Направления сотрудничества России и Китая на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

В 2006 году президент РФ В. Путин прибыл в КНР и принял участие в мероприятиях Года России в Китае. Выступая на Китайско-российском форуме экономических и промышленно-торговых кругов на высшем уровне, он подчеркнул, что решение проблемы несбалансированности в двусторонней торговле – наиболее насущная задача китайско-российского экономического сотрудничества.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1. Основные направления экономической политики КНР. 4
1.1. Этапы и проблемы перехода Китая к рыночной экономике 4
1.2. Экономические показатели развития экономики Китая 8
ГЛАВА 2. ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА КИТАЯ 18
2.1. Организация банковской системы 18
2.2. Импорт капитала и инвестиционный климат Китая 23
ГЛАВА 3. Направления сотрудничества России и Китая на современном этапе. 25
3.1. Инвестиционное сотрудничество России и Китая. 25
3.2. Российско-китайское сотрудничество в транспортной сфере. 28
3.3. Перспективы российско-китайского сотрудничества при вступлении РФ в ВТО. 31
3.4. Региональные проблемы, связанные с демографическим фактором 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43

Файлы: 1 файл

Курсовая Полозова.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

 

3.2. Российско-китайское сотрудничество в транспортной сфере.

   Многие  из вариантов экономического взаимодействия государств, так или иначе, связаны с проблемами транспортных маршрутов и способов транспортировки. Доставка товаров и грузов является неотъемлемым компонентом международной торговли и товарообмена, отдельный комплекс вопросов связан с тарифами за транзит, если такая доставка осуществляется через территории третьих стран. Проблема транспортных маршрутов может иметь и стратегическую составляющую — как с собственно экономической, так и военно-политической точек зрения.

   Важные транспортные артерии, идет ли речь о железнодорожных, шоссейных или трубопроводных путях — это зачастую мощный рычаг экономического подъема прилегающих территорий, катализатор развития здесь производственной и социальной инфраструктуры7.

   На протяжении практически всего прошлого столетия единственным сухопутным путем, связывавшим Европу с Восточной Азией, являлась Транссибирская магистраль, которая вошла в строй в 1916 г. и по сей день является самым протяженным железнодорожным путем в мире. Значение Транссиба по-прежнему трудно переоценить. Не случайно президент РФ еще несколько лет назад в своем выступлении на деловом саммите АТЭС в Шанхае отметил, что дальнейшее развитие связанной с Транссибом железнодорожной инфраструктуры "позволит сделать качественный шаг в развитии транспортной системы в Азиатско-тихоокеанском регионе". В.В. Путин подчеркнул также готовность России "подумать и над участием в транспортных проектах, предусматривающих строительство железных и автомобильных дорог из Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии в Европу"8.

   Вместе  с тем не секрет, что Транссибирская магистраль уже не один год действует  с большими нагрузками. Вот почему на повестке дня — серьезная работа по реконструкции и расширению возможностей этого давно опробованного и надежного маршрута. Здесь остро стоит проблема внедрения современных управленческих методов, прежде всего логистики.

   Понимая значение этой магистрали, Россия разрабатывает  соответствующую стратегию развития. Руководство головной структуры, управляющей железными дорогами страны — компании "Российские железные дороги", неоднократно подчеркивало, что важной составной частью этой стратегии являются проблемы транзита, предоставление странам АТР, а в особенности северо-восточным районам Китая, возможности транспортировки грузов через Россию в Европу. Как отмечал президент компании Владимир Якунин, по данной теме регулярно ведутся переговоры с партнерами компании в странах АТР, идет работа по созданию транспортно-логистической компании, специально ориентированной на вопросы транзита9.

   Все это означает, что возможности  Транссиба, несмотря на трудности, далеко не исчерпаны. Хороший тому пример — рост в последние годы железнодорожных поставок нефти в Китай, объем которых в 2006 г. был ориентирован на цифру 15 млн. тонн. В немалой степени это стало результатом работы по совершенствованию необходимой инфраструктуры и серьезных капиталовложений.

   Как и в России, так и в Китае осознают важность транспортной инфраструктуры. Ведется масштабное строительство — как внутреннего характера, так и с расчетом на международных перевозки.

