Защита льна от болезней и вредителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 20:28, реферат

Описание работы

Большое значение для сохранения и повышения урожая льна имеет правильно организованная защита растений от болезней и вредителей. В последние годы они были широко распространены и нанесли значительный ущерб льноводству. Вредоносность болезней и вредителей льна в разные годы неодинакова.

Файлы: 1 файл

ЗАЩИТА ЛЬНА ОТ БОЛЕЗНЕЙ И ВРЕДИТЕЛЕЙ.doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)

Рис. 32. Аскохитоз льна:  
а—больные растения; б — грибница возбудителя аскохитоза вокруг семени на агаре; в — пикнида с выходящими спорами аскохиты; г —зрелые споры аскохиты (сильно увеличено).      

 Возбудитель  болезни — Ascochyta linicola Naum. et Vass. образует  на стеблях мелкие черные выпуклые точки — пикниды (вместилища спор), которые хорошо заметны на увядших молодых растениях (рис. 32) среди бурых студенисто-прозрачных участков пораженных стеблей. В дальнейшем пораженные участки ссыхаются, обесцвечиваются и черные пикниды на них выступают еще резче. Кора стебля разрушается: лубяные волокна обрываются, растрескиваются (размочаливаются), и растение гибнет. Болезнь со стеблей переходит на коробочки и семена, последние теряют всхожесть.  
      Распространяется болезнь главным образом с семенами, а также с остатками урожая на полях, стлищах, на местах скирдования и обмолота. В период вегетации растений источником заражения посевов льна являются споры-гриба, переносимые с больных на здоровые растения ветром, насекомыми, каплями дождя и росы.  
      Зараженность аскохитозом возрастает при влажной погоде, особенно «а поздних посевах, при повышенной засоренности их, недостаточной удобренности почвы минеральными удобрениями и других неблагоприятных условиях роста льна. В связи с обилием дождей весной и летом 1965 г. наблюдалось значительное распространение аскохитозного отмирания льна в посевах многих районов.  
      Среди мер борьбы с этим заболеванием главное внимание должно быть уделено оздоровлению семян. Очень вайны предуборочные обследования и раздельная уборка здоровых и зараженных посевов. На посев не допускаются семена с зараженностью аскохитозом свыше 10%. Выделенные для посева семена должны быть тщательно очищены и проанализированы на зараженность аскохитозом на агаре. Их заблаговременно протравливают и организуют правильное хранение. Если они по каким-либо причинам не были протравлены заблаговременно, их необходимо протравить перед посевом.  
      Бактериоз. Бактериоз льна относится к числу весьма вредоносных болезней, он резко снижает урожай длинного волокна и семян. Это обусловлено ветвлением и огрубением стеблей. Особенно вреден бактериоз в начальных фазах развития льна; он может привести к массовому поражению и даже гибели посевов, как это наблюдалось в 1964 г. До этого года бактериоз развивался главным образом на темноцветных целинных почвах, а на обычных подзолистых он (в его типичных формах повреждений), как правило, проявлялся только при избытке извести. Наиболее сильная вспышка заболевания бактериозом в 1964 г. показала, что высокая температура воздуха и низкое содержание влаги в почве — также весьма благоприятные условия развития бактериоза льна на всех почвах льноводной зоны, хотя эти факторы были отмечены и раньше. Кроме того, в 1964 г. наблюдалось массовое проявление болезни в фазу бутонизации — цветения, в то время как в прошлые годы болезнь преобладала главным образом на всходах льна.  
      Возбудитель болезни — микроб, близкий к бактерии Clostridium macerans Schard. Эта бактерия широко распространена в природе. Она входит в состав эпифитной микрофлоры льна и наряду с другими пектинразлагающими микроорганизмами является активным агентом пектинового брожения при мочке и разрушения пектина при расстиле, но в определенных условиях она паразитирует на льне, поражая его корни и наземные органы.  
      Впервые бактериоз льна описан сотрудниками ВНИИЛ (Е. Ф. Березова, М. Ф. Савченкова, Л. В. Судакова и Е. В. Пудова) в довоенные годы. По Шардингеру, микроб имеет форму спороносной палочки размером 0,8—1х4—6 микрон. Спора располагается на конце или ближе к концу палочки. Микроб сбраживает глюкозу, лактозу, мальтозу, маннозу, арабинозу, инулин и крахмал, энергично мацерирует лен, может развиваться в аэробных и анаэробных условиях.  
      Проявляется заболевание главным образом на всходах и в другие фазы его роста до цветения, но особенно оно вредоносно во время всходов. Авторы различают два типа повреждения: отмирание кончика корня (первый тип) и отмирание точки роста стебля (второй тип).  
      Первый тип болезни проявляется на проростках и всходах. Отмирание кончика корня начинается с появления на нем пятен различной окраски — от светло-желтой до коричнево-красной. При сильном поражении кончик корня отмирает. На подсемядольном колене такие же пятна и той же окраски появляются в виде продольных штрихов или удлиненных ранок, а на семядолях — язвочки с бурой или красной каймой. Указанные признаки повреждений проростков и всходов льна могут встречаться как на одном растении вместе, так и порознь на различных растениях (рис. 33). 

