Организационно-правовые основы трудоустройства иностранных граждан в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2017 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотрение организационно-правовых основ трудоустройства иностранных граждан в Республике Беларусь.
Задачи работы:
- рассмотреть теоретико-правовые подходы к определению понятия «трудящийся-мигрант»;
- рассмотреть международно-правовое регулирование статуса трудящихся-мигрантов;
- проанализировать правовой статус трудящихся-мигрантов по законодательству Республики Беларусь;
- рассмотреть процедуру получения специального разрешения на занятие трудящимися мигрантами трудовой деятельностью в Республике Беларусь;
- исследовать особенности оформления трудовых отношений с трудящимися-мигрантами;

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 357.00 Кб (Скачать файл)

- нормы, регулирующие вопросы социального страхования;

- нормы, регулирующие возмещение вреда, причиненного трудящемуся-мигранту в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания;

- нормы, устанавливающие обязанность трудящегося-мигранта после истечения срока действия трудового договора покинуть территорию осуществления временной трудовой деятельности.

Регулирование правового положения трудящихся-иммигрантов внутренним законодательством Республики Беларусь и международными договорами, заключенными с ее участием, естественно обусловливает специфику, подлежащую учету при заключении трудовых договоров с этой категорией работников, привносит новеллы в права и обязанности сторон, предопределяет необходимость принимать в расчет их гражданство (иногда – постоянное место жительства).

В рамках ООН 18 декабря 1990 г. была заключена Конвенция о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей[1], основанная на принципах и стандартах, выработанных под эгидой Международной организации труда и закрепленных в Конвенции о трудящихся-мигрантах (№ 97), Конвенции о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения (№ 143), Рекомендации о трудящихся-мигрантах (№ 86), Рекомендации о трудящихся-мигрантах (№ 151), Конвенции о принудительном или обязательном труде (№ 29), Конвенции об упразднении принудительного труда (№ 105). Из всех вышеперечисленных конвенций Республика Беларусь ратифицировала только две последние конвенции. Представляется, что присоединение Республики Беларусь к важнейшим международным документам, содержащим нормы, направленные на защиту прав трудящихся-мигрантов, откроет новый этап в развитии соответствующего отечественного законодательства.

 

 

1.3 Правовой статус трудящихся-мигрантов по законодательству Республики Беларусь

 

 

Как было указано выше, понятие «трудящийся-иммигрант» впервые введено в Республике Беларусь Законом Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 225-З «О внешней трудовой миграции». В соответствии с абз. 10 ст. 1 Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» трудящийся-иммигрант – иностранец, не имеющий разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, въехавший в Республику Беларусь для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности по трудовому договору у нанимателя Республики Беларусь либо осуществляющий такую деятельность в Республике Беларусь[7].

Таким образом, статус трудящихся-иммигрантов Законом Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» распространяется как на иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – иностранцы), постоянно проживающих за рубежом, и въехавших на территорию Республики Беларусь с целью работы, так и на иностранцев, въехавших на территорию Республики Беларусь с какой-либо иной целью, но впоследствии трудоустроившихся. Определяющее значение при наделении иностранцев статусом трудящихся-иммигрантов законодатель придает временному характеру их пребывания на территории Республики Беларусь c целью осуществления трудовой деятельности либо осуществлению такой деятельности в период временного пребывания (проживания). Из ч. 2 ст. 11 Закона Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» следует, что право заниматься трудовой деятельностью признается и за иностранцами, временно пребывающими или временно проживающими в Республике Беларусь, однако в указанной норме оговаривается, что порядок реализации этого права определяется специальными законодательными актами Республики Беларусь.

В этой связи важное значение имеет определение в ст. 2 Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» сферы его действия и исключение из нее отношений, связанных с трудоустройством и осуществлением трудовой деятельности в Республике Беларусь некоторых категорий иностранцев, не имеющих разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь.

Действие Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» не распространяется на иностранцев, которым предоставлены статус беженца или дополнительная защита либо убежище в Республике Беларусь (абз. 2 ч. 2 ст. 2) или ходатайствующих о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты либо убежища в Республике Беларусь (абз. 3 ч. 2 ст. 2). Как следует из Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 354-З «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь» (далее – Закон о статусе беженца), иностранцы, которым предоставлен статус беженца, уравнены в трудовых правах с иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь, с оговоркой, что иное может быть предусмотрено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь (абз. 14 ч. 1 ст. 19). Законом о статусе беженца аналогично решен вопрос и в отношении права на трудоустройство иностранцев, которым предоставлена дополнительная защита (абз. 6 ч. 1 ст. 22), а также ходатайствующих о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь (ч. 1 ст. 27, абз. 7 ч. 1 ст. 29). В последних нормах оговорка о том, что иное может быть предусмотрено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь, отсутствует, что, по нашему мнению, свидетельствует о несогласованности правовых норм, не учитывающих соотношение статусов беженца и дополнительной защиты[31,c.562].

