Пути становления правового нигилизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2010 в 21:58, Не определен

Описание работы

Введение
1. Нигилизм как общесоциальное явление
1.1.Понятие и сущность правового нигилизма
1.2.Источники правового нигилизма
2. Формы выражения правового нигилизма
3. Пути преодоления правового нигилизма
3.1 Правовое воспитание
3.2 Формы правовой пропаганды
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

† Подмена законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью, выходы различных официальных должностных лиц и органов, общественных групп и сил на неправовое поле деятельности, стремление реализовать свои интересы вне рамок Конституции или в «разреженном правовом пространстве» – вот приметы нынешней политической жизни в России.

   На  данную форму правового нигилизма  как весьма вредную и опасную  указывают официальные лидеры. Президент  РФ: «Нередко федеральными и региональными  органами власти, отдельными должностными лицами делаются попытки обойти нормы  Конституции и законов в угоду сиюминутной целесообразности и конъюнктуре». Установка на то, что «ради дела» или «здравого смысла» можно поступиться законом, владеет умами многих чиновников высокого ранга.

   Вместе  с тем следует заметить, что  идея законности и порядка при определенных обстоятельствах может быть использована заинтересованными лидерами и властными структурами как повод для применения силы и нарушения прав человека, равно как и необходимость борьбы с преступностью. Практика последнего времени подтверждает это. А как известно, нет ничего опаснее, чем узаконенное беззаконие.

   †Конфронтация представительных и исполнительных структур власти возникла в процессе становления новой для России президентской вертикали управления при сохранении старой системы Советов. Эти две модели власти оказались несовместимыми по своим целям, задачам, методам. Отсюда – трения, конфликты, противостояния, стремление доказать, какая власть важнее и нужнее. Шла борьба за роль «обкомов», «горкомов», «райкомов», при которой законы никем не соблюдались. Плюс личные амбиции и соперничество лидеров, их претензии быть «первыми лицами», «хозяином» в данной «вотчине». При этом верх брали прежде всего престижные или карьеристские соображения, честолюбие, а не законопослушание. В то время к власти пришло много неопытных, не пригодных к практической работе людей с разрушительными, а не созидательными настроениями. Законы в этой борьбе были лишь досадной помехой.

   Возникали ситуации двоевластия или, напротив, безвластия. Поскольку перетягивание  каната долго продолжаться не могло, одна из сторон в конце концов перетянула.

   Это своего рода «номенклатурный» или «элитарный»  нигилизм, связанный с параличом  власти, а любой паралич власти означает паралич права, закона. Здесь  соединяются воедино государственный и правовой нигилизм, который дезорганизует сложившиеся нормы управления обществом.

   Принцип разделения властей, заложенный формально  в Конституции РФ, на деле пока не сложился, система сдержек и противовесов не отлажена. Исполнительно-распорядительная власть оказалась, по сути дела, бесконтрольной, а потому самоуправной и во многом «свободной» от соблюдения законов, особенно на местах.6

   В названном принципе внимание обычно концентрируется на разделении властей  и забывается об их субординации и  взаимодействии. Власти не могут быть равными, ибо одна из них – законодательная – призвана формировать и контролировать другую – исполнительную. В то же время власть в любом обществе едина, и разделение существует только в рамках этого единства. Источник у нее общий - воля народа.[5]

   У нас же ветви (органы) власти разделились  до такой степени, что постоянно  воюют и конфликтуют друг с  другом как антиподы. Только сейчас данный факт начинает постепенно осознаваться, и участники этих политических баталий  ищут мира и согласия между собой, дабы уберечь общество от катаклизмов, осложняющих и без того сложную ситуацию в стране.

   Выражение «ветви власти» весьма точно определяет суть проблемы – ствол и корни  всех ветвей едины. Разделение властей  – всего лишь «прозаическое, деловое разделение труда, примененное к государственному механизму в целях управления и контроля». Это разграничение функций и полномочий, своего рода специализация в области государственной деятельности – каждый должен заниматься своим делом, не вторгаясь в компетенцию другого, но помня, что он – лишь часть целого.

