Личные права и свободы человека и гражданина в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

В действующей Конституции, основанной на новой концепции прав человека, перечень прав и свобод установлен в следующей последовательности. Сначала указаны личные, затем политические, а за ними социально-экономические. Именно такая последовательность присуща Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году.
Во всех предшествующих конституциях советского этапа последовательность закрепления прав и свобод была иной. Сначала фиксировались социально-экономические, затем политические и личные права и свободы. В этом отражалась система приоритетов, при которой личные права отодвигались, как второстепенные, на второй план .

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
1. Общая характеристика прав и свобод человека и гражданина……………...6
1.1. Исторический аспект проблемы прав и свобод человека и
гражданина…………………………………………………………………………6
1.2. Современное содержание прав и свобод человека и гражданина….……8
1.3. Классификация конституционных прав и свобод человека и
гражданина………………………………………………………………………..11
2. Содержание основных личных прав и свобод человека и
гражданина………………………………………………………………………..15
2.1. Право на жизнь, достоинство личности, свободу и личную
неприкосновенность………………………………………………….…….……15
2.2. Личные права в области неприкосновенности частной жизни,
жилища, свободы передвижения и места жительства……………………….…20
2.3. Личные права и свободы в области национальности, языка,
свободы мысли, совести и вероисповедания…………………………………...24
3. Гарантии прав и свобод человека и гражданина……………………….…..29
3.1. Понятие и виды механизмов защиты прав человека……………….……29
3.2. Конституционные гарантии правосудия………………………………….38
Заключение…………………………………………………………………….…43
Глоссарий…………………………………………………………………..….…..48
Список использованных источников……………………………………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 134.17 Кб (Скачать файл)

Каждый имеет право на жизнь9. Это право провозглашается всеми международно-правовыми актами о  правах  человека  и  почти  всеми  конституциями  стран  мира  как неотъемлемое право человека, охраняемое законом.  Никто не  может быть произвольно  лишен  жизни. 

Право  на  жизнь,  прежде  всего,  предполагает  проведение  государством миролюбивой внешней политики, исключающей войны и конфликты. Правовое  государство  обязано  поддерживать  обороноспособность страны   на   случай   любых   посягательств,   но   строго   регламентирует использование регулярной армии на своей территории и за  рубежом,  поскольку это ведет к гибели, как мирного населения,  так и личного состава.  Однако подобного рода гарантий права на жизнь в Конституции РФ нет.

В мирных  условиях  гарантии  этого  права  не  сводятся  к  запрещению убийства – это безоговорочно закрепляется уголовным кодексом каждой  страны. Государство обязано  организовать  эффективную  борьбу  с  преступностью  и особенно с террористическими  акциями.  Гарантиями  права  на  жизнь  служат системы здравоохранения и в частности предупреждения  детской смертности; охраны  от  несчастных  случаев  на  производстве;   профилактики   дорожно-транспортных происшествий; пожарной безопасности. Например, статья 34 Федерального  закона  от  21  декабря   1994   г. (в ред. от 18.10.2007) «О  пожарной  безопасности» устанавливает:  «Граждане  имеют  право:  на  защиту  их  жизни,  здоровья  и имущества в случае пожара…»10.

Особое  значение  имеет  вопрос  о  смертной  казни.   При   разработке Конституции  ряд  общественных  и  религиозных  организаций  настаивали   на конституционном  запрещении  смертной  казни,  как  это   сделано   в   ряде стран. Смертная  казнь  в  Конституции обозначена «впредь  до  ее  отмены»11.  В то  же  время введено несколько гарантий против ее произвольного применения:

1) смертная казнь должна  устанавливаться только федеральным  законом;

2) смертная  казнь  должна  рассматриваться  как  исключительная  мера наказания, то есть иметь альтернативу в виде лишения свободы на  определенный срок с тем, чтобы суд всегда имел возможность выбора меры наказания;

3) смертная казнь может  применяться только за особо  тяжкие преступления против жизни, то есть в отношении лиц,  совершивших умышленное  убийство  при отягчающих обстоятельствах, за террористические акции и бандитизм, если  они привели к гибели людей;

