Понятие конституционного строя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2010 в 11:45, Не определен

Описание работы

1. Введение
2. Понятие конституционного строя
3. Человек, его права и свободы как высшая ценность
4. Политические основы конституционного строя Российской Федерации
4.1 Элементы конституционного строя Российской Федерации
5. Заключение

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 1.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

   Власть как общественное явление  есть внеисторическая категория, имманентно человеческому обществу. Она постоянный спутник человеческого общества. Без власти последнее существовать не может.

   Власть проявляется как функция  по руководству действиями членов  человеческого коллектива. Применительно  к государству она (государственная  власть) выступает как государственное  руководство обществом со стороны господствующего класса.

   Сущность государственной власти  всегда определялась реальным  соотношением социальных сил  в обществе.

    В юридической науке различные  аспекты проблемы власти постоянно находятся в центре исследований. Рамки работы и целевая направленность не позволяют подробно остановиться на многих сторонах такой важнейшей категории конституционного права. Здесь необходимо отметить следующее. Конституционная формула «власть народа» включает в себя государственную власть и общественную власть как различные формы единой по своей социальной сущности власти многонационального народа России. Такое понимание народовластия помогает уяснить и понять конституционный механизм осуществления государственной власти.

   Конституция России исходит из принципа, что ее многонациональный народ является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации. Данное конституционное установление определяет верховенство и полновластие многонационального народа России.

   Конституционные ориентиры, выдвинутые  на современном этапе развития  России, преследуют цель - утвердить  свободу, права человека и его  достойную жизнь, возродить Россию. В достижении данной цели немалая  роль принадлежит и системе  народовластия. Ибо наш исторический опыт свидетельствует, что именно структура власти, ее окостеневшая система, господство командно-приказного метода явились тормозом всех начинавшихся прогрессивных преобразований.

   В цивилизованном обществе всегда  стоит задача: как достигнуть такого состояния, чтобы осуществление власти не воспринималось отдельными должностными лицами лишь только как их привилегия. Власть в демократическом правовом государстве и гражданском обществе должна быть служанкой общества, а не его господином.

    Поэтому необходимо создать такой  конституционный механизм власти, который бы полностью исключил  произвол тирании, безграничного всевластия бюрократии, возможность возрождения любого культа. Ни в одной из прежних советских конституций не было положения, содержащегося в ст.З Конституции Российской Федерации: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону». Подобная норма есть по сути один из конституционных запретов на пути к возрождению тоталитаризма, она отвечает идеалам и целям истинной демократии гражданского общества.

    Народ осуществляет свою власть  через различные формы демократии  и систему государственных институтов. Когда говорят об осуществлении власти народа, то нужно иметь в виду три канала ее реализации: через посредство прямого волеизъявления, т.е. непосредственно, через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Когда говорят об осуществлении власти народа, то имеют в виду и основные формы демократии: представительную и непосредственную, т.е. прямую. Различают и конституционный механизм государственной власти. В данном случае ранее писали о законодательной, исполнительной, судебной, надзорной и контрольной власти.

   Как известно, советская доктрина отрицала разделение властей. Теория полновластия Советов вуалировала фактическую диктатуру государственно-партийной олигархии, полностью подчинивший себе органы власти, управления и суда. Государство возвысилось над гражданским обществом, подавило его. По существу было полное огосударствление всей жизни общества. Человек, его права применялись с позиций патернализма со стороны государства.

   Чтобы исключить подобное, необходима  иная конституционная система  власти. Разделение должно сыграть значительную роль при этом. Реформируя конституционную систему государственной власти России, мы тем самым создаем прочные конституционно-правовые основы зашиты от произвола и того беспредела, попрания прав человека, который, к сожалению, еще имеет место в нашей жизни.

   Вернемся к двум формам демократии. Долгие годы считалось в нашей  литературе, и советская конституционная  практика это подтверждала, что главной формой осуществления народовластия является представительная форма демократии.

   В современных условиях нельзя  обойтись как без представительной демократии, так и без прямой демократии. Сведение прямой демократии к положению второстепенной, вспомогательной форме объективно понижает ее роль и значение. Это противоречит и конституционному принципу суверенитета народа. Путем прямой формы демократии представительная демократия получает юридические полномочия от народа на осуществление государственной власти, т.е. конституируется. Примечательно, что новая Конституция Российской Федерации на первое место ставит непосредственную демократию. В прежних советских конституциях вообще отсутствовала норма, констатирующая, что народ осуществляет власть непосредственно. Ибо это отвечало доктрине административно-командной системы.

   Эффективное осуществление власти народа возможно только при  сочетании прямой и представительной форм демократии.

   Российский конституционализм выделяет  следующие институты непосредственной  демократии (прямого народовластия): выборы, референдум, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения. Одни из них носят императивный характер и не нуждаются в санкции органов государственной власти (референдум, выборы), другие носят консультативный характер. Но независимо от юридической природы различных институтов прямого волеизъявления их влияние на механизм принятия государственных решений всегда огромно. Ибо в них находит выражение воля масс. Конституционно-правовая регламентация институтов прямого волеизъявления народа различна. Практически упоминание о каждом институте прямого волеизъявления в Конституции встречается.