   В КНР к 2020 г. общая протяженность железных дорог достигнет 100 тыс. км, половина из них будет электрифицирована. Общая протяженность шоссейных скоростных дорог составляет сегодня 40 тыс. км, что является вторым показателем в мире, проложено 140 международных автомобильных линий, заключено 10 транспортных соглашений с сопредельными странами. Регулярно заседает российско-китайская подкомиссия по вопросам транспорта. В числе ее приоритетов — обеспечение растущего потока железнодорожной перевозки в КНР российской нефти — около 8 млн. тонн в 2005 г. и предположительно 15 млн. тонн - в 2006 г. В этих целях вкладываются серьезные средства в модернизацию путей и оборудования — прежде всего в районах трансграничных переходов Забайкальск — Маньжоули и Гродеково — Суйфэньхэ. В разной стадии реализации находятся проекты трех мостов через пограничный Амур — в Читинской и Еврейской автономной областях. Открыто движение по автотрассам Харбин — Владивосток, Муданцзян — Уссурийск. На этапе разработки и изучения находится важный проект автодороги через перевал Канас на западном участке границы, которая связала бы китайский Синьцзян и российский Алтайский край10.

   Тем не менее, особое значение в контексте двухстороннего транспортного сотрудничества может иметь тема, которая уже неоднократно являлась предметом внимания экспертного сообщества, а именно — взаимодействие в области трубопроводного транспорта.

   По  средневзвешенным оценкам через 10-15 лет экономика Китая будет нуждаться в дополнительных (в сравнении с нынешним уровнем) объемах импорта нефти, которые оцениваются соответственно в 100-120 млн. тонн ежегодно. Аналогично выглядят и перспективные потребности в импорте дополнительных объемов природного газа — порядка 50-60 млрд. куб. м для КНР. В то же время Россия в рамках своих возможностей по добыче и планов по диверсификации маршрутов экспорта углеводородов планирует предложить на рынки объемы, в значительной мере покрывающие эти потребности — к 2020 г. не менее 80 млн. т нефти и 120—130 млрд. куб. м газа. Такая взаимодополняемость рассматривается как базовая основа двухстороннего энергетического сотрудничества и служит толчком к поиску взаимодействия, в том числе — и по вопросу транспортировки.

   Вот почему проблема создания и последующей эффективной совместной эксплуатации региональной инфраструктуры транспортировки углеводородов, в которой приняли бы участие и Россия, и Китай уже несколько лет рассматривается специалистами — как минимум в качестве определенной теоретической перспективы.

   Российское  ООО «Дальвест» и китайская корпорация «Шэньчжу» будут проводить совместные работы на строительстве магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь –  Тихий океан». Соответствующий договор  стороны подписали на экономическом форуме в рамках завершившегося в Хэйхэ международного фестиваля «Лето городов-побратимов».

   Представители Амурской области провели презентацию  объектов сотрудничества, в частности  строительства нефтепровода ВСТО, жилого микрорайона «Северный», провели торгово-экономические переговоры с китайской стороной по проблемам сотрудничества в сфере международного интеллектуального обмена и обмена кадрами. В результате подписано почти два десятка договоров, среди которых и договор между белогорском ООО «Дальвест» и корпорацией «Шэньчжу».

   Министр экономического развития и внешних  связей Амурской области Александр  Гордеев отметил: «Стратегическое  развитие нашего региона связываем  с вами: это и нефтепровод ВСТО, и прорабатываемый проект сети транспортных коридоров для поставки грузов из КНР в Якутию». Генеральный консул России в Шэньяне Станислав Муравский остановился на вопросах сотрудничества северо-восточных провинций Китайской народной республики с регионами Дальнего Востока, Забайкалья и Восточной Сибири. По словам генконсула, программа китайского правительства по развитию северных регионов страны перекликается с планами российского руководства по развитию дальневосточного региона11.

3.3. Перспективы российско-китайского сотрудничества при вступлении РФ в ВТО.

 

   Вступление  России во Всемирную торговую организацию  (ВТО) даст новые шансы для развития китайско-российского торгово-экономического сотрудничества. Такое мнение выразили представители деловых и ученых кругов Китая по случаю 5-й годовщины вступления Китая в ВТО. Кандидат Северо-Восточного финансово-экономического университета Китая Цзян Вэньсюе сказал, что после присоединения России к ВТО КНР и РФ, между которыми существует экономическая взаимодополняемость, будут членами единого международного экономического сообщества. Это, по его словам, поможет в достижении намеченной руководителями двух стран цели довести китайско-российский товарооборот до 60 – 80 млрд. долларов. Эксперт также полагает, что получение Россией членства в ВТО позволит сделать переговоры этой организации более многополярными12.

   В целях обеспечения эффективности  грузовых перевозок между Китаем и Россией, объем которых, возможно, будет интенсивно расти после  присоединения России к ВТО, город  Маньчжурия (автономный район Внутренняя Монголия), граничащий с Забайкальском и представляющий крупнейший в Китае сухопутный пропускной пункт, принимает меры по упрощению таможенных формальностей.