   Нередко исполнительная власть, вопреки общепринятой мировой практике, формирует и  контролирует представительную, а не наоборот. Все это вносит разлад и асимметрию в структуру власти, создает неразбериху, обезличку, дублирование. В России до сих пор нет четкого механизма принятия наиболее ответственных решений, затрагивающих судьбы общества. А без наведения порядка во власти нельзя навести порядок в стране.

   Правовая  ситуация в обществе остается неустойчивой, во властных структурах по-прежнему преобладают конфронтационные тенденции: война компроматов, угроза неожиданных и немотивированных отставок, «рокировок», столкновение различных олигархических групп и кланов, проникновение криминала в госаппарат, коррумпированность чиновников, социально-психологическая напряженность, предвыборные баталии, неуважение к законам.

† Серьезным источником и формой выражения политико-юридического нигилизма являются нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество, безопасность. Слабая правовая защищенность личности подрывает веру в закон, в способность государства обеспечить порядок и спокойствие в обществе, оградить людей от преступных посягательств. Бессилие же права не может породить позитивного отношения к нему, а вызывает лишь раздражение, недовольство, протест.

†Наконец, можно выделить теоретическую форму правового нигилизма, проистекающую из некоторых старых и новых постулатов, Они были связаны как с догматизацией и вульгаризацией известных положений марксизма о государстве и праве, так и с рядом неверных или сугубо идеологизированных, а потому искаженных представлений о государственно-правовой действительности и ее развитии.

   Длительное  и безраздельное господство позитивного права в худшем его понимании (только как властной воли государства) и отрицание естественного права не могло привести к адекватным выводам и характерным для демократического гражданского общества. Зато эти воззрения хорошо вписывались в командно-бюрократическую систему, обслуживая интересы правящей партийно-политической элиты.

   Право трактовалось, да и сейчас еще нередко  трактуется, как средство, орудие, инструмент, рычаг, способ оформления политических решений, а не как самостоятельная  историческая, социальная и культурная ценность. Такая интерпретация не могла выработать в общественном сознании подлинно ценностного отношения к праву. Напротив, усваивалась мысль о второстепенной и нерешающей роли данного института. Главное – это экономика, политика, идеология, а не какие-то, там правовые ценности.[14]

   Но  в последнее время появились  и новейшие веяния, способные  подогреть  юридический нигилизм на теоретико-научном  уровне.

Таковы  основные сферы распространения  и вместе с тем наиболее типичные на сегодня формы выражения правового нигилизма. Есть и другие его «измерения» и модификации (правотворческие экспромты, декларативность и многословие законов, неуважение к суду, ведомственность, неконтролируемые процессы суверенизации и сепаратизма, разбалансированность правовой системы, несогласованность в управлении, неплатежи, сшибка полномочий и юрисдикции различных органов, вседозволенность и т.д.).

   Надо  сказать, что иногда слишком рьяное и бездумное исполнение закона объективно означает не добро, а зло, т.е. приносит вред. Это своего рода нигилизм «наоборот». Такое происходит тогда, когда закон – неудачный, ошибочный, не отражает действительных потребностей жизни. Их немедленная реализация вылилась в кампании, соревнования, рапорты – кто раньше создаст «трезвые зоны». Потом все быстро убедились, что «наломали дров».[18]

   Правовой  нигилизм на всех этажах государственного здания и среди населения не знает  пределов, потому и называется беспределом. бороться с ним обычными методами малоэффективно и непродуктивно, нужны глубоко продуманные, экстраординарные меры. Не могут быть далее терпимы неприглядные гримасы и уродства, искажающие до неузнаваемости облик новой России и ее неокрепшую демократию.

