назвал именем любимой сестры свою дочь.
Вот
почему всего этого не прочесть за
скупыми строчками
«Еще не оправившийся от болезни, я был перевезен родственниками в город Майкоп, - рассказывает далее Игорь Петрович. - Восстановив свои силы, я поступил в том же 1919 году на должность техника в Майкопскую городскую управу, откуда с приходом Красной армии автоматически перешел в коммунальный отдел Ревкома, а затем - в отдел государственных сооружений Совнархоза»3.
Почему же Игорь Смирнов не покинул Россию вместе со своими родными?
Он был молод, полон надежд, ему хотелось участвовать в строительстве новой жизни. Он был уверен, что только на Родине он сможет осуществить свою мечту и стать архитектором. Думается, он был искренен в своем восприятии действительности начала 20-х – ЗО-х годов. Из истории известно, в частности по документальным кинолентам, о том, что люди верили, что своими руками они строят новый мир, новую Советскую Россию.
К тому же в Майкопе Игорь Смирнов влюбился в подругу своей двоюродной сестры. Вот как эти события личной жизни отражены в Автобиографии:
«В 1921 году, желая закончить свое образование, я поступил в Майкопский институт сельскохозяйственной мелиорации. К тому времени я уже был женат, и мы с женой имели ребенка. Чрезвычайные продовольственные затруднения того времени и личные склонности толкнули меня на занятия сельским хозяйством, и с 1922 года я стал работать в коллективном сельском хозяйстве в юрте станицы Курджипской б. Кубанской области, участвуя в нем, я и моя жена, своим личным трудом»3.
«В действительности, жена Игоря Смирнова Вартануш Еремеевна Мнацаканова была дочерью богатого армянина. Ее отец имел плантации табака, хотя жил аскетически скромно и так же воспитывал своих детей», - рассказывала Ольга Игоревна Смирнова. Молодые жили и работали на его земле. В 1928 году у дедушки все отняли».
Вместе со своей семьей, женой и сыном Георгием в 1926 году он переезжает в Ростов-на-Дону, любимый город своего детства и юности. В проектном бюро СКОПСа при Управлении Северо-Кавказской железной дороги Смирнов занимает должность архитектора. По линии Северо-Кавказского округа путей сообщения (вероятно, так расшифровывается аббревиатура СКОПС) он много ездит по стране, принимает участие в проектировании гражданских зданий в Сталинграде (Волгограде), Таганроге, Сочи, Макопсе, и, конечно, в Ростове-на-Дону.
Отдельные ростовские страницы деятельности Игоря Петровича Смирнова рассматриваются в настоящей работе.
В фондах Ростовского областного музея краеведения2 хранится иллюстрированное Приложение к газете «Молот» за 7 ноября 1928 года.
На странице 4 под лозунгом: «Да здравствует нерушимый союз всех народов СССР, строящих социализм! помещены фотографии грандиозных строек Северо-Кавказского края, центром которых был в 20-х годах Ростов-на-Дону. Это новая электростанция в Армавире, строительство гидростанции в Осетии, сельскохозяйственные работы в Кабарде, в колхозе «Молния» в станице Хомутовской. А внизу под лозунгом: «Да здравствует культурная революция!» – грандиозное сооружение в Ростове-на-Дону: Дворец Труда имени Ленина в Ленгородке. Дворец Труда задумывался как здание-памятник, здание-монумент, имеющее большое градостроительное значение. Вертикаль Рабочего Дворца задумывалась как важнейшая градостроительная доминанта, обращенная в пространство города и играющая роль пространственной связи городка железнодорожников с самим городом.
В Ростове в период XIX - начала XX вв. сложилась развитая система вертикалей культовых зданий. Вертикаль Дворца Труда, поставленного на Базарной площади Ленгородка вплотную возле церкви, явилась новым ориентиром в системе целого района города, символом, олицетворяющим новую эпоху. Традиционный градостроительный прием наполнялся новым идейным содержанием. /Фото из газ. Молот.- 1928/
В семье О.И. Смирновой хранится документ, подтверждающий участие И.П. Смирнова в проектировании Дворца Труда им. Ленина. Это справка, выданная 28.10.1927 года за N 344 Управлением строительных и ремонтных работ Северо-Кавказской железной дороги «помощнику архитектора по постройке Дворца Труда т. Смирнову И.П. в том, что он за время службы его в Проектировочном бюро Дворца Труда получил жалованье с 22 декабря 1926 года по 1 мая 1927 — по 250 рублей в месяц = 1072.92. Справка выдана на предмет обложения подоходным налогом». (Копия прилагается).
К сожалению, на сегодня это единственный документ, подтверждающий участие Игоря Петровича в проектировании этого интересного градостроительного объекта. В Государственном архиве Ростовской области хранятся дела из 10 томов по строительству Лендворца (так сейчас называют это здание ростовчане) и нигде не упоминается имя И.П. Смирнова. Лишь в одном из дел ростовский архитектор Артур Георгиевич Токарев, профессионально изучающий историю архитектуры Ростова 20-30-х годов, нашел краткие сведения такого рода: "И.П. Смирнов, сотрудник СКОПС и он же техник жилсоюза 1928 и 1929 годов"4.
