Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2015 в 09:03, реферат
В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий и методов, и проблематика данного исследования по-прежнему несет актуальный характер.
Представляется, что анализ данной тематики достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.
Характеризуя степень научной разработанности проблематики, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований данной тематики.
В соответствии с указанным Заключением законодатель дополнил норму ст. 209 УПК, предоставив право обжаловать вынесенные постановления о прекращении уголовного дела не только прокурору, но и в суд.
Поступающие в Конституционный Суд обращения свидетельствуют о том, что отдельные граждане не имеют реальной возможности реализовать свое право на судебную защиту по вопросам, которые возникают в связи с осуществлением уголовно-процессуальных отношений, но не касаются прекращения предварительного расследования дела или применения мер пресечения. Причем такие вопросы возникают не в связи с конкретными следственными действиями, проведение которых находится полностью в компетенции соответствующих органов и могут контролироваться только прокурором без вмешательства суда, а в связи с нарушением основных конституционных прав граждан (например, нарушение права на юридическую помощь, нарушение права собственности при неправомерном аресте имущества, нарушение неприкосновенности жилища и иных законных владении граждан, нарушение танцы корреспонденции, телефонных или иных сообщений и др.
Рассмотрение указанных и многих других вопросов свидетельствует о следующем:
1) законодательством Республики
Беларусь не в полной мере
гарантируется право граждан
на судебную защиту (доступ к
правосудию), предоставленное им
Конституцией, поскольку в нем
имеются пробелы в той части,
что это право им не
2) на практике неоднозначно
К сожалению, многие практические работники до сих пор полагают, что нормы Конституции имеют лишь декларативный характер и что для их реализации необходим специальный механизм, предусмотренный законодательством. Отсутствие такого механизма, по их мнению, не позволяет применять конституционные нормы напрямую.
Это заблуждение пытается устранить Конституционный Суд, постоянно указывая в своих решениях на непосредственный характер действия норм Конституции Республики Беларусь, позволяющий гражданам в силу ее верховенства обращаться с жалобами в суд в целях зашиты их основных прав и свобод, гарантированных Конституцией.
Непринятие судами к рассмотрению жалоб и заявлений граждан в таких случаях, ожидание разработки законодателем специальных механизмов, непроявление инициативы по внесению соответствующих норм в законодательство, неисполнение решений Конституционного Суда по указанным вопросам — все это имеет своим единственным итогом создание препятствий для доступа граждан к правосудию, для реализации их конституционного права на судебную защиту.
Хотелось бы еще раз сделать акцент на этой стороне названной проблемы. На сегодняшний день фактически не исполняются два решения Конституционного Суда по причине отсутствия так называемого механизма принятия и рассмотрения судами указанных дел. В этой связи имеет смысл повториться и подчеркнуть, что Конституция обладает высшей юридической силой и в случае расхождения с ней закона, декрета или указа действует Конституция. Это положение, закрепленное в ст. 137 Основного Закона Республики Беларусь, не только дает право соответствующим органам, в том числе и судам, применять напрямую нормы Конституции, но и обязывает их следовать ее предписаниям в тех случаях, когда имеет место несоответствие применяемых нормативных актов Конституции либо недостаточная урегулированность в них отдельных конституционных положений [26].
Это касается и права граждан на судебную защиту, которое в большей мере можно признать универсальным, непосредственным правом любого гражданина в тех случаях, когда у него возникает необходимость зашиты прав и свобод, предоставленных Конституцией.
Для принятия судом заявления от гражданина и для его рассмотрения при отсутствии закрепленного в законе процессуального порядка не требуется даже вынесения решения Конституционного Суда. В этих случаях вполне достаточно воли верховной судебной власти. Если же есть и решение Конституционного Суда, то, безусловно, именно оно, подтверждающее необходимость прямого действия нормы Конституции о праве граждан на судебную защиту, должно быть основанием для принятия судом жалобы .