Статус беженца или дополнительная защита при определенных условиях, установленных ч. 1 ст. 47 Закона о статусе беженца, предоставляются и членам семьи иностранца.

Пунктом 12 Положения о предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства убежища в Республике Беларусь, его утрате и лишении и иных вопросах пребывания в Республике Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 5 апреля 2006 г. № 204 (далее – Положение), права, свободы и обязанности иностранцев, которым предоставлено убежище в Республике Беларусь, приравнены к правам иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь, а значит, и к их правам в сфере труда [15]. Предоставление иностранцу убежища распространяется также на прибывших вместе с ним членов его семьи. Что же касается прав иностранцев, ходатайствующих о предоставлении убежища, то о них в Положении речь не идет, что является пробелом. Закон Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» во всяком случае выводит указанную категорию иностранцев из-под действия белорусского законодательства о внешней трудовой миграции.

Законом о статусе беженца предусмотрена возможность получения временной защиты (ст. 24). Такая защита предоставляется иностранцу, прибывшему в Республику Беларусь в составе группы иностранцев, одновременное массовое прибытие которых делает невозможным индивидуальное рассмотрение их ходатайств о защите. Иностранец, которому предоставлена временная защита, как это вытекает из абз. 7 ст. 25 Закона о статусе беженца, имеет в сфере трудовых отношений равные права с иностранцами, временно пребывающими в Республике Беларусь, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь, в связи с чем трудоустройство такого иностранца и осуществление им трудовой деятельности в Республике Беларусь должны соответствовать требованиям Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции».

Под действие Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» не попадают иностранцы, приглашенные в Республику Беларусь на срок не более девяноста суток для чтения курса лекций или выполнения другой учебной работы в учреждениях образования Республики Беларусь, обеспечивающих получение высшего образования, повышение квалификации и (или) переподготовку кадров (абз. 4 ч. 2 ст. 2). Новшеством Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» является дополнение этого абзаца указанием на иностранцев, приглашенных в Республику Беларусь для проведения монтажа (шефмонтажа) оборудования и (или) оказания услуг по обучению персонала эксплуатации этого оборудования. Ранее действовавший Закон Республики Беларусь от 17 июня 1998 г. № 169-З «О внешней трудовой миграции» указанную категорию иностранцев из сферы своего действия не исключал[31,c.563].

Действие Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» не распространяется на иностранцев, работающих в дипломатических представительствах, консульских учреждениях иностранных государств, представительствах и (или) органах международных организаций или межгосударственных образований, аккредитованных в Республике Беларусь (абз. 4 ч. 2 ст. 2). В соответствии с ч. 1 ст. 321 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) трудовые и связанные с ними отношения иностранных работников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, аккредитованных в Республике Беларусь, регулируются законодательством соответствующего иностранного государства.

Из сферы действия Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» исключены иностранцы, аккредитованные в Республике Беларусь в качестве журналистов иностранных средств массовой информации (абз. 6 ч. 2 ст. 2); иностранцы, являющиеся священнослужителями, приглашенными религиозными объединениями, зарегистрированными в установленном порядке на территории Республики Беларусь, для занятия религиозной деятельностью (абз. 8 ч. 2 ст. 2); иностранцы, проходящие производственную практику в соответствии с программами, образовательными стандартами по специальности, учебными планами и учебными программами учреждений образования Республики Беларусь (абз. 9 ч. 2 ст. 2).

Действие Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» не распространяется на иностранцев, являющихся руководителями коммерческих организаций с иностранными инвестициями, их филиалов или представительств (абз. 6 ч. 2 ст. 2). Закон 1998 г. не распространял своего действия не только на руководителей коммерческих организаций с иностранными инвестициями, но и на учредителей таких организаций (подп. л ч. 2 ст. 1).

Закон Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» закрепил принципы осуществления внешней трудовой миграции:

- добровольность внешней трудовой миграции;

- недопустимость незаконной внешней трудовой миграции;

- защита рынка труда Республики Беларусь;

- недопустимость найма трудящихся-эмигрантов и трудящихся-иммигрантов на условиях, унижающих их человеческое достоинство, наносящих вред их здоровью;

- недопустимость дискриминации трудящихся-эмигрантов и трудящихся-иммигрантов в зависимости от пола, расы, национальности, языка, религиозных или политических убеждений, участия или неучастия в профессиональных союзах или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, возраста, места жительства, недостатков физического или психического характера, если они не препятствуют исполнению соответствующих трудовых обязанностей, иных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами и не обусловленных спецификой трудовых функций или статуса работника;

- недопустимость подмены трудовых отношений, вытекающих из трудовых договоров, заключенных с трудящимися-иммигрантами, обязательствами, возникающими на основе договоров, предусмотренных гражданским законодательством Республики Беларусь[27].