   Реализация императивных институтов  прямого народовластия регламентируется  Законами (выборы, референдум). Другие  институты прямого народовластия  нуждаются в законодательной регламентации. В статье 11 Конституции РФ закреплен механизм осуществления власти. На федеральном уровне государственную власть Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

   На уровне субъектов Федерации  государственную власть осуществляют  образуемые ими органы государственной  власти. Ими являются президенты  республик, главы администраций  субъектов Федерации, представительные (законодательные) органы государственной власти - законодательные собрания, думы, а также органы судебной власти.

   Конституционной новеллой в механизме  осуществления российского народовластия  явилось признание и гарантирование на высшем правовом уровне местного самоуправления. Последнее как конституционный институт осуществления власти народа самостоятельно в пределах своих полномочий. Конституция РФ в статье 12 специально подчеркивает, что органы местного самоуправление не входят в систему органов государственной власти.

   Создание системы местного самоуправления  ныне одна из кардинальных задач, стоящая перед Россией.

   Одним из основополагающих принципов  демократической организации государства,  важнейшей предпосылкой верховенства  права и обеспечения свободного  развития человека является принцип разделения властей.

   Доктрина разделения властей  своими истоками уходит в древние  (Платон, Аристотель) и средние века (Марсилий Падуанский, Локк и Монтескье). Свою яркую и наиболее четкую  разработку эта идея получила  в работах французского просветителя Шарля Луи Монтескье. В своем основном труде - трактате «О духе законов» Монтескье провозглашает, что власть в государстве должна быть разделена на законодательную, исполнительную и судебную. Такое разделение должно воспрепятствовать сосредоточению верховной власти в руках одного класса или сословия и исключить злоупотребление властью. «Все погибло бы, - писал Монтескье, - если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц». В учении Монтескье разделение властей означало не только разделение функций государства, а разделение политических сил во имя осуществления политической свободы.

   Идея о разделении властей  была рождена идеологами молодой  буржуазии в ходе борьбы против  феодального абсолютизма.

     Социалистический конституционализм весь советский период развития отвергал принцип разделения властей. Считалось, что он непригоден для политической системы социализма из-за несоответствия его основополагающему принципу: «Вся власть Советам!» Хотя в условиях административно-командной системы Советы никогда и не были полновластными органами. Их полновластие полностью подменялось всевластием партийного аппарата.

   90-е годы XX столетия явились поворотным  рубежом в конституционном развитии  России. Впервые принцип разделения власти был юридически закреплен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Статья 13 Декларации гласит: «Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства». Дальнейшее свое конституционное закрепление этот принцип получил на VI Съезде народных депутатов Российской Федерации, а также в статье 10 новой Конституции Российской Федерации: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной, судебной власти самостоятельны». Конституционное закрепление разделения властей не означает, что три ветви российской государственной власти абсолютно обособлены. Разделение властей означает, что ни один орган государства не может и не должен обладать всей полнотой власти. Власть распределена и демонополизирована так, что ни одна из них не сможет подчинить себе другую ветвь власти.

   Самостоятельность ветвей власти - это незыблемость конституционного строя России, конституционная гарантия от возврата к тоталитаризму. Разделение властей в России проведено как по горизонтали, так и по вертикали.˙

Правовое  государство.    Конституционное закрепление России как правового государства можно считать перспективной нормой, определяющей один из главных ориентиров общественного развития. Воплощение идеи правового государства — это идеал, к которому должны стремиться все цивилизованные страны. К основным признакам правового государства обычно относят:

  • верховенство права и закона, поскольку в таком государстве законы должны быть гуманными, соответствующими общечеловеческим ценностям;
  • связанность законом самого государства (значит, всех его органов и должностных лиц, которые в своей деятельности должны руководствоваться законом и не выходить за рамки, установленные им)
  • признание, соблюдение и защиту прав человека, их приоритет перед правами и интересами государства;
  • разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых действует самостоятельно, взаимно уравновешивая и контролируя другие с целью недопущения чрезмерной концентрации полномочий у какого-либо органа или должностного лица;
  • свободу экономических, политических и идеологических отношений;

высокий уровень правовой культуры населения. Каждый человек в правовом государстве  соблюдает предписания закона в  силу глубокого внутреннего убеждения, а государство создает условия, чтобы исполнение законов соответствовало  интересам каждого члена общества.

   Наличие в Основном законе  страны нормы о правовом государстве имеет большое значение. Она призвана оказать определяющее влияние на весь строй отношений «личность—общество—государство», так как обязывает государство и его органы в своей деятельности руководствоваться принципами правового государства. Законы и другие нормативные акты в такой стране должны соответствовать этим же принципам. Права человека должны соблюдаться так, как это принято в правовом государстве. Наконец, поколения людей должны привыкнуть к тому, что они живут в правовом государстве и могут требовать, чтобы государство и его органы действовали в соответствии с его нормами, а также соотносить с этими нормами и принципами свое поведение.

Информация о работе Понятие конституционного строя