Рис. 33. Бактериоз на проростках льна:  
а — отмирание кончика корня; б — штрихи на. подсемядольном колене; в—язва на семядолях проростка; г — ложное прорастание; д—возбудители бактериоза (очень сильно увеличено).      

 Вредоносность  первого типа повреждения незначительна,  так как лен при благоприятных  условиях его развития образует  новую корневую систему. Новые  корни образуются выше поврежденного  кончика корня.  
      Второй тип повреждения — отмирание точки роста стебля — чаще всего проявляется в фазе всходов. Признаки болезни после появления всходов выражаются в замедлении или полном прекращении роста растения. Осмотр его в это время показывает, что верхушка стебля имеет более бледную окраску и несколько толще, чем остальная часть стебля. Позднее она желтеет и засыхает, а стебель ниже отмершей части сильно утолщается и становится более грубым. Основной корень и его боковые ответвления прекращают рост в длину и утолщаются. Корневая система в связи с этим приобретает вид скопления укороченных утолщенных отростков, тесно расположенных на таком же утолщенном конце главного корня в виде бородавчатых вздутий. Эту форму повреждений авторы назвали редукцией корневой системы (рис. 34).

Рис. 34. Бактериоз льна второго типа:  
а — отмирание точки роста; б — редукция корневой системы; в — отмирание верхушки в фазе бутонизации.      

 Болезнь в  период бутонизации, так же  как и в фазе всходов, проявляется  в прекращении роста стебля  в высоту. Верхушка его курчавится. Верхняя часть стебля при развитии  болезни желтеет и засыхает, нижняя  хотя и остается зеленой, но  сильно грубеет. 

Рис. 35. Выздоровление бактериозных растений:  
а—после отмирания кончика корня; б — после отмирания точки роста.      

 В период  цветения и созревания, при дальнейшем развитии болезни, происходит опадение бутонов и головок.  
      Бактериоз льна часто приводит к гибели растения, но оно может и выздоравливать (рис. 35), однако после выздоровления имеет уродливый вид. Отмирание точки роста приводит к ветвлению стебля и сильному его огрубению. Это снижает выход и качество волокна. Опадение бутонов или головок в период бутонизации и созревания приводит к резкому снижению урожая или к полной потере семян.  
      Микроорганизмы, проникнув в корень при отмирании его кончика, не распространяются по растению, а локализуются на месте внедрения. Но при отмирании точки роста микробы распространяются внутрь растения, вызывая общее заболевание его, включая бородавчатые утолщения корня.  
      Заражение растений происходит от бактерий, находящихся в почве и в больных семенах. Особенно сильно поражаются посевы льна бактериозом при избытке влаги в период всходов и недостатке ее в период бутонизации. Для предупреждения болезни необходимо прежде всего создать хорошие условия роста льна в самом начале его развития. В этих целях следует провести тщательную основную и предпосевную обработку, хорошо заправить почву органическими удобрениями под предшествующие культуры и минеральными удобрениями под лен. На почвах с низким плодородием желательно удобрять лен также хорошо перепревшими компостами.  
      Правильная система удобрения и обработки почвы обеспечивает более активную деятельность почвенной микрофлоры и повышает устойчивость льна к бактериозу и другим болезням.  
      Борные удобрения также снижают вредоносность заболевания. Они способствуют увеличению корневых выделений, синтезу биологически активных веществ и улучшают передвижение их в растении. Борные удобрения можно применять как внесением их в почву до посева, так и в виде подкормки. В Ржевском районе Калининской области в 1964 г. было подкормлено 2744 га посевов льна борнодатолитовым удобрением и развитие бактериоза было приостановлено.  
      Борнодатолитовое и другие микроудобрения можно использовать не только для внесения в почву или для подкормки посевов, но и применить их в сочетании с протравителями при обработке семян льна.  
      Ежегодная проверка семян льна в контрольно-семенных лабораториях на зараженность их болезнями показывает, что удельный вес зараженности семян бактериозом относительно большой. Особенно сильно были заражены семена урожая 1964 г. Например, анализ семян в Торжокской контрольно-семенной лаборатории Калининской области в количестве около 5 тыс. ц показал, что более 20% их было заражено бактериозом. Это обязывает льноводов внимательно относиться к подготовке семян льна к посеву.