В научной литературе уголовно-процессуальные проблемы защиты прав и свобод личности разрабатывались, главным образом, применительно к статусу обвиняемого и подозреваемого, что является, безусловно, важным. Однако мало исследована проблема правового положения потерпевшего и гражданского истца, являющихся непосредственно пострадавшими от преступления, а также свидетелей.
Интерес к правовому положению потерпевшего от преступления не случаен и обусловлен тем, что обеспечение его прав представляется неотъемлемой частью обеспечения прав личности как при расследовании преступлений, так и в ходе судопроизводства. Преступление вторгается, прежде всего, в сферу интересов потерпевших, вызывая у них законное стремление к справедливости, наказанию виновных, восстановлению нарушенных прав. Интересы потерпевших обеспечиваются не только действиями государства, но и предоставлением им самим возможности лично участвовать в производстве по делу, лично добиваться защиты и восстановления нарушенного права.
Защита прав и свобод потерпевших осуществляется судом по многим делам. Например, дела о преступлениях против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности, против политических и трудовых прав граждан, против собственности и т.д.
Изучение практики применения судами законодательства, обеспечивающего право граждан на судебную защиту, показало, что суды в основном правильно решают вопросы, связанные с возбуждением дел по заявлениям граждан, проводят их необходимую подготовку к судебному разбирательству, принимают меры к рассмотрению дел и материалов в установленные законом сроки. При этом в большинстве судов обеспечена возможность для ознакомления граждан с порядком и условиями обращения в суд, основными требованиями, предъявляемыми законодательством к заявлениям и документам, подаваемым при обращении в суд, содержится полная информация о приеме граждан по вопросам, относящимся к компетенции судов.
Вместе с тем в работе судов имеют место и факты невнимательного отношения к обращениям граждан, случаи необоснованного отказа в возбуждении дел, несоблюдения правовых норм, устанавливающих порядок и сроки рассмотрения дел и материалов .Именно в связи с этим и было принято постановление пленума Верховного суда от 21 декабря 2006 г. N10.
Конституция Республики Беларусь (ст.60) гарантирует каждому защиту его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки. В условиях провозглашения и реализации принципа разделения власти на исполнительную, законодательную и судебную возникает необходимость закрепления в законодательстве дополнительных гарантий права на судебную защиту как физических, так и юридических лиц. При этом недостаточно закрепления лишь в общем виде права на обращение в суд, необходимо детально регламентировать средства и формы судебной защиты права в судах и определить адекватные им полномочия судов, применительно к устанавливаемым законом производствам. Таким образом, ст. 60 Конституции Республики Беларусь является правовой основой и для обеспечения оптимального доступа граждан к конституционному правосудию. Конституционный Суд Республики Беларусь занимает высокое место в судебной системе . Его деятельность по обеспечению конституционного права граждан на судебную защиту предопределяется компетенцией, установленной ст. 116 Конституции, а также обязанностью как государственного органа рассматривать обращения граждан, предусмотренной ст. 40 Конституции. Именно сочетание этих двух норм Конституции, а также соответствующих положений Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» является достаточным основанием развития и совершенствования права граждан на доступ к конституционному правосудию .
Права человека в Республике Беларусь являются важнейшим институтом, с помощью которого регулируется правовой статус личности. Одним из актуальных вопросов положения личности в государстве является вопрос о юридических механизмах защиты прав и свобод человека. Необходимость таких механизмов обусловлена природой правового государства, в котором условием развития его демократических институтов служит приоритет незыблемости прав человека, включая и гражданские права, а также обязанность государства по их обеспечению. Данная обязанность связана с реализацией комплекса юридических норм, относящихся к различным отраслям права. Признание, соблюдение и защита прав человека является высшей ценностью государства. Данное положение является составной частью основ конституционного строя Республики Беларусь, которым не могут противоречить никакие другие конституционные положения. Однако, как и в любом другом государстве, в Республике Беларусь существуют отдельные проблемы и дискуссионные вопросы в области защиты гражданских прав и свобод личности, нуждающиеся в дальнейшей правовой регламентации как на законодательном, так и на подзаконном уровне.