Знакомство с историей строительства Дворца Труда в Ленгородке по одноименной статье А.Г. Токарева)5 и сопоставление ее с вышеприведенным документом (Справкой от 28.10.1927 за № 344) показывает, что И.П. Смирнов был приглашен для участия в проектировании уникального здания архитектором Л.Ф. Эбергом, под именем которого здание и вошло в историю архитектуры Ростова после того, как были отстранены от дел другие ростовские архитекторы, разработчики проекта здания, а именно: Г.Н. Васильев, А. Маркелов, М. Кондратьев, Н. Мельников. «В фондах ГАРО сохранились документы, позволяющие составить представление о проекте Кондратьева-Маркелова, – пишет А.Г. Токарев5. – Несмотря на то, что в соавторах проекта числятся Маркелов и Мельников, судя по документам, в основном разработкой проекта занимался Кондратьев. Кроме некоторых текстовых документов, сохранились варианты генерального плана, поэтажные планы, проект фасадов и башни Дворца Труда. Генеральный план Дворца Труда (в том числе и контур здания), на котором стоит дата 4 июня 1926 года, полностью соответствует осуществленному впоследствии варианту»5.
Все эти перепетии личностных взаимоотношений с политическим оттенком, имевшие место в среде ростовских архитекторов, не касались молодого помощника архитектора. С 26 декабря 1926 года он самозабвенно включился в работу по проектированию интерьеров уникального здания, очень гордился, что ему одному из многих доверили такой важный объект, и занимался им вплоть до мая 1927 года. Это был первый серьезный успех И.П. Смирнова на архитектурном поприще: сохранились копии его расчетов, чертежей. Но, увы, как было принято в те годы, имя И.П. Смирнова в документах по проектированию Дворца Труда, не упоминается. Все заслуги по проектированию здания приписываются главному архитектору Л.Ф. Эбергу.
Нам не узнать теперь какие же чувства испытывал Игорь Петрович в связи с тем, что остался безымянным в истории строительства Дворца Труда. Но опыт он приобрел, и имя его зазвучало в архитектурной среде Ростова.
В 1928-1929 годах он, будучи сотрудником СКОПС СКЖД, а также техником жилсоюза4, стал проектировать жилые дома квартала железнодорожников в Ростове. В частности, по его проекту в 1934 году были введены в строй два жилых здания по ул. Верхней Нольной, в одном из которых он получает 3-х комнатную квартиру4.
В 30-е годы Игорь Петрович - в расцвете своих творческих и физических сил. В 1934 году его пригласили работать по совместительству в проектное бюро строительства драматического театра в Ростове.
Известно, что здание Ростовского драматического театра строилось по проекту академика архитектуры В.А. Щуко и профессора В.Г. Гельфрейха (впоследствии тоже академика). Однако, интерьеры театра разрабатывали ростовские архитекторы. Об этом в современной литературе мы можем прочитать следующее: «Авторы проекта вместе с начальником строительства А.М. Стамблером, архитектором Л.Ф. Эбергом, инженерами и рабочими совершенствовали свои замыслы»6.
И опять встречается имя Л.Ф. Эберга и нигде не упоминается И.П. Смирнов. Между тем, документы свидетельствуют о том, что Игорь Петрович активно работал в проектном бюро на строительстве драмтеатра.
В семейном архиве сохранились, сделанные его рукой, рисунки интерьера театра, которые были в точности использованы при строительстве здания театра. Иллюстрированным свидетельством тому являются уникальные книги, изданные в Ростове в 1935 и 1936 годах. Эти редкие издания хранятся в краеведческом отделе Донской публичной библиотеки7.
А также документы, которые сохранила Ольга Игоревна Смирнова в своей семье. Вот они: Копия Распоряжения № 126 по Стройотделу СКЖД от 28 сентября 1934 года8 и черновые записки самого Игоря Петровича по поводу указанного распоряжения. Они свидетельствуют о том, что И.П. Смирнов будучи работником Управления Северо-Кавказской железной дороги был приглашен в проектное бюро строительства гортеатра по совместительству, которое в те годы расценивалось не иначе, как взяточничество со всеми вытекающими отсюда последствиями: за совместительство полагалась статья 116 Уголовного Кодекса. Игорю Петровичу был вынесен строгий выговор с занесением в личное дело. Начальник стройотделва СКЖД Кальнин 28.09.34 г., подписав это Распоряжение потребовал от Смирнова прекращения участия в строительстве театра. Судя по черновым запискам Игоря Петровича руководство проектными работами театра этого не допустило. В Управление СКЖД поступило ходатайство, подписанное ответственными руководителями с просьбой оставить архитектора Смирнова на строительстве театра по совместительству.
Интересно мнение самого Игоря Петровича об этой работе:"работать по проектированию на такой исключительно в архитектурном и техническом отношении стройке выпадает далеко и далеко не каждому архитектору. Работать под руководством таких мастеров как академик Щуко и профессор Гельфрейх в сотрудничестве с архитектором Эбергом и [С...] является для меня и честью и огромной школой. Разработка проекта театра... в отношении наружной и внутренней архитектуры его является широчайшим полем... и фактом моей творческой биографии [неразборчиво], поэтому оставление работы по строительству гортеатра явилось бы для меня величайшей потерей и я хотел бы оказать[...]. На основании вышеизложенного прошу сложить с меня взыскание как недостаточно обоснованное, а также не препятствовать моей дальнейшей работе по проектированию гортеатра во внеурочное время. Полагаю, что опыт и навыки, приобретенные мною на этой работе могут пригодиться для моей работы на железной дороге. Просьбу строительства гортеатра о нечинении мне препятствий к дальнейшей работе в Проектном бюро строительства прилагаю".
Информация о работе Архитектура любимого города (Ростов-на-Дону)