Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 20:14, курсовая работа
Главной целью моей работы является комплексное исследование существующих проблем авторского договора. Цель исследования обусловлена необходимостью учета важнейших приоритетов авторского права при разграничении видов договоров, которые основательно укрепились в Республике Узбекистан как в теории, так и на практике.
Задачи исследования. Для выполнения поставленной цели в процессе работы определены и решались, следующие задачи:
– исследовать процессы становления и развития авторского договора;
– исследовать сущность авторского договора в сравнении с другими видами договоров, регулируемых гражданским законодательством;
– исследовать отличительные особенности отдельных видов авторских договоров.
Введение 3
Глава 1. Авторский договор: понятие и элементы 6
1.1. Понятие и юридическая природа авторского договора 6
1.2 Элементы авторского договора 12
Глава 2. Классификация авторских договоров 17
2.1 Основания классификации и виды авторских договоров 17
2.2 Договоры заказа и договоры на готовое произведение 20
2.3 Договоры о передаче произведения для использования (авторские лицензионные договора) 27
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Приложение 35
Министерство
Иностранных Дел Республики Узбекистан
Университет
Мировой Экономики и Дипломатии
Кафедра
«Гражданское право»
Курсовая работа
Понятие
и виды авторских договоров
Ташкент-2009
Содержание
Сегодня можно говорить о том,
что большинство компаний, которые
прямо связанные с
В
законодательстве нашей республики
значительное внимание уделяется защите
авторских прав. Принимаются меры
по его дальнейшему
Актуальность исследования определяется сложившейся политико–правовой реальностью и стоящими перед нашим обществом и государством задачами, обуславливающими необходимость научного исследования и теоретического обоснования комплекса вопросов о законодательном регулировании отношений, возникающих по поводу авторских прав. Исключительную теоретическую актуальность и практическую значимость приобретает изучение классификации авторских договоров и особенностей отдельных их видов. Она позволяет участникам гражданского оборота достаточно легко выявлять и использовать в своей деятельности наиболее существенные свойства договоров, прибегать на практике к такому договору, который в наибольшей мере соответствует их потребностям.
Международная договорная практика Республики Узбекистан расширяется, охватывая различные сферы жизни. Это является предпосылкой для научного анализа многочисленных аспектов договорно–правовой практики Республики Узбекистан в области авторского права.
Главной целью моей работы является комплексное исследование существующих проблем авторского договора. Цель исследования обусловлена необходимостью учета важнейших приоритетов авторского права при разграничении видов договоров, которые основательно укрепились в Республике Узбекистан как в теории, так и на практике.
Задачи исследования. Для выполнения поставленной цели в процессе работы определены и решались, следующие задачи:
– исследовать процессы становления и развития авторского договора;
– исследовать сущность авторского договора в сравнении с другими видами договоров, регулируемых гражданским законодательством;
– исследовать отличительные особенности отдельных видов авторских договоров.
Методы исследования: теоретико–правовые методы познания договорно–правовых явлений, методы сравнительно–правовой, исторический, толкование норм авторского права. Важнейшую методологическую роль в данной работе сыграли труды Сергеева А.П., Троценко И., Тошева Б. Н., Чернышева С.А посвященные проблемам становления и развития авторских договоров.
В
данной работе рассматривались законы
и нормативно-правовые акты регулирующие
отношения в сфере авторского
права в Республике Узбекистан. К ним
относятся: Гражданский кодекс Республики
Узбекистан, Налоговый кодекс Республики
Узбекистан, Закон «Об авторском праве
и смежных правах», Законы «О правовой
охране программ для электронных вычислительных
машин и баз данных», «О средствах массовой
информации», «О защите профессиональной
деятельности журналиста», «Об издательской
деятельности», «О рекламе» и другие законодательные
акты.
В литературе можно встретить множество разного рода определений договора. Так, по мнению М.И. Бару, договор — это волевой акт, основанный на взаимном соглашении сторон, направленный на возникновение, изменение или прекращение юридических отношений. 2 Аналогичное определение дает Ф.И. Гавзе, с той лишь разницей, что он называет цель договора: наилучшее удовлетворение потребностей всего общества и отдельных его членов3.
Определения договора, не отличающиеся по существу от вышеизложенных, встречаются и в современной литературе. Так, Н.Д. Егоров, помимо всего прочего, под договором понимает и документ, закрепляющий факт установления обязательственного правоотношения4. В подобных определениях гражданско-правового договора акцент делается на волевое начало, а также на содержание правоотношения.
Анализ формулировок понятия договора, которых в литературе более чем достаточно, приводит к выводу о правильности высказывания В.А. Ойгензихта, с точки зрения которого волевой момент в соглашении является основным. Следовательно, в договоре должна быть выражена воля сторон, и только при этом условии он является соглашением5.
Договоры,
связанные с созданием и
Понятие авторского договора формировалось постепенно. Поскольку издательский договор был одним из наиболее распространенных авторских договоров, достаточно проследить исторически формировавшиеся подходы к его определению.
В юридической литературе 30-40-х годов издательский договор толковался как один из способов отчуждения, “переуступки” автором принадлежащего ему исключительного права на издание и распространение своего произведения6.
Теория “уступки, отчуждения” авторских прав нашла поддержку в работах более поздних лет. Так, В.А. Кабатов полагал, что автор может передавать другим лицам свое право на опубликование произведения и право на его неприкосновенность7.
Критикуя теорию “отчуждения”, “уступки”, Б.С. Антимонов и Е.А. Флейшиц подчеркивали, что исключительный характер прав автора состоит в их неотчуждаемости, неотторжимости от личности автора в течение всей его жизни или в течение срока, определенного законом для особых случаев, в недопустимости перенесения прав автора на другое лицо8.