4) при угрозе применения  смертной  казни  обвиняемый  имеет  право  на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. N 3-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 УПК РСФСР, пунктов 1 и 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» в связи с запросом Московского городского суда и жалобами ряда граждан»12. В котором заявители считали, что указанные положения служат основанием для отказа гражданину, обвиняемому в преступлении, за совершение которого в качестве меры наказания уголовным законом установлена смертная казнь, в праве на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, если такие суды на соответствующих территориях не созданы. Все указанные положения были признаны в принципе конституционными. Но при этом Суд постановил, что поскольку Федеральное Собрание, несмотря на достаточный срок, не приняло в соответствии с предписаниями Конституции РФ федеральный закон, устанавливающий на всей территории РФ порядок рассмотрения судом с участием присяжных заседателей дел о преступлениях, за совершение которых федеральным законом в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, то пункт 1 постановления Верховного Совета РФ от 16 июля 1993 года в той мере, в какой он далее не обеспечивает на всей территории РФ реализацию права обвиняемого в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, признается не соответствующим Конституции РФ. Положения этого пункта не могут более служить основанием для отказа обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, в удовлетворении ходатайства о рассмотрении его дела судом с участием присяжных заседателей. Обвиняемому в таком преступлении в любом случае должно быть реально обеспечено право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. С момента вступления в силу настоящего Постановления и до введения в действие соответствующего федерального закона наказание в виде смертной казни назначаться не может независимо от того, рассматривается ли дело судом с участием присяжных заседателей, коллегией в составе трех профессиональных судей или судом в составе судьи и двух народных заседателей13.

В статье 21 Конституции РФ закрепляется право на охрану государством достоинства личности. Её первая часть  гласит, что ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. Употребление в статье термина «ничто» означает, что никакие обстоятельства, в том числе отрицательная оценка личности в общепризнанном понимании, психическая болезнь, чрезвычайное положение, война и тому подобное, не могут служить основанием для умаления достоинства.

Под умалением достоинства  личности понимается «такое действие, поведение кого-либо, которое в  оскорбительной форме представляет человека менее значимым или в  искаженном виде, причиняя ему таким  образом нравственные страдания».14 Наиболее типичными примерами являются оскорбление, клевета, высокомерное отношение к человеку, распространение порочащих его сведений и т. п.

Запрещение пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения  или наказания является общей  международной нормой, которая содержится в большинстве международных  актов о защите прав человека. Под  пыткой понимается «любое действие, посредством  которого человеку намеренно причиняется  сильная боль или страдание, физическое или умственное, со стороны официального лица или по подстрекательству с  целью получения от него или от третьего лица информации или признаний, наказания за его действия, которые  он совершил или в совершении которых  подозревается, либо запугивания его  или других лиц».15

В понятие «унижающее человеческое достоинство обращение или наказание», согласно разъяснениям Европейского суда и Комиссии по правам человека, включаются обращения и наказания такого рода, которые направлены на то, чтобы  вызвать у человека чувство страха, подавленности и неполноценности, оскорбить, унизить его или сломить его физическое и моральное сопротивление.

«Разновидностью насилия  и жестокости являются принудительные медицинские, научные и другие опыты  и эксперименты над людьми. Поэтому  для проведения какого-либо опыта  необходимо, во-первых, добровольное согласие лица на проведение эксперимента; во-вторых, понимание им последствий эксперимента; в-третьих, чтобы лицо было совершеннолетним и полностью дееспособным».16

Право на свободу17 есть «не что иное, как сама свобода, то есть возможность совершать  любые  правомерные   действия»18.   В   этом   праве   заложено ограничение  для  свободы  других  людей,  и   особенно   должностных   лиц, обладающих возможностью применения принуждения к людям. В неразрывной  связи с ним  находится, но  не  совпадает, личная  неприкосновенность19  человека, которая распространяется на его жизнь, здоровье, честь,  достоинство.  Никто не вправе силой или  угрозами  принуждать  человека  к  каким-то  действиям, подвергать его истязанию, обыску или наносить вред здоровью. Человек  вправе сам распоряжаться своей судьбой, выбирать свой жизненный  путь:  вступать  в брак, участвовать в голосовании, поступать на  работу  и  другие права.  Наиболее сильные гарантии свободы и безопасности личности выступают в форме уголовно-правового  запрета  любых  обратных  действий  граждан  и  должностных  лиц. Ограничения этой свободы допускаются только на основе закона  и  в  законных формах, все меры принуждения должны находиться под судебным контролем.

Конституционный Суд РФ выразил  озабоченность в связи с недостаточностью гарантий права на свободу,  вытекающего  из  ч.1 ст.22 Конституции  РФ  и  п.1  ст.9 Международного  пакта  о  гражданских   и политических правах, формулирующего условия правомерного  ограничения  этого права. Никто не может быть подвергнут произвольному  аресту  или  содержанию под стражей, а также не должен  быть  лишен  свободы  иначе,  как  на  таких основаниях  и  в  соответствии  с  такой  процедурой,  которые   установлены законом.

