Происхождение государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2010 в 02:01, Не определен

Описание работы

Чтобы теоретически правильно подойти к вопросу о государстве и праве, необходимо рассмотреть их историческое происхождение.
Благодаря успехам археологии, этнографии, представления о первобытнообщинном обществе, эпохах и тенденциях его развития к настоящему времени существенно обогатились. В 50-х годах прошлого столетия было сделано открытие, которое нанесло ощутимый удар по теории эволюции. Было обнаружено, что все живое на земле, от бактерий до человека, имеет единый биологический код. И если бы жизнь на нашей планете возникла и развивалась бы по Дарвину, то этого не должно было бы быть. Получается, что род человеческий произошел от единой праматери. Совсем недавно японские исследователи это успешно подтвердили, то есть, что люди произошли от одной женщины.

Файлы: 1 файл

тгп1.doc

— 694.00 Кб (Скачать файл)
 
  1. По  характеру содержащихся в нормах права  правил поведения:
 
  1. Управомочивающие  нормы.

Управомочивающими являются нормы, формулирующие права субъектов. Эти нормы указывают на допустимость совершения субъектом определенных действий. На основе именно этих норм возникают субъективные права. Как правило, в своем тексте эти нормы содержат слова «имеет право», «может» и так далее.

  1. Обязывающие нормы.

Обязывающие – это нормы, формулирующие юридические обязанности субъектов. На основе диспозиции таких норм, у субъектов возникают юридические обязанности. И как правило, в своем тексте такие нормы содержат слова «необходимо», «должен», «обязан».

  1. Запрещающие нормы.

Запрещающие нормы запрещают названное в них поведение, которое законом признается как правонарушение и основная цель которых – предотвратить возможность нежелательное для личности и общества поведение. При этом запрещенный вариант поведения сопровождается словами «не может», «не допускается», «запрещается» и так далее.

  1. Представительно-обязывающие нормы.

Нормы представляющие собой  правила поведения, сформулированные в  виде взаимных прав и обязанностей субъектов, называют представительно-обязывающими. Эти нормы связывают несколько субъектов в одно двухстороннее правоотношение, в котором одной стороне предоставляется право, а на другую возлагается обязанность. 

  1. По  характеру акта, в  котором выражаются данные нормы:
 
    1. Нормы закона.
    2. Нормы подзаконных актов.

Такая классификация важна для установления соподчиненности, для определения  их юридической силы, и что дает возможность при коллизии и противоречии норм выбрать ту норму, которая имеет  большую юридическую силу. 

Структура правовой нормы. 

Под структурой правовой нормы понимают внутреннее строение нормы права, ее составные  части и элементы. Следует различать  структуру исходных норм и норм-правил поведения. Вообще, вопрос о структуре  норм права дискуссионный и мнения правоведов разделились. Одна группа ученых, в числе которых Низваев, Горшенев, полагают, что нормы права обязательно имеет три элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию. Известный российский ученый Ю.С. Вышинский писал: «Без гипотезы норма права немыслима. Без диспозиции – бессмысленна. Без санкции – бессильна».

Другая  группа ученых, в числе которых  Алексеев, Корылев, Томошешский, придерживаются двухчленной схемы: если норма регулятивная, то она содержит два элемента –  гипотезу и диспозицию, а если нормы  охранительная – то гипотезу и санкцию.

Не вдаваясь в суть многочисленных споров, следует  отметить, что трехчленное дробление  нормы – это ее логико-юридическая  структура и воссоздается она  мыслительным путем: представляет собой  формулу «если…, то…; в противном  случае…». Именно по такой схеме строится норма права. Для воссоздания логико-юридической структуры необходимо хорошее знание логики, законодательства, юридической техники. Норма права в своей логико-юридической структуре как раз и имеет три элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Формы и источники права. 

Понятие и виды форм источников права. 