Таким образом, был намечен иной подход к пониманию авторского договора — не как способа отчуждения авторских прав, а как способа реализации принадлежащих автору прав.
В 50-е годы возникла теория “разрешения”. А.И. Ваксберг считал, что по договору автор разрешает опубликование произведения9. Примерно в то же время высказывается мысль, что при передаче произведения организации автор только реализует принадлежащее ему право на выпуск произведения в свет10. Таким образом, намечается иная тенденция в трактовке издательского договора — как соглашения об использовании произведения. После вступления в силу ныне действующего Гражданского кодекса (ГК) и включения в него раздела “Авторское право” утвердилось единое понятие авторского договора. В ст.1067 ГК РУз дается следующее определение авторского договора: “Автор или его наследник может передать право использования своего произведения другому лицу путем заключения авторского договора. Авторский договор предполагается возмездным”.
На протяжении многих лет отношение к издательскому договору, как и к авторскому договору вообще, было неоднозначным. Его рассматривали как договор об уступке автором своих прав, отчуждении, передаче, о реализации автором своих прав, о разрешении автора использовать свое произведение. Сравнительно недавно появилась новая трактовка издательского договора (и его разновидностей) как договора по оказанию автору услуг, но услуг особого рода, оказываемых не столько автору, сколько потенциальному читателю11.
В издательском деле задействованы несколько обособленных в хозяйственном и правовом отношении организаций: издательство, типография, книготорг. По мнению И. Троценко, должна существовать единая организация, объединяющая эти обособленные организации12. Поскольку права и обязанности партнеров издательского дела достаточно четко не определены, на издательство возложена ответственность за выполнение ими своих непосредственных обязанностей. Считается, что издательство должно поставлять тиражи книготорговым организация, так как оно является собственником книги (товара).
Отвергая такой подход, И. Троценко отмечает, что издательство не может быть собственником тиражей, как художник, являющийся собственником созданной им картины, не может быть собственником многочисленных печатных копий13.
Во всем процессе выпуска произведения автор не участвует, поэтому говорить об издательском договоре как о договоре об оказании услуг автору вряд ли правомерно.
Отношения в процессе издания возникают между обособленными юридическими лицами.
Автор вступает в отношения с издательством, разрешая ему использовать свое произведение. С этой точки зрения издательство должно быть ведущей организацией в цепочке издательство — типография — книготорг. От того, будет ли заключен единый договор, определяющий их права и обязанности, или издательство заключит с каждым из них отдельный договор, суть не меняется. И. Троценко выступает против признания издательства единственным и полноправным собственником, полагая, что оно осуществляет только часть работ и реально может нести ответственность лишь за их качество и своевременность выполнения14.
Думается, верной здесь является точка зрения С.А. Чернышевой: множественность субъектов собственности на тираж исключается15. Издательство не располагает реальной властью над тиражами и не способно управлять ни изготовлением, ни реализацией книг. Да ему и не надо управлять, характер его отношений с изготовителем и реализатором определяется договором. Как отмечает В.Ф. Яковлев, договор становится основным регулятором экономических связей, происходит коренное изменение в соотношении условий договора, определяемых самими сторонами, с так называемыми обязательными условиями16.
Следовательно, партнеры по книгоизданию вправе сами определять условия договора и меру ответственности за их невыполнение.
Авторский договор выступает основной правовой формой, в рамках которой автор имеет возможность трудиться над созданием произведений. Вместе с тем, автор может создавать то или иное произведение в рамках трудовых отношений с организацией, которая нуждается в использовании его произведений. В этих случаях правовой формой, опосредствующей использование произведений автора, выступает трудовой договор. В связи с этим вполне закономерно возникает вопрос о разграничении этих договоров. Несмотря на то, что и по трудовому и по авторскому договору могут издаваться одни и те же произведения, содержание этих договоров различно: в одном случае отношения регулируются нормами трудового права, в другом — гражданского. Насколько позволяет характер творчества, автор сам избирает форму взаимоотношений с организацией.
В принципе, вопрос о разграничении авторского договора с трудовым имеет значение лишь в тех случаях, когда автор — исполнитель работ не зачислен в штат (списочный состав) организации. Поскольку подчинение распорядку, установленному в организации, не позволяет квалифицировать сложившиеся между сторонами отношения авторско-правовыми. Тот же признак — подчиненность внутреннему распорядку работы организации — позволяет отграничивать от трудового договор и договор подряда. Часто возникает спор, какой из трех названных договоров заключен, если по поводу результата творческой деятельности стороны связаны так называемым “трудовым соглашением”. Вопрос о природе такого соглашения должен быть выяснен до рассмотрения спора по существу, так как согласно Налоговому кодексу Республики Узбекистан истцы освобождаются от уплаты судебных расходов по спорам, вытекающим из авторского права и смежных прав;17 в то время как при обращении с иском о взыскании платы по договору подряда судебные расходы подлежат уплате на общих основаниях. Что же должно служить разграничительным признаком при рассмотрении подобных споров? Н.А. Клык выделяет при отсутствии оснований для признания отношений трудовыми предмет. Так, если заключается договор на создание результата творческой деятельности — произведения науки, литературы или искусства, то такое соглашение ни что иное, как авторский договор со всеми вытекающими отсюда последствиями18. Думается такая позиция вполне оправдана, она призвана, прежде всего, обеспечить защиту прав и интересов автора, поскольку положение автора по такому договору должно быть не хуже по сравнению с положением, закрепленным в законе.