РЖАВЧИННЫЕ ГРИБЫ  —РЖАНКИ 
461 
хозяине, на к-ром развивался одноядерный мицелий, у разнохозяйственных — на другом). На нём образуются особые споры,т. н. уредоспоры; у большинства Р. г. они образуются в течение лета в виде оранжевых двуядерных клеток, сидящих каждая на особой клетке-ножке. Уредоспоры прорастают в двуядер-ный мицелий, дающий снова уредоспоры. Этот цикл развития повторяется до тех пор, пока не произойдёт истощение питающего растения, тогда на том же двуядерном мицелии развивается новый вид спор (тслойтоспоры). У разных представителей Р. г. они бывают одноклеточными или многоклеточными, и каждая клетка их содержит первоначально по два ядра, позднее сливающихся в одно диплоидное ядро. Телсйтоспоры имеют толстую тёмную оболочку; у большинства видов Р. г. они прорастают только после зимовки. При этом каждая клетка телейтоспоры развивает т. н. фрагмобазидию, состоящую из четырёх друг за другом расположенных клеток, на к-рых образуется по одной споре (бази-диоспора). Последние содержат по одному ядру и принадлежат к гаплоидной фазе, т. к. при формировании фрагмобазидии происходит редукционное деление диплоидного ядра телейтоспоры. Базидиоспо-ры заражают растение: в нём развивается одноядерный мицелий со спермогониями и эцидиями, т. е. вновь повторяется описанный цикл развития. Различают полные и неполные формы Р. г. Первые имеют все описанные выше спороношения, а у вторых нек-рые спороношения отсутствуют. Неполные формы Р. г., видимо, произошли из полных форм в результате укорочения цикла развития, что связано б. ч. с климатич. условиями местности; неполные формы Р. г. встречаются гл. обр. в Арктике и высоко в горах. В СССР они поражают гл. обр. весенние эфемерные растения. 
Как облигатные паразиты, Р. г. узко специализированы; этому не противоречит разнохозяйствон-ность Р. г., т. к. и гаплоидный и диплоидный мицелий тоже узко специализированы. Кажущееся отсутствие специализации, напр, у хлебной ржавчины (Puccinia graminis), паразитирующей в диплоидной фазе почти на 300 видах различных злаков, объясняется тем, что этот вид состоит из очень большого числа очень узко специализированных форм, к-рые распадаются на ещё более специализированные типы, или биотипы. У стеблевой ржавчины пшеницы, напр., таких биотипов известно св. 150. Биотипы установлены и для нек-рых других видов Р. г. Как высоко приспособленные паразиты, Р. г. на первых стадиях развития не производят обыкновенно разрушающего действия на ткани хозяина, иногда даже стимулируют их функции, вызывая разрастания этих тканой. Лишь к моменту спорообразования поражённые ткани растения начинают отмирать. Благодаря указанным особенностям нек-рые виды Р. г. могут поражать диффузно целые растения; однако большинство Р. г. поражают только отдельные участки его, при этом мицелий разрастается на несколько сантиметров от места инфекции, а поражённая ткань отмирает. 
Р. г. делят на два семейства — Melampsoraceae и Pucciniaceae. Первое считают более примитивным, второе — более высоко организованным. Для Р. г. из сем. Melampsoraceae характерно наличие сидячих телсйтоспор, т. е. таких, к-рыо не имеют особых ножек. Почти все они, за исключением нек-рых видов Melampsora, разнохозяйственные, развивающие гаплоидный мицелий на хвойных растениях или папоротниках, а диплоидный на различных двудольных растениях. Важнейшие роды: Melampsora, 