 

3.Пути  преодоления правового  нигилизма 

   3.1.Правовое  воспитание 

   Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры.

   Правовое  воспитание — сложный процесс, включающий в себя следующие составные части:

   1) субъекты воспитания (органы государства, государственные служащие, политики, преподаватели, журналисты и др.);

   2)  объекты воспитания (граждане, трудовые  коллективы, социальные группы и  т.д.);

   3) содержание воспитания (выражается  в приобщении людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, информации, опыту и т.п.);

   4)  методы воспитания (убеждение, поощрение,  наказание и иные приемы психолого-педагогического  воздействия на объект воспитания);

   5)    формы воспитания. 

   К формам воспитания относятся: 

   1)  правовое обучение (состоит в  передаче, накоплении и усвоении  правовых знаний в школе, средних  специальных и высших учебных  заведениях); 

   2)   правовая пропаганда (заключается  в распространении правовых идей  и правовых требований среди  населения телевидением, радио, иными средствами массовой информации); 

   3) юридическая практика (способствует  передаче юридической информации, знаний посредством участия граждан  в процессе прежде всего правоприменительной  деятельности и т.п.); 

   4) самовоспитание (связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений); 

   Целью правового воспитания граждан является повышение их политико-правовой культуры, главное содержание которой состоит  в глубоком уважении к закону, в  знание каждым гражданином своих прав и обязанностей, в сознательном и активном отношении к их осуществлению. Правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности граждан. Это более глубинный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений Конституции и основных действующих законов.

   Он  отмечал, что кроме закона есть еще  культурный уровень, который никакому закону не подчинишь.

        Правовая культура — в значительной  степени результирующая категория,  показатель уровня и особенностей правового развития общества, зеркало его правового сознания.[3]

   Исследование  правовой культуры, ее связи с правосознанием, с законностью предпринято в  работах ряда ученых нашей страны: Е. А. Лукашевой, И. Ф. Рябко, И. Е. Фарбера, П. М. Рабиновича, С. С. Алексеева, В. П. Сальникова, которые убедительно доказали, что обеспечение высокой юридической культуры невозможно без системы правового воспитания. Оно не сводится только к пропаганде, разъяснению законов, а включает еще воздействие на человека всех сторон правовой жизни общества, всей системы общественных отношений, которые в своей совокупности формируют высокую юридическую культуру, устойчивые правовые убеждения. 

   Воспитание  правосознания необходимо начинать как можно раньше. В нашей стране в учебные планы ряда школ включено преподавание основ права, думается, что было бы нелишним ввести экзамен по этому предмету, где бы проверялось его усвоение выпускниками.

         Правовая культура может основываться  только на прочном фундаменте  научных знаний как необходимом условии сознательного отношения к закону. Поэтому правовое обучение, просвещение масс является важным звеном воспитания правосознания человека и гражданина. 

         3.2.Формы правовой пропаганды 

         Любое общество заинтересовано  в ликвидации правового нигилизма, повышения уровня правовой культуры, для чего используются разные формы правового обучения и воспитания.

   В качестве специальных средств сведения к минимуму правового нигилизма  следует назвать: 

    1)    Обеспечение должного  качества принимаемых законов. Законы должны отвечать потребностям общества, не противоречить друг другу и активно применяться органами исполнительной власти. Не менее важно постоянно отслеживать, как работает закон и обеспечен ли он необходимыми подзаконными актами и насколько он эффективен. Очень важно исключать неоднозначные толкования норм в законопроектах. 

   2) Упрочение законности. Активно участвуя  в практике осуществления правосудия, государственного управления, прокурорского  надзора, в деятельности общественности  по охране правопорядка, граждане на деле имеют возможность убедиться в справедливости, гуманности права, в том, что оно стоит на защите их интересов, выработать прочные навыки борьбы с нарушениями  законности, влияния на тех, кто сбился с правильного пути. 

Информация о работе Пути становления правового нигилизма