Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 21:18, курсовая работа
Данная исследовательская работа в области теории государства и права изучает актуальную для юристов тему, правосознание и виды его деформации.
Актуальность данной темы объясняется тем, что в наше время становится очевидным, что успешное решение политических и социальных задач, становление гражданского общества и правового государства невозможно без повышения уровня правосознания личности. Рассмотрение видов деформации и их причин необходимо, так как без их понимания невозможно нахождение путей преодоления этой проблемы, а значит невозможно и построение крепкого правового государства, основанного на здоровом правосознании общества и уважении граждан к закону.
По направленности виды правосознания различаются на:
По степени осознанности правовых явлений различают:
Правосознание раскрывается в функциях, характеризующих его роль и назначение в жизни людей.
К основным функциям правосознания можно отнести познавательную, оценочную и регулятивную функции.
С помощью познавательной или гносеологической функции правового сознания индивид воспринимает существующую в обществе правовую действительность. Она тесно связана с анализом общественной жизни, познанием общественных процессов под углом зрения их правового осознания. При осуществлении познавательной функции, у индивида накапливается определенный жизненный опыт в сфере права, который осмысливается с помощью оценочной функции. При этом у индивида формируется внутреннее психологическое отношение к отражаемой правовой действительности и тому запасу опыта, который он приобрел до этого.
Оценочная функция вызывает определенные эмоциональные отношения личности к различным сторонам и явлениям правовой жизни, на основе опыта и правовой практики. Эмоциональное отношение выражается в определении значимости полученных знаний в конкретной ситуации. С точки зрения индивида, группы или общества ценным является то, что служит желаемым объектом.
И наконец регулятивная функция. Во-первых, с регулятивной функцией связано поведение человека в обществе. Руководствуясь накопленным опытом индивид совершает определенные действия и поступки. И в зависимости от того имеет ли он представление о праве и его институтах, индивид поступает правомерно или нарушает установленные правом запреты. Во-вторых, с регулятивной функцией связано создание правовых норм, т.е. позитивного права. В зависимости от уровня правового сознания зависит уровень юридической техники. В-третьих, с помощью этой функции правосознания индивид, в случае пробелов в законодательстве, может урегулировать свое поведение согласно принципам права, которые он знает благодаря правовому сознанию. В-четвертых, регулятивная функция позволяет координировать правовое регулирование с другими видами специального регулирования, такими как моральным, нравственным и другими. Иными словами, правовое сознание позволяет определить границы действия правовых норм и социальных, и согласовать их действие в пересекающихся сферах действия, например, в уголовном праве.
Правосознание на всем протяжении своего существования находится в своеобразном конфликте с правом. Правосознание по сути направлено на устранение пробелов в праве, на его усовершенствование.
Но и право формирует правосознание. Право является образующим фактором для правосознания индивида и общества. Насколько право отвечает ожиданиям общества, идеалам и целям, настолько правосознание служит опорой правоприменительной деятельности, основой правотворчества для государства.
Под видами деформации
правового сознания понимаются способы
ее проявления. Они отличаются друг от
друга разнообразной степенью искаженности
компонентов правосознания в отражении
правовой действительности. Все они в
совокупности раскрывают сущность и содержание
деформации правового сознания.10
Принято выделять
несколько видов деформаций индивидуального
правосознания: правовой инфантилизм,
правовой негативизм, правовой нигилизм
и правовой идеализм.11 Все эти виды деформации
правосознания хоть и относятся к отдельному
индивиду, но не исключают того, что они
могут проявиться на общественном уровне
в различных по размеру группах индивидов.
В юриспруденции до сих пор не сложилось единой теории этого явления и отсутствует разборчивое, принимаемое всеми определение понятия деформации правосознания. Это отсутствие определения имеет две объективные причины:
Но не смотря на отсутствие единого понятия, все-таки все исследователи этой проблемы сходятся на том, что деформация правосознания это носит негативный, отрицательный характер.
В функционировании правосознания важную роль играют различные его состояния, под которыми понимаются определенные виды его настроенности и направленности под влиянием доминирующих в нем идей и взглядов, представлений и чувств.12 Таким образом деформация правового сознания - это одно из его возможных состояний, являющееся противоположным положительному (позитивному).
Деформация правосознания - это его искажение, разрушение позитивных идей, убеждений, чувств, установок.13
Деформация правового сознания, как сложное и многоплановое явление, требует комплексного подхода к себе, то есть изучения с позиции правоведения с одновременным философским, психологическим и социологическим обоснованием, с использованием адекватных методов научного исследования.
Рассмотрим подробнее каждый из выделенных видов деформаций индивидуального правосознания, а именно правовой инфантилизм, правовой негативизм, правовой нигилизм и правовой идеализм. Все эти деформации правосознания негативно влияют на правовое поведение субъекта. Предопределяя субъективную сторон юридически значимого поступка, они приводят к незнанию индивидом своих прав и свобод (правовой инфантилизм), к нежеланию ими пользоваться либо к отказу от их осуществления (правовой негативизм), к формированию четкой противоправной установки (правовой нигилизм) или к стремлению решать все свои проблемы посредством права (правовой идеализм). Таким образом, конкретная деформация правосознания является психологической предпосылкой соответствующего правового поведения.
2.1.1. Правовой инфантилизм.
Правовой инфантилизм представляет собой несформированность правового сознания, которая обусловлена недостаточностью правовых знаний, отсутствием четко определенных правовых установок.14 Эта деформация правосознания характеризуется тем, что у индивида нет желания быть юридически осведомленным, знать свои права и обязанности, а также готовности выполнять эти установленные законом обязанности. При этой деформации индивид хоть и является участником правоотношений, но сам при этом отстраняется от права, в его сознании право выступает как нечто неясное, относительное. Четкая правовая установка на совершение как правомерных, так и противоправных деяний у индивида в данном случае отсутствует.
Правовой инфантилизм затрудняет возможность осуществления правосознанием его познавательной, оценочной и регулятивной функций. Буторин провёл выборочные опросы, среди различных социальных групп населения - городского и сельского, которые подтвердили, что общество в своем большинстве имеет самое смутное представление о Конституции РФ. «Многие воспринимают с определенной долей удивления, - говорит он, когда им начинаешь объяснять, что в соответствии со статьей 3 «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».15
Так, из-за правового инфантилизма начинают процветать различные мошеннические организации, многие преступления остаются безнаказанными по той причине, что жертва просто не понимает, что это противоправно и является наказуемым деянием.
Правовой негативизм представляет собой отрицание ценности права как универсального регулятора общественных отношений. У индивида складывается мнение, что в большинстве случаев без правового регулирования, а значит собственно и права, можно обойтись, так как другие социальные регуляторы (нормы нравственности, обычаи, традиции, религиозные нормы, корпоративные кодексы поведения) являются более эффективными. И право, и правовая система в этой деформации выступают как спорные социальные институты. Такое отношение к праву находит свое выражение в пословицах и поговорках: «Закон что дышло — куда повернул, то и вышло», «В суд ногой — в карман рукой» и т. д. Образ права в индивидуальном правосознании отражается в виде преувеличенно-отрицательного социального феномена.
Характерной чертой
правового негативизма является стремление
индивида к игнорированию права, причем
это стремление не умышленно, установка
на совершение правонарушений у индивида
при данной деформации правосознания
отсутствует. Индивид пытается, если это,
возможно, урегулировать возникающие
общественные отношения без права, и решать
возникшие споры без обращения в компетентные
государственные органы.
Правовое знание в
данном случае выступает как осведомленность
о «существенных и непреодолимых недостатках
права». Индивид знает о предоставленных
ему правах и свободах, но считает, что
они в должной степени не гарантированы,
а, следовательно, и не осуществимы на
практике.
Ярким примером можно считать не обращение пострадавших в полицию из-за устоявшегося мнения что “там все куплено”.
2.1.3. Правовой нигилизм
Правовой нигилизм рассматривают как наиболее существенное проявление деформации правосознания. Он выражается в активном неприятии и отрицании индивидом правовых предписаний. Эта деформация служит условием формирования противоправной установки индивида, его готовности к совершению умышленных противоправных деяний. Как правило, в этом случае индивид мало знает о характере юридических предписаний, которые регламентируют его поведение, однако хорошо знает содержание запрещающих и обязывающих норм. Он четко осознает противоправность своих намерений, может предвидеть общественно вредный результат своих действий и тем не менее направляет свою волю на достижение намеченного результата. Образ права в индивидуальном правосознании подвергнутом этому виду деформации предстает в виде ограничителя, которому не следует подчиняться, а необходимо противостоять.
В зарубежной криминологии наличие у индивида деформации правосознания в форме правового нигилизма рассматривается как пребывание лица в «опасном состоянии». Это психическое состояние делает субъекта потенциально опасным для общества, что обусловливает необходимость применения к нему дополнительных пенитенциарных мер.16 В случае неэффективности этих мер лицу присваивается «статус» неисправимого рецидивиста либо привычного преступника (в зависимости от законодательства конкретной страны) и оно в соответствии с уголовным кодексом наказывается пожизненным лишением свободы.
Внутренне отрицая необходимость подчиняться праву, индивид вступает с правом в открытый конфликт, так как он твердо убежден, что правильнее поступать вопреки праву, а не в соответствии с ним. Образно выражаясь, при данной деформации правосознания субъект совершает правонарушения с «чистой совестью».
На формирование правового нигилизма в молодежной среде в значительной степени оказывают влияние факторы социальной среды, в частности: деидеологизация и коммерциализация общественных отношений, смена ценностных идеалов с ярко выраженной ориентацией на идеалы западной демократии, в связи с чем для правовой культуры молодежи характерен приоритет частных интересов по отношению к публичным, прагматическое восприятие государственно-правовых институтов, отрицание традиционных ценностей.
Данную сложившуюся в молодежной среде субкультуру можно расценивать в том числе как форму протеста. Осознавая невозможность полного восприятия традиционных для культуры «отцов» ценностей и стереотипов поведения в правовой сфере, ее представители не уходят от реальности в отличие от алкоголиков и наркоманов. Они создают новую культуру путем адаптации сложившихся в западноевропейском обществе принципов правового регулирования к современной российской реальности. При этом основной ценностью в рамках данной субкультуры выступают все те же личные эгоистические интересы. В качестве примера можно назвать поколение «молодых реформаторов» вышедших из криминализированного поколения начала- середины 90-х годов и вошедших во власть на волне демократических преобразований, «исповедающих» лоббирование интересов бизнеса в противовес интересам общества/государства, идеология рыночного шока и либеральных ценностей.
Правовой идеализм следует рассматривать как антипод вышеуказанных деформаций правосознания. В научной литературе отмечается, что подверженный правовому идеализму индивид возлагает на право, как на регулятор общественных отношений, возвышенные, несбыточные надежды, верит в его всесильность. Он наивно требует от права большего, чем оно объективно может ему дать.17
Информация о работе Правосознание: понятие, структура. Виды деформации правосознания