Принципы осуществления внешней трудовой миграции, закрепленные в Законе Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции», можно разделить на две группы: общие, т. е. такие, которые относятся как к «эмиграционному», так и к «иммиграционному» процессам, и специальные. Специальные касаются только второй составляющей внешней трудовой миграции – «иммиграционной». В число этих принципов входят защита рынка труда Республики Беларусь и недопустимость подмены трудовых отношений, вытекающих из трудовых договоров, заключенных с трудящимися-иммигрантами, обязательствами, возникающими на основе договоров, предусмотренных гражданским законодательством Республики Беларусь.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» осуществление трудящимися-иммигрантами трудовой деятельности в Республике Беларусь допускается с соблюдением белорусского законодательства, если занятие свободных рабочих мест (вакансий) не может быть обеспечено гражданами и иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь. С учетом государственных интересов, ситуации на рынке труда и приоритетности права граждан и иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь, на занятие свободных рабочих мест (вакансий) Совет Министров Республики Беларусь может устанавливать квоты на привлечение в Республику Беларусь трудящихся-иммигрантов для осуществления трудовой деятельности на ее территории (ст. 24 Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции»). До настоящего времени введение квот не практиковалось. Но даже если квоты будут установлены, то не в отношении всех работников-иностранцев.

Второй специальный принцип – недопустимости подмены трудовых отношений, вытекающих из трудовых договоров, заключенных с трудящимися-иммигрантами, гражданско-правовыми обязательствами – в определенной степени обусловлен уже рассмотренным принципом. Его предназначение состоит в блокировании наиболее часто используемого нанимателями и работниками-иммигрантами пути для преодоления мер по защите национального рынка труда. Заключение гражданско-правового договора дает возможность игнорировать установленные разрешительные процедуры, подлежащие соблюдению при найме на работу иностранцев из-за рубежа. С другой стороны, в силу диспозитивности гражданского права и автономии воли сторон при заключении гражданско-правовых договоров у «нанимателя» может быть более узкий круг обязательств. С практической точки зрения это может приводить к выполнению работы иностранцами на дискриминационных условиях. Причем если интересы отечественных граждан, работающих по гражданско-правовому договору, по определенным позициям защищены положениями Указа Президента Республики Беларусь от 6 июля 2005 г. № 314 (далее – Указ № 314), то на иностранцев, временно пребывающих (проживающих) в Республике Беларусь, этот Указ не распространяется. Это следует из толкования термина «граждане», используемого в нем.

Вместе с тем некоторые двусторонние соглашения по вопросам внешней трудовой миграции, например заключенное Республикой Беларусь с Азербайджанской Республикой (ч. 1 ст. 8), содержат положение о том, что трудовая деятельность трудящихся-мигрантов может осуществляться как на основании трудового, так и на основании гражданско-правового договора, заключенного с работодателем. В этом случае гарантии, предусмотренные международным договором, будут распространяться и на временно пребывающих (проживающих) в Республике Беларусь иностранцев, имеющих гражданство соответствующего государства и выполняющих работу на основании заключенного гражданско-правового договора.

Закрепление принципа недопустимости подмены трудовых отношений, вытекающих из трудовых договоров, заключенных с трудящимися-иммигрантами, гражданско-правовыми обязательствами – в той редакции, в которой он изложен – порождает ряд вопросов. В частности, вопрос о том, вправе ли иностранцы, временно пребывающие (проживающие) в Республике Беларусь, в принципе заключать гражданско-правовые договоры, предметом которых является выполнение работы или оказание услуги, или речь идет исключительно о недопустимости «подмены», и если это так, то как провести разграничение между случаями, когда такая подмена имеет место, и случаями, когда ее нет. Второй вопрос – о корректности использования в Указе № 314 термина «граждане» без учета того, что в соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона № 105-З постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранцы имеют право заниматься трудовой и предпринимательской деятельностью наравне с гражданами Республики Беларусь в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь. Осуществление же предпринимательской деятельности, как известно, часто связано с выполнением работ (оказанием услуг). Полагаем, что в Указе № 314 следует раскрыть содержание этого термина с учетом преследуемых целей правового регулирования, включив в него как граждан Республики Беларусь, так и постоянно проживающих в Республике Беларусь иностранцев.

Информация о работе Организационно-правовые основы трудоустройства иностранных граждан в Республике Беларусь