   Большое внимание вопросу грузооборота между  Китаем и Россией уделяет и  директор Международного аэропорта "Таосянь" в г. Шэньян (северо-восточная провинция Ляонин) Сун Юйци. Назвав расходы на грузовые перевозки по воздушной линии Шэньян-Иркутск-Москва конкурентоспособными, директор отметил готовность к усилению сотрудничества с Иркутским аэропортом, чтобы освоить как российский, так и европейский рынок в целом.

   Следует отметить, что большой интерес  к развитию бизнеса с Россией  проявили не только северо-восточные  районы Китая, являющиеся традиционными  торгово-экономическими партнерами российских регионов, но и южные районы Китая.

   По  статистике, в январе-октябре этого  года экспорт из провинции Гуандун  в Россию составил 1,84 млрд. американских долларов, что на 46,6 процента больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В частности, по объему первого показателя провинция Гуандун заняла в стране 2 место, уступив только провинции Хэйлунцзян. По сообщению представителя администрации Гуандуна, если ранее преимущества продукции гуандунского производства на российском рынке заключались, в основном, в низкой стоимости, то в будущем повышенное внимание будет уделено повышению качества товаров.

   Возможное присоединение России к ВТО также  привело бы к разработке китайскими предприятиями новых бизнес-планов по освоению нового рынка. Китайский гигант-производитель бытовой техники – компания "Чанхун" – выразила уверенность в том, что в случае получения РФ членства в ВТО ожидается улучшение инвестиционного и юридического климата в России, а также снижение уровня российских пошлин на импорт продукции электроники бытового назначения. Компания позитивно оценивает перспективы развития российского рынка, где в последние годы наблюдался рост спроса на бытовую технику, особенно на телевизоры, что предоставляет "Чанхуну" и другим китайским производителям бытовой техники большие шансы для развития бизнеса. В связи с этим "Чанхун" проводит ТЭО плана о вложении инвестиций в российскую экономику.

   В целях сокращения инвестиционных рисков и получения оперативной информации о конъюнктуре компания "Чанхун" намерена сотрудничать с российским партнером по освоению нового рынка. Компания "Чанхун" также готова принять меры по созданию и совершенствованию сети послепродажных услуг.

   Отметив, что в настоящее время не работает совместная информационная система  между таможнями двух стран, эксперты сообщили, что здесь все будет зависеть от того, как будут в двусторонних проектах сотрудничать китайские и российские таможенники, и насколько они будут координировать свои действия13.

   Согласно  данным, Россия лидирует в мире по масштабам  лесопокрытых площадей: ее доля составляет 22 процента от всей площади лесов на планете. Российские лесные ресурсы, главным образом, расположены в Сибири и на Дальнем Востоке.

   Из-за ограниченных возможностей российская сторона стремится активизировать международное сотрудничество в освоении лесных ресурсов. Как заявляет официальный представитель РФ, Россия приветствует иностранное инвестирование в отрасль глубокой переработки древесины.

   Двустороннее  сотрудничество в этой сфере должно быть взаимовыгодным: оно поможет  России ускорить шаги по освоению рынка Азиатско-Тихоокеанского региона, подчеркнул доцент этого университета Тянь Ган.

   По  мнению ученых, после вступления в  ВТО Россия по правилам организации  обязана будет снизить ставку вывозной пошлины на древесину.

   Китайское правительство оказывает неизменную поддержку вступлению России в ВТО. Все это в будущем создаст благоприятные условия для китайско-российского сотрудничества в сфере лесного хозяйства, констатировали китайские ученые14.

 

3.4. Региональные проблемы, связанные с демографическим фактором

     Суть  того, что обычно называют демографической  проблемой, хорошо известна. Речь идет о неконтролируемой китайской миграции на российскую территорию. В начале 90-х годов российские региональные власти включая силовые структуры охватила паника, отражением которой стали многочисленные антикитайские публикации в прессе, обвинения в адрес Пекина в целенаправленной демографической экспансии на север, и чуть ли не всех китайцев - в преступных наклонностях.

     Движение  китайцев на север вызывалось вполне объективными и преимущественно не политическими причинами и обстоятельствами. Оно предопределялось экономической и социальной обстановкой на Дальнем Востоке России и в Китае и объективно отвечало потребностям самой России. В начале 90-х годов китайская миграция стимулировалась огромными потребностями в товарах широкого потребления в Сибири и на Дальнем Востоке и нехваткой там рабочей силы. Что касается самого Китая, то у него было две основные причины для поощрения миграции своих граждан на север: демографическое давление и безработица на Северо-Востоке, с одной стороны, и сравнительно высокая прибыльность бизнеса с Россией и в России - с другой. По мере уменьшения потребностей дальневосточных территорий в китайских товарах и рабочей силе, а также после введения местными властями различных ограничений на въезд миграционная динамика изменилась.

Информация о работе Направления сотрудничества России и Китая на современном этапе