Cronartium, Chrysomyxa, Coleosporium. У Cronarti-um телейтоспоры образуют цепочки, к-рые склеены в общую колонку; у Сг. ribicola гаплоидный мицелий— в стеблях пятилистных видов сосны (Finns cembra, P. strobus и др.), а диплоидный мицелий на листьях смородины. У Melampsora телейтоспоры образуют плоскую корочку под эпидермисом, или кутикулой листа хозяина; у М. pinitorqua — гаплоидный мицелий в молодых побегах сосны, диплоидный — в листьях осины. Для Р. г. из сем. Pucciniaceae характерно наличие телейтоспор на особых ножках; имеются однохозяйственныс и разнохозяйственные виды, поражающие преимущественно покрытосеменные растения. Главнейшие роды: Puccinia, Uromyccs, Phragmidium, Gymnosporangium. Род Puccinia содержит ок. 1800 видов; телейтосиоры двуклеточные; паразитирует преимущественно на злаках, осоках, лилейных, сложноцветных и зонтичных растениях. Род Uromyces содержит св. 500 видов; телейтоспоры одноклеточные; паразитирует преимущественно на растениях сем. бобовых и молочайных. Род Phragmidium — телейтоспоры многоклеточные; все однохозяйствспные виды на растениях сем. розовых (Phr. rubi idaei — на малине). Род Cymnosporangium — телейтоспоры двуклеточные на длинных ослизняющихся и склеивающихся друг с другом ножках; разнохозяйственны; гаплоидный мицелий паразитирует в листьях растений из сем. розовых, диплоидный — в стеблях можжевельника. 
Среди Р. г. наиболее вредоносна пукциния, поражающая хлебные злаки. Важнейшими возбудителями ржавчины зерновых культур являются следующие виды: Puccinia graminis, вызывающая т. н. линейную ржавчину, поражает (разные формы) пшеницу, рожь, овёс, ячмень; P. triticina, вызывающая бурую листовую ржавчину озимой и яровой пшеницы; P. dispersa — возбудитель бурой листовой ржавчины ржи; P. glumarum, вызывающая жёлтую ржавчину пшеницы, ячменя, ржи; P. coronife-га — возбудитель корончатой ржавчины овса. Все виды Р. г., поражающие зерновые культуры, разнохозяйственны. 
Для растений других семейств наиболее вредоносны следующие Р. г.: Melampsora lini — возбудитель ржавчины льна; Puccinia hclianthi — возбудитель ржавчины подсолнечника; Uromyces phaseoli и U. trifolii — ржавчинники фасоли и клевера. Все перечисленные Р. г.— однохозяйственные паразиты. Из разнохозяйственных Р. г. Gymnosporangium sabinae поражает в эцидиальной стадии грушу, а в стадии телейтоспор — казацкий можжевельник; Uromyces pisi поражает в эцидиальной стадии виды молочая, а в стадии уредо- и телсйтоспор—горохи. Меры борьбы с Р. г. см. в ст. Ржавчина. 
Лит.: Траишель В. А., ОСзор ржавчинных грибов СССР, М.—Л., 1939; Наумов Н. А. [сост.], Ржавчина хлебных злаков в СССР, М.—Л., 1939. 
РЖАКСА •—• село, центр Ржаксинского района Тамбовской обл. РСФСР. Ж.-Д. станция на линии Тамбов — Балашов. В Р.— межрайонная мастерская капитального ремонта тракторов, инкубаторно-птицеводческая станция, маслодельно-сыроварспный завод. Средняя и семилетняя школы, Дом культуры, кинотеатр, библиотека. В районе — посевы зерновых (пшеница, рожь, просо, овёс), подсолнечника и сахарной свёклы; мясо-молочное животноводство. Совхоз, 2 МТС, 3 сельские электростанции. С.-х. техникум (на станции Чакино). 
РЖАНКИ (Charadriidae) — семейство птиц отряда куликов. Включает 70 родов, объединяющих

Информация о работе Защита льна от болезней и вредителей