    1. Личные права в области неприкосновенности частной жизни, жилища, свободы передвижения и места жительства

 

Частную жизнь20 составляют те стороны личной жизни человека, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием других. Частная жизнь –  своеобразный суверенитет личности, означающий неприкосновенность  его, так сказать,  среды обитания. Тайна  в  данном  случае  вовсе  не  прикрывает  какую-то антиобщественную или противоправную деятельность. Она отражает  естественное стремление каждого  человека  иметь  собственный  мир  интимных  и  деловых интересов,  скрытый  от  чужих  глаз.  Социалистическое  общество   пыталось отвергнуть признание  права  человека  на  частную  жизнь,  что  вылилось  в издевательские  формы  коллективных  обсуждений  личной  жизни,   изощренные методы  слежки   и   подслушивания,   распространение   порочащей   человека информации о его интимной жизни.

Институт неприкосновенности частной жизни включает много  разнообразных гарантий,  которые  содержатся  в  различных  статьях  Конституции   РФ,   а специально –  ст. 23 и 24. Рассмотрим их подробнее.

Устанавливается право человека на личную и семейную тайну, на защиту своей  чести  и  доброго  имени.  Ни  от  кого  нельзя  требовать  сведений, касающихся происхождения  или  деловой  активности  родственников,  интимных связей, источников финансового состояния семьи и т. д. Если честь  и  доброе имя человека подвергаются унижению или оскорблению,  он  вправе  потребовать через   суд наказания  или  компенсации  за  моральный  ущерб, что предусматривается  Уголовным  кодексом.  Если  клеветнические  и   порочащие человека сведения публикуются в печати, суд вправе обязать тот  же  печатный орган опубликовать опровержение этих сведений.

Согласно Конституции  РФ, каждый имеет  право  на  тайну  переписки,  телефонных  переговоров, почтовых, телеграфных и иных  сообщений21.  Поэтому запрещаются  перлюстрация (вскрытие) писем и других  почтовых  отправлений,  подслушивание телефонных разговоров.  Уголовный  кодекс  квалифицирует  нарушение  тайны   переписки, телефонных  переговоров  и  телеграфных  сообщений  граждан  как   уголовное преступление. Обыск, выемка, наложение ареста на  корреспонденцию  и  выемка ее  в  почтово-телеграфных  учреждениях  могут   производиться   только   на основаниях и  в  порядке,  установленных  Уголовно-процессуальным  кодексом.

Строго  регламентирован   законом   и   порядок   прослушивания   телефонных разговоров. Все  эти  ограничения  права  на  тайну  допускаются  только  на основании   судебного   решения,   что   призвано   исключить   произвол   и злоупотребления должностных лиц правозащитных органов.

Сбор, хранение, использование  и распространение информации о  частной жизни  лица  без  его  согласия  не  допускаются22.  Эта   гарантия   как   бы ограничивает установленное Конституцией РФ право каждого свободно  искать  и распространять информацию,23 но  на  самом деле  противоречия между ними нет. Ключевым элементом  всей  конструкции  служит  согласие  или несогласие лица на распространение информации о нем. Для того чтобы закрыть источники  возможной  информации,  нежелательной для человека, закон  запрещает  нарушать  профессиональную  тайну  о  личной жизни человека,  которой  обладают  врачи,  судьи,  следователи,  нотариусы.

Специально охраняется тайна  исповеди – священник  не  подлежит  уголовной ответственности за недонесение о  преступлении,  ставшем  ему  известным  на исповеди.

Согласно закону24 охраняется  служебная и коммерческая тайна, когда информация имеет действительную или  потенциальную  ценность  в силу неизвестности ее  третьим  лицам,  к  ней  нет  свободного  доступа  на законном основании и  обладатель  информации  принимает  меры  к  охране  ее конфиденциальности.  Следовательно,   право   определять   объем   сведений, составляющих тайну, принадлежит самому человеку, а то,  что  не  может  быть предметом тайны, определяется только законом и иными  правовыми  актами25.

Органы государственной  власти и органы местного  самоуправления,  их должностные лица  обязаны  обеспечить  каждому  возможность  ознакомления  с документами  и  материалами,  непосредственно  затрагивающими  его  права  и свободы, если иное не предусмотрено законом26. Следовательно,  любое лицо вправе обратиться с требованием в государственное, общественное или  частное учреждение, например, для получения сведений об  экологической  безопасности в зоне проживания или о наличии фонда заработной  платы  на  предприятии.  К сожалению,  процедура  осуществления  этой  гарантии  и  порядок  применения судебного контроля пока законом не разработаны (это касается  всех  гарантий права на частную жизнь), в результате  чего  конституционные  нормы  как  бы повисают в воздухе: введенный  Конституцией  РФ  судебный  контроль  еще  не действует из-за отсутствия закона, а старый  порядок  (прокурорский)  ею  же отвергнут.

Информация о работе Личные права и свободы человека и гражданина в РФ