Для того, чтобы правило поведения стало  правовой нормой, оно должно быть вовлечено  в определенную форму. Форма права  показывает способы фиксации государством этих правил поведения. Поэтому формой права называются способы установления правовых норм. В юридической литературе за ними традиционно укрепилось наименование «источник права». В юридической науке различают следующие основные формы источников права:

  • правовой обычай;
  • юридический прецедент;
  • договор с нормативным содержанием;
  • нормативно-правовой акт.

Правовым  обычаем называется такое санкционированное государством правило поведения, которое устанавливается в результате постоянной и неуклонной его повторяемости в течение более или менее длительного времени, и благодаря этому становящейся традицией. Правовой обычай следует отличать от простого обучая, несанкционированного государством. Обычаем вообще называется такое правило поведения, которое складывается в сознании людей непосредственно вследствие его повторяемости и соблюдается в силу традиций. А правовым обычаем называется такой обычай, соблюдение которого поддерживается принудительной силой судебного решений, действиями административных властей и т.д. Дошедшие до нас крупные законодательные памятники прошлого (законы Драконта, Хаммурапи, Ману, Русская Правда) – это сборники правовых обычаев. Совокупность обычаев при большом их количестве называют обычным правом. Обычное право – это система правовых норм, основанных на обычае, регулирующие общественные отношения в данном государстве, в определенной местности, либо для данной этнической или социальной группы. Правовой обычай характеризуется следующими особенностями:

    1. Он, как правило, носит локальный характер, т.е. применяется в рамках сравнительно небольших групп людей.
    2. Юридические обычаи очень часто связаны с религией. Например, в Индии обычное право входит в структуру индусского права.
    3. Юридический обычай отличается определенностью правила поведения; характеризуется непрерывным и единообразным характером его соблюдения. В некоторых государствах Азии, Африки, Латинской Америки правовые обычаи практически без изменения действуют с древнейших времен до настоящего времени и регулируют различные наследственные, семейно-брачные отношения.

Некоторые ученые, например Зивс, считают, что  наше Российское законодательство вообще не знает обычая. Однако Российское законодательство допускает использование  обычаев в юридической практике. В России до 1917 года обычай регулировал  отношения между крестьянами, и исследователи отмечали, что в сфере гражданского права большинство населения России (80 млн. человек) руководствовались обычным правом. И после 1917 года большевики не смогли сразу отказаться от обычного права, что свидетельствует о его большой значимости (Земельный Кодекс РСФСР допускал использование обычая при урегулировании земельных, семейных и иных отношений среди крестьян).

В новом  законодательстве России допускается  использование обычного права и  ныне действующий Гражданский Кодекс РФ в статье 5 дает определение обычаев делового оборота: обычаем делового оборота признается сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, непредусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано он в каком-либо документе или нет. Отсылки к обычаям традиционно имеются в морском торговом праве и в Кодексе Торгового Мореплавания имеется норма, предусматривающая срок, в течении которого груз должен быть погружен на судно, определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения – сроками, обычно принятыми в порту погрузки.

Примыкают к обычаям так называемые деловые обыкновения – негласные правила поведения, сложившиеся на основе постоянного и единообразного их применения в практической деятельности государственных органов, коммерческих и некоммерческих негосударственных организаций, закрепляющих прежде всего определенный порядок ведения дел. Они в большинстве случаев имеют локальный характер, т.е. могут распространяться на одну или несколько организаций или на определенный род деятельности.

Четко провести разграничение правовых обычаев  и деловых обыкновений не удается, тем более, что в самом законодательстве эти понятия не различаются и  в отдельных ситуациях используются как взаимосвязанные. Государство к обычаям относится по разному: одни обычаи закрепляются в правилах поведения и одобряет их, а другие запрещает (например, в УК РФ есть нормы, закрепляющие такие обычаи, как кровная месть, калым за невесту, похищение ее и т.д.).

Юридическим прецедентом считается такое решение государственного органа по конкретному делу, которое принимается за правило при разрешении других аналогичных дел. С разделением административных и судебных форм деятельности государства различаются судебные и административные прецеденты. Судебная практика представляет собой деятельность судов по применению законодательства при рассмотрении судебных дел. В этой практической деятельности судебных органов также вырабатываются нормы права, которые могут действовать наряду с правом, могут содержаться в нормативных актах и дополнять их. Таким образом, и судебная практика является источником права, и, говоря о судебной практике как о источнике права, используют понятие «прецедент». Судебный прецедент – это решение по конкретному делу, являющееся обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел либо служащее примерным образцом толкования законов. Судебный прецедент, как источник, права характеризуется следующими особенностями:

  1. Казуистичность.

 Прецедент  всегда максимально конкретен,  максимально приближен к практической  ситуации, поскольку он вырабатывается  на основе конкретных единичных  случаев – казусов.

  1. Множественность.

Существует  достаточно большое количество инстанций, которые могут создавать прецеденты, и данное обстоятельство вместе со значительной продолжительностью действия прецедентов, а они, например в Англии, действуют от 10 до 100 лет, в совокупности образуют большой объем прецедентного права.

  1. Противоречивость и гибкость.

Даже  среди нормативных актов, издаваемых одним органом государства, иногда встречаются несогласованности, противоречия, и тем более не удивительно, что  решения различных судебных инстанций  по сходным делам могут значительно  друг от друга отличаться, что и определяет гибкость судебного прецедента как источника права, потому что во многих случаях имеется возможность выбора разрешения ситуации из имеющихся прецедентов, тогда как писаное право такого выбора не предоставляет.

Отечественная наука считает, что судебная практика не может быть источником права и еще официальная доктрина советских времен стояла на такой позиции: «суды должны применять право, а не творить его». Однако в Российской Федерации судебная практика является неофициальным источником права. Эта позиция исходит из того, что право, содержащееся в нормативно-правовых актах, оставляет очень много неясных вопросов, оно окончательно не регулирует общественные отношения. Но вывод о том, что судебная практика может быть источником права, находит свое подтверждение в действительности. Так, например, нижестоящие судебные инстанции следят за деятельностью вышестоящих судебных инстанций, стараются ей следовать при разрешении аналогичных дел, поскольку в противном случае их приговоры и решения могут быть отменены вышестоящими судами в кассационном или надзорном порядке.

Самостоятельной проблемой является определение  юридической природы постановлений  Пленума Верховного Суда по отдельным  категориям дел, которые выносятся  на основе обобщения судебной практики. Данная проблема применительно к руководящим разъяснениям Пленума Верховного Суда СССР десятилетиями дискутировалась в советской юридической науке. Одни авторы склонялись к отрицанию нормативного характера этих документов, ссылаясь на то, что в них отсутствует формы права, поэтому называли их актами толкования права. Другие, наоборот, признавали нормативную природу постановлений Пленума Верховного Суда и предлагали считать их ведомственными нормативными актами.

Еще одна научная позиция состоит в  признании обобщений судебной практики как самостоятельных источников права.

Наконец, говорят об административном прецеденте, то есть, о таком поведении органа государства, любого должностного лица, которое имело место хотя бы один раз и может служить образцом при рассмотрении других аналогичных дел.

Многие  российские ученые, например Лазарев, Комаров, считают, что в современных  российских условиях несовершенство правотворческой  деятельности, значительного подчас отставания от развивающихся общественных отношений законодательства при формировании независимой судебной власти, судебные прецеденты, издаваемые Конституционным Судом РФ должны быть признаны источником права, так как деятельность Конституционного Суда имеет большое значение не только для законодательной, но и исполнительной и судебной властей.

Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. Среди известных источников права именно нормативно-правовой акт занимает ведущее место. В России это основной источник права.

Информация о работе Происхождение государства и права