Одним из способов обеспечения прав и свобод граждан в Республике Беларусь является прокурорский надзор, поскольку в соответствии со ст. 125 действующей Конституции на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров возлагается надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Однако Генеральный прокурор Республики Беларусь не наделен правом обращения с предложением о даче заключения в Конституционный Суд Республики Беларусь о признании и отмене неконституционного нормативного акта, нарушающего права и свободы личности.
Как справедливо отмечает профессор Г.А. Василевич, «следует наделить Конституционный Суд правом возбуждать производство по делам по предложению Генерального прокурора Республики Беларусь».
Полагаем, что Генеральный прокурор Республики Беларусь является своеобразным арбитром между различными звеньями судебной системы государства, а также между органами законодательной и судебной власти. Будучи таким арбитром, Генеральный прокурор, не обладая правом отмены нормативных правовых актов, не соответствующих Конституции Республики Беларусь, должен обладать возможностью обращения в Конституционный Суд с данным предложением. В этой связи представляется целесообразным внесение изменений и дополнений в ч. 4 ст. 116 Конституции, наделив и Генерального прокурора, наряду с Президентом Республики Беларусь, Палатой представителей, Советом Республики. Верховным Судом, Высшим Хозяйственным Судом и Советом Министров Республики Беларусь, правом обращаться в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложением о даче заключения о соответствии законов, декретов, указов Президента Республики Беларусь, международных договоров и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь.
Одним из способов обеспечения прав и свобод граждан в Республике Беларусь является прокурорский надзор, поскольку в соответствии со ст. 125 действующей Конституции на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров возлагается надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Однако Генеральный прокурор Республики Беларусь не наделен правом обращения с предложением о даче заключения в Конституционный Суд Республики Беларусь о признании и отмене неконституционного нормативного акта, нарушающего права и свободы личности.
Как справедливо отмечает профессор Г.А. Василевич, «следует наделить Конституционный Суд правом возбуждать производство по делам по предложению Генерального прокурора Республики Беларусь».
Полагаем, что Генеральный прокурор Республики Беларусь является своеобразным арбитром между различными звеньями судебной системы государства, а также между органами законодательной и судебной власти. Будучи таким арбитром, Генеральный прокурор, не обладая правом отмены нормативных правовых актов, не соответствующих Конституции Республики Беларусь, должен обладать возможностью обращения в Конституционный Суд с данным предложением. В этой связи представляется целесообразным внесение изменений и дополнений в ч. 4 ст. 116 Конституции, наделив и Генерального прокурора, наряду с Президентом Республики Беларусь, Палатой представителей, Советом Республики. Верховным Судом, Высшим Хозяйственным Судом и Советом Министров Республики Беларусь, правом обращаться в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложением о даче заключения о соответствии законов, декретов, указов Президента Республики Беларусь, международных договоров и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь.
Что касается суда присяжных, то его преимущество состоит в том, что он минимизирует число судебных ошибок и защищает граждан от необоснованного осуждения . А его сущность в том, что его осуществляет компетентный орган, независимый от государственной администрации и судов общей юрисдикции .
Суд присяжных является отнюдь не новым институтом, призванным обеспечить защиту прав личности в уголовном процессе путем вынесения вердикта о виновности либо невиновности подсудимого.
Статьей 8 Закона Республики Беларусь от 13 января 1995 г. «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» (с изм. и доп.) устанавливалось, что «суд рассматривает дела по первой инстанции в составе: одного судьи и коллегии из семи присяжных заседателей — уголовные дела о преступлениях, за совершение которых предусмотрено наказание в виде смертной казни, если обвиняемый не признает себя виновным и требует назначение суда присяжных». Механизм функционирования института присяжных заседателей детально регламентировался в разделе четвертом данного Закона.
Статья 8 и раздел четвертый Закона Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» должны были вступить в силу с 1 января 2000 г., однако они были исключены Законом Республики Беларусь от 11 ноября 2002 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь».
Информация о работе Права человека на судебную защиту и их реализация